Глаза французских линкоров и крейсеров Второй Мировой. Поплавковые гидросамолеты-разведчики Gourdou-Leseurre GL.810-812. Франция

14

Глаза французских линкоров и крейсеров Второй Мировой. Поплавковые гидросамолеты-разведчики Gourdou-Leseurre GL.810-812. Франция

Возможно, за исключением Германии, где после 1918 года строительство военных самолетов было запрещено на долгое время, все другие страны вступили во Вторую Мировую войну с ограниченным количеством современных типов, но с богатыми коллекциями устаревших машин. Франция сыграла в этом неоспоримую роль – возможно, из-за национального менталитета, возможно, из-за затяжной эйфории от победы в 1918 году, но, безусловно, в создание коллекций устаревших машин оказали влияние неясные концепции, национализация, ограниченные бюджеты, участие в колониях и многие другие факторы.

Так, например, описанные в данной статье трехместные легкие поплавковые гидросамолеты-разведчики GL.810-812, предназначенные для использования на линкорах и тяжелых крейсерах ВМС Франции или на прибрежных базах, поступили на вооружение в 1931 году чтобы увидеть, хотя и в небольших количествах, начало Второй Мировой войны и участвовать в боевых действиях вплоть до капитуляции Франции весной 1940 года. В том же 1931 году эти машины стали поступать на вооружение в почти окончательном виде, но их происхождение было гораздо древнее. Самолет появился в 1926 году, когда компания Société des Établissements Gourdou et Leseurre (Gourdou-Leseurre) на окраине Париже в Ле Парк де Сен-Мор (Le Parc de Saint-Maur) завершила изготовление прототипа, который получил обозначение L.2-01 и который тем же летом совершил свой первый полет с набережной расположенного на берегу Сены городка Сартровиль (Sartrouville).

схема прототипа L.2-01

схема прототипа L.2-01

Машина, созданная по заказу ВМС Франции, была спроектирована как одномоторный подкосный низкоплан с прямым крылом с толстым аэродинамическим профилем (без закрылков), тонким фюзеляжем с двумя открытыми кабинами для членов экипажа (пилот и стрелок-штурман-наблюдатель) и парой поплавков на подкосах, которые как дополнительно усиливают крыло и которые используются для крепления для катапульты («клюшки» на виде спереди). Однокилевое хвостовое оперение характеризовалось малой высотой киля, который имел и подфюзеляжную часть, и рулем направления, который был общим для над- и подфюзеляжных частей. В качестве силовой установки прототипа L.2-01 использовался установленный в носовой части фюзеляжа незакапотированный девятицилиндровый радиальный двигатель Gnome-Rhȏne Jupiter (изготовленный по лицензии британской компании Bristol), который развивал мощность 380 л.с. (379 кВт) и вращал двухлопастный деревянный винт. Планер самолета имел смешанную конструкцию, рассчитанную на перегрузки при взлете с катапульты боевых кораблей. Ферменный каркас фюзеляжа был изготовлен из стальных труб, которые были между собой соединены при помощи сварки и болтов. В целях снижения аэродинамического сопротивления к каркасу крепились вспомогательные шпангоуты, изготовленные из дюралюминиевых профилей. В качестве обшивки использовались листы дюралюминия и полотно. Крыло и фиксированные поверхности хвостового оперения имели деревянный силовой набор; передние кромки консолей крыла, стабилизатора и киля были обшиты фанерой, в то время как их остальные части покрывались полотном. Поплавки были однореданные, деревянные. Надежность машины была доказана во время испытаний в Сен-Рафаэле, в ходе которых прототип благополучно приводнился (первая аварийная ситуация после отказа двигателя) и мог действовать даже с неспокойного моря.

прототип L.2-01 во время испытаний. Серийные гидросамолеты GL.810 Ну отличались тремя кабинами для членов экипажа

прототип L.2-01 во время испытаний. Серийные гидросамолеты GL.810 Ну отличались тремя кабинами для членов экипажа

Затем ВМС Франции заказали шесть предсерийных экземпляров, получивших обозначение L.3 и оснащавшихся более мощным вариантом двигателя Jupiter, развивавшим мощность 420 л.с. (309 кВт) и вращавших двухлопастный металлический винт. Как видно из обозначения нового типа, машины L.3 были переоборудованы в трехместные, поскольку функции стрелка и штурмана-наблюдателя были разделены. Также, согласно техническим условиям, была изменена конструкция крыла, в которой первоначальные два деревянных лонжерона были заменены трубчатыми стальными. Также была улучшена защита поверхностей гидросамолета от воздействия морской воды. Шесть гидросамолетов L.3 прошли тщательные испытания как с наземных баз, как, например в Сен-Назере, где они взлетали с помощью катапульты, так и позже с борта крейсера.

схема поплавкового гидросамолета GL.810 Ну

схема поплавкового гидросамолета GL.810 Ну

В 1929 году французские военно-морские силы, удовлетворенные результатами испытаний, заказали первые двадцать четыре единицы серийного варианта. Гидросамолеты были снова слегка модифицированы и оснащены радиостанциями для двусторонней телефонной связи. Также были удлинены поплавки и модифицированы кабины экипажа. Последний трехместный самолет получил обозначение GL.810 Ну.

Производство планеров заказанных гидросамолетов осуществлялось на заводе компании Gourdou-Leseurre в Ле Парк де Сен-Мор, а поплавков из красного дерева – заводом компании Les Mureaux. Еще двадцать GL.810 Ну были заказаны в сентябре 1931 года, а в марте следующего года к ним добавился заказ еще на 17 машин. В апреле заказ был увеличен на 10 гидросамолетов версии GL.811, которые отличались складывающимися консолями крыла для облегчения хранения на борту линкоров; когда один гидросамолет был установлен на катапульту, другие машины со сложенными консолями были готовы к установке на катапульту. Правая консоль крыла была прикреплена к фюзеляжу со смещением на 100 мм назад.

Последний заказ на 15 гидросамолетов модификации GL.812 был сделан в октябре 1933 года. Эти машины имели нескладывающееся крыло и должны были действовать исключительно с наземных баз. Помимо нескладывающегося крыла предыдущих вариантов GL.812 отличался дюралюминиевой обшивкой передних кромок крыла, вырез у корневых частей крыла в районе задних кромок почти исчез, а получившие больший размах элероны получили возможность одновременно отклоняться вниз и действовать в качестве закрылков. Также были существенно модифицированы кабины экипажа и изменено вертикальное оперение: киль и руль направления стали выше; площадь подфюзеляжного киля также была увеличена. Горизонтальное оперение было немного перемещено вверх и получило подкосы, соединявшие нижнюю поверхность стабилизатора и фюзеляж. Стабилизатор имел меньшую стреловидность на передней кромке и большую длину хорды у законцовок.

На всех серийных гидросамолетах модификаций GL.810, GL.811 и GL.812 устанавливались 420-сильные девятицилиндровые радиальные двигатели Gnome-Rhȏne 9Ady Jupiter и двухлопастные дюралюминиевые винты. Стандартное вооружение состояло из одного синхронизированного 7,7-мм пулемета Vickers, неподвижно установленного перед кабиной пилота в левой части фюзеляжа, двух пулеметов Lewis такого же калибра в подвижной установке в кабине стрелка. Кроме того, под фюзеляжем можно было нести две 75-кг бомбы типа G2.

поплавковый гидросамолет GL.812 (бортовой номер 9) из состава эскадрильи 2S1 в обычном разведывательном полете. На левый поплавок нанесен номер 50

поплавковый гидросамолет GL.812 (бортовой номер 9) из состава эскадрильи 2S1 в обычном разведывательном полете. На левый поплавок нанесен номер 50

Летом 1931 года гидросамолеты GL.810, которыми была оснащена эскадрилья 7S2, действовали с борта гидроавианосца «Коммандан Тест». Затем самолеты данного типа поступили в состав авиагрупп легких крейсеров типа «Ла Галиссоньер» (по одной машине в авиагруппе), а с 1935 года в состав авиагрупп линкоров «Дюнкерк» и «Страсбург» (две или три машины в авиагруппе). В то же время мастерские ВМС Франции на базе Сен-Мандрье (Saint Mandrier) несколько GL.810 модифицировали в гидросамолеты-буксировщики для отработки стрельбы по мишеням (полотнище).

Еще до начала Второй Мировой войны на палубах боевых кораблей гидросамолеты компании Gourdou-Leseurre стали заменяться более современными машинами. Самолеты-ветераны не списывались, а отправлялись на оснащение вновь формируемых береговых подразделений. В августе 1939 года гидросамолеты GL.810- GL.812 находились в составе эскадрилий 1S2 (база авиации ВМС Шербур), 2S1 и 2S4 (база авиации ВМС Ланвеок-Пульмик [Lanvéoc-Poulmic]), 3S1 (база авиации ВМС Йер-ле-Паливестр [Hyěres-le Palyvestre], 3S3 (база авиации ВМС Берр), в составе учебных эскадрилий 3S5 (база авиации ВМС Йер) и 3S6 (база авиации ВМС Сен-Мандрье), а также зарубежная 8S2 (база авиации ВМС Мартиника). Береговые подразделения были классифицированы как Escadrille de Surveillance (эскадрильи наблюдения), и некоторые из них, такие как, например, 3S3, действовали в составе частей первой линии вплоть до капитуляции Франции; они патрулировали прибрежные воды и сообщали о появлении судов противника. Во время эвакуации с базы Лорьян перегруженные гидросамолеты GL.810-GL.812, неся на себе помимо пилота по пять человек, взлетали на глазах изумленных немцев.

поплавковый гидросамолет GL.812 являлся последней серийной версией семейства GL.810-GL.812. Машина несет бортовой номер 4 и входит в состав эскадрильи 3S1. Поверхности, покрытые полотном и фанерой, были покрыты серо-голубой краской, листы алюминиевой обшивки оставались неокрашенными. Поплавки сохранили цвет красного дерева. Опознавательные знаки авиации ВМС Франции – красно-бело-синие кокарды с небольшими черными якорями – были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла. Руль направления был выкрашен в цвета национального флага

поплавковый гидросамолет GL.812 являлся последней серийной версией семейства GL.810-GL.812. Машина несет бортовой номер 4 и входит в состав эскадрильи 3S1. Поверхности, покрытые полотном и фанерой, были покрыты серо-голубой краской, листы алюминиевой обшивки оставались неокрашенными. Поплавки сохранили цвет красного дерева. Опознавательные знаки авиации ВМС Франции – красно-бело-синие кокарды с небольшими черными якорями – были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла. Руль направления был выкрашен в цвета национального флага

Летом 1943 года базировавшаяся на Мартинике эскадрилья 8S2 имела в своем составе три гидросамолета в пригодном для полетов состоянии (одним из них был GL.812 [зав. номер 70] специальной тропической модификации, который иногда называли GL.813). Но это была уже лебединая песня гидросамолета, который к тому времени годился только для музеев авиации.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Gourdou-Leseurre GL.810 Ну

Тип: многоцелевой поплавковый гидросамолет

Статус: серийное производство

Компания-производитель: Société des Établissements Gourdou et Leseurre, Ле Парк де Сен-Мор

Экипаж: 3 человека

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhone 9Ady, развивавший мощность 420 л.с. и вращавший двухлопастный металлический винт

Размеры:

размах крыла 16,00 м
длина 10,50 м
высота 4,25 м
площадь крыла 43,00 м²

Масса:

пустого самолёта 1675 кг
взлетная 2470 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 180 км/ч
крейсерская скорость 160 км/ч
время набора высоты 3000 метров 16 мин.
практический потолок 5500 м
дальность полета 560 км

Количество изготовленных: 93 экземпляра (1 прототип + 92 серийных)

источник: Text: Miroslav Balous, Výkres: Petr Kolmann «Letadla 39-45: Gourdou-Leseurre GL.810-812» «Letectví + kosmonautika» září 2009, str.70-71

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-gourdou-leseurre-gl810-812

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account