Проект Су-27КМ. Обратная стреловидность для авианосца
Содержание:
В свое время широкую известность получил экспериментальный самолет Су-47 «Беркут». От другой техники его отличала необычная архитектура с крылом обратной стреловидности (КОС). ОКБ Сухого начало изучать тему КОС еще в начале восьмидесятых годов и даже разработало несколько проектов с применением такого крыла. Непосредственным предшественником опытного Су-47 в этом контексте стал проект Су-27КМ, предлагавший палубный истребитель необычной аэродинамической схемы.
Первые наработки
На рубеже семидесятых и восьмидесятых годов в нашей стране стартовала программа создания перспективного истребителя для обновления парка ВВС в девяностых. Работы по этой теме передали ОКБ Микояна, а бюро им. П.О. Сухого поручили делать другие самолеты.
В начале 1983 г. генеральным конструктором ОКБ Сухого стал М.П. Симонов. Почти сразу он предложил начать инициативную разработку перспективного истребителя – без заказа от военных. «Для маскировки» проекту дали рабочий индекс С-22, который можно было спутать с названием одного из серийных самолетов. Главным конструктором назначили В.С. Конохова.
В тот период Симонов и его коллеги проявляли большой интерес к КОС. Исследования показывали, что такое крыло имеет существенные преимущества перед «обычным», хотя и является более сложным в изготовлении. Истребитель с КОС по ряду характеристик мог превосходить технику нормальной схемы.
В рамках проекта С-22 провели необходимые исследования и подготовили полный комплект рабочей документации. Предлагалось строительство самолета схемы «утка» с передним горизонтальным оперением и КОС. Машину оснастили одним двигателем; имелась одноместная кабина. Взлетный вес достигал 22-24 т, в т.ч. несколько тонн боевой нагрузки.
Проект С.32
На финальной стадии проектирования выяснилось, что С-22 получился чрезмерно тяжелым. Исправление этих недочетов требовало кардинальной переработки проекта. В связи с этим работы по С-22 остановили, а накопленный опыт положили в основу нового проекта – С.32.
Теперь рассматривалось создание двухдвигательного самолета с увеличенной тяговооруженностью. Предлагалось сохранить КОС со всеми его плюсами, а также использовать некоторые идеи в сфере снижения радиолокационной заметности. Конструкторы во главе с М.А. Погосяном рассмотрели несколько вариантов компоновки и оснащения самолета, после чего выбрали оптимальный.
Планер С.32 в целом походил на ранее разработанный. Схема «утка» получила дополнительный задний поворотный стабилизатор. Над ним находилась пара килей. Сохранилось крыло обратной стреловидности. Силовую установку теперь составляли два двигателя Р-79М или пара разрабатываемых АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги. В последнем случае обеспечивался выход на сверхзвуковую скорость без форсажа. УВТ и КОС должны были обеспечить уникальную маневренность.
Предусматривалось современное приборное оснащение кабины, обеспечивающее разгрузку летчика и решение всех основных задач. В НПО «Звезда» предложили оригинальное катапультное кресло переменной геометрии, снижающее воздействие перегрузок на летчика.
«Корабельный, модернизированный»
Изначально С.32 рассматривался в качестве самолета сухопутного базирования. Однако к середине восьмидесятых Минобороны стало проявлять повышенный интерес к палубной авиации. ОКБ им. Сухого отреагировало на это соответствующей инициативой – разработкой палубной модификации истребителя С.32.
В 1988 г. был подготовлен аванпроект перспективного истребителя Су-27КМ («Корабельный, модернизированный»). Он основывался на проекте С.32, но позиционировался иначе. Чтобы не смущать заказчика излишней новизной, его подавали как глубокую модернизацию уже имеющегося Су-27К (будущий Су-33).
Основные положения проекта Су-27КМ оставались прежними. Предлагался планер типа «продольный триплан» с крылом обратной стреловидностью, двумя двигательными отсеками в хвосте и т.д. При этом были приняты меры по усилению части агрегатов, испытывающих те или иные нагрузки при эксплуатации на авианесущем корабле. Переработали приборное оснащение.
Усовершенствованный планер предлагали строить из металла и композитов. Металлические детали использовались в силовом наборе и частично в обшивке. Нагруженная часть обшивки крыла была композитной. Это позволило обеспечить требуемую прочность конструкции, но затрудняло размещение механизма складывания крыла. Он должен был находиться за пределами проекций композитных деталей, чтобы те могли распределять нагрузки правильным образом.
Разработали два метода уменьшения габаритов самолета для более плотного размещения в ангаре. В первом случае шарниры для складывания помещались в центроплане и не затрагивали композитную часть крыла. Плоскости должны были складываться вверх-вперед и ложиться на фюзеляж.
Второй вариант не использовал шарниры крыла. Вместо этого применялись раскладываемые в стороны кили. Самолеты такой схемы, имеющие минимальную высоту, можно было хранить на специальных стеллажах в несколько ярусов.
В «корабельный» проект перенесли силовую установку с двумя двигателями Р-79М с УВТ. Рассматривалась возможность вывода двух реактивных струй через общее плоское сопло с управлением в вертикальной плоскости.
Проект Су-27КМ предусматривал применение перспективной бортовой радиоэлектронной аппаратуры и систем управления вооружением. Самолет должен был вести воздушные бои или атаковать наземные / надводные цели. Оружие планировалось нести на внешней подвеске и во внутреннем отсеке.
Перспективный самолет по своим габаритам был похож на существующие образцы, а максимальная взлетная масса вышла на рубеж 40 т. При такой массе самолет нуждался в стартовой катапульте, но подобные агрегаты на тот момент отсутствовали. Альтернативой был т.н. баллистический взлет с трамплина, который могло обеспечить только крыло обратной стреловидности.
При баллистическом взлете самолет, проходя срез трамплина, имеет недостаточную подъемную силу. По инерции он набирает небольшую высоту, но затем просаживается на 10-15 м. Доходя до нижней точки этого снижения, самолет развивает необходимую скорость, а КОС набирает подъемную силу. После этого машина может уверенно держаться в воздухе и выполнять полет.
Решение заказчика
Аванпроект самолета Су-27КМ был подготовлен в 1988 г. и сразу получил поддержку заказчика. Научно-исследовательская работа получила необходимое финансирование, и в обозримом будущем ожидалась постройка летного прототипа. Однако этого не произошло.
В мае 1989 г. Военно-промышленная комиссия при Совмине СССР приняла решение закрыть целый ряд перспективных проектов во всех основных областях. Вместе с другими проектами под сокращение попал Су-27КМ. Работы по самолету в интересах военно-морского флота прекратились. По некоторым данным, проект Су-27КМ закрыли в пользу создания будущего двухместного Су-27КУБ.
Проект Су-27КМ был закрыт на достаточно ранних стадиях, и строительство опытного образца не начиналось. Более того, к маю 1989 г. не успели построить и испытать даже необходимые летающие лаборатории. Подобные работы осуществлялись позже и в рамках другого проекта.
От проекта к экспериментам
ОКБ им. Сухого было вынуждено прекратить создание палубного истребителя с КОС. Однако оно не стало отказываться от перспективного направления в целом. Работы по крылу обратной стреловидности продолжились – вновь в контексте авиации сухопутного базирования.
Уже в 1989 г. в инициативном порядке продолжили работы по теме С.32. Этот проект переработали с учетом опыта разработки Су-27КМ. В него внесли новые решения, компоненты и технологии. В то же время, пришлось отказаться от некоторых чрезмерно смелых и дорогих решений. На этом этапе прошли испытания летающие лаборатории с тем или иным оснащением.
Вскоре появился новый вариант проекта С.32, получивший собственное обозначение С-37. В 1997 г. по этому проекту построили опытный самолет характерного вида, а через два года машину по имени «Беркут» впервые показали широкой публике. В дальнейшем этот экспериментальный самолет привлекался к различным исследованиям, в т.ч. при разработке истребителя пятого поколения.
Предшественник и последователи
Таким образом, палубный истребитель с крылом обратной стреловидности Су-27КМ остался на бумаге, хотя и имел шансы дойти, как минимум, до летных испытаний. Однако наработки по этому проекту не пропали, были реализованы и проверены на практике. В дальнейшем экспериментальный проект С-37 / Су-47, частично повторявший Су-27КМ, поспособствовал появлению нового поколения отечественных истребителей.
Впрочем, наиболее интересные конструкторские решения проектов С-22, С.32, Су-27КМ и Су-47 так и не дошли до серии и эксплуатации в войсках. Самый новый и совершенный Су-57 получил традиционное стреловидное крыло.
источник: https://topwar.ru/165697-proekt-su-27km-obratnaja-strelovidnost-dlja-avianosca.html