Право войны.

0

 

АВТОР: А. С. Капто

ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №1,2001

"Право войны” (“Гаагское право”) — исторически сложившаяся правовая система международного гуманитарного права, регулирующая поведение воюющих сторон в период вооруженных конфликтов (jus in bello). Определение терминологических и содержательных границ категории “право войны” предполагает учет особенностей ряда понятий, отражающих разные стороны этой проблемы: “jus in bello” — конкретизированная формулировка международного гуманитарного права; “jus ad” или “contra bellum” — открытие и ведение действий воюющими государствами (международный вооруженный конфликт) или противоборство в конфликте немеждународного характера (между восставшими и правительством; между различными группировками в рамках этнонационального кризиса и т.д.); “jus ad bellum” — право объявления войны; “jus contra bellum” — полное приостановление действия других норм международного права. Термин “право войны” синонимичен используемому в документах ООН понятию “право вооруженных конфликтов”. Понятие “международное гуманитарное право” вошло в название Женевской дипломатической конференции (1947—1977) по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в вооруженных конфликтах.

Право войны.

Первоначально попытки подчинить военные отношения определенному правовому режиму проявились в разработке так называемой доктрины “jus ad bellum” (“справедливой”, “законной” войны). Формула “jus ad bellum” содержит указание как на право прибегать к войне, так и вообще к силе. Международное гуманитарное право, задача которого состоит в правовом регулировании военных действий с целью облегчения невзгод и лишений, переносимых воюющими сторонами, явилось альтернативой исторической традиции, выраженной еще словами Цицерона: во время войны закон безмолвствует.

Гуманитарное право состоит из двух разделов: “гаагского права” (или “права войны”), обусловливающего обязанности воюющих сторон при проведении боевых операций и ограничивающего выбор средств и методов ведения военных действий, и “женевского права” (собственно гуманитарного права), предоставляющего покровительство беззащитным во время войны, охраняющего интересы вышедших из строя военных, а также лиц, не участвующих в военных операциях.

“Право войны” прошло сложный исторический путь становления, вобрав в себя писаные и неписаные правила и обычаи войны, принципы и нормы обычного права, наконец, кодифицированные нормы гуманитарного права. На протяжении всей истории переплетались две тенденции: с одной стороны, культ военной силы, триумф “закона джунглей”, а с другой — стремление обуздать насилие, смягчить бедствия и страдания военного времени. Законы и правила войны развивались параллельно с развитием самой войны, исторический возраст которой определяется возрастом человеческой жизни на земле1.

“Гаагское право” как “право войны” (еще более точно “право ведения войны”) регулирует военные действия, оно частично основано на сохранении государства, а также понятии военной необходимости (“Kriegsrason”) и по этой причине в отличие от “женевского права” в ряде случаев действует в ущерб индивидууму.

Первородные элементы гуманитарного права можно обнаружить во всех цивилизациях и культурах, что нашло отражение во многих литературных и исторических памятниках (Джарма-шастры, Нураны, Упанишады, Махабхарата, наставления по военному искусству в древнеиндийском сборнике предписаний Законы Ману и Японском средневековом кодексе поведения Бусидо). Еще в период межплеменных и межклановых распрей (до появления государства) войны зачастую не велись до полного уничтожения противника. Наряду с этим стихийно формировались правила, направленные на уменьшение последствий насилия. Как установили археологи, в эпоху неолита, когда кодекс чести не позволял воинам сдаваться и они должны были победить или погибнуть без всякой пощады, даже в это время ухаживали за ранеными, практиковалась трепанация, вправление суставов и т.д. Воюющие племена Папуа всегда заранее предупреждали противника о начале боевых действий и в случае, когда появлялись убитые или тяжело раненые, прекращали войну на пятнадцать дней. Враждующие стороны настолько свято соблюдали перемирие, что даже не выставляли охрану. Чтобы не наносить противнику излишнего вреда, они пользовались такими стрелами, наконечники которых не имели зазубрин. Рост городов и развитие международных связей привели к возникновению в период около 2000 г. до н.э. первых законов, которые легли в основу международного права. Правила войны у шумеров — обязательное объявление о начале военных действий, возможность для перемирия, мирный договор, неприкосновенность парламентеров. “Кодекс Хаммурапи”, названный именем вавилонского царя, начинался словами: “Я устанавливаю эти законы, чтобы не дать сильным покорить слабых”. Древнеегипетские “Семь Деяний Истинного Милосердия” призывали: “накорми врага своего”, “накорми голодного, напои жаждущего, освободи пленного, вылечи больного, похорони мертвого”. Свод законов хеттов основывался на принципах честности и справедливости; они заранее объявляли войну и подписывали мирные договоры, стремились смягчить страдания населения капитулировавших вражеских городов, но в то же время крайне жестко обходились с лицами, оказывавшими сопротивление. Между египетским фараоном ХIХ династии Рамзесом II и царем Хетты Хаттушилем III был заключен мир, положивший в 1216 г. до н.э. конец войне между египтянами и хеттами. В Персии Кир лечил халдеев как своих собственных солдат, а Заратустра прославился как глашатай терпимости. Индийский император Асока приказал своим воинам уважительно относиться как к раненым врагам, так и монахиням, ухаживавшим за ними. Описанная Гомером в “Илиаде” война велась по правилам честной игры, с перемирием, уважительным отношением к мертвому врагу. Разграбление же Трои сопровождалось многими зверствами. Вместе с тем в Древней Греции победитель мог по своему желанию убить или поработить побежденного врага, превратить его в свою собственность2.

В древнекитайском памятнике “Трактат о военном искусстве” (VII до н.э.) отмечалось: “Убийство человека, который уже покорился, сулит несчастье”.

В становлении “права войны” большую роль сыграло законотворчество Рима (Pax Romana), направленное на оправдание его (Рима) силовой политики. Его основными элементами были такие положения:

естественное право (jus naturale), только для римских граждан;
право иностранцев (jus gentium), для тех, кто проживал в Риме, и оно не имело позднее приобретенного значения международного права;
для каждого общества — свои законы (ubi societas, ibi jus);
народы враждебных государств объявлялись вне закона;
считалось нормой бесправие рабов и “законность” грубого и жестокого обращения с ними;
допускалась продажа в рабство плененных солдат, которым дарована жизнь;
царила незащищенность побежденного, который мог лишь уповать на милость победителя.
Плененные солдаты и гражданское население подвергались жестоким издевательствам, казням, удушению. И наряду с этим — случаи милосердия: забота царя Эпира, одержавшего победу над римлянами при Гераклее (III тысячелетие до н.э.), и Сципиана Эмилиана о раненых врагах. Золотой век “Рах Romana”, когда доктрина стоиков приобрела таких сильных сторонников, как Сенека, Цицерон и др., ознаменован обогащением “права войны” такими положениями, которые, впрочем, довольно часто расходились с действительностью: “страдающий враг — не враг” (Hostes dum vulnerati fratres); война не влечет за собой отмену законов; равенство всех людей и осуждение рабства; уважение законов и терпимость — путь к безопасности; выдвижение формулы “я человек и ничто человеческое мне не чуждо” (homo sum et humani nihil a me alienum puto) вместо существовавшего длительное время “горе побежденному” (vae victis); замена выражения “человек человеку волк” (homo homini lupus est) на тезис “жизнь человека священна” (homo homini res sacra). Предписывалось, что войну нельзя начинать без законной причины (justa causa) и что она может быть начата с целью защиты или для восстановления справедливости и только после собрания совета священников (fetiales). Только после этого объявлялась священная и законная война (bellum justum et pium). Каждая когорта римских воинов имела одного врага, каждый легион имел medicus legiones (применительно к современным условиям — начальника медицинской службы). Римлянам и стоикам принадлежит идея справедливой войны, которая в средние века была искажена и неверно истолкована воюющими сторонами для оправдания жестокости в борьбе за “справедливость”, в том числе и под прикрытием суда Божьего в религиозных войнах3.

Заметным вкладом в развитие “права войны” стали правила рыцарства эпохи феодального средневековья, представлявшие собой смесь идеализма и развращенности, сострадания и жестокости, грубости и деликатности, веры и предательства. Элитарные войска формировались из числа людей дворянского сословия, обладавших правом иметь оружие, умевших сражаться верхом и давших клятву Богу, государю и даме сердца. У рыцарей высоко ценились такие добродетели, как честь, умеренность, милосердие, и такие нравственные качества, как преданность, вера, любовь. Но эти правила касались исключительно христиан и существовали лишь для блага самого рыцарского сословия. Считалось недопустимым, чтобы мчащийся на коне и сверкающий доспехами рыцарь был убит простым слугой. И лишь плененный дворянин мог купить себе свободу и имел право на сохранение жизни. Рыцарские правила включали объявление войны, неприкосновенность парламентера, несущего белый флаг, и запрещение использовать некоторые виды оружия. Но это нередко напоминало ситуацию, которую один из крупнейших современных специалистов международного гуманитарного права Жан Пикте охарактеризовал так: “Арбалеты необходимо было запретить, а неотесанного мужика — повесить”.

На содержание “права войны” серьезное влияние оказали глобальные перемены в военном деле в конце XIV в. Появление огнестрельного оружия уравняло шансы и “гиганта”, и “карлика”; армия стала формироваться из числа наемников; фактически ушло в историю рыцарство и прекратились междоусобные войны; на смену феодальной раздробленности и распрям князьков пришла относительно централизованная власть; во главе армий стали монархи. Эти изменения сопровождались усилением заботы о пленных (их чаще стали отпускать за выкуп), о раненых; развивалась (хотя и медленно) медицинская служба.

XVI век был ознаменован созданием системы “картелей и капитуляций” между командующими противоборствующих армий. Основные положения таких соглашений (а их было заключено между 1581 и 1864 гг. не менее 290): неприкосновенность раненных, уважение к их личности и имуществу; неучастие женщин в войне. Один из договоров был известен как “Женское письмо”. Образование современных государств и падение авторитета Папы Римского существенно повлияли на понимание международного права: в нем в качестве предмета права место индивидуумов заняли политические образования, а право для иностранцев (jus gentium) переросло в международное публичное право (jus inter gentes).

В условиях Реформации возникла необходимость поиска новой основы для международных отношений, что не могло не сказаться и на правовой трактовке войны и средств ее ведения. Новый подход базировался на международном праве, называвшемся законом человечества, и был связан с именем голландского юриста, социолога и государственного деятеля, основоположника теории естественного права и современной науки международного права, протестанта Гуго Гроция. Его основной труд “От законной войны к миру” (“De jure belli ad pacis”) посвящен вопросам смягчения войны (temperamente belli) как составной части наиболее солидных основ “права войны”. (Этот труд католическая церковь держала под запретом до 1899 г.) Данные проблемы нашли глубокое отражение и в таких его трудах, как “Свободное море” (1609), “О праве войны и мира” (1625)4.

Существо его доктрины сводилось к следующим положениям:

закон — продукт человеческого разума, а не некое божественное установление;
закон не предшествовал действию, а вырос из действия;
сочетание идеи справедливой войны с неотъемлемым правом государства вести войну;
война — одно из средств сохранения государства;
если во время войны законы страны не могут защитить ее жителей от врагов, в силу должно вступить международное право;
ведя войну, мы всегда должны думать о мире;
насилие сверх необходимых для победы пределов не может быть оправдано;
военная необходимость допускает сохранение жизни гражданского населения и даже солдат.
Вместе с тем он рассматривал население враждебной стороны в качестве врага, зависящего от милости победителя. В целом же по-прежнему оставался существенный разрыв между обновленной правовой доктриной и реальной политикой, что особенно ярко продемонстрировала жесточайшая Тридцатилетняя война. Г. Гроций при обосновании права народов искал его источник не в конкретной практике государств, а в природе, религии, морали. Этим обстоятельством объясняется и то, что естественно-правовое направление стало господствующим в доктрине международного права на протяжении довольно значительного времени.

На “право войны” существенное влияние оказали реформы Людовика XIV и Фридриха II, в соответствии с которыми вместо плохо оплачиваемых наемников на арену выдвинулись национальные по духу и по составу регулярные армии. Вскоре войны превратились в своего рода искусство, в сражения профессиональных армий при невовлечении в боевые действия гражданского населения. Война оказалась под контролем. Между командующими армий стали заключаться соглашения об условиях обращения с жертвами. Образцом здравого смысла стал “Договор о дружбе и мире”, заключенный в 1785 г. Фридрихом Великим и Бенджамином Франклином, в котором впервые в подобных ситуациях была употреблена формулировка “обе договаривающиеся стороны берут на себя обязательства перед всем миром”: в случае конфликта воздерживаться от блокады; защищать индивидуума; предоставлять гражданским лицам стороны противника возможность покинуть страну по истечении определенного времени; военнопленных кормить и содержать так же, как и солдат удерживающей державы; разрешать лицам, пользующимся доверием, навещать военнопленных, облегчать их участь и оказывать моральную поддержку. Хотя подобные соглашения были не более чем разовыми (ad hoc), они сыграли важную роль в становлении международного гуманитарного права. В это время на гуманизацию войны сильное воздействие, наряду с преобразованиями в военной сфере, оказали идеи утверждающегося Просвещения с его идеалами гуманизма, высшей и рациональной формой милосердия и справедливости. Вместо взглядов на страдание как на неизбежное зло и на теорию ответственности каждого за страдания на земле стали утверждаться новые ценности, в соответствии с которыми всем людям предоставлялась возможность пользоваться одинаковыми неотъемлемыми правами, а на государство возлагалась ответственность следить за их соблюдением. Одной из приоритетных стала задача обеспечения наибольшему количеству людей достойных условий жизни. Что же касается чисто военной сферы, то были запрещены вероломство и жестокость, которые всегда приводили к эскалации насилия.

Крупным завоеванием общественной мысли стало рассмотрение проблем “права войны” через социальную призму. Это особенно ярко продемонстрировал выдающийся французский писатель и философ, представитель сентиментализма Жан Жак Руссо в вышедшем в 1762 г. труде “Об общественном договоре”. “Война, — писал он, — это не отношения между людьми, но между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты; не как жители своей страны, а как ее защитники… Если же цель войны — уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только они бросают его и сдаются — они перестают быть врагами или инструментами в руках врагов и вновь становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать”5.

Руссо отверг софистское понимание “справедливой войны”, противопоставляемой “несправедливой войне”; провел четкое различие между комбатантами и некомбатантами (лицами, не принимающими участия в боевых действиях); отмел утверждения Гоббса о том, что война естественна для человечества и оправдана государственными интересами и что индивидуумы выступают в ней лишь в качестве ее субъектов; подтвердил, что для воюющей стороны подчинение враждебного государства является единственной целью; подчеркнул, что потерявшие боеспособность солдаты и мирное население не несут ответственности за преступления, которые они не совершали, страдания одинаковы для обеих сторон, поэтому жертвы войны должны быть избавлены от этих страданий и их жизнь должна быть сохранена. Сформулировав положение о том, что целью военного выступления никогда не должно быть физическое уничтожение противника, он тем самым заложил основу для правовых различий между комбатантами, то есть военнослужащими действующей армии, и некомбатантами — гражданами государства противника, не принимающими участия в военных действиях. По его мнению, военное насилие допустимо только по отношению к комбатантам и неприемлемо к гражданскому населению; цель войны — победа над вооруженным противником, но ни в коем случае не в уничтожении его народа; применение силы допустимо только до тех пор, пока противник оказывает сопротивление; не является противником и не может быть объектом военного нападения военнослужащий, который сложил оружие или вынужден был сделать это из-за ранения; недопустимо и бессмысленно мстить простому солдату, так как он за возникновение вооруженного конфликта лично не несет никакой ответственности. Большое потенциальное воздействие на гуманизацию войны оказало закрепление в Конституции Франции (после Французской революции 1789 г.) правовой нормы “каждый человек обладает неотъемлемыми, священными правами” и принятие Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. Декреты Конвента от 25 мая и 2 августа 1793 г. закрепили положения о необходимости одинакового обращения со своими и вражескими солдатами, а также о правовой защите государством военнопленных.

Условия ведения войны коренным образом изменились в связи с введением воинской службы: наступила (по утверждению маршала Фоша) эпоха войн “свирепой жестокости”. Получившая распространение формула Наполеона “неизбежные войны — всегда справедливые войны” стала печальным подтверждением деградации принципов гуманитарного права, так как солдаты стали использоваться как пушечное мясо для военной машины. В это время забота о раненых фактически не проявлялась, смертность в армии стала ужасающей, затормозилось развитие военной медицинской службы6.

Важным шагом в становлении гуманитарного права стало принятие на Дипломатической конференции 22 августа 1864 г. Женевской конвенции об улучшении участи раненых на поле боя. Этому событию предшествовало создание 17 февраля 1863 г. по инициативе швейцарца Анри Дюнана и председателя Женевского Общества поощрения общественного блага Густава Муанье Красного Креста, который первоначально рассматривался как средство оказания помощи раненым во время военных конфликтов, а со временем стал играть большую роль и в разработке правовых норм международного гуманитарного права.

Предтечей современного международного гуманитарного права стали законы и обычаи войны, кодификация которых была в основном произведена во второй половине ХIХ — начале ХХ в. Большую роль сыграли развитие права нейтралитета, создание в 1864 г. Красного Креста и принятие 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны.

Первая попытка кодификации “права войны” была предпринята в США во время внутреннего конфликта между 1860 и 1863 гг. Франсис Либер подготовил инструкции для американской армии (северных штатов) в гражданской войне. Был составлен первый свод правил, получивший одобрение президента Линкольна в виде “Инструкций для поведения действующих армий Соединенных Штатов” и промульгированный ордонансом №100 в 1863 г.

Александр II, встревоженный изобретением разрывных пуль, выступил инициатором созыва международной конференции с целью “смягчить, насколько это возможно, бедствия, причиняемые войной”. Конференция завершилась принятием Санкт-Петербургской декларации от 11 декабря 1868 г., запретившей не только применение разрывных пуль, но и “любые снаряды весом до 400 граммов либо взрывающиеся, либо начиненные взрывчаткой или воспламеняющимся веществом”. Особое значение Санкт-Петербургской декларации придает ее преамбула, в которой сформулирован первый принцип права войны: “Принимая во внимание, что … единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил противника…, что для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности, число людей, что эта цель будет превышена использованием видов оружия, которое без пользы увеличивает страдания людей или делает их смерть неизбежной.., использование таких видов оружия поэтому противоречило бы законам гуманности”.

В 1874 г. правительство Российской империи представило Брюссельской конференции, инициатором проведения которой оно явилось, “Проект международной конвенции, касающейся законов и обычаев войны”. Для своего времени проект был слишком смелой попыткой кодификации всех правил и обычаев ведения войны, в силу чего и не был принят конференцией. И хотя Брюссельская Декларация никем не была ратифицирована и не имела силы закона, она сыграла большую роль в становлении гуманитарного права. Особое значение имели следующие всесторонне обсужденные на ней вопросы:

об определении комбатантов (лиц, имеющих право принимать участие в военных действиях);
четыре знаменитых условия, принятые со временем фактически дословно в Гаагском положении о законах и обычаях войны;
о недопустимости бомбардировок открытых и незащищенных городов и населенных пунктов — положение, которое нашло свое отражение в последующих документах, подписанных в Гааге7.
Спустя несколько лет гаагский Институт международного права поручил Густаву Муанье подготовить документ, который впоследствии получил название “Оксфордского учебника” или “Руководства по законам войны на суше”. Свое название “Учебник” получил по месту проведения сессии Института (Оксфорд, 1880 г.).

Разработанный в России в 1877 г. (в ходе очередной войны с Турцией) кодекс, включавший принципы и нормы Женевской конвенции 1864 г., был одним из первых военных кодексов в мире.

За исключением “Кодекса Либера”, ни один из названных выше документов не выделял специально проблему применимости права войны во внутренних конфликтах.

В целом же международное право, относящееся к ограничению способов войны, впервые было основательно кодифицировано (после ранее предпринятых отдельных попыток Ф. Либера и др.) в Гаагских конвенциях 1899 г. и пересмотрено в 1907 г. соответственно на Первой международной конференции мира и на Второй Международной конференции мира, которые были созваны по инициативе России.

Современное “право войны” базируется на нижеследующих основных договорах международного гуманитарного права (в хронологическом порядке):

Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Санкт-Петербург, 29 ноября — 11 декабря 1868 г.;
Парижская декларация о морской войне 1856 г.;
Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль (пуль “дум-дум”). Гаага, 29 июля 1899 г.;
Конвенция (IV) о законах и обычаях сухопутной войны с прилагаемым положением о законах и обычаях сухопутной войны. Гаага, 18 октября 1907 г.;
Протокол о запрещении применения на войне удушающих ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Женева, 17 июня 1925 г.;
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, 9 декабря 1948 г.;
Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 12 августа 1949 г.;
Конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. Женева, 12 августа 1949 г.;
Конвенция (III) об обращении с военнопленными. Женева, 12 августа 1949 г.;
Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны. Женева, 12 августа 1949 г.;
Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Гаага, 14 мая 1954 г.;
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. 10 апреля 1972 г;
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, 10 декабря 1976 г.;
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 8 июня 1977 г.;
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II), 8 июня 1977 г.;
Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 10 октября 1980 г.;
Протокол о необнаруживаемых осколках (Протокол I);
Протокол о запрещении и ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II);
Протокол о запрещении и ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III).
Сюда же относятся резолюции ООН:

Основные принципы правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов, 12 декабря 1973 г.;
Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, 14 декабря 1974 г.;
Принципы сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях против человечества, 3 декабря 1977 г.
Для “права войны” определяющее значение имеют основные принципы гуманитарного права: гуманизация вооруженных конфликтов — всеобщий и основополагающий принцип международного гуманитарного права; ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны; международная правовая защита гражданских объектов и культурных ценностей; жертв войны; защита интересов нейтральных государств8.

В международном гуманитарном праве получили развернутую и глубокую характеристику такие понятия и категории, как “право войны”: “правовая защита жертв войны”, “правовые ограничения на средства и методы ведения войны”, “вооруженный конфликт”, “международный вооруженный конфликт”, “вооруженный конфликт немеждународного характера”, “право вооруженного конфликта”, “комбатанты”, “некомбатанты”, “военнопленные”, “лицо, находящееся под защитой”, “гражданское лицо в вооруженных конфликтах”, “иностранцы на территории стороны, находящейся в конфликте”, “лица, проживающие на оккупированной территории”, “интернированные”, “защита гражданского населения и гражданских объектов”, “гражданские объекты”, “военные объекты” и др.9.

Гуманитарное право устанавливает, с одной стороны, надлежащее равновесие между гуманитарными идеалами, а с другой — проводит различие между jus ad bellum (правовые предписания, определяющие обстоятельства, при которых разрешается прибегать к оружию и применять санкции по отношению к агрессору) и jus in bello — правила войны, которые устанавливают условия ведения войны. В числе важнейших — вопросы, связанные с правом объявления войны. В данном случае проблема состоит в том, что после провозглашения мировым сообществом войны “вне закона” довольно часто военную экспансию нападающая сторона, дабы не оказаться обвиненной в нарушении международного права, осуществляет вообще в обход этого права. В результате того, что из классической области применения права войны исчезло jus ad bellum (право объявления войны), возникли сложности в разграничении норм, ограничивающих методы ведения войны, и норм, направленных на защиту жертв войны.

Объективный анализ показал, что формирование международного права происходило под воздействием прежде всего войны (наряду с другими факторами). В качестве же прогноза можно предположить, что в будущем уничтожить войну может именно право, разумеется, обязательно при опоре на нравственно-этический потенциал международного сообщества.

———————————————————————————

1 Арцибасов И.Н. Международное право. Законы и обычаи войны. М., 1975; Борн Ф. Возникновение и развитие международного гуманитарного права. М., 1994. (назад)

2 Горовцев А.М. Законы войны. (Война и право). СПб., 1915. (назад)

3 Кальсховен Ф. Ограничение методов и средств ведения войны. М., 1994. (назад)

4 Гроций Г. О праве войны и мира. В 3 кн. М., 1956. (назад)

5 Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. М., 1989. (назад)

6 См.: Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право. М., 1997. (назад)

7 Свинарски К. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека. М., 1997. (назад)

8 См.: Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. (назад)

9 См.: Мелков Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1988. (назад) 

————————————————————————————————

 

1-я Гаагская конференция 1899 года

 

Созвана по инициативе императора России Николая II. Проходила с 18 (6) мая по 29 (17) июля. Участвовало 26 государств (Россия, Османская империя, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Швеция, Дания, Болгария, Сербия, Черногория, Греция, Португалия, Лихтенштейн, Люксембург, Япония, Китай, Сиам, Персия, США, Мексика). Председатель — барон Стааль.

 

Приняла 3 конвенции:

О мирном решении международных столкновений;

О законах и обычаях сухопутной войны;

О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года

 

а также 3 декларации:

О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов;

О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы;

О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле.

2-я Гаагская конференция 1907 года

Приняли участие 43 государства.

Было принято 13 конвенций:

О мирном решении международных столкновений;

Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам;

Об открытии военных действий;

О законах и обычаях сухопутной войны;

О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны;

О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий;

Об обращении торговых судов в суда военные;

О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин;

О бомбардировании морскими силами во время войны;

О применении к морской войне начал Женевской конвенции (впоследствии заменена Женевской конвенцией 1949 года);

О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне;

Об учреждении Международной призовой палаты (не вступила в силу);

О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.

Принята декларация:

О запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров.

Право войны.

                                                               III КОНВЕНЦИЯ

                     ОБ ОТКРЫТИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

                                                               (Гаага, 18 октября 1907 года)

Полагая, что для обеспечения мирных отношений важно, чтобы военные действия не начинались без предварительного предупреждения;

что важно равным образом, чтобы состояние войны было без замедления оповещено нейтральным державам;

желая заключить для сего конвенцию, назначили своими уполномоченными:

(перечень уполномоченных)

каковые, по представлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей и законной форме,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Договаривающиеся державы признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны.

Статья 2

Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным державам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения, каковое может быть сделано даже по телеграфу. Однако нейтральные державы не могут ссылаться на отсутствие оповещения, если будет установлено с несомненностью, что на деле они знали о состоянии войны.

Статья 3

Статья 1 настоящей Конвенции будет иметь силу в случае войны между двумя или несколькими Договаривающимися державами.

Статья 2 обязательна в отношениях между воюющею Договаривающеюся державою и нейтральными державами, равным образом участвующими в настоящем договоре.

Статья 4

Настоящая Конвенция будет ратификована в возможно скором времени.

Ратификации будут сданы на хранение в Гаагу.

О первой сдаче на хранение ратификаций составляется протокол, подписываемый представителями держав, которые в этом участвуют, и Нидерландским министром иностранных дел.

Последующие сдачи на хранение ратификаций совершаются посредством письменных оповещений, направляемых к Нидерландскому Правительству и сопровождаемых актами ратификации.

Засвидетельствованная копия с протокола о первой сдаче на хранение ратификаций, с оповещений, помянутых в предшествующей части статьи, а равно с актов ратификации, немедленно передается, при посредстве Нидерландского Правительства и дипломатическим путем, державам, приглашенным на Вторую конференцию мира, а равно другим державам, присоединившимся к Конвенции. В случаях, указанных в предшествующей части статьи, сказанное Правительство сообщает им в то же время день, в который оно получило оповещение.

Статья 5

Державам, настоящую Конвенцию не подписавшим, предоставляется присоединиться к ней.

Держава, которая желает присоединиться, письменно извещает о своем намерении Нидерландское Правительство, передавая ему акт присоединения, который будет храниться в архиве сказанного Правительства.

Это Правительство немедленно передает всем другим державам, приглашенным на Вторую конференцию мира, засвидетельствованную копию оповещения, а равно акта присоединения, указывая день, когда оно получило оповещение.

Статья 6

Настоящая Конвенция вступит в силу в отношении держав, участвовавших в первой сдаче на хранение ратификации, шестьдесят дней спустя после дня протокола этой сдачи, а в отношении держав, которые ратификуют позднее или присоединятся, шестьдесят дней после того, как оповещение о их ратификации или о их присоединении будет получено Нидерландским Правительством.

Статья 7

В случае, если бы одна из Высоких Договаривающихся Сторон пожелала отказаться от настоящей Конвенции, об этом отказе письменно оповещается Нидерландское Правительство, которое немедленно сообщает засвидетельствованную копию оповещения всем другим державам, уведомляя их о дне, когда оно его получило.

Этот отказ будет действительным лишь в отношении державы, сделавшей о нем оповещение, и лишь год спустя после того, как оповещение было получено Нидерландским Правительством.

Статья 8

Список, составляемый в Нидерландском Министерстве иностранных дел, будет заключать указание дня сдачи на хранение ратификаций, произведенной согласно статье 4, части 3 и 4, а равно дней, в которые будут получены оповещения о присоединении (статья 5, часть 2) и об отказе (статья 7, часть 1).

Каждая Договаривающаяся держава может знакомиться с этим списком и просит о выдаче засвидетельствованных копий.

В удостоверение сего, уполномоченные подписали настоящую Конвенцию.

Учинено в Гааге, восемнадцатого октября тысяча девятьсот седьмого года, в одном экземпляре, который будет храниться в архиве Нидерландского Правительства и засвидетельствованные копии коего будут сообщены дипломатическим путем державам, приглашенным на Вторую конференцию мира.

Право войны.

 

Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 года

18-10-1907 Договор

 с приложением: Положение о законах и обычаях сухопутной войны

Принимая во внимание, что наряду с изысканием средств к сохранению мира и предупреждению вооруженных столкновений между народами надлежит равным образом иметь в виду и тот случай, когда придется прибегнуть к оружию в силу событий, устранение которых при всем старании оказалось бы невозможным;

Желая и в этом крайнем случае служить делу человеколюбия и сообразоваться с постоянно развивающимися требованиями цивилизации;

Признавая, что для сего надлежит подвергнуть пересмотру общие законы и обычаи войны, как с целью более точного их определения, так и для того, чтобы ввести в них известные ограничения, которые, насколько возможно, смягчили бы их суровость;

Признали необходимым восполнить и по некоторым пунктам сделать более точными труды Первой Конференции Мира, которая, одушевляясь по примеру Брюссельской Конференции 1874 года этими началами мудрой и великодушной предусмотрительности, приняла постановления, имеющие предметом определить и установить обычаи сухопутной войны.

Постановления эти, внушенные желанием уменьшить бедствия войны, насколько позволят военные требования, предназначаются, согласно видам Высоких Договаривающихся Сторон, служить общим руководством для поведения воюющих в их отношениях друг к другу и к населению.

В настоящее время оказалось, однако, невозможным прийти к соглашению относительно постановлений, которые обнимали бы все возникающие на деле случаи;

С другой стороны, в намерения Высоких Договаривающихся Держав не могло входить, чтобы непредвиденные случаи, за отсутствием письменных постановлений, были предоставлены на произвольное усмотрение военноначальствующих.

Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полный свод законов войны, Высокие Договаривающиеся Стороны считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания.

Они объявляют, что именно в таком смысле должны быть понимаемы, в частности, статьи 1 и 2 принятого ими Положения.

Высокие Договаривающиеся Стороны, желая заключить для сего Конвенцию, назначили своими уполномоченными:

(перечень уполномоченных).

Каковые по представлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:

   Статья 1 

 Договаривающиеся Державы дадут своим сухопутным войскам наказ, согласный с приложенным к настоящей конвенции Положением о законах и обычаях сухопутной войны.

   Cтатья 2 

 Постановления упомянутого в ст.1 Положения, а равно настоящей конвенции обязательны лишь для договаривающихся Держав и только в случае, если все воюющие участвуют в конвенции.

   Статья 3 

Воюющая Сторона, которая нарушит постановления сказанного Положения, должна будет возместить убытки, если к тому есть основание. Она будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил.


    Статья 4 

 Настоящая конвенция, надлежащим образом ратификованная, заменит в отношениях между Договаривающимися Державами, Конвенцию 29 июля 1899 года о законах и обычаях сухопутной войны.

 Конвенция 1899 года остается в силе в отношениях между Державами, которые ее подписали и которые не ратификуют равным образом и настоящей конвенции.

   Статья 5 

 Настоящая конвенция будет ратификована в возможно скором времени.


Ратификации будут сданы на хранение в Гаагу.

О первой сдаче на хранение ратификаций составляется протокол, подписываемый Представителями Держав, которые в этом участвуют, и Нидерландским Министром Иностранных Дел.

Последующие сдачи на хранение ратификаций совершаются посредством письменных оповещений, направляемых Нидерландскому Правительству и сопровождаемых актами ратификации.

Засвидетельствованная копия с протокола о первой сдаче на хранение ратификаций, с оповещений, упомянутых в предшествующей части статьи, а равно с актов ратификации немедленно передается при посредстве Нидерландского Министра Иностранных Дел и дипломатическим путем Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира, а равно другим Державам, присоединившимся к Конвенции. В случаях, указанных в предшествующей части статьи, сказанное Правительство сообщает им в то же время день, в который оно получило оповещение.

   Статья 6 

Державам, настоящую конвенцию не подписавшим, предоставляется право присоединиться к ней.

Держава, которая желает присоединиться, письменно извещает о своем намерении Нидерландское Правительство, пере давая ему акт присоединения, который будет храниться в архиве сказанного Правительства.


Это Правительство немедленно передает всем другим Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира, засвидетельствованную копию оповещения, а равно акта присоединения, указывая день, когда оно получило оповещение.

   Статья 7 

Настоящая конвенция вступит в силу в отношении Держав, участвовавших в первой сдаче на хранение ратификации, шестьдесят дней спустя после дня протокола этой сдачи, а в отношении Держав, которые ратификуют позднее или присоединятся, шестьдесят дней после того, как оповещение о их ратификации или о их присоединении будет получено Нидерландским Правительством.

   Статья 8 

В случае если бы одна из договаривающихся Держав пожелала отказаться от настоящей конвенции, об этом отказе письменно оповещается Нидерландское Правительство, которое немедленно сообщает засвидетельствованную копию оповещения всем другим Державам, уведомляя их о дне, когда оно его получило.

Этот отказ будет действительным лишь в отношении Державы, сделавшей о нем оповещение, и лишь год спустя после того, как оповещение было получено Нидерландским Правительством.

   Статья 9 

Список, составляемый в Нидерландском Министерстве Иностранных Дел, будет заключать указание дня сдачи на хранение ратификаций, произведенной согласно статье 5, части 3 и 4, а равно дней, в которые будут получены оповещения о присоединении (статья 6, часть 2) и об отказе (статья 8, часть I).

Каждая договаривающаяся Держава может знакомиться с этим списком и просить о выдаче засвидетельствованных к опий.

В удостоверение сего уполномоченные подписали настоящую конвенцию.

Учинено в Гааге, восемнадцатого октября тысяча девятьсот седьмого года, в одном экземпляре, который будет храниться в архиве Нидерландского Правительства и засвидетельствованные копии коего будут сообщены дипломатическим путем Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира.

   Приложение к Конвенции 

   ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКОНАХ И ОБЫЧАЯХ СУХОПУТНОЙ ВОЙНЫ 

   ОТДЕЛ I 

    О воюющих 

   Глава I 

  О том, кто признается воюющим 

   Статья 1 

Военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:

 1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

 2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

 3) отк рыто носят оружие и

 4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, понимаются под наименованием армии.

   Статья 2 

Население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками и которое не имело времени устроиться, согласно статье 1, будет признаваться в качестве воюющего, если будет открыто носить оружие и будет соблюдать законы и обычаи войны.

   Статья 3 

Вооруженные силы воюющих сторон могут состоять из сражающихся и несражающихся. В случае захвата неприятелем как те, так и другие пользуются правами военнопленных.

   Глава II 

   О военнопленных 

       Статья 4 

Военнопленные находятся во власти неприятельского Правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен.

С ними надлежит обращаться человеколюбиво.

Все, что принадлежит им лично, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг, остается их собственностью.

   Статья 5 

Вое ннопленные могут быть подвергнуты водворению в городе, крепости, лагере или каком-либо другом месте с обязательством не удаляться за известные определенные границы; но собственно заключение может быть применено к ним лишь как необходимая мера безопасности и исключительно пока существуют обстоятельства, вызывающие эту меру.

   Статья 6 

Государство может привлекать военнопленных к работам сообразно с их чином и способностями, за исключением офицеров. Работы эти не должны быть слишком обременительными и не должны иметь никакого отношения к военным действиям.

Военнопленным может быть разрешено работать на государственные установления, за счет частных лиц или лично от себя.

Работы, производимые для Государства, оплачиваются по расчету цен, существующему для чинов местной армии, за исполнение тех же работ, а если такого расчета нет, то по ценам, соответственным произведенным работам.

Если работы производятся на государственные установления или за счет частных лиц, то условия их определяются по соглашению с военной властью.

Заработок пленных назначается на улучшение их положения, а остаток выдается им при освобождении, за вычетом расходов по их содержанию.

   Статья 7 

Содержание военнопленных возлагается на Правительство, во власти которого они находятся.

Если между воюющими не заключено особого соглашения, то военнопленные пользуются такой же пищей, помещением и одеждой, как войска Правительства, взявшего их в плен.

   Статья 8 

Военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии Государства, во власти коего они находятся. Всякое неповиновение с их стороны дает право на применение к ним необходимых мер строгости.

Лица, бежавшие из плена и задержанные ранее, чем успеют присоединиться к своей армии, или ранее, чем покинут территорию, занятую армией, взявшей их в плен, подлежат дисциплинарным взысканиям.

Военнопленные, удачно совершившие побег и вновь взятые в плен, не подлежат никакому взысканию за свой прежний побег.

   Статья 9 

Каждый военнопленный обязан на поставленный ему вопрос объявить свое настоящее имя и чин, и в случае нарушения этого правила он подвергается ограничению тех преимуществ, которые предоставлены военнопленным его разряда.

   Статья 10 

Военнопленные могут быть освобождаемы на честное слово, если это разрешается законами их страны, и в таком случае обязаны с ручательством личною своею честью добросовестно исполнить принятые ими на себя обязательства как в отношении собственного Правительства, так и Правительства, взявшего их в плен.

В этом случае их собственное Правительство обязывается не требовать, не принимать от них никаких услуг, противных данному ими слову.

   Статья 11 

Военнопленный не может быть принуждаем к освобождению на честное слово; равно и неприятельское Правительство не обязано давать согласие на просьбу пленного об освобождении его на честное слово.

   Статья 12 

Каждый военнопленный, отпущенный на честное слово и затем вновь взяты й в действиях с оружием в руках против того Правительства, перед коим он обязался честью, или против союзников последнего, теряет права, предоставленные военнопленным, и может быть предан суду.

   Статья 13 

Лица, сопровождающие армию, но не принадлежащие собственно к ее составу, как-то: газетные корреспонденты и репортеры, маркитанты, поставщики, в том случае, когда будут захвачены неприятелем и когда последний сочтет полезным задержать их, пользуются правами военнопленных, если только имеют удостоверение от военной власти той армии, которую они сопровождали.

   Статья 14 

С открытия военных действий в каждом из воюющих Государств, а также и в нейтральных Государствах, в том случае, если они приняли на свою территорию воюющих, учреждается справочное бюро о военнопленных. Бюро это, имеющее назначением давать ответы на все запросы, касающиеся военнопленных, получает от различных подлежащих учреждений все сведения относительно водворения и перемещения, освобождения на честное слово, обмена, побегов, поступления в госпиталь, смерти, а равно другие сведения, требуемые для составления и своевременного исправления именной карточки о каждом военнопленном. Бюро обязано заносить на нее номер, имя и фамилию, возраст, место происхождения, чин, войсковую часть, день и место взятия в плен, водворения, получения ран и смерти, а равно все особые замечания. Именная карточка передается Правительству другого воюющего Государства после заключения мира.

Справочное бюро обязано равным образом собирать и хранить в одном месте, а также пересылать по принадлежности все вещи, служащие для личного пользования, ценности, письма и проч., которые будут найдены на поле битвы или останутся после пленных, освобожденных на честное слово, обмененных, бежавших ил и умерших в госпиталях и полевых лазаретах.

   Статья 15 

Общества для оказания помощи военнопленным, надлежаще учрежденные по законам их страны и имеющие задачей быть посредниками в делах благотворения, а также и их законно уполномоченные агенты для наиболее успешного выполнения своей человеколюбивой деятельности будут пользоваться всеми облегчениями со стороны воюющих в пределах, обусловленных военными требованиями и административными порядками. Уполномоченные этих обществ допускаются для раздачи пособий в места водворения пленных, равно как и на пункты остановок военнопленных, возвращаемых на родину, под условием предъявления именного разрешения, выданного военною властью, и дачи письменного обязательства подчиняться всем ее распоряжениям, касающимся порядка и безопасности.

   Статья 16 

Справочные бюро освобождаются от уплаты весового сбора. Письма, переводы, денежные суммы, равно как и почтовые посылки, адресуемые военнопленным или ими отправляемые, освобождаются от всех почтовых сборов как в странах отправления и назначения, так и в промежуточных странах.

Пожертвования и вспомоществования вещами, посылаемые для военнопленных, освобождаются от всех таможенных и других сборов, равно как от провозной платы по железным дорогам, состоящим в казенном управлении.

   Статья 17 

Военнопленные офицеры получают оклад, на который имеют право офицеры того же ранга страны, где они задержаны, под условием возмещения такового расхода их Правительством.

   Статья 18 


Военнопленным пре доставляется полная свобода отправления религиозных обрядов, не исключая и присутствия на церковных, по их обрядам, богослужениях, под единственным условием соблюдения предписанных военною властью мер порядка и безопасности.


  Статья 19 

Духовные завещания военнопленных принимаются на хранение и составляются на тех же основаниях, как и завещания военнослужащих местной армии. Те же правила соблюдаются относительно свидетельств о смерти, равно как и относительно погребения военнопленных, причем принимаются во внимание их чин и звание.

   Статья 20 

По заключении мира отсылка военнопленных на родину должна быть произведена в возможно близкий срок.

   Глава III 

   О больных и раненых 

   Статья 21 

Обязанности воюющих сторон, относящиеся к уходу за больными и ранеными, определяются Женевскою конвенциею.

   ОТДЕЛ II 

   О военных действиях 

   Глава I 

     О средствах нанесения вреда неприятелю, об осадах и бомбардировках 

   Статья 22 

Воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю.

   Статья 23 

Кроме ограничений, установленных особыми соглашениями, воспрещается:

 а) употреблять яд или отравленное оружие;

 б) предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля;

 в) убивать или ранить неприятеля, который, положив оружие или не имея более средств защищаться, безусловно сдался;

 г) объявлять, что никому не будет дано пощады;

 д) употреблять оружие, снаряды или вещества, способные причинять излишние страдания;

 е) незаконно пользоваться парламентерским или национальным флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, равно как и отличительными знаками, установленными Женевскою конвенциею;

 ж) истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев, когда подобное истребление или захват настоятельно вызывается военною необходимостью;

 з) объявлять потерявшими силу, приостановленными или лишенными судебной защиты права и требования подданных противной стороны.

Равным образом воюющему запрещено принуждать подданных противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против их страны, даже в том случае, если они были н а его службе до начала войны.

   Статья 24 

Военные хитрости и употребления способов, необходимых к получению сведений о неприятеле и о местности, признаются дозволенными.

  Статья 25 

Воспрещается атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения.

   Статья 26 

Начальник нападающих войск ранее, чем приступить к бомбардированию, за исключением случаев атаки открытою силою, должен сделать все от него зависящее для предупреждения о сем властей.

   Статья 27 

При осадах и бомбардировках должны быть приняты все необходимые меры к тому, чтобы щадить, насколько возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники, госпитали и места, где собраны больные и раненые, под условием, чтобы таковые здания и места не служили одновременно военным целям.

Осаждаемые обязаны обозначить эти здания и места особыми видимыми знаками, о которых осаждающие должны быть заранее поставлены в известность.

   Статья 28 

Воспрещается отдавать на разграбление город или местность, даже взятые приступом.

    Глава II 

   О лазутчиках 

   Статья 29 

Лазутчиком может быть признаваемо только такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне.

Так, не считаются лазутчиками военные чины, которые в форме проникнут для собирания сведений в район действия неприятельской армии. Равно не считаются лазутчиками те военного и не военного звания лица, открыто исполняющие свои обязанности, которым поручена передача депеш по назначению в их собственную либо в неприятельскую армию. К этому же разряду принадлежат и лица, посылаемые на воздушных шарах для передачи депеш или вообще для поддержания сообщений между различными частями армии или территории.

   Статья 30 

Лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда.

   Статья 31 

Лазутчик, возвратившийся в свою армию и впоследствии взятый неприятелем, признается военнопленным и не подлежит никакой ответственности за прежние свои действия как лазутчик.

   Глава III 


  О парламентерах 

   Статья 32 

Парламентером считается лицо, уполномоченное одной из воюющих Сторон вступить в переговоры с другою и являющееся с белым флагом. Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности.

   Статья 33 

Начальник войск, к которому послан парламентер, не обязан принять его при всяких обстоятельствах.

Он может принять все необходимые меры, дабы воспрепятствовать парламентеру воспользоваться возложенным на него поручением для собирания сведений.

Он имеет право в случае злоупотреблений со стороны парламентера временно его задержать.

   Статья 34 

Парламентер теряет право на неприкосновенность, если будет положительным и несомненным образом доказано, что он воспользовался своим привилегированным положением для подговора к измене или для ее совершения.

  Глава IV 

  О капитуляциях 

   Статья 35 

При заключении между договаривающимися сторонами капитуляций д олжны быть принимаемы во внимание правила воинской чести.

Заключенные капитуляции должны быть в точности соблюдаемы обеими сторонами.

   Глава V 

   О перемирии 

   Статья 36 

Перемирие приостанавливает военные действия по взаимному соглашению воюющих сторон. Если срок перемирия не был установлен, то воюющие могут во всякое время возобновить военные действия, с тем, однако, чтобы неприятель был предупрежден об этом заблаговременно, согласно условиям перемирия.

   Статья 37 

Перемирие может быть общим или местным. Первое приостанавливает повсюду военные действия между воюющими Государствами; второе только между известными частями воюющих армий и на определенном пространстве.

   Статья 38 

Подлежащие власти и войска должны быть официальным образом и своевременно извещены о перемирии. Военные действия приостанавливаются или немедленно по объявлении перемирия, или же в условленный срок.

  Статья 39 

От договаривающихся сторон зависит определить в условиях перемирия, какие отношения к населению и между сторонами могут иметь место на театре войны.

   Статья 40 

Всякое существенное нарушение перемирия одною из сторон дает право другой отказаться от него и даже, в крайнем случае, немедленно возобновить военные действия.

   Статья 41 

Нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если бы таковые случились.

   ОТДЕЛ III 

   О военной власти на территории неприятельского государства 

       Статья 42 

Территория признается занятою, если она действительно находится во власти неприятельской армии.

Занятие распространяется лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность.

   Статья 43 

С фактическим переходом власти из рук законного Правительства к занявшему территорию неприятелю последний обязан принять все зависящие от него меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы, буде к тому не встретится неодолимого препятствия.

   Статья 44 

Воюющему воспрещается принуждать население занятой области давать сведения об арм ии другого воюющего или о его средствах обороны.

   Статья 45 

Воспрещается принуждать население занятой области к присяге на верность неприятельской Державе.

   Статья 46 

Честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправление обрядов веры, должны быть уважаемы.

Частная собственность не подлежит конфискации.

   Статья 47 

Грабеж безусловно воспрещается.

   Статья 48 

Если неприятель взимает в занятой им области установленные в пользу Государства налоги, пошлины и денежные сборы, то он обязан делать это, по возможности сообразуясь с существующими правилами обложения и раскладки их, причем на него ложится проистекающая из сего обязанность нести расходы по управлению занятой областью в размерах, в каких обязывалось к сему законное Правительство.

   Статья 49 

Взимание неприятелем в занятой им области других денежных сборов, сверх упомянутых в предыдущей статье, допускается только на нужды армии или управления этой областью.

  Статья 50 

Никакое общее взыскание, денежное или иное, не может быть налагаемо на все население за те деяния единичных лиц, в коих не может быть усмотрено солидарной ответственности населения.

   Статья 51 

Никакая контрибуция не должна быть взимаема иначе как на основании письменного распоряжения и под ответственностью начальствующего генерала.

Сбор оной должен по возможности производиться согласно правилам обложения и раскладки существующих налогов.

По каждой контрибуции плательщикам должна выдаваться расписка.

   Статья 52 

Реквизиции натурой и повинности могут быть требуемы от общин и жителей лишь для нужд занявшей область армии. Они должны соответствовать средствам страны и быть такого рода, чтобы они не налагали на население обязанности принимать участие в военных действиях против своего отечества.

Эти реквизиции и повинности могут быть требуемы лишь с разрешения военачальника занятой местности.

Натуральные повинности должны быть по возможности оплачиваемы наличными деньгами; в противном случае они удостоверяются расписками, и уплата должных сумм будет произведена возможно скорее.

  Статья 53 

Армия, занимающая область, может завладеть только деньгами, фондами и долговыми требованиями, составляющими собственность Государства, складами оружия, перевозочными средствами, магазинами и запасами провианта и вообще всей движимой собственностью Государства, могущей служить для военных действий.

Все средства, приспособленные для передачи сведений на суше, на море и по воздуху, для перевозки лиц и вещей, за исключением случаев, подлежащих действию морского права, склады оружия и вообще всякого рода боевые припасы, даже если они принадлежат частным лицам, также могут быть захвачены, но подлежат возврату с возмещением у бытков по заключении мира.

   Статья 54 

Подводные кабели, соединяющие занятую территорию с территорией нейтральной, захватываются или уничтожаются лишь в случаях крайней необходимости. Они должны быть равным образом возвращены, а возмещение убытков производится по заключении мира.

   Статья 55 

Государство, занявшее область, должно признавать за собою лишь права управления и пользовладения по отношению к находящимся в ней и принадлежащим неприятельскому Государству общественным зданиям, недвижимостям, лесам и сельскохозяйственным угодьям. Оно обязано сохранять основную ценность этих видов собственности и управлять ими согласно правилам пользовладения.

  Статья 56 

Собственность общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных, хотя бы принадлежащих Государству, приравнивается к частной собственности.

Всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию.

   Текст документа сверен по: 

   "Вторая конференция мира 1907 г.", 

   СПб: "Издательство Российского МИД", 1908   

 

 

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account