Поиск выхода из тупика. Часть 3. «Нетопырь» Лебеденко. 1915. Первый русский танк. Танк или не танк
9 сентября (27 августа по старому стилю) 1915 года у станции Орудьево севернее Дмитрова, сейчас районного города в Московской области, взревел авиационный двигатель и первый русский танк, построенный в железе, сдвинулся с места, ломая березки. И в тот же день в 2500 верстах от Москвы совершила свой первый испытательный пробег по двору завода «Wellington Foundry» боевая гусеничная машина «Lincoln Machine» № 1. Не зря видимо День танкиста празднуют во второе воскресенье сентября, хотя конечно 9 сентября 1915 года был четверг, но ведь возможно отметили рождение танка, который еще не назывался танком, в ближайшее воскресенье, что в России, что на Туманном Альбионе. История показала, что верный путь выбрали все-таки английские специалисты, но когда в России начали реализацию сложнейшего проекта колесной боевой машины, они ещё не знали, что это тупиковый путь.
* * *
Проект боевой колесной машины родился у инженера Лебеденко, работавшего в собственной мастерской. которая занималась производством оборудования по заказам военного ведомства, в конце 1914 года. Инженер, совершенно правильно понимал, что чем больше диаметр колеса, тем больше внедорожные возможности боевой машины. Но шансов продавить идею у простого подрядчика было минимум, если бы не знакомство с основоположником аэродинамики Николаем Егоровичем Жуковским, который не только произвел сам расчеты колес новой машины, но и отправил работать в мастерскую двух своих племянников в будущем Генерального конструктора авиадвигателей Александра Микулина и ведущего конструктора двигателей Бориса Стечкина. Стечкин и Микулин занимались разработкой чертежей и расчетом боевой машины. Готовый проект Лебеденко представил главе Союза Земств и городов князю Г. Е. Львову, который и устроил Высочайшую аудиенцию 21 января 1915 года. Моделька с пружинным заводом весело бегала по сводам законов Российской империи. В восторге от идеи одним взмахом взломать германский фронт Николай II из собственных денег выделил 210 000 рублей, сумму которой хватило бы на закупку примерно 20 броневиков Остин с полным вооружением. Но в тот момент вряд ли кто либо мог предположить, что правильно, а что неправильно.
По идее Лебеденко чертежи боевой машины делал Микулин, передачу усилия на колеса доводил Стечкин. В железе проект превратился в гигантскую трехколеску высотой 9 метров и опирающуюся на задний полутораметровый каток. Вооружение устанавливалось в боевой рубке сверху и боковых спонсонах. В нижней боевой рубке так же планировали установить пулеметы. Уровень верхней рубки был примерно 8 метров над землей. Пушки в боковых спонсонах планировались скорее всего 3-х дюймовые противоштурмовые, как и установленные на броневиках Гарфорд. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м и собирался из 6-мм неброневой стали (котельного железа). Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час при приводе от двух трофейных двигателей Майбах мощностью 240 л.с. каждый. Слабым местом была фрикционная передача момента не колеса, которая показала свою ненадежность. При испытаниях в 1919 году скорость перемещения «танка» была всего 3 км/час.
Высочайшее соизволение и деньги сдвинули с места махину российской промышленности. Крупноузловую сборку начали в Хамовнических казармах в Москве, куда поставлялись металлоконструкции. Для окончательной сборки был специально подобран участок земли между станциями Орудьево и Вербилки Дмитровского направления. Так как проекту был присвоен высший уровень секретности, место должно было быть совершенно незаметным, но вблизи от железной дороги для доставки узлов и агрегатов. По воспоминаниям Микулина
«…На открытом воздухе стали клепать огромные стальные конструкции. Здесь же были построены механические мастерские, работали станки. Весь участок был обнесен колючей проволокой. Через каждые 100 м стояли часовые, а по проволоке был пущен ток высокого напряжения» (взято из https://auto.mail.ru/article/69761-kolesa_s_3-etazhnyi_dom_v_poiskah_car-tanka/).
27 августа 1915 года сборка была закончена и начались ходовые испытания.
Как и ожидалось, началось все просто отлично, сломав несколько березок 60-ти тонная махина поехала, но радость длилась не долго. Задний каток, из-за неправильно расчета нагрузок, все время увязал в мягком грунте и даже 480 лошадиных сил не могли его сдвинуть с места. Можно удивиться — квалифицированные инженеры Микулин и Стечкин неправильно рассчитали простейшую задачу из деталей машин? Но в отличие от проекта, по которому боевая машина должна была весить всего около 40 тонн, итоговый объект весил почти 60. Никто и не предполагал, что весовая культура будет настолько важна в этом случае. К осени 1915 года уже было понятно, с чем в реальности столкнулся бы танк Лебеденко на поле боя: немецкую полевую артиллерию не стоило недооценивать. Огромная машина стала бы крайне уязвима даже по дороге к полю боя. Но возможно самым главным стало понимание, что произвести и собрать такие боевые машины почти невозможно. И дело даже не в возможностях промышленности. Не только в начале 20-го века, но и сейчас просто нет способов транспортировки готовых объектов такого размера в район боевых действий. Значит собирать их из узлов пришлось бы прямо под носом у противника, который точно не сидел бы ничего не делая и глядя как на его глазах вырастают у линии фронта мастодонты. Просто представить себе создание производственного участка в прямой видимости противника и многодневную сборку боевых машин можно было только в страшном сне, и это с учетом, что хромающая промышленность выпустила бы все эти сварные конструкции и было бы достаточно сверхмощных двигателей. Хотя вот именно об этом можно было и подумать до начала проекта, проблема ведь лежала на виду. Поэтому, несмотря на 210 тысяч потраченных золотых рублей и высочайшую протекцию, проект был свернут.
В 1919 году броневую машину испытали уже специалисты ГБУ РККА и вынесли примерно такое же резюме: машина непригодна для использования. Тем не менее территория, на которой машина собиралась охранялась всю войну, и только в 1923 году после осмотра и оценки специалистами уже Красной армии колесный танк был окончательно разобран. После отказа от проекта, понимая что одной из причин неудачи были слабые двигатели, еще в 1916 году Микулин и Стечкин начали разработку специального танкового двигателя для установки его на Нетопырь. 2-тактный мотор «АМБС-1» мощностью 300 л.с. АМБС-1 был построен в 1916 году и собран в сарае на территории ИТУ (Императорское техническое училище), сейчас МВТУ имени Баумана. Двигатель имел оригинальную схему со встречным движением поршней и непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Схема двигателя очень напоминает схему двигателей 5ТДФ, через 50 лет доведенных до использования в танках Т-64. И здесь сыграло свою роль то, что в проекте было слишком много новизны. После запуска до того момента, когда погнулись шатуны и двигатель заклинило, он проработал около 3-х минут. Александр Александрович Микулин считал, что проект в общем-то погубили некачественные материалы, которые использовались для сборки, которые не проверялись в начале работы.
В интернете можно легко найти указание на место, на котором собирался танк, и которое ещё долго после Гражданской войны местные жители называли Лесом танка. Сотрудники Музея истории танка Т-34 провели несколько экспедиций, в ходе которых были собраны металлические элементы в месте предполагаемого испытания танка. Экспертиза показала, что эти «артефакты» были изготовлены в 1910-1920-м годах. Можно предположить, что это остатки именно от Танка Лебеденко. Часть собранных экспонатов, которые с высокой степенью вероятности принадлежат танку, выставлены в музее.
В 2017 году на танковой площадке перед Музеем истории танка Т-34 начали сборку размерного макета танка Лебеденко. Точность соответствия макета танку Лебеденко спорная, но с точки зрения размеров все в порядке. Проезжая по Дмитровскому шоссе сейчас легко оценить реальные размеры этой броневой колесной машины. Царь-макет достоин Царь-пушки, и настолько же бессмысленно потрачены на него ресурсы.
Непосредственно проект огромной боевой колесной машины можно оценить как бессмысленный, но когда его начали реализовывать, вряд ли у кого было понимание, что имеет смысл, что смысла не имеет. У всех крупных стран, участников конфликта, было в избытке таких проектов, в большей или меньшей мере странных. К чести российских конструкторов и производственников проект Боевой машины Лебеденко, минуя стадию технологической и технической проверки проекта, был реализован в железе, боевая машина двигалась и проходила полевые испытания. Правда шанса стать серийной у нее не было, от слова совсем.
Боевая колесная машина Лебеденко, или как её позже стали называть Царь-танк, стал самым крупногабаритным танком за всю историю вооружений. Отнести его к танкам можно исходя из задач, которые ставились перед этой боевой машиной — атака позиций противника и поддержка пехоты, идущей в атаку. И, несмотря на то, что идея, которая была заложена в эту боевую машину, была не реализуема при возможностях промышленности в России в начале 20-го века, да и сама по себе идея «супероружия» ущербна всегда, но, тем не менее, первым российским танком стал именно этот колесный танк, и в этом году российскому танкостроению исполнилось 106 лет, примерно в то же время когда отмечали 100-летие этого самого танкостроения.
Тактико-технические характеристики боевой колесной машины Лебеденко (Царь-танк, Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко, Машина Лебеденко, Мамонт, Мастодонт)
Страна: Россия
Тип: танк
Год производства: 1915
Кол-во выпущенных: 1
Боевая масса: 60 тонн
Экипаж: 15 человек
Бронирование: 8-10 мм
Размеры: 17800×12500×9000 мм
Двигатель: 2×240 л.с. (авиационные Майбах)
Вооружение: 2 × противоштурмовые пушки обр 1910, 8×7,62-мм Максим
источники:
- wikipedia
- Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008. -448 с.: ил.
- https://vikond65.livejournal.com/931516.html
- https://auto.mail.ru/article/69761-kolesa_s_3-etazhnyi_dom_v_poiskah_car-tanka/