Проект боевого траншеекопателя NLE Trenching Machine Mark I. Великобритания

15
Проект боевого траншеекопателя NLE Trenching Machine Mark I. Великобритания

Проект боевого траншеекопателя NLE Trenching Machine Mark I. Великобритания

Интересная статья Кирилла Рябова с сайта TOPWAR.

Первая мировая запомнилась участникам колоссальным количеством окопов, проволочных и других заграждений, а также другими атрибутами позиционной войны. Трудность оборудования и преодоления позиций и средств их защиты привела к появлению нескольких новых классов техники. В частности, уже во время войны стали появляться первые проекты землеройной техники, позволявшей упростить подготовку окопов. Перед самым началом Второй мировой войны эти идеи получили дальнейшее развитие. Одним из результатов новых работ стало появление боевого траншеекопателя NLE Trenching Machine Mark I или White Rabbit.

К 1939 году обстановка в Европе испортилась и указывала на скорое начало крупной войны, что вынуждало государства уделять особое внимание технике и вооружениям войск. Тогда же у британского командования появилась идея создания специальной землеройной машины, способной обеспечить преодоление заграждений противника. Перспективный образец должен был создавать проход для своих войск, по которому солдаты и техника могли бы максимально приближаться к позициям противника, минуя различные заграждения. Интересно, что автором оригинальной идеи был премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, со времен предыдущей крупной войны имевший свои счеты с окопами и заграждениями.

Боевой траншеекопатель на испытаниях. На переднем плане - Уинстон Черчилль. Фото Aviarmor.net

Боевой траншеекопатель на испытаниях. На переднем плане — Уинстон Черчилль. Фото Aviarmor.net

Основная идея была достаточно простой. Следовало создать специальную машину с землеройным оборудованием. Непосредственно перед атакой такая техника под покровом ночи или дымовой завесы должна была прорывать новый окоп большой длины и ширины, проходящий под заграждениями противника и достигающий первой линии его окопов. Наступление по свежевырытой траншее, как считал автор идеи, позволяло быстро готовить поле боя к атаке, а кроме того, снижать вероятность поражения атакующих солдат и техники. Главной «целью» новых машин должна была стать т.н. Линия Зигфрида – комплекс укреплений в западной части Германии.

Предложение премьер-министра не заинтересовало военное ведомство. Поводом для сомнений стали многочисленные недостатки боевого траншеекопателя. Такая техника не отличалась высокой подвижностью, из-за чего могла стать удобной мишенью для артиллерии противника. Также проект виделся слишком сложным как с точки зрения разработки, так и в плане серийного строительства и дальнейшей эксплуатации техники. Тем не менее, высокий пост позволил автору идеи инициировать полноценные проектные работы. Вскоре был выбран разработчик будущей инженерной машины, а также определены некоторые планы, касавшиеся серийного производства.

Разработка проекта была поручена специалистам специально созданного Департамента наземного оборудования военно-морского флота (Department of Naval Land Equipmen или NLE). Именно по названию этой организации, а также с учетом предназначения техники, новый проект получил обозначение NLE Trenching Machine Mark I – «Траншеекопатель разработки NLE, первая модель». Впоследствии появилось сокращенное неофициальное имя Nellie. Кроме того, необычный проект носил и другие названия. Так, на стадии производства появилось прозвище White Rabbit («Белый кролик» – в честь персонажа книги Льюйса Кэрролла, направлявшегося к норе). Использовалось и «сельскохозяйственное» название Cultivator №6, позволявшее скрыть истинное предназначение машины.

Передняя часть машины, хорошо видны плуг и цепной экскаватор. Фото Imperial War Museum / Iwm.org.uk

Передняя часть машины, хорошо видны плуг и цепной экскаватор. Фото Imperial War Museum / Iwm.org.uk

Специалисты вновь созданного Департамента не имели опыта разработки инженерной техники, из-за чего основные проектные работы по новой машине были переданы компании Ruston-Bucyrus Ltd. Эта фирма занималась производством экскаваторов и другой землеройной техники. Как следствие, у нее был опыт, необходимый для создания боевого траншеекопателя. Следует отметить, что авторы проекта NLE Trenching Machine Mark I взялись за новый заказ с энтузиазмом, благодаря чему разработка не заняла много времени. К концу 1939 специалисты подготовили часть документации, а также изготовили демонстрационный масштабный макет.

В декабре модель траншеекопателя, имевшую длину около 1,2 м, представили премьер-министру. Кроме того, У. Черчилль показал ее некоторым представителям военного ведомства, в том числе будущему начальнику Генерального штаба Эдмонду Айронсайду. Сэр Айронсайд заинтересовался проектом, и стал его сторонником, что в значительной мере поспособствовало продолжению работ. Интересно, что именно к этому времени относится первое упоминание названия «Культиватор №6». Быстрое выполнение проектных работ привело к тому, что 6 декабря 1939 года премьер-министр У. Черчилль заявил о возможности скорого запуска серийного производства с высокими темпами. Уже к весне 1941 года армия могла получить до двух сотен «Белых кроликов».

22 января 1940 года компания-разработчик получила контракт на будущее серийное строительство инженерной техники нового типа. В начале февраля появился дополнительный документ, оговаривавший количество требуемой техники. В рамках первого контракта следовало построить 200 машин NLE Trenching Machine Mark I в модификации Infantry («пехотная») и 40 «танковых» Officer. Разные модификации траншеекопателя имели минимальные отличия, связанные с обеспечением боевой работы разных родов войск. Одновременно с подготовкой серийного производства У. Черчилль предпринял попытку заинтересовать новой разработкой армию Франции. Возможность начала войны должна была поспособствовать появлению интереса к землеройной технике.

Рубка водителя, расположенная на задней секции. Фото Drive2.ru

Рубка водителя, расположенная на задней секции. Фото Drive2.ru

К концу 1939 года компанией-разработчиком были определены основные особенности конструкции машины. Специфическое предназначение и необычные требования привели к формированию нестандартного и оригинального облика. Так, машину следовало разделить на два основных агрегата, отвечавших за перемещение и отрывку траншей. Кроме того, в проекте предлагались некоторые другие необычные идеи.

В готовом виде боевой траншеекопатель White Rabbit состоял из двух основных секций. Передняя оснащалась всем необходимым оборудованием для взаимодействия с грунтом, а задняя отвечала за перемещение машины. Ввиду особенностей работы техники и специфической балансировки авторам проекта пришлось использовать сравнительно длинную и тяжелую заднюю секцию, отвечавшую за передвижение. Передняя, в свою очередь, была меньше и легче, однако несла все целевое оборудование. Секции имели соединяющие механизмы с возможностью изменения их взаимного положения. Опустив переднюю секцию, экипаж мог увеличить глубину траншеи, подняв – уменьшить.

Передняя секция машины NLE Trenching Machine Mark I представляла собой непосредственно землеройный агрегат. Она получила корпус сложной формы с открытой нижней лобовой частью и креплениями для оборудования. Лобовая часть корпуса была выполнена в виде конструкции из нескольких листов, расположенных под разными углами друг к другу. Имелся широкий наклонный лист и узкий верхний вертикальный. Предусматривалось использование вертикальных бортов и горизонтальной крыши. В верхней части бортов, рядом с кормой, помещались две выступающих рамы ленточных транспортеров.

На лобовой часть корпуса располагался плуг для создания траншеи. Он имел клиновидную в плане форму со сравнительно узкой нижней и расширенной верхней частями. Такая конструкция обеспечивала создание траншеи, нижний участок которой был шире корпуса инженерной машины. Верхние «крылья» отвала позволяли отводить грунт вверх и в стороны, исключая возможность его падения обратно в траншею. Плуг при помощи набора балок жестко закреплялся на лобовой части корпуса. Нижний срез плуга при этом находился на некоторой высоте над опорной поверхностью.

Левый борт задней секции. Бортовые люки открыты, техники занимаются обслуживанием агрегатов. Фото Imperial War Museum / Iwm.org.uk

Левый борт задней секции. Бортовые люки открыты, техники занимаются обслуживанием агрегатов. Фото Imperial War Museum / Iwm.org.uk

Предложенная конструкция плуга не обеспечивала выбирание грунта до глубины нахождения днища и гусениц машины. Из-за этого передняя секция получила дополнительные средства для рытья в виде цепного экскаватора. Позади плуга, в нижней части лба корпуса имелось крупное окно, в котором находились две цепи с большим количеством небольших ковшей. Зубья ковшей были направлены вверх, а подача цепи осуществлялась снизу. Во время работы ковши на лентах должны были отбирать грунт из пространства позади плуга и подавать его в кормовую часть секции. Там он ссыпался в емкость, из которой при помощи бортовых ленточных транспортеров выводился наружу. Расположенные под углом транспортеры обеспечивали выгрузку грунта за пределы траншеи, образуя невысокие брустверы.

Кормовая часть передней секции «Белого кролика» имела крепления для соединения с остальными агрегатами. Кроме того, этот узел получил вал для передачи крутящего момента от силовой установки к землеройному оборудованию. Внутри передней секции имелась только специальная аппаратура. Рабочие места экипажа там не предусматривались.

Задняя секция траншеекопателя представляла собой длинный агрегат близкого к прямоугольному сечения. Характерной особенностью корпуса секции было использование гусениц, охватывающих бортовые отсеки. В передней части корпуса секции имелись устройства трансмиссии, передающие мощность на землеройное оборудование. Также там располагалось небольшое отделение управления для экипажа. Для удобства наблюдения за местностью отделение управления имело башенку с двустворчатым люком в крыше. Доступ на рабочие места обеспечивался бортовыми дверями. Позади башни помещался отсек для двух двигателей. Корма отдавалась под трансмиссию, соединяющую двигатель с ведущими колесами гусеничного движителя.

Кормовая часть траншеекопателя. Фото Imperial War Museum / Iwm.org.uk

Кормовая часть траншеекопателя. Фото Imperial War Museum / Iwm.org.uk

Ввиду больших размеров и массы задняя секция машины разделялась на две части. Отсеки в разделенном виде можно было транспортировать имеющимися средствами перевозки тяжелой бронетехники. Разделение происходило по объему, находившемуся между двумя двигателями. Также при перевозке требовалась третья платформа для транспортировки передней секции машины.

Изначально перспективную инженерную машину планировалось оснащать авиационными двигателями Rolls-Royce Merlin мощностью 1000 л.с. Однако в ходе разработки проекта выяснилось, что такие моторы при длительной нагрузке способны поддерживать мощность не более 800 л.с., а кроме того, темпы серийного производства оставляли желать лучшего. Серийных двигателей хватало только для установки на самолеты, но не на новую наземную технику. Проблема двигателей была решена при помощи дизелей Paxman-Ricardo мощностью 600 л.с. Они показывали требуемые характеристики, а также не использовались в других проектах.

Боевой траншеекопатель должен был получить сразу два двигателя. Один из них обеспечивал перемещение машины, второй отвечал за работу землеройных устройств. «Ходовой» двигатель при помощи механической трансмиссии передавал мощность на ведущие колеса кормового расположения. Для обслуживания двигателей использовались крупные люки в бортах корпуса. Крышки люков, имевшие достаточно большие размеры, откидывались вниз, становясь площадкой для размещения техника.

Принцип работы машины. Рисунок Henk.fox3000.com

Принцип работы машины. Рисунок Henk.fox3000.com

Машина получила достаточно простую ходовую часть на основе гусеничного движителя. Для проведения гусениц по периметру боковой поверхности корпуса использовались кормовое ведущее колесо и переднее направляющее. Над ними, почти на уровне крыши, помещались поддерживающие ролики. Верхняя ветвь гусеницы, в свою очередь, поддерживалась специальными рельсами. В нижней части корпуса без подвески и с минимальными промежутками устанавливалось большое число опорных катков малого диаметра. Для правильного распределения большого веса машины ходовая получила по 42 опорных катка на каждом борту. Использовались крупнозвенные гусеницы шириной 610 мм с развитыми грунтозацепами уголковой конструкции.

На случай столкновения с проволочными или иными заграждениями перед позициями противника инженерная машина получила некоторые дополнительные средства. На крыше обеих секций, от плуга до кормового скоса, предусматривалось большое количество стоек с креплениями для проволоки. Натянутая проволока должна была отводить заграждения от башенки и крыши с установленными на ней агрегатами.

Проектом подразумевалось строительство техники в модификациях Infantry и Officer. «Пехотная» машина не имела никаких дополнительных средств. Вторая модификация, в свою очередь, должна была нести специальную аппарель. Предполагалось, что по этому агрегату из траншеи на поверхность смогут подниматься легкие танки и другая техника с соответствующими характеристиками. Иные отличия двух модификаций не предусматривались.

Траншеекопатель на испытаниях. Фото Aviarmor.net

Траншеекопатель на испытаниях. Фото Aviarmor.net

Общая длина траншеекопателя NLE Trenching Machine Mark I в рабочем положении превышала 23,6 м. Максимальная ширина конструкции без учета плуга составляла 2,2 м, высота – до 3,2 м. На переднюю секцию с плугом и экскаватором приходилось 9,3 м длины. Ширина секции доходила до 2,2 м, высота – 2,6 м. Передний агрегат разобранной задней секции имел длину 7,1 м, ширину 1,9 м и высоту 3,2 м. Большая высота была связана с использованием башенки экипажа. Кормовой отсек отличался длиной 8,64 м и высотой 2,6 м. Снаряженная масса машины определялась в 130 т. Из них 30 т приходилось на переднюю секцию. Остальной вес распределялся следующим образом: 45 т на передний агрегат задней секции и 55 т на корму.

Во время работы боевой траншеекопатель должен был зарываться в грунт на глубину 1,5 м. Половина этой глубины обрабатывалась плугом, вторая – цепным экскаватором. Ширина траншеи определялась шириной нижнего агрегата и составляла 2,3 м. Форма плуга и работа экскаватора с дополнительными транспортерами обеспечивали формирование двух брустверов, увеличивающих общую высоту траншеи. Мощность ходового двигателя, по расчетам, позволяла в ходе боевой работы развивать скорость от 0,4 до 0,67 мили в час – 650-1080 м/ч. При максимальной скорости за час работы землеройное оборудование могло «обработать» более 3700 куб.м грунта общей массой до 8 тыс. т.

От места сборки до будущей траншеи на поле боя машина White Rabbit должна была передвигаться своим ходом. При этом можно было развить скорость до 4,9 км/ч. Запас хода по горючему был достаточен для выхода на поле боя и отрывку траншеи длиной до нескольких километров.

В начале 1940 года компания-разработчик получила заказ на производство сначала опытной машины, а затем и серийной техники. В связи со сложностью и трудоемкостью строительство серьезно затянулось. Пока оно продолжалось, британские военные пытались сформировать принципы боевого применения траншеекопателей. Позже уже определенные методики пришлось корректировать с учетом опыта боев во Франции. Анализ методов прорыва обороны, использовавшихся Германией, показал нецелесообразность применения боевых траншеекопателей. Тем не менее, У. Черчилль настаивал на сохранении такой техники, однако уже высказывал предложение о сокращении заказа на серийные машины в несколько раз.

Опытный образец и представители командования. Фото Imperial War Museum / Iwm.org.uk

Опытный образец и представители командования. Фото Imperial War Museum / Iwm.org.uk

Вскоре военные окончательно разочаровались в оригинальной машине, которая с самого начала вызывала серьезные сомнения. Тем не менее, строительство опытного образца приближалось к своему завершению, из-за чего было решено завершить сборку и испытать его. В июне 1941 года первый и единственный достроенный образец NLE Trenching Machine Mark I вышел на испытания. К этому времени никто уже не рассматривал «Нелли» в качестве реальной техники инженерных войск, однако проект все еще был интересен с точки зрения общих возможностей. В ходе испытаний планировалось проверить реальные возможности оригинальной боевой машины.

По некоторым данным, к середине 1941 года на разных стадиях строительства находилось более трех десятков инженерных машин. Кроме того, упоминается, что, кроме первого прототипа, было достроено несколько других машин, так же ставших опытными образцами для проведения испытаний. Согласно таким сообщениям, в общей сложности в проверках было задействовано до пяти прототипов.

Испытания новой землеройной машины продолжались около года. Опытный образец подтвердил соответствие расчетным характеристикам и мог решать поставленные задачи. Тем не менее, было установлено отсутствие каких-либо перспектив с точки зрения реального боевого применения. Необычная концепция имела ряд характерных минусов, не позволявших добиться заметных результатов.

Единственным плюсом проекта «Культиватор №6» была возможность создания траншеи для более безопасного продвижения солдат к линиям обороны противника. Вместе с этим машина имела ряд серьезных проблем. Так, она оказывалась слишком сложной в производстве и эксплуатации. В ходе земляных работ траншеекопатель не мог маневрировать, что в некоторой мере затрудняло создание траншеи для пехоты. Также низкая подвижность делала машину легкой мишенью для артиллерии. Применение бронирования приемлемой толщины не позволяло решить эту проблему и обеспечить требуемую живучесть.

Современная модель боевого траншеекопателя. Фото Henk.fox3000.com

Современная модель боевого траншеекопателя. Фото Henk.fox3000.com

Также к моменту начала испытаний стало ясно, что заграждения и укрепления не могут представлять особой сложности для современной военной техники при ее правильном применении. Войска нацистской Германии без значительных проблем преодолели французскую оборону, объекты которой не смогли сдержать наступление. В дальнейшем имеющиеся методики позволили немецким войскам начать успешное продвижение вглубь территории Советского Союза. Немцы не использовали боевые траншеекопатели, однако и без них показывали высокую эффективность наступлений.

С точки зрения технических, эксплуатационных и тактических особенностей боевой траншеекопатель NLE Trenching Machine Mark I не мог дать войскам никаких значительных преимуществ. Серийное производство техники было отменено. Построенный прототип (или прототипы) после испытаний не был нужен армии. Опытный образец отправился на хранение без какой-либо надежды на возвращение к испытаниям, не говоря уже о продолжении производства и начале эксплуатации в войсках. Никому не нужный боевой траншеекопатель NLE Trenching Machine Mark I / Nellie / White Rabbit / Cultivator №6 хранился на одной из британских военных баз до начала пятидесятых годов. Потом было решено, что он зря занимает место и должен отправиться в утиль. Вскоре уникальный образец техники отправился на разборку и переплавку.

Оригинальные и смелые идеи иногда приводят к настоящим революциям в своей области. Тем не менее, гораздо чаще подобные предложения не дают ожидаемых результатов и остаются в истории в качестве технических курьезов. Предложение У. Черчилля, касавшееся преодоления заграждений и укреплений противника, так же не стало началом очередной технической революции. С самого начала военные отнеслись к оригинальной идее скептически, и впоследствии их мнение подтвердилось на практике. Специальный боевой траншеекопатель оказался слишком сложным для армии, а последующие события показали, что такая техника попросту не нужна. «Белый кролик» не имел будущего и не смог выкопать ни одной «норы» на поле боя.

По материалам сайтов:

      1. http://strangevehicles.greyfalcon.us/
      2. http://aviarmor.net/
      3. http://paxmanhistory.org.uk/
      4. http://iwm.org.uk/
      5. https://drive2.ru/
      6. http://henk.fox3000.com/
      7. http://gutenberg.us/
      8. http://shushpanzer-ru.livejournal.com/

источник: https://topwar.ru/102681-proekt-boevogo-transheekopatelya-nle-trenching-machine-mark-i-velikobritaniya.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account