Последние проекты австрийских эсминцев.

0

Спонсор поста: «SEOadd» — блог ШАМАНА. Если вы перейдёте по ссылке то попадёте в словарь интернет-терминов. На этой странице вы сможете узнать что такое стендэлон блог, субмиттер а так же значения ещё многих непонятных слов и терминов с которыми вы постоянно сталкиваетесь в сети.

Хотя эта статья есть в последней выложенной мною Морской Кампании №6 за 2007 год, я всё же решил её опубликовать для того что бы пополнить раздел «Нереализованные проекты кораблей».

Проект Австро-Венгерского эсминца

 

 

 

 

Хотя четыре «эрзац триглава» стали последними эскадренными миноносцами, вошедшими в состав австро-венгерского флота, история австрийских эсминцев на них не закончилась. В проектных разработках имелось немало интересного, и чтобы рассказать о них, нам придется вернуться назад, в довоенное время…
Еще 17 марта 1914 г. 2-я рабочая группа, занимавшаяся проектными разработками в отношении минных кораблей, представила обзорный доклад, в котором отмечала, что большинство зарубежных эсминцев новейшей постройки по водоизмещению превысило отметку в 1000 т, и рекомендовала увеличить размеры будущих австрийских кораблей данного класса. В то время эти рекомендации остались без внимании, хотя, как можно судить по разрозненным документам, сохранившимся в австрийских архивах, на протяжении 1915 года МТК по собственной инициативе вел работы над проектом большого эсминца. Основные же усилия конструкторов были сосредоточены на так называемом «разведывательном крейсере — быстроходном корабле, предназначенном как для самостоятельных действий, так и для лидирования флотилий эсминцев, Входе переписки с Морским отделом главный корабельный инженер Иоганн Фиала обмолвился, что «по слухам» в МТК ведутся работы по большому эсминцу, на что 23 декабря 1915 г. получил указание о скорейшем их завершении, и 18 марта 1916г. МТК представил на рассмотрение проект 1500-тонного эсминца «35-узловой скорости». В июне был получен еще один проект от гамбургской фирмы «Блом унд Фосс», от которого, впрочем, быстро от казались, поскольку он не соответствовал требованиям Императорского и Королевского флота. Оба варианта отличались усиленным артиллерийским вооружением, причем все орудия были одного калибра, а также переходом на 533-мм торпедные аппараты. Дальнейшая судьба первого остается неизвестной. Как сетует авторитетный историк А. Сокол, большинство документов в конце Первой мировой войны было захвачено итальянцами и затерялось в итальянских архивах…
В начале 1917 г., явно под влиянием немецкого и итальянского опыта, Морской отдел выдал задание на проектирование 1600-тонного эскадренного миноносца. На рассмотрение было представлено 4 варианта, по достоверные сведения имеются лишь о проекте фирмы «Данубиус». Он должен был иметь нормальное водоизмещение 1615 г. наибольшее — 2093т., оснащаться шестью котлами с нефтяным отоплением и двухвальной паротурбинной установкой мощностью 36 000л.с. (при форсировке — до 41 000л.с.) и развивать скорость 37,5 уз. на испытаниях или до 34 уз в полном грузу. Корпус корабля делился на 20 отсеков, непотопляемость обеспечивалась при затоплении двух из них. В качестве артиллерийского вооружения предусматривалось четыре 120-мм или два 150-мм орудия. Полный запас топлива должен был составлять 731 т., что само по себе является значительной величиной для эсминца. Однако, помимо этого, он мог дополнительно принять 254 т в отсеки двойного дна, что теоретически обеспечивало возможность двигаться полным ходом в течение 48 часов.
Насколько можно судить, тогда же обсуждались изменения в классификации минных сил австрийского флота, в частности, для крупных единиц предлагалось ввести новый класс «Zerstorer». Позиция МТК относительно дальнейшего строительства миноносных кораблей была отражена в докладной записке от 11 июля 1917 г. «Наш флот, — говорилось в ней, — должен ВОСПОЛНЯТЬ недостающее количество кораблей за счет их качества. Будущие эскадренные миноносцы — большие или малые — должны превосходить новейшие зарубежные аналоги по вооружению, радиусу действия, скорости и мореходности. Для действий в составе флота эсминцы должны иметь водоизмещение не менее 2000 т, миноносцы — не менее 1000т. Непременным требованием является обеспечение 34-узловогохода в течение 16 часов и дальности плавания при полном запасе топлива 3000 миль 16-уз. ходом, или 1800 миль 23-уз., или 680 миль 34-уз. Вооружение должно включатъ 4 150-мм/45 орудия, в том числе 2 зенитных (!), никаких пушек меньшего калибра, 3 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и от 2 до 4 пулеметов».
По мнению МТК, «церштёреры» должны были занять промежуточное положение между обычными эсминцами и легкими крейсерами, а в ряде случаев— заменят последние. Они удачно подходили для набеговых операций, ночных торпедных атак, могли использоваться в качестве разведчиков при эскадре или лидеров флотилий «обычных» эсминцев. В связи с этим, МТК предлагал два варианта кораблестроительной программы: 1) 8 эсминцев по 2000 т и 12 больших миноносцев по 1000т; 2) 20больших миноносцев по 1000т. Последние, по состоянию проекта на июль 1917 г., должны были вооружаться тремя 120-мм/50 орудиями, двумя пулеметами и двумя спаренными 533-мм торпедными аппаратами; иметь скорость 32 уз. Как видно, такой «миноносец» практически в точности соответствовал бы британским стандартным эсминцам того времени и даже походил на них внешне, имея двухтрубный силуэт с расположением одного из орудий между трубами, а торпедных аппаратов — в корме. Правда, в отличие от англичан. австрийские конструкторы разместили турбины в индивидуальных отсеках.
В рамках тех же планов пополнения флота было представлено еще несколько соображений. Руководитель 2-й рабочей группы капитан I ранга Лауффер 25 января 1917 г. представил в МТК проект большого эсминца, вооруженного двумя 150-мм или тремя 120-мм орудиями, высказавшись за постройку 12 единиц. Начальник оперативного отдела капитан I ранга Чикали требовал строительства 24 эсминцев водоизмещением 1500—2000т, вооруженного несколькими 150-мм орудиями, с максимально возможным радиусом действия. И только капитан I ранга Милленкович придерживался мнения, что строительство столь крупных кораблей излишне, и лучше заменить их примерно четырьмя десятками быстроходных 1000-тонных миноносцев, вооруженных 150-мм орудиями.
Таким образом, к середине 1917 г. в проектировании австрийских эсминцев четко обозначились две тенденции. Во-первых, командование флота отказалось от существовавшей ранее практики «экономии водоизмещения». Вместо небольших по величине кораблей, считавшихся достаточными для Адриатического театра, наметилась концепция качественного превосходства. Во-вторых, к тому времени военно-морское командование пришло к выводу о недостаточности для эсминцев артиллерии калибра 100 мм — считалась необходимой установка на новых кораблях 150-мм орудий. Большинство экспертов находит в этом явное влияние практики германского флота.
З августа 1917 г. Морской отдел распорядился подготовить проект большого эскадренного миноносца водоизмещением 2000 т. По всей видимости, флотское руководство не разделяло взглядов МТК на состав вооружения эсминцев, поскольку 10 октября потребовало установку трех-четырех 150-мм/50 орудий и, насколько позволят весовые ограничения, двух 88-мм/45 или 105-мм/45 зениток. Одновременно выдвигалось требование, чтобы полностью укомплектованный корабль был способен развить 34-узловую скорость через 20 минут после подъема паров.
В октябре МТК комитет представил эскизный проект 2000-тонного эсминца. Как пишет А. Сокол, «проекты Морского технического комитета обычно оказывались довольно оригинальными, отличаясь очень плотной компоновкой. В небольшой по водоизмещению корабль конструкторам удавалось втиснуть мощную энергетическую установку, обеспечивая высокую скорость хода». Так было и на этот раз. Корпус эсминца делился на 12 отсеков. Шесть котлов располагались попарно в трех котельных отделениях, разделенных погребами 150-мм орудий. Турбины обшей мощностью 43 000 л.с. традиционно занимали индивидуальные отсеки. Вкупе с чрезвычайно большим удлинением, превышавшим 12:1, это должно было обеспечить кораблю 37-узловую скорость на испытаниях и 34-узловую в полном грузу. 66-мм зенитки стояли парами на срезе полубака и на кормовой надстройке. Шлюпки, чтобы не Загромождать палубу, были перенесены на навесной мостик, расположенный над торпедным аппаратом.
В начале 1918 г. дебаты по поводу вооружения вспыхнули с новой силой. В докладной записке от 9 февраля представители МТК указывали, что артиллерия является основной вооружения эсминцев и не следует жертвовать главным калибром ради вспомогательного. К тому же, новейшие немецкие миноносцы не несли никаких дополнительных орудий, кроме четырех 150-мм и пулеметов. Была выражена озабоченность отсутствием достаточно эффективного зенитного орудия. Предусмотренные Морским отделом 105-мм зенитки имели чрезмерную массу и габариты, а 88-мм—слишком низкую скорость горизонтальной наводки (поворот на 360′ совершался за 60 секунд). Поэтому МТК считал допустимым применение только 88-мм/35 или 66-мм/50 зениток, причем последние считал предпочтительными. Командование флота соглашалось на 88-мм/35 пушки и считало достаточным наличие двух спаренных торпедных аппаратов. поскольку для столь крупных кораблей торпеды могли рассматриваться как оружие редкого применения. В отзыве торпедной инспекции особо отмечалось; «Торпедное оружие на эсминцах себя изжило, мы должны перейти па торпедно-канонерские лодки с преимуществом артиллерийского вооружения над торпедным».
В итоге, 23 февраля 1918 г. верфям «S.T.T.». «С.N.T.- и «Данубиус» было разослано указание скорректировать свои проекты 2000-тонного эсминца. заменив две 105-мм/45 зенитки на три-четыре 88-мм/35 с максимально возможным боезапасом, число двухтрубных торпедных аппаратов уменьшалось с трех до двух. Время постройки определялось в З0 месяцев, стоимость корабля оценивалась в 13,52 млн. крон.
18(?) апреля «Данубиус» представил свой проект. При водоизмещении на испытаниях (с запасом топлива на 20 часов хода соскоростью24уз.) 2272т корабль должен был оснащаться двух- или четырехвальной силовой установкой мощностью 43 000 л.с, которая обеспечивала бы ему 34-узловую скорость в полном грузу, пар вырабатывали 6 котлов с полностью нефтяным отоплением, дымоходы которых выводились в три широкие трубы. Вооружение должно было включать четыре 150-мм орудия, четыре 105-мм зенитки (позже замененные на 88-мм) и два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Нормальный запас топлива составлял 746,5т. наибольший доходил до 1000,5т.
В июне верфь «Австрия-S.T.T.» представила два варианта проекта, отличавшихся главным образом составом главного калибра — три или четыре 150-мм орудия (число 88-мм зениток и торпедных аппаратов, а также 34-узло-вая скорость были одинаковы для обоих проектов). К сожалению, их детали в настоящее время не известны.
Данные проекты стали последними, родившимися в недрах австрийских конструкторских бюро. 13 июня 1918 г. Морской отдел информировал командование флота, что в связи с тяжелым внутренним положением постройка 2000-тонных эсминцев в обозримом будущем будет невозможной. Дальнейшее развитие событий больше походит на фарс. 4 июля была создана специальная комиссия из представителей различных отделов, а также главного корабельного инженера и главного электрика флота. В своем отчете от 10 июля члены комиссии пришли к единогласному мнению. что наилучшим способом пополнения минных сил флота станет постройка кораблей по германским чертежам на отечественных верфях. 10 августа военно-морской атташе в Берлине капитан 3 ранга Фридрих фон Арвай получил указание провести соответствующие переговоры с руководством Кайзеровского флота. 29 октября — всего за несколько дней до падения империй — Арвай доложил об успехе переговоров, на что получил ответ, что еще 26 октября глава Морского отдела вице-адмирал Франц Холуб лично информировал германского военно-морского атташе в Вене об отказе австрийского флота от строительства эсминцев. С окончанием Первой мировой войны всем возможным работам был положен естественный конец.

P.S. Огромное спасибо коллеге Шнарху за помощь в подготовке текста.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account