0

Данный материал является продолженеим темы, поднятой в статье "Вторая "Змея" летчика Кочеткова. Опытный перехватчик Ла-250. СССР".

Подрезанные крылья "Беркута"

Дела с некогда основной тематикой ОКБ-301 главного конструктора С.А. Лавочкина, – самолетостроением, обстояли далеко не лучшим образом. По ряду причин, среди которых загруженность новой для ОКБ ракетной тематикой и сложности с доводкой опытных истребителей, последним серийным самолетом стал Ла-15. Ни одну из последующих машин не сдали на вооружение. Единственной самолетной схемой, нашедшей развитие, стало создание семейства беспилотных разведчиков и мишеней Ла-17.

Работы по ракетной технике, наоборот, получили развитие и заняли лидирующее место в деятельности ОКБ. Одновременно с проектированием ЗУР начались исследования и опытно-конструкторские работы по ракетам класса "воздух-воздух".

Согласно планам построения ПВО в начале 1950-х годов, полагалось необходимым иметь, кроме стационарных ЗРК, комплекс перехвата воздушного базирования. В связи с этим ОКБ-301 поручили разработать также опытный реактивный снаряд класса "воздух-воздух", как элемент единой системы ПВО Москвы "Беркут".

Проведение исследований по этой теме началось с сентября 1950-го.

Однако вскоре эти разработки вывели из системы "Беркут". Для скорейшего выполнения поставленной задачи за основу при проектировании изделия Г-300 (заводской индекс "210") взяли аэродинамическую компоновку ЗУР В-300 (изделие "205") по схеме "утка". Разработка велась под пристальным вниманием 3-го ГУ при Совмине СССР и непосредственно Л.П. Берии. Из-за необходимости обеспечения большой дальности поражения и эффективности воздействия боевой части вблизи цели снаряд получился довольно крупный и тяжелый. Система управления строилась на принципе удержания снаряда в равносигнальном направлении, созданном лучем РЛС, т.е. осуществлялось наведение по лучу. В качестве носителя из-за громоздкости снарядов и системы наведения Д-500, разрабатывавшейся в НИИ-17 под общим руководством В.В. Тихомирова, бомбардировщик Ту-4 дорабатывался в перехватчик с четырьмя ракетами. Ожидалось, что система сможет поражать цели на высотах до 20 км и удалении около 10-15 км от охраняемого объекта.

Первый вариант ракеты имел крестообразные рули и Х-образное расположение крыльев с элеронами. Для старта и разгона предусматривались два твердотопливных ускорителя. В ходе проектирования увеличили длину и диаметр корпуса, расположив рули и крылья по крестообразной схеме, и запланировали более мощный ЖРД, отказавшись от стартовой ступени.

Подрезанные крылья "Беркута"

К концу 1951-го завод №301 подготовил первые опытные экземпляры "210-ой" для испытаний. Однако требование заказчика улучшить технологию, повысить дальность и маневренность, привело к доработке снаряда, получившего обозначение Г-301 или изделие "211".

Новый снаряд, сохранивший компоновку предшественника, еще более "вырос" по габаритам и массе, превысившей 1000 кг. В течение 1952-го первые пять экземпляров "211-й" прошли летные испытания в автономном варианте без аппаратуры радиоуправления, но с автопилотом АПГ-301 с наземной пусковой установки.

Первую половину 1953-го посвятили доработке снаряда. В августе этого же года, после завершения исследований в аэродинамических трубах ЦАГИ интерференции моделей Ту-4 и ракет, приступили к стрельбам с носителя. Запуски (без аппаратуры наведения) осуществлялись на высотах от 5000 до 9000 м для проверки баллистических характеристик снаряда, его устойчивости и управляемости, а также параметров ЖРД. Семь пусков показали реальную возможность создания подобных систем. Параллельно проектировался снаряд "211" с полуактивной радиолокационной ГСН. Однако из-за бесперспективности носителя работы по обоим снарядам прекратили в конце того же лета. Вскоре об этих ракетах вспомнили и произвели дополнительные пуски для обеспечения более перспективной системы перехвата К-15.

В течение 1954-го ОКБ-301 совместно с НИИ-17 проработали несколько вариантов размещения бортовой РЛС и ракет на перспективном перехватчике, выпустив эскизный проект. Окончательно остановились на варианте наведения по методу трех точек с маневром носителя, позволивший снизить эксплуатационные перегрузки ракет. Облик снаряда, получившего обозначение "275", несколько раз уточнялся, но вскоре работы по нему прекратились.

Подрезанные крылья "Беркута"

Как мы уже знаем, переработка проекта самолета Ла-250 повлекла за собой замену бортовой РЛС и ракет. Эскизный проект модифицированного снаряда "275А", завершенный в январе 1956-го, показал, что практически все проектные параметры его предшественника сохранились, но он получился меньше и легче.

Технологически снаряд делился на 4 отсека. В носовом размещался радиовзрыватель и боевая часть кумулятивного или осколочного действия. За ним находились баки с окислителем (азотная кислота) и горючим, агрегаты рулевых машинок элеронов. В третьем, приборном отсеке находились блоки радиоуправления, автопилота, источники электроэнергии, автоматики и баллоны сжатого воздуха для привода рулевых машинок. В хвостовом отсеке разместили ЖРД, рулевые машинки и антенну блока радиоуправления. Расчетный вес достиг 800 кг против заданных 500–600 кг, да и дальность управляемого полета упала до 15 км.

В 1958-м на авиационном заводе №1 собрали 50 опытных ракет "275А". После проведения полного цикла наземной отработки, из-за отсутствия аппаратуры радиоуправления и автопилота осуществили несколько пусков в баллистическом варианте. 10 ракет "275А" переделали в вариант "278" с твердотопливными двигателями, пять из которых испытали с наземной установки. До прекращения программы К-15 завод №1 выпустил еще 49 ракет, но все в некомплектном состоянии.

После принятия решения об установке на перехватчик РЛС "Сокол-2" началась разработка самонаводящегося снаряда "280" с уменьшенными дальностью пуска и габаритами. Разрабатывались также и другие проекты. В частности "277" с полуактивной радиолокационной ГСН. Было изготовлено несколько экземпляров и проведены стендовые огневые испытания. Разрабатывался снаряд "279" с ядерным боеприпасом, но он так и остался на бумаге.

Тип

"210/2"

"211"

"275А"

Длина, м

8,34

8,55

5,7

Диаметр, м

0,53

0.52

0.45

Размах крыла, м

2,29

2,29

1,6

Высота применения, км

до 20

до 20

5–15*

5–19,5**

Дальность, км

10

10–15

3–22

Скорость макс., км/ч

 

 

3700

Вес снаряда, кг

>1000

>1000

800

Вес боевой части, кг

 

 

140

Примечание: *В передней полусфере, **В задней полусфере


источник: Евгений ЕРОХИН «ПОДРЕЗАННЫЕ КРЫЛЬЯ "БЕРКУТА"» // Крылья Родины 3-1998

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account