Призраки «Неба». Проект тяжелого бомбардировщика S-31 Kurowashi. Япония
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статьях «Гонка за призраком скорости. Один мотор — хорошо, а два — лучше» и «Гонка за призраком скорости. «Тяни-толкай» и другие».
Как мы уже видели, выпуск журнала Sora за апрель 1941 года ввел в заблуждение разведку союзников о характере и степени развития проектов японских самолетов. Поскольку война продолжалась и ни один из четырех самолетов, представленных в апрельском выпуске, не был обнаружен, то впоследствии интерес к ним со стороны разведки союзников сошел на нет. Однако журнал Sora продолжал вести эту рубрику. Как часто "Мечты будущих конструкторов" появлялись в журнале неизвестно, но один выпуск 1944 или 1945 года содержал проект, который был ничем иным как фантастикой. Это был S-31 Kurowashi или "Черный орел".
Kurowashi был концептом тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. Уникальным в самолете было то, что все двигатели были размещены в фюзеляже, и Kurowashi использовал компоновку с тянущими и толкающими винтами. в передней и задней частях фюзеляжа были расположены по два 2500-сильных 24-цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения, каждый из которых через редуктор вращал два трехлопастных винта противоположного вращения. С данной силовой установкой Kurowashi должен был иметь максимальную скорость 689 км/ч, но такой мощный двигатель не был в наличии у японских ВВС. Однако, это было не из-за отсутствия попыток: могло быть такое или нет, что создателям Kurowashi было известно о серии двигателей Yokosuka YE3.
В 1940 году IJN приступил к разработке 24-цилиндровых Х-образных двигателей водяного охлаждения должных развивать мощность в 2500 л.с. Х-образный двигатель создавался соединением пары V-образных горизонтально-оппозитных двигателей друг к другу с цилиндрами в четырех блоках, приводящих в движение общий коленвал, и, таким образом, если рассматривать этот двигатель во фронтальной проекции, то появится "Х". Основным преимуществом использования такой конфигурации является большая компактность по сравнению с сопоставимыми радиальными и обычными V-образными двигателями. Однако X-образные двигатели были намного более сложными при постройке и обслуживании, а также более тяжелыми. Этих двигателей не было вплоть до октября 1943 года, когда первый первый YE3B [Ha-74 Model 01] (также изместен как Ken №1) был собран и испытан. YE3B был разработан для размещения в крыле. Вторая модель, YE3E [Ha-74 Model 11] (Ken № 2), имела проектную мощность в 3200 л.с.; планировалось, что она будет закончена в марте 1944 года. В отличие от YE3B, YE3E был разработан, чтобы быть размещенным внутри фюзеляжа. Как бы то ни было, эти двигатели до конца войны так и не попали в серийное производство. Интересно, что оставшийся после войны двигатель YE3B был оснащен двухступенчатым редуктором и валом, которые могли использоваться при управлении двумя винтами противоположного вращения.
С размахом крыла чуть более 33 м Kurowashi ни в коем случае не был маленьким самолетом. В длину самолет был чуть более 21 м, а в высоту менее 6 м. Эти размеры были очень схожи с габаритами бомбардировщика Boeing B-17. Kurowashi нес двухкилевое оперение с шайбами яйцевидной формы.
Несомненно, Kurowashi не испытывал недостатка в вооружении: в общей сложности бомбардировщик нес восемь 7,7-мм пулеметов и четыре 23-мм пушки. 7,7-мм калибр применялся в IJA и IJN, но с другой стороны японцами 23-мм пушки не применялись ни в каком виде ни на самолетах, ни на земле. IJN использовал 25-мм зенитные орудия (Type 96), но на самолеты они не устанавливались. IJA также экспериментировала с 25-мм авиапушками, но остановила свой выбор в пользу 30-мм патронов. Почему создатели Kurowashi решили использовать в качестве калибра для пушек 23-мм остается неизвестным.
Из того, что известно, расположение оборонительного вооружения являлось новаторским. Непосредственно на передней кромке каждой консоли крыла были установлены две шаровые турели. Во внешней турели находилась одна 23-мм пушка, тогда как во внутренней — два 7,7-мм пулемета. Напротив фронтальных турелей на задней кроме был расположен второй набор пушечных и пулеметных турелей. Поскольку задняя кромка крыла была слишком тонкой, чтобы позволить турели установить внутри крыла, то каждая из них была вписана в гондолу, простиравшуюся от верхней части крыла. Таким образом каждая консоль крыла была оснащена четырьмя турелями с двумя 23-мм пушками и четырьмя 7,7-мм пулеметами. Для управления этими турелями создатели Kurowashi полагались на двух стрелков, бомбардира и второго пилота. Два стрелка были размещены в задней части самолета позади бомбоотсека: позиция первого стрелка была в верхней части фюзеляжа, второго стрелка — в нижней. Наведение оружия осуществлялось средствами управления турелями и ведения ими огня. Позиции бомбардира и второго пилота также имели прицелы и средства управления турелями, и летчики, в случае свободы от основных обязанностей, могли управлять турелями и вести из них огонь. Вероятно, что бомбардир и второй пилот управляли передними турелями, в то время как эти два стрелка, используя чвое оружие, обеспечивали контроль хвостовой полусферы.
В качестве боевой нагрузки Kurowashi мог нести чуть более 7257 кг бомб, на 1814 кг м меньше, чем Boeing B-29. Бомбоотсек был разделен на две части и каждая его секция вмещаа шесть бомб, что в общей сложности давало двенадцать. Ниже основных бомбодержателей были навесные панели по одной на каждую сторону. Каждая панель несла четыре бомбы с общим количеством в восемь бомб. когда створки бомбоотсека открывались, то бомбы, подвешенные на панелях, сбрасывались, а сами панели откачиваются в стороны, чтобы оставшаяся часть бомб могла быть сброшена. Эта компоновка была использована для наиболее полного использования внутреннего пространства бомбоотсека. Топливные баки размещались выше бомбоотсека и, вероятно, топливо также размещалось и в крыле.
Kurowashi здесь изображен в окраске 2-го чутая 62-го сентая. Исторически эта часть имела на вооружении бомбардировщики Mitsubishi Ki-21 (Sally), Nakajima Ki-49 Donryu (Helen) и Mitsubishi Ki-67 Hiryu (Peggy)
Kurowashi использовал трехстоечное шасси с носовой стойкой, убирающейся в фюзеляж, и основными стойками, убирающимися в крыло. Однако из-за тяжелого хвоста и для предотвращения повреждений задних винтов во время взлета, посадки и рулежек в фюзеляже имелось большое выдвигаемое хвостовое колесо.
Экипаж бомбардировщика состоял из пяти человек: пилота, второго пилота, бомбардира и двух стрелков. Один из стрелков служил радистом, поскольку радиостанция находилась перед позицией верхнего стрелка.
Вполне вероятно, что разведка союзников знала об этом проекте, и, вероятнее всего, в 1944-45 годах офицеры разведки больше не воспринимали самолеты, изображенные в рубрике "Мечты будущих конструкоров", в качестве имевших хоть какое-то отношение к реальности. Kurowashi был тем творением, которое было бы очень трудно, а может быть даже и невозможно, воплотить в реальности.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Современники: Daimler-Benz Schnellbomber mit DB P83 Gruppenmotor (Германия)
Тип: тяжелый бомбардировщик
Экипаж: 5 человек
Силовая установка: четыре 24-цилиндровых Х-образных двигателя водяного охлаждения, развивающих 2500 л.с. каждый и приводящих в движение металлические трехлопастные винты противоположного вращения
Размеры:
Вес:
с полной нагрузкой 17850 кг
Летные характеристики:
Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов, четыре 23-мм пушки; 8000 кг бомб
Развитие: нет. S-31 Kurowashi был просто бумажным, если не невозможным, проектом из журнала
источник: Edwin M Dyer "JAPANESE SECRET PROJECTS EXPERIMENTAL AIRCRAFT OF THE UA AND UN 1939-1945"