Поиск выхода из тупика. Часть 4 Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид
Уже в самом начале Первой мировой войны стало понятно, что одной из главных особенностей этого конфликта станет самое широкое использование различных заграждений, мешающих проходу вражеской пехоты. Как следствие, странам-участникам войны пришлось заняться созданием средств преодоления существующих заграждений. Пожалуй, главным итогом подобных работ стало появление танков. Тем не менее, с целью решения имеющихся задач разрабатывались и иные виды техники. Так, в конце 1914 года во Франции начались работы по специальной машине Appareil Boirault.
Необходимость создания самоходной техники, способной преодолевать различные препятствия и нести вооружение, стала очевидной уже в первые месяцы войны. Однако текущий уровень развития науки и техники еще не позволял создать требуемые машины с нуля. Отсутствовали даже основные идеи, которые можно было бы использовать в новых проектах. Из-за этого инженерам ведущих стран приходилось самостоятельно изучать имеющуюся проблему, искать решение для нее, а затем разрабатывать готовые образцы техники, соответствующие найденному решению.
В декабре 1914 года во французское военное ведомство обратился конструктор Луи Буаро. Изучая проблематику самоходной техники высокой проходимости, он сформировал оригинальный облик подобной машины, который можно было бы использовать при создании полноценного проекта для перевооружения армии. На тот момент Франция еще не вела полноценную разработку бронетанковой техники новых классов, из-за чего предложение Л. Буаро смогло заинтересовать чиновников. Уже 3 января 1915 года военное ведомство одобрило продолжение работ по проекту. В обозримом будущем изобретатель должен был представить полный комплект конструкторской документации и опытный образец перспективной военной машины.
Новый проект получил весьма простое название Appareil Boirault – «Устройство Буаро». В дальнейшем, когда в соответствии с требованиями военных был создан новый вариант проекта, первая версия специальной техники получила дополнительное номерное обозначение. «Устройство» образца 1915 года теперь следовало именовать как №1. Следующий образец, соответственно, назвали Appareil Boirault №2.
Проектом Л. Буаро предлагалось строительство специальной инженерной машины, способной проделывать проходы в невзрывных заграждениях противника. Оригинальная конструкция в теории позволяла этому образцу перемещаться по полю боя, не имея проблем с траншеями, воронками и иными характерными чертами «лунного ландшафта» Первой мировой. Добравшись до проволочных или иных заграждений перед позициями противника, машина должна была попросту давить их своим весом. Продолжая движение вперед, «Устройство Буаро» оставляло за собой сравнительно широкий проход, которым могли воспользоваться наступающие солдаты.
В основе проекта лежал принцип гусеничного движителя, доработанный в соответствии с оригинальными идеями изобретателя. Мсье Буаро предложил увеличить размеры гусеницы до максимально возможных пределов, а саму машину поместить внутрь нее. Благодаря этому перспективная машина могла иметь максимальную возможную опорную поверхность, что, в первую очередь, должно было сказываться на ширине проделываемого прохода и общей эффективности работы. Примечательно, что конструкция движителя все же была упрощена в разумных пределах и состояла из сравнительно малого числа деталей. Так, в составе «гусеницы» было предложено использовать всего шесть «траков» большого размера.
Самым крупным и, как следствие, самым заметным элементом машины Appareil Boirault №1 должен был стать движитель, основанный на принципе гусеницы. По задумке Л. Буаро, он должен был состоять из шести одинаковых секций, соединенных между собой при помощи шарниров. Конструкция всего движителя в сборе позволяла секциям качаться друг относительно друга в пределах определенных секторов. Для исключения неправильного перемещения секций, способного повредить машину, движитель оснащался набором специальных упоров.
Каждая секция движителя представляла собой металлическую раму шириной (относительно машины) 3 м и длиной 4 м. Основными элементами рамы были пара продольных металлических профилей, соединенных с четырьмя поперечными балками. Для большей прочности углы рамы усиливались косынками. Две поперечные балки являлись частью внешнего контура рамы, тогда как две другие помещались в ее средней части. Крайние поперечные балки оснащались элементами шарнира, соединяющего соседние секции. На внутренней стороне рамы предлагалось устанавливать пару рельсов. Рядом с ними, но на краю рамы, находились две пары наклонных упоров, отводящихся в разные стороны.
В собранном виде движитель конструкции Л. Буаро выглядел следующим образом. На опорной поверхности упорами вверх должны были лежать две секции. Еще две, соединенные с первыми, располагались вертикально. Третья пара секций образовывала «крышу» такой коробчатой конструкции. За счет шарниров рамы-секции могли перемещаться в вертикальной плоскости. Для исключения неправильных положений секций, способных привести к порче их конструкции, использовались парные упоры. При уменьшении угла между соседними секциями до минимально допустимого значения эти детали упирались друг в друга, не позволяя рамам продолжать движение.
Внутри необычного движителя должна была помещаться рама машины, предназначенная для крепления силовой установки и трансмиссии. Л. Буаро предложил использовать агрегат достаточно простой формы. Из четырех основных и нескольких дополнительных металлических балок планировалось собирать конструкцию с наклонными боковыми опорами. За счет наклона опор и наличия центральной горизонтальной детали изделие в профиль должно было напоминать букву «А». На нижних концах опор закреплялся набор дополнительных силовых элементов, образующих некое подобие опорной платформы. Там же находилось несколько роликов для взаимодействия с рельсами «гусениц». Аналогичные устройства помещались и на вершине рамы. Таким образом, А-образный агрегат машины должен был катиться по рельсам лежащих на земле секций, а также поддерживать рамы, поднятые в воздух.
На центральной детали-перекладине рамы крепился бензиновый двигатель мощностью 80 л.с. При помощи несложной трансмиссии на основе зубчатых колес и цепей двигатель передавал крутящий момент на ведущие колеса, функции которых выполняли верхние и задние нижние ролики основной рамы. Для правильного взаимодействия с необычным движителем ролики вращались в разные стороны: нижние должны были двигать «корпус» машины вперед, тогда как верхние отвечали за отведение верхней ветви необычной гусеницы назад.
Внутри рамы с силовой установкой и трансмиссией помещалось рабочее место единственного члена экипажа. Являясь экспериментальным образцом, машина Appareil Boirault №1 не нуждалась в большой численности экипажа. Более того, фактически единственной задачей водителя в ходе испытаний был контроль за работой двигателя и управление скоростью движения.
Использование единственной «гусеницы» необычной конструкции накладывало некоторые ограничения на ходовые характеристики, прежде всего на маневренность. Для выполнения поворотов на нижней платформе рамы силовой установки предусматривались опускаемые домкраты, способные взять на себя часть массы машины и приподнять один из ее бортов. К этим домкратам «прилагалась» необычная методика разворота, превращавшая маневрирование в неординарную процедуру.
Характерной особенностью «Устройства Буаро» был явный дисбаланс пропорций центрального агрегата с двигателем и нестандартного движителя. Общие габариты экспериментальной машины определялись именно конструкцией из шести подвижных рам-секций, причем во время движения они могли меняться в определенных пределах. При вертикальном положении секций, находящихся впереди и сзади, и горизонтальном размещении всех прочих рам общая длина машины составляла 8 м, ширина – 3 м, высота – 4 м. Двигаясь и изменяя положение рам движителя, Appareil Boirault №1 могла становиться длиннее и выше. Ширина, однако, не изменялась.
Полная масса инженерной машины определялась на уровне 30 т. Таким образом, удельная мощность была менее 2,7 л.с. на тонну, что не позволяло рассчитывать на высокие ходовые характеристики. Тем не менее, в существующем виде «Устройство Буаро» не нуждалось в них, поскольку являлось демонстратором технологии.
Во время движения центральный агрегат машины, оснащенный силовой установкой, должен был ехать вперед по рельсам находящихся внизу секций «гусеницы». Подходя к поднятой впереди секции, агрегат наезжал на ее рельсы и заставлял эту раму падать вниз и вперед. Одновременно с этим через верхние ролики «протягивались» остальные рамы, а задняя поднималась с грунта и начинала движение вперед.
Для поворота в нужном направлении предлагалось останавливаться, опускать домкрат и поднимать нужный борт центрального агрегата. После этого испытатели должны были самостоятельно поворачивать машину на нужный угол. Конструкция ходовой части и домкрата позволяла поворачивать не более чем на 45°. Для опытной машины подобный способ поворота был приемлемым, хотя и с определенными оговорками, но в дальнейшем эту проблему следовало решить.
Разработка проекта завершилась к концу весны 1915 года, после чего документацию представили военным специалистам. Представители военного ведомства изучили предложенный проект и раскритиковали его. Машину посчитали недостаточно быстрой и маневренной. Кроме того, поводом для претензий стала недостаточная живучесть на поле боя, связанная с рамной конструкцией машины. Негативный отзыв о проекте появился 17 мая. 10 июня вышел документ, в соответствии с которым работы по проекту Appareil Boirault следовало прекратить за отсутствием перспектив.
Армия отказалась от продолжения работ, но Л. Буаро настоял на дальнейшем развитии проекта. Изобретатель учел претензии заказчика и исправил некоторые из выявленных недостатков. По измененному проекту был построен опытный образец, который в дальнейшем планировалось использовать в испытаниях. Прототип доставили на полигон в начале ноября 1915 года, вскоре после чего стартовали проверки.
Первые испытания с участием представителей военного ведомства состоялись 4 ноября. Из-за предложенных доработок и иных особенностей проекта прототип оказался значительно легче, чем предлагалось ранее. Снаряженная масса опытного Appareil Boirault уменьшилась до 9 т. Более того, по некоторым данным, сама машина была еще легче, из-за чего ее пришлось дополнительно нагружать балластом.
Для проверки опытного «Устройства Буаро» на одном из полигонов Франции обустроили участок, имитирующий поле боя. Было развернуто проволочное заграждение глубиной 8 м, траншеи шириной до 2 м и воронка диаметром 5 м. Опытная машина успешно преодолела все эти препятствия. Без значительных усилий она перебиралась через траншеи и воронки, а также сминала проволоку и ее опоры. Тем не менее, из-за недостаточно мощного двигателя скорость движения не превышала 1,6 км/ч.
Не позже первых испытаний проект Appareil Boirault получил шутливое прозвище Diplodocus militaris – «Диплодок военный». Такое имя прекрасно отражало основные особенности инженерной машины, а именно малую скорость, неповоротливость и слишком большие габариты. Позже, уже после завершения работ по двум проектам, французский историк военной техники подполковник Андре Дювиньяк, подводя итог работам Л. Буаро, отмечал, что прозвище «Диплодок военный» было весьма удачным и хорошо отражало основные особенности этой разработки. Авторы такого названия, по мнению историка, были не только шутниками, но и хорошими судьями.
13 ноября состоялись вторые испытания, в ходе которых машина вновь показала свои преимущества, а также подтвердила уже выявленные недостатки. Преодоление препятствий не вызывало особых проблем, но габариты, малая скорость и живучесть на поле боя вновь стали поводом для жесткой критики со стороны представителей потенциального заказчика.
В существующем виде машина Appareil Boirault не имела никаких реальных перспектив. Многочисленные недостатки этой разработки перевесили все имевшиеся преимущества. Как следствие, армия посчитала нецелесообразным дальнейшее продолжение работ по развитию проекта, не говоря уже о заказе серийного производства техники. Луи Буаро был вынужден прекратить доработки существующего проекта. Даже в случае успешного решения имеющихся проблем вряд ли приходилось рассчитывать на контракт военного ведомства.
Никому более не нужный прототип был отправлен на хранение, где оставался в течение некоторого времени. Позже уникальную, но бесперспективную машину утилизировали за ненадобностью. Тем не менее, Л. Буаро не разочаровался в своих идеях и продолжил работать над ними. Результатом дальнейших работ стало появление нового варианта Appareil Boirault под номером 2. На этот раз конструктор учел претензии и пожелания военных, благодаря чему появилась бронированная инженерная машина, более пригодная для использования в условиях реального сражения.
Тактико-технические характеристики Appareil Boirault/Аппарат Буаро/Инженерная машина Буаро Первый проект
Страна: Франция
Производитель: —
Год производства: 1915
Боевая масса: 30 тонн
Экипаж: 1
Бронирование: не устанавливалась
Размеры: 8000×4000×3000 мм
Вооружение: не устанавливалась
Двигатель: 80 л.с.
По материалам сайтов:
- http://aviarmor.net/
- http://landships.info/
- http://g1886.com/
- http://network54.com/
- http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
источники: