Преждевременный шаг в будущее. «Телеграфные истребители» Halberstadt D.II

16
Преждевременный шаг в будущее. "Телеграфные истребители" Halberstadt D.II

Преждевременный шаг в будущее. «Телеграфные истребители» Halberstadt D.II

Ровно 105 лет назад, 21 марта 1916 года впервые взлетел «Хальберштадт» D.II — первый серийный истребитель специальной постройки, спроектированный в Германской империи, первый в Германии истребитель бипланной схемы и первый немецкий истребитель с двигателем водяного охлаждения.

Вскоре этот самолет сменил на Западном фронте Первой мировой войны морально устаревшие «Айндеккеры», но еще через год он сам был заменен более совершенным «Альбатросом». В те времена авиатехника прогрессировала молниеносно, и истребители превращались в «древнюю рухлядь» и отправлялись на свалку буквально через год-два после их создания.

Сейчас такие темпы сложно себе представить, но вернемся к «Хальберштадту». Этот небольшой одноместный аэроплан длиной 7,3 метра с размахом верхнего крыла 8,8 метра весил 520 кг (взлетный вес — 730 кг) и был оснащен шестицилиндровым рядным мотором «Мерседес» D-II мощностью 120 л.с. Вооружение состояло из одного синхронного пулемета «Шпандау» с ленточным питанием.

На испытаниях он развивал скорость 150 км/ч, набирал высоту 4000 м, а дальность полета составляла 250 км. Летчики отмечали хорошую маневренность и достаточную прочность конструкции, позволявшие выполнять все фигуры высшего пилотажа и пикировать под крутым углом. Такие данные сочли вполне приемлемыми и «Хальберштадт» запустили в серийное производство.

Всего было построено 65 экземпляров «Хальберштадта» D-II, 50 «Хальберштадтов» D-III с моторами «Аргус», а также — 57 «Хальберштадтов D-V, отличавшихся незначительными конструктивными изменениями. 31 из них немцы поставили своему союзнику — Османской империи, где на них летали немецкие летчики, зачисленные в штат турецких ВВС.

«Хальберштадты» неплохо проявили себя на фронте, несколько немецких пилотов заслужили на них титул асов. Однако наиболее интересный, на мой взгляд, факт в биографии этой машины связан с тем, что «Хальберштадт» D-II стал первым в мире радиофицированным истребителем. Осенью 1916 года в Германии сформировали экспериментальный авиаотряд FT-Versuchsabteilung, состоящий из перехватчиков, оснащенных радиостанциями.

Однако это были не привычные нам радиотелефоны, а радиотелеграфные аппараты, в которых связь осуществлялась посредством азбуки Морзе. «FT» в названии отряда расшифровывалось как Funk-Тelegrafie — радиотелеграф. Компактных радиотелефонов с голосовой связью тогда еще не было.

На самолете командира отряда стоял приемопередатчик с генератором, работавшим от двигателя, весивший 30 кг и обладавший радиусом действия в несколько десятков километров. Он предназначался для приема сигналов с земли. А на машинах его подчиненных имелись только приемники, весившие по 12 кг, с помощью которых летчики принимали команды своего шефа. Разумеется, в этот отряд набрали пилотов, умевших на слух, через наушники, воспринимать и «на лету» расшифровывать «морзанку», а командир умел виртуозно работать в полете телеграфным ключом.

Подразделение предназначалось для перехвата вражеских разведчиков и бомбардировщиков по наводке с наземных наблюдательных пунктов, оснащенных радиостанциями, которые передавали командиру координаты цели и корректировали курс, а он, в свою очередь, транслировал команды ведомым и давал им собственные указания (например — возвращаться на аэродром).

К сожалению, о боевых успехах «телеграфных истребителей» ничего не известно. Возможно, их и не было, поскольку оборудование работало ненадежно, а летчики далеко не всегда правильно распознавали команды. В начале 1917 года FT-Versuchsabteilung был расформирован. Идея, опередившая свое время почти на четверть века и не имевшая адекватного оборудования для своего воплощения, оказалась невостребованной.

Но во времена Второй мировой войны, уже на новом техническом уровне, к этой идее вернулись и тогда она показала блестящие результаты. Однако это уже совсем другая история.

Чертеж "Хальберштадта" D-II

Чертеж «Хальберштадта» D-II

"Хальберштадт" D-II при виде спереди

«Хальберштадт» D-II при виде спереди

"Хальберштадт" D-II на заснеженном аэродроме зимой 1916-17 годов. Механик демонстрирует, насколько легкой была у этого самолета хвостовая часть

«Хальберштадт» D-II на заснеженном аэродроме зимой 1916-17 годов. Механик демонстрирует, насколько легкой была у этого самолета хвостовая часть

Большинство "Хальберштадтов" было окрашено сверху в коричнево-зеленый камуфляж, а снизу - в голубой, под цвет неба

Большинство «Хальберштадтов» было окрашено сверху в коричнево-зеленый камуфляж, а снизу — в голубой, под цвет неба

"Хальберштадт" D-III немецкого летчика Ганса фон Койделя, одного из многих "асов-однодневок" Первой мировой войны. Он воевал на Западном фронте с августа 1916 года и успел сбить 12 вражеских самолетов, прежде чем погиб в воздушном бою 15 февраля 1917 года в возрасте 24 лет

«Хальберштадт» D-III немецкого летчика Ганса фон Койделя, одного из многих «асов-однодневок» Первой мировой войны. Он воевал на Западном фронте с августа 1916 года и успел сбить 12 вражеских самолетов, прежде чем погиб в воздушном бою 15 февраля 1917 года в возрасте 24 лет

источник: https://vikond65.livejournal.com/1214121.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account