15

Эта история сконцентрирована на провале бомбардировщика, который вдохновил разработку других типов бомбардировщиков. Проекты четырехмоторных бомбардировщиков дальнего радиуса действия Nakajima Ki-68 и Kawanishi Ki-85 зависели от успеха флотского дальнего бомбардировщика Nakajima G5N Shinzan (深山 — горная расселина). В качестве бомбардировщика G5N потерпел неудачу, что привело к закрытию программ Ki-68 и Ki-85, что привело IJA к ситуации с полным отсутствием проектов дальних бомбардировщиков. Компания Кавасаки выступила с собственным проектом, способных закрыть этот пробел.

В 1938 году в IJN были очарованы идеей бомбардировщика, способного действовать на расстоянии до 6486 км (4030 миль) от своей базы. В частности, это было связано с первоначальным желанием поражать цели в глубине России после взлета с баз в Маньчжурии. Позднее, когда Япония вступила в войну с Соединенными Штатами, была выявлена потребность в нанесении ударов по объектам на материковой части США и было признано, что проекты двухдвигательных машин будут недостаточными — требовался четырехмоторный самолет. Прекрасно понимая, что у японской авиационной промышленности было очень было очень мало опыта в создании таких самолетов, IJN использовал торговую компанию Мицуи (Mitsui Trading Company) в качестве прикрытия для приобретения четырехмоторного авиалайнера Douglas DC-4E якобы для использования «Японскими авиалиниями» (Japan Air Lines). Разработка четырехмоторного пассажирского самолета DC-4E финансировалась пятью авиакомпаниями, Douglas и United Airlines, сосдавшими и испытавшими прототип. Несмотря на то, что DC-4E выглядел внушительно, но условиям стоимости эксплуатации не соответствовал. Самолет был сложным, что привело к проблемам с техническим обслуживанием, увеличившим стоимость эксплуатации самолета. Материальное обеспечение с DC-4E было снято и компании Douglas было предложено упростить проект. Впоследствии DC-4 эксплуатировался армией США как Douglas C-54 Skymaster.

Схемы G5N1

Схемы G5N1

В начале 1939 года продажа DC-4E была завершена и самолет прибыл в Японию, где был повторно собран. К этому времени IJN сообщил Накадзиме, чтобы компания была готова изучить DC-4E для разработки на его базе подходящего бомбардировщика. После выполнения нескольких полетов DC-4E, как тогда сообщали, «затонул в Токийском заливе». В действительности же машина была передана Накадзиме, инженеры которой разобрали его на части. В течение года Накадзима построила прототип G5N1, совершивший первый полет 10 апреля 1941 года. G5N1 использовал только конструкцию шасси, крыла и моторам для установки радиальных двигателей от DC-4E соединенные с новыми фюзеляжем, хвостовым оперением и бомбовым отсеком. IJA планировала выпускать G5N1, и Накадзима предоставила версию Ki-68, использующую двигатели Mitsubishi Ha 101 или Nakajima Ха 103 вместо установленных на G5N1 моторов Nakajima NK7A Mamoru 11. Каваниси также представила свой Ki-85, который должен был использовать двигатели Mitsubishi Ha-111М.

Элементы конструкции и кабина  пилотов G5N1

Элементы конструкции и кабина  пилотов G5N1

Проект тяжелого бомбардировщика 川崎 キ91 (Kawasaki Ki-91). Япония

G5N1 оказался полным провалом. Двигатели NK7A были проблематичными и не развивавшими достаточную мощность, а сам самолет был слишком тяжелым и сложным. Эти трудности способствовали общему снижению характристик G5N1. Несмотря на это были построены три самолета G5N1, а после них еще два, у которых двигатели NK7A были заменены на Mitsubishi Kasei 12. Два дополнительных самолета получили обозначение G5N2, но даже двигатели Kasei 12 не могли реанимировать проект, и проблемы остались. Из-за своих проблем G5N1 никогда не использовался в качестве бомбардировщика. Два G5N1 (использовавшие Kasei 12) и два G5N2 были переделаны в транспортники и служили в этой роли до конца войны. Союзники присвоили G5N кодовое обозначение Liz.

G5N1

G5N1

К маю 1943 года, отмена G5N также принесла закрытие тем Ki-68 и Ki-85 (компанией Каваниси к ноябрю 1942 года был построен макет), оставив IJA без находящихся в разработке проектов четырехмоторных бомбардировщиков. Компания Кавасаки, видя для себя прекрасную возможность, сразу же приступила к работе по проектированию нового бомбардировщика. Человеком, стоявшим за разработкой Ki-91, был Такео Дои — ведущий инженер компании Кавасаки. Его целью было увидеть доводку успешного четырехмоторного бомбардировщика, и инженер Джун Китано (Jun Kitano) должен был работать вместе с Дои, чтобы помочь воплотить бомбардировщик в реальность. В июне 1943 года Дои и Китано приступили к начальным исследованиям и к октябрю работы над первой концепцией проекта Ki-91 были в стадии реализации. Ki-91 был немного большим чем запущенный в массовое производство Boeing B-29 Superfortress. Для установки на Ki-91 были выбраны четыре 18-цилиндровых радиальных двигателя Mitsubishi Ha-214. Поскольку ожидалось, что самолет будет действовать на больших высотах, то двигатели были оснащены турбокомпрессорами. Расчетная максимальная скорость должна была составить 580 км/ч.

Схемы Ki-91

Схемы Ki-91

Для обеспечения ожидаемой дальности в 10000 км в каждой консоли крыла размещались восемь топливных баков. помимо этого в фюзеляже выше бомбоотсека были установлены два топливных бака. Ki-91 должен был нести тяжелое вооружение из двенадцати 20-мм пушек. Пять турелей с механическим приводом должны были быть установлены в носу, передней нижней, верхней, задней нижней частях фюзеляжа и в хвосте. Нижние турели были дистанционно управляемыми, в то время как в остальных находились стрелки. В хвостовой туреил должны были быть установлены четыре пушки, тогда как на остальные — по две. Общая бомбовая нагрузка должна была составить 4000 кг. Ki-91 должен был иметь трехстоечное шасси с носовой стойкой, использующей одно колесо, и основными стойками с двумя колесами каждая. Также должно было быть установлено полуутопленное хвостовое колесо.

Компоновка Ki-91

Компоновка Ki-91

Еще одной особенностью Ki-91 должно было стать использование гермокабины для восьми человек экипажа. Но, как ожидалось, разработка такой большой гермокабины для Ki-91 займет некоторое время даже используя знаний из другого проекта Дои — двухмоторного оснащенного гермокабиной пилота высотного истребителя Kawasaki Ki-108. Поэтому было решено, что в целях избежать задержек разработки и для получения измеренных значений летных характеристик первый прототип Ki-91 будет построен без герметизации. После готовности гермокабины для экипажа, Ki-91 должны будут оснащаться ими.

Деревянная модель Ki-91

Деревянная модель Ki-91

В апреле 1944 года полномасштабный деревянный макет был закончен и компания Кавасаки пригласила руководство IJA для осмотра и оценки Ki-91. До этого момента проект был частной инициативой компании Кавасаки, выделившей на него значительные ресурсы. Если бы проект не удовлетворил IJA, то он стал бы пустой тратой времени, усилий и денег. К счастью в воздушном штабе армии увидели в Ki-91 потенциал и работы над бомбардировщиком продолжились. В ме представители IJA осмотрели макет Ki-91 и немедленно заказали производство первого прототипа. В Кавасаки планировали построить Ki-91 на новом заводе в Мияконойо, префектура Миядзаки, однако, армейское руководство не хотело ждать строительства нового завода и приказало крмпании использовать для этих целей уже имеющийся завод в префектуре Гифу. В июне 1944 года строительство прототипа Ki-91 началось на заводе Гифу, одновременно с получением необходимых для производства  инструментария и технологической оснастки.

Проект тяжелого бомбардировщика 川崎 キ91 (Kawasaki Ki-91). Япония

Проект тяжелого бомбардировщика 川崎 キ91 (Kawasaki Ki-91). Япония

Проект тяжелого бомбардировщика 川崎 キ91 (Kawasaki Ki-91). Япония

Вариант окраски Ki-91

Однако в июне начались первые налеты B-29 на Японию, но поскольку нападения были редкими работы над Ki-91 продолжились несмотря на ухудшающуюся ситуацию в стране. Это изменилось в конце 1944 года, когда B-29 стали действовать с Марианских островов. с 1945 года налеты стали намного более частыми. В феврале 1945 года в ходе налета B-29 был сильно поврежден завод, на котором строился прототип Ki-91. Ущерб был огромным, были разрушены станочный парк и технологическая оснастка. С потерей оборудования, необходимого для будущего производства в сочетании с сокращением поставок из алюминия, в IJA было решено сместить приоритеты развития с бомбардировщиков на высотные истребители, способные бороться с совершающими налеты B-29. Какие бы то ни было надежды на применение тяжелых бомбардировщиков в лучшем случае становились призрачными. проект был официально закрыт в феврале 1945 года, и компания Кавасаки прекратила работы над достигшим 60% готовности прототипом.

Ki-91 в полете (современный рисунок)

Ki-91 в полете (современный рисунок)

Если бы Ki-91 поступил на вооружение, планы атаковать цели на материковой части США были в наличии. Первый предполагал взлет бомбардировщиков с Курильских островов и использование временных авиабаз, второй план предусматривал атаку Гавайев с использованием в качестве промежуточной базы Маршалловы острова. Второй план оказался устаревшим после занятия Маршалловых островов союзниками в феврале 1944 года. в качестве примечания современные рисунки иногда показывают штурмовой вариант Ki-91, оснащенный вместо бомбоотсека батареей пушек, предназначенных для стрельбы вниз. Несмотря на то, что японцы интересовались этой концепцией, нет никаких доказательств, что Кавасаки предлагала использовать Ki-91 таким образом.

Ki-91 в полете (современный рисунок)

Ki-91 в полете (современный рисунок)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Современники: Focke-Wulf  TO ‘Transozean’ Projekt B (Германия), Focke-Wulf Fw 191C (Германия), Focke-Wulf Fw 300 (Германия)

Тип: высотный бомбардировщик дальнего радиуса действия

Экипаж: 8 человек

Силовая установка: четыре Mitsubishi Ha-214 Ru 18-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения, развивающих 2500 л.с. каждый и приводящих в движение четырехлопастные винты

Размеры:

размах крыла 47,90 м
длина 32,97 м
высота 9,99 м
площадь крыла 223,99 м²

Вес:

пустого 33999 кг
с полной нагрузкой 57999 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 580 км/ч на высоте 9808 метров
дальность полета 9000-10000 км
время подъема на высоту 8000 метров 20 мин 30 сек
практический потолок 13500 м

Вооружение: двенадцать 20-мм пушек по две пушки в каждой из турелей, расположенных в носу, нижней и верхней частях фюзеляжа (в пятой турели установлены четыре пушки). Стандартная бомбовая нагрузка 4000 кг (возможна подвеска 8000 кг бомб для выполнения боевых задач ближнего радиуса действия)

Развитие: нет. К концу войны прототип находился на 60% стадии готовности.

источник: Edwin M Dyer «JAPANESE SECRET PROJECTS. EXPERIMENTAL AIRCRAFT OF THE IJA AND IJN 1939-1945»

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account