Подстраховались. Казахстан борется за эффективность Кабмина с оглядкой на санкции против России
В Казахстане прошла одна из самых масштабных за годы существования республики реорганизаций правительства: президент Нурсултан Назарбаев сократил количество министерств, при этом значительно укрупнил оставшиеся ведомства, а также за счет перераспределения полномочии создал пять новых. В итоге, по мнению экспертов, повысилась оперативная управляемость правительства, что для Казахстана очень важно в условиях расширения режима санкций против России и создаваемого 1 января 2015 года Евразийского союза.
«Принял решение по новой структуре правительства, состоящего из 12-ти министров, порядка 30-ти комитетов»,
— заявил в ходе расширенного заседания Кабинета министров в Астане глава Казахстана. Новые структуры созданы вместо 17-ти министерств, девяти агентств, 54-х комитетов, 272 департаментов. Пожалуй, эти цифры нагляднее всего демонстрируют масштабы происходящих в столице Казахстана перемен.
Интересно, что именно этих изменений внутренние наблюдатели ждали достаточно долго. В частности, первые сообщения об изменениях в конфигурации правительства мелькали еще в начале июня. При этом, по логике, они должны были состояться еще весной: номенклатурные традиции в Казахстане предписывают проводить ротацию по итогам переназначения руководителя администрации президента. Нурлан Нигматулин был назначен на эту должность еще в апреле 2014 года. Но изменений не произошло — по некоторым данным, элиты наблюдали за развитием кризиса между Россией и странами условного Запада на территории Украины и примеряли на себя санкции против России. И это — очень важный нюанс.
«Все кадровые изменения последних месяцев так или иначе связаны с двумя моментами», — подчеркивает источник «Ленты.ру» в канцелярии премьер-министра Казахстана. — Первый из них сугубо внутренний — это повышение качества управления. А вот второй связан с внешнеполитической обстановкой, с мировым кризисом и режимом санкций против России. Последнее напугало вообще всех внутри Казахстана — мир и без того был на пороге сложного периода, а теперь непонятно, что будет даже завтра. А между тем экономики России и Казахстана связаны очень тесно».
«Как раз для того, чтобы оперативно реагировать на спады в России, Казахстану нужна очень быстрая система принятия решений и их претворения в жизнь, — продолжает источник. — Старая была слишком большой и неповоротливой, она с трудом переваривала серьезные решения, особенно межгосударственного характера. Теперь, с ухудшением международной ситуации в принципе, сразу двум управленцам, действующим в связке, — главе администрации президента Нурлану Нигматулину и премьер-министру Кариму Масимову понадобилось правительство, которым можно управлять в ручном режиме».
Очень похожие рассуждения выдвигает и представитель российской Ассоциации приграничного сотрудничества (АПС) в Казахстане Марат Щибутов, который подчеркивает еще один важный аспект перестановок. По его данным, Казахстану было необходимо усиление переговорных позиций в рамках Евразийского союза. То есть раньше
«основными переговорщиками в Евразийском союзе со стороны Казахстана был всего лишь один Департамент Министерства экономики и бюджетного планирования. Теперь Министерству национальной экономики гораздо легче выставить объединенную делегацию, в которую войдут еще и представители комитетов, отвечающих за другие аспекты экономики, что повысит качество переговоров»,
— надеется Шибутов.
Генеральный директор консалтинговой компании Almagest Авдархан Кусаинов также отмечает, что
«такие радикальные изменения в системе управления требуются, как правило, для реализации некоего нового политического курса или в связи с резкими изменениями. Принципиально и стратегически на ближайшее время внешнеполитический курс определен — это евразийская интеграция»,
— напоминает Кусаинов. Он также видит связь между изменениями в правительстве и создаваемым Евразийским союзом:
«в результате реорганизации правительство стало более централизованным, более мобильным и более адаптированным к оперативным действиям, что необходимо в условиях кризисного управления».
«Ни в коем случае нельзя забывать, что через несколько месяцев после создания Евразийского союза мы — Казахстан и Россия — экономически будем связаны между собой еще сильнее, и любой удар по Москве неизбежно будет ударом и по Астане, — полагает, в свою очередь, все тот же источник в канцелярии премьер-министра Казахстана. — Мы можем соглашаться друг с другом в рамках ЕАЭС или не соглашаться, но экономически будем связаны очень жестко. И нам бы очень не хотелось внезапно оказаться беспомощными, если вдруг Россия с чем-нибудь не справится».
источник: Михаил ПАК "Подстраховались" КОНТАКТ-ШАНС №35 18.08.-24.08.2014