T-VIII W в составе Королевских ВВС
Из всех перелетевших в Англию самолетов MLD гидросамолеты T-VIII W были единственными, которые могли применяться в составе Королевских ВВС. C-XIV W применялись для обучения, а гидросамолеты корабельного базирования C-XI W были отправлены в Голландскую Ост-Индию, где они могли принести больше пользы. Чтобы обмануть немцев устаревшие C-VIII W были свезены в оставленную англичанами авиабазу Феликсстоу. Позже они были отправлены на слом.
Восемь T-VIII W были относительно современными машинами. С 1 июня 1940 года гидросамолеты базировались в Пемброк-доке (Pembroke Dock), графство Пембрукшир, юго-запад Уэльса, выполняя задачу контроля за «западными проходами» (западная зона прибытия конвоев из Америки). Экипажи MLD были подчинены Береговому командованию Королевских ВВС, а не – как можно это было предположить – к воздушным силам Королевского флота, имевшим на вооружении не летающие лодки и поплавковые гидросамолеты, а палубную авиацию. Кроме того, голландские летчики не имели опыта посадок на палубу.
2 августа 1940 года в Королевских ВВС была сформирована 320-я голландская эскадрилья (Royal Dutch Naval Air Service), на вооружении которой находились T-VIII W. Сверхкомплектный персонал был направлен в 321-ю голландскую эскадрилью, которая до февраля 1941 года летала на Avro Anson. Первоначально эти нидерландские подразделения были полностью автономными иностранными частями в составе Королевских ВВС и находились под командованием эвакуировавшегося в Англию голландского правительства. Таким образом, даже после капитуляции Нидерландов MLD продолжала сражаться.
Наличие 320-й эскадрильи частично объясняет тот факт, что в 1940 году ни один голландский летчик не участвовал в Битве за Англию. Эвакуировавшиеся в Великобританию голландские военные летчики активно действовали в составе 320-й и 321-й эскадрилий. Лишь позднее была сформирована и включена в состав Истребительного командования 322-й нидерландская эскадрилья.
13 июня экипажи MLD сопровождали Sunderland-ы своих коллег из Берегового командования чтобы ознакомиться с новыми задачами. Так, например, 20 июня 1940 года T-VIII W выполняли задачи по защите конвоев в канале Святого Георгия. К этому времени голландские гидросамолеты были оснащены радиостанциями и электрооборудованием, соответствующими стандартам Королевских ВВС. Радисты и наблюдатели были ознакомлены с кодами и сигналами, использовавшимися в Королевских ВВС, а сами машины уже несли британский камуфляж. В июле голландские опознавательные знаки были заменены на британские кокарды, но в носовых частях машин были сохранены небольшие оранжевые треугольники. Также изменилось и обозначение голландских машин: R-1, R-3 и R-6 – R-11 получили британские военные номера с AV-958 по AV-965.
Патрулирование в открытом море было достаточно однообразным. Наличие самолетов над конвоями было в первую очередь сдерживающим фактором, поскольку заставляло подводные лодки держаться под водой (эффективных противолодочных авиационных боеприпасов в тот момент еще не было). Под водой лодки двигались медленнее и имели значительно меньший обзор, то есть были гораздо менее опасными. 13 июля экипаж T-VIII W заметил перископ подлодки, который сразу же исчез как только гидросамолет безрезультатно сбросил свои бомбы в другом месте.
10 июля 1940 года по неизвестным причинам R-10 пропал в море, унеся жизни четырех членов экипажа. 13 августа 1940 года вывалившийся из облаков Junkers Ju-88 атаковал R-7. Немцы полагали, что поплавковый гидросамолет станет легкой добычей. Однако экипаж T-VIII W показал, что их самолет является грозным противником для немецкого бомбардировщика: вскоре голландцы и немцы поменялись ролями, и Ju-88 спасла лишь мощь его двигателей. 24 августа R-7 и R-9 снова вступили в бой с атаковавшими конвой несколькими немецкими самолетами. 26 сентября на высоте 300 метров R-9 попал в штопор и упал в море.
В наличие оставались лишь шесть T-VIII W, запчасти к которым начинали подходить к концу: время было на исходе. Самолет уже не мог выполнять поставленные перед ним задачи из-за слишком легкого вооружения и недостаточной дальности полета; в британском министерстве авиации сочли, что эти машины не соответствуют опыту и потенциалу летавших на них голландских экипажей. В конце сентября 1940 года после выполнения 141 боевого вылета в составе Королевских ВВС, во время которых не погиб ни один из сопровождаемых ими кораблей, T-VIII W были исключены из состава боевых частей. 28 ноября машины были доставлены в Феликсстоу, а в июне 1941 года они были отправлены на слом. При перелете в Феликсстоу R-1 был вынужден совершить аварийную посадку неподалеку от Садбери (Sudbury), графство Суффолк, во время которой машина разбилась. 320-я эскадрилья была переоснащена на Lockheed Hudson, но перед этим R-7 выполнял тайные операции, и внеся славную страницу в историю голландского авиации.
В составе Lultwaffe
После капитуляции голландской армии в мае 1940 года немцы на заводе компании Fokker обнаружили в различных стадиях готовности тринадцать самолетов T-VIII W/G (машинами с заводскими номерами 5644 – 5656 были присвоены бортовые номера с R-12 по R-24) и начатую постройку двух цельнометаллических самолетов T-VIII W/M (серийные номера 5657 и 5658; машинам должны были присвоить бортовые номера R-25 и R-36). Были также два финских T-VIII W/C. На момент захвата немцами R-12 был почти завершен; самолет получил немецкий военный номер KD + GB и был отправлен в расположенный в Травемюнде испытательный центр, где с 8 июля по 21 ноября 1940 года машина прошла тестирование. Удовлетворившись результатами испытаний, немцы решили достроить эти самолеты использовать их в своих целях.
Как и в других оккупированных странах, авиационные заводы Нидерландов (компании Fokker, Aviolanda, De Schelde; завод компании Koolhoven был разрушен во время бомбежки района Роттердама Ваальхавена [Waalhaven]) были переданы в распоряжение Имперского министерства авиации (RLM – Reichsluftfahrtministerium). Возглавил компанию Fokker немец Ф. В. Зеекатц (F. W. Seekatz), занимавший в ней ранее должность начальника отдела экспортных поставок. Зеекатц, работавший в компании с начала Первой Мировой Войны показал себя очень порядочным человеком, помогшим во время оккупации очень многим людям.
Компания Fokker строила T-VIII W и серию G-1, которая первоначально предназначалась для правительства Испанской республики и позднее вошла в состав нидерландских ВВС. Несколько T-VIII W были переданы в состав действовавшей в Эрейском море 126-й морской разведывательной авиагруппы («See Aufklärungsgruppe» 126).
В 1943 году из-за отсутствия запчастей эти самолеты были выведены из эксплуатации и заменены на Arado Ar-196, среди которых вполне вероятно были машины, изготовленные в Нидерландах (в частности во время оккупации компанией Fokker были изготовлены 66 гидросамолетов Ar-196). Следует сказать, что все T-VIII W построенные после мая 1940 года были введены немцами в эксплуатацию.
Однако мы не можем закончить эту историю, не рассказав о побеге R-25.
6 мая 1941 года несший черные немецкие кресты T-VIII W (немецкий военный номер KD + GQ, начальный голландский R-25) – первая из серии цельнометаллических машин T-VIII W/M – появился в районе английского городка Бродстейрс (Broadstairs). Удивление было большим, поскольку 5 мая голландцы на G-1 сбежали из Нидерландов и приземлились у Лоустофта (Lowestoft), графство Суффолк. Было ли он так просто взять самолет в Нидерландах и улететь на нем в Англию?
В Нидерландах сопротивление действовало с самого начала оккупации; Жан Ленгет (псевдоним Эдуард де Нев) (Jean Lenglet [Edouard de Nève]) – бывший во время Первой Мировой войны сотрудником Второго бюро Генерального штаба французской армии – работал в британской в Секретной разведывательной службе. Ему нужен был способ переправить в Британию несколько человек, которым могли угрожать немцы. Среди контактов Ленгета был кавалерийский офицер виконт Ян Якоб Герард Беелаэртс ван Блокланд (Jonkheer Jan Jacob Gerard Beelaerts van Blokland) и авиамеханики Виберт Линдеман (Wybert Lindeman) и Вим Боомсма (Wim Boomsma). Боомсма высказал идею украсть Junkers Ju-52/3m, который находился в ремонте в дальнем углу амстердамского аэропорта Схипхол. Но никто из них не умел управлять самолетом. Операция должна была состояться в пасхальный понедельник 14 апреля 1941 года, но за день до побега пилот отказался от участия в нем. Был найден другой пилот – летчик-истребитель с G-1 Говерн Стеен (Govert Steen). Однако было уже слишком поздно – к этому моменту Ju-52 покинул Схепхол.
Летчик-испытатель компании Fokker Гербен Сондерман сообщил Стеену, что один T-VIII W находится в амстердамском порту Минервахавен (Minervahaven), Механик компании Fokker Линдеман знал самолет и мог дать ценные советы Стеену, который до этого никогда не летал на гидросамолетах.
К сожалению, происшествие 5 мая ускорило ход событий: еще один пилот компании Fokker Хильде Леегстра (Hilde Leegstra) и инженер П. К. Я. Вос (P. C. J. Vos) сбежали на борту G-1 №362. Стеен и его товарищи должны были действовать быстро, прежде чем немцы могут принять более строгие меры по контролю за самолетами. Четверо человек отправились на поиски T-VIII W. Под покровом ночи они на маленькой резиновой лодке вывели гидросамолет на воду и стали ждать рассвета чтобы взлететь и отправиться в путь. Затратив немного времени, они сняли с двигателей чехлы, что было очень и очень опасно: охранники завода были изумлены, увидев незащищенный самолет под дождем. К счастью они были голландцами и вскоре перестали поражаться уведенному, предпочитая игнорировать это.
На рассвете один из двигателей, вероятно из-за дождя, не смог запуститься. Немцы могли появиться в любой момент. Стеен попытался сделать невозможное: взлететь на одном двигателе. Он быстро обнаружил, что поплавковый гидросамолет не взлетает как обычный самолет! Т-VIII W вел себя, как утка на пруду! К счастью в 3:30 проблемный двигатель заработал, и гидросамолет, разогнавшись по Северному морскому каналу (Noordzeekanaal), с трудом избежав столкновения с разводным мостом Хембург (Hembrug).
Компас не работал, и экипаж T-VIII W потерял ориентировку. Голландцы оставались в неведении относительно своего местоположения, пока не показался Бродстейрс. Англичане открыли огонь, но к счастью самолет был в мертвой зоне британских зенитных орудий. Экипаж T-VIII W махал белыми платками и небольшим голландским флагом, но англичане им не поверили. Сомнения британцев развеялись лишь после того как виконт Беелаэртс ван Блокланд выбрался из самолета в котелке – в высшей степени британскому аксессуару костюма.
Четверо голландцев не знали (им сообщили позднее), что англичане были проинформированы о прибытии по воздуху немецкого шпиона. Кроме того, не прошло и суток после взволновавшей многих посадки G-1. Следует сказать, что 10 мая 1941 года произошел еще один перелет в Великобританию – это был полет Рудольфа Гесса. В конце концов, шпион Карл Рихтер (Karl Richter), прибытия которого так долго ждали, прилетел в Британию 12 мая и был немедленно арестован [2]. Четыре голландца присоединились к вооруженным силам Свободных Нидерландов (Force Néerlandaise Libre). Стеен сражался на «спитфайре» в составе 129-й эскадрильи и погиб 5 июня 1942 года неподалеку от Октевиля (Octeville), Франция.
В Англии T-VIII W уже были выведены из эксплуатации MLD и от R-25 уже не было никакой пользы. Но прежде чем списать самолет на нем было решено повторить подвиг Схапера и R-7, и использовать гидросамолет для спасения ряда лиц из оккупированной Голландии. На этот раз полет предстоял на озеро Эйсселмер, расположенное между Волендамом (Volendam) и Эдамом (Edam). Однако прежде чем пилот офицер Элиас (officier-pilote Elias) начал обучаться полетам на R-25, но операция была отменена. Так закончилась история T-VIII – гидросамолета изготовленного в 38 экземплярах и в годы Второй Мировой войны успевшего повоевать за обе стороны.
эвакуировавшиеся из Нидерландов Fokker T-VIII W были включены в состав Берегового командования Королевских ВВС. На самолет нанесены британские камуфляж и опознавательные знаки. На национальную принадлежность экипажа указывал небольшой оранжевый треугольник в передней части самолета
группа Fokker T-VIII W в составе Королевских ВВС. Fokker T-VIII W разворачивается в полете (сверху); группа Fokker T-VIII W в полете. На нижней фотографии хорошо показано, что гидросамолеты получили британский камуфляж, а на верхнем снимке видны следы оранжавых треугольных опознавательных знаков на нижней поверхности крыла
техническое обслуживание гидросамолета Fokker T-VIII W. Этот самолет был эвакуирован в Великобританию; на него еще не нанесен британский камуфляж. Маленький треугольник на передней части фюзеляжа T-VIII W не наносился в Нидерландах и его несли только машины Берегового командования, на которых сражались голландцы
вариант окраски гидросамолета Fokker T-VIII W в составе Берегового командования Королевских ВВС
один из гидросамолетов Fokker T-VIII W, постройка которых была завершена уже после оккупации Нидерландов немцами
Fokker T-VIII W из состава 1-й эскадрильи 126-й морской разведывательной авиагруппы (1./SAGr 126). Данный снимок иллюстрировал календарь
Fokker T-VIII W крупным планом. На данном снимке, возможно, один из цельнометаллических самолетов данного типа, которые первоначально предназначались для действий в Нидерландской Ост-Индии
Fokker T-VIII W/M в Германии во время посещения гитлерюгендом. На заднем плане Arado 96
гидросамолет Fokker T-VIII W, который немецкими ВВС использовался в Греции для морской разведки; снимок, возможно, был сделан в Греции
завершенный немцами Fokker T-VIII W в варианте самолета наземного базирования; наземное шасси неубирающееся
вариант окраски гидросамолета Fokker T-VIII W в составе люфтваффе
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Секретная миссия R-7
15 октября 1940 года офицер летчик Х Схапер (H. Schaper) взлетел на R-7 в Феликсстоу, Великобритания, взяв курс на озеро Тьюкемеер (Tjeukemeer), Фрисландия, север Нидерландов. В конце сентября Схаперу был задан вопрос: сможет ли он забрать на гидросамолете из Голландии некоторых людей. В качестве места посадки он выбрал озеро Тьюкемеер; экипаж R-7 был составлен из добровольцев. Поскольку не было никаких навигационных сигналов, то операция должна была состояться примерно за неделю до полнолуния.
Подходящими были три дня в середине октября, но в первую ночь – 14 числа – погода была плохой. На второй день – 15 октября – погода была в порядке… за исключением окутанных туманом озера Тьюкемеер и некоторых других соседних озер. Попытка сесть в тумане закончилась неудачей и перебудила все население округи. В 4:30 Схапер вернулся в Феликсстоу. Он подумал, что стоит еще раз попробовать, но радио предназначенной для эвакуации группы молчало. Тем не менее, Схапер вернулся в Голландию в полночь 16 октября. На этот раз погода была хорошая. В 600 метрах над озером Тьюкемеер Схапер увидел световой сигнал. На воде должна была быть выложена буква «K» и у Схапера были сомнения в том, что он увидел. Времени на раздумья было немного и он приводнился, но в целях безопасности неподалеку от указанного места. Очень медленно Схафер подвел R-7 к середине озера; радист, сидевший в кабине позади пилота, навел пулемет на приближавшуюся маленькую лодку. Когда лодка была примерно в тридцати метрах от самолета, наблюдатель спросил пароль. Ответом был выстрел, на который ответил радист. Через несколько секунд враг прекратил стрельбу. Схапер дал полный газ, и гидросамолет начал, двигаясь зигзагами, выполнять разбег. Вокруг озера включилось множество прожекторов. Гидросамолет под огнем немцев с трудом взлетел… Радист и наблюдатель были легко ранены, один из топливных баков был пробит. Гидросамолет вернулся в Англию с сорока пробоинами. В 5:00 самолет был над Феликсстоу, где ополченцы (Home Guard) открыли по нему огонь из винтовок!
Эта операция была в начале карьеры Схапера, который впоследствии стал старшим офицером MLD, главой военно-воздушных сил Нидерландов, заместителем министра обороны по вопросам военно-воздушных сил и, наконец, глава военной свиты Её величества королевы Юлианы! За это задание Схапер стал кавалером военного ордена Вильгельма («Militaire Willernsorde») – высшей военной награды Нидерландов. Позднее, однако, выяснилось, что R-7 должен был забрать секретного агента Лодо ван Хамеля (Lodo van Hamel) – офицера флота, который в августе был заброшен в Голландию для создания агентурной сети. С 31 августа он посылал ежедневные сообщения. После окончания своей миссии по созданию разведывательной сети он вместе с другими агентами должен был вернуться в Англию. К сожалению, когда 15 октября 1940 года R-7 попытался приводниться, ван Хамель был арестован сержантом жандармерии, сотрудники которой не признавали правительства в изгнании и подчинялись пронемецкому режиму в Леувардене (Leeuwarden). Таким образом, группа ван Хамеля попала в руки немецкой службы безопасности (Sicherheitsdienst – SD). Немцы надеялись, что самолет вернется, и устроили засаду, оставив на озере лодку с пулеметом и на берегу шесть пулеметов и девять подразделений ПВО. Захваченные голландцы сообщили немцам неверный пароль… Вот поэтому Схапер и не увидел литеру «К». Ван Хамель был расстрелян 16 июня 1941 года. Кавалером военного ордена Вильгельма он стал посмертно.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: T-VIII W
Назначение: бомбардировщик-торпедоносец
Экипаж: 3–4 человека
Силовая установка: два девятицилиндровых радиальных двигателя Wright Whirlwind R-975-E3, развивавших мощность 450 л.с. и вращавших трехлопастные винты
Размеры:
размах крыла 18 м
длина 13 м
высота 5 м
площадь крыла 44 м²
Вес:
пустого 3100 кг
общий 4600 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 285 км/ч
крейсерская скорость 220 км/ч
практический потолок 6800 м
дальность полета 2750 км
Вооружение:
стрелковое – один установленный в носу неподвижный 7,9-мм пулемет Browning FN, подвижный 7,9-мм пулемет Browning FN в задней кабине
бомбовое – 600 кг
торпеды – 1
источник: HARM J. HAZEWINKEL «Le Fokker T-VIII W» «Le Fana de l’Aviation» 1993-08 (285)