Проект легкого многоцелевого самолета «Лимузин Д». СССР
В апреле 1944 года Н. Н. Поликарпов начал эскизное проектирование новой машины, призванном заменить У-2. Проект получил шифр «лимузин Д». Это был 6-местный одномоторный низкоплан, во внешнем облике которого было нетрудно разглядеть сходство с последними многоместными модификациями У-2, разработанными в КБ Поликарпова. Впрочем, в пояснительной записке к эскизному проекту прямо говорилось, что данная работа является развитием полученного задания на У-2ШС. Конструктор, как и все советские люди, жил в ожидании победы над врагом. Он предвидел послевоенные трудности, поэтому основным критерием целесообразности считал простоту и дешевизну производства при соблюдении необходимого уровня комфорта.
«Лимузин Д», оснащенный двигателем М-11Ф 140 л.с. с винтом изменяемого шага, предполагался для использования в качестве штабного, санитарного, транспортного и учебного. В последнем варианте монтировалось второе управление. Основная компоновка позволяла разместить 5 пассажиров (один рядом с пилотом) или 2 раненых на стандартных армейских носилках и одного сопровождающего. При снятых креслах в образованном грузовом отсеке устанавливались две стандартные бочки или 4 стандартных баллона — всего до 400 кг.
Конструкция смешанная: фюзеляж деревянный с фанерной обшивкой, крыло металлическое с полотняной обшивкой. В крыле два топливных бака емкостью по 120 литров. Шасси убираемое механическим приводом, колеса тормозные. Кабина пилота с полным комплектом навигационных приборов, позволяющих осуществлять полеты в условиях плохой видимости и ночью.
Технологически самолет разбивался на 6 агрегатов: фюзеляж с центропланом и шасси, винтомоторная группа, консоли крыла, хвостовое оперение, фонарь кабины, гаргрот. Технология предусматривала крупносерийное производство на предприятиях-смежниках.
Центровка при нормальной загрузке 22,1% САХ. «Лимузин Д» должен был иметь нормальным полетный вес 1475 кг и весовую отдачу 42%, с перегрузкочным полетным весом 1483 кг весовая отдача достигала 46,2%. С нормальным полетным весом максимальная скорость по расчетам составляла 248 км/ч, эксплуатационная — 195 км/ч, посадочная — 86 км/час, практический потолок — 3750 м, дальность полета при нормальном полетном весе — 700 км. дальность полета в перегрузочном варианте с полными бензобаками — 1700 км.
Эскизное проектирование было завершено в середине мая 1944 года, а с 15 мая приступили к техническому проектированию и постройке макета, началось изготовление отдельных узлов и агрегатов.
Макетная комиссия по «Лимузину Д» заседала 15 июня 1944 года. Признавалось, что с двигателем М-11Ф скороподъемность и взлетно-посадочные характеристики самолета не соответствуют современным требованиям. Предлагалось рассмотреть возможность замены на двигатель М-12 или МГ-31Ф, предусмотреть пневмо- или гидроуборку шасси, увеличить габариты кабины по высоте на 50 мм. Далее предлагалось утвердить задание на «Лимузин Д», построить его в короткие сроки и к 15 сентября 1944 г. провести испытания.
3 июля макет был утвержден, но с 7 июля работы по «Лимузину Д» были законсервированы в связи с подготовкой серийных чертежей У-2ШС и проектированием самолета ВП с АМ-39Б. К сожалению, дальнейшего развития событий в отношении «Лимузина Д» не последовало. Весной 1944 г. Н.Н. Поликарпов впервые почувствовал себя плохо. Врачи диагностировали рак, который прогрессировал, и 30 июля 1944 г. великий русский конструктор скончался.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: легкий многоцелевой самолет
Экипаж: 1 чел. (+ до 5 пассажиров)
Силовая установка: один 140-сильный пятицилиндровый радиальный двигатель М-11Ф
Размеры:
размах крыла 11,50 м
длина в линии полета 8,54 м
колея шасси 3,50 м
размах стабилизатора 3,20 м
Вес:
пустого 798 кг
полетный 1375 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 248 км/ч
крейсерская скорость 195 км/ч
посадочная скорость 86 км/ч
потолок 3750 м
длина разбега 330 м
длина пробега 338 м
дальность нормальная 800 км
дальность максимальная 1700 км
источники:
- Михаил Маслов «Король истребителей. Боевые машины Поликарпова»
- Владимир ИВАНОВ, Андрей КОРШУНОВ, Впадимир ПЕРОВ, Oлeг РАСТРЕНИН «Легендарный У-2», «Мир авиации»