Почтовая летающая лодка Blériot 5190 Santos Dumont. Франция
Крупная четырехмоторная летающая лодка Blériot 5190 была спроектирована знаменитым итальянским инженером-конструктором Филиппо Цаппата и изготовлена авиастроительной компанией Société Blériot-Aéronautique (Blériot), Сюрен (Suresnes), Париж, по заказу французского министерства авиации. Гидросамолет предназначался для выполнения полетов над южно-атлантическим участком (от Дакара, Сенегал, до Натала, Бразилия) почтовой авиалинии Франция – Южная Америка. В то время переход через океан протяженностью около трех тысяч километров осуществлялся быстрыми легкими пароходами, которые преодолевали это расстояние примерно за сто часов (четверо суток).
Изготовленный из дюралюминия моноплан с высокорасположенным крылом имел прочный мореходный лодочный корпус и боковые поплавки. Для облегчения взлета глиссирующие днища корпуса и поплавков были двухреданными. Над центральной частью лодочного корпуса была установлена обтекаемая надстройка длиной 4 метра, шириной 1,2 метра и высотой около 2,5 метров. В надстройке, имевшей в виде сверху форму симметричного аэродинамического профиля, располагались кабина пилотов и помещения для радиооборудования и отдыха четырех членов экипажа (командир, два пилота и бортмеханик). Кабина пилотов размещалась в передней части надстройки, и летчики имели отличный обзор.
Крыло гидросамолета состояло из центроплана, соединенного с верхней частью надстройки, и крепившихся к нему двух консолей. Соединение крыла с лодочным корпусом было усилено двумя фермами, изготовленными из стальных стоек и расположенными по обе стороны от надстройки. Силовой набор крыла состоял из двух лонжеронов и обычных внутренних ребер жесткости; в качестве обшивки использовалось полотно. Примерно до половины размаха крыло имели прямую в виде сверху форму после чего оставшиеся части крыла становились трапециевидными, сужаясь по длине и толщине к округлым законцовкам. Каждый из поплавков имел объем 3 м³ и крепился к крылу и лодочному корпусу при помощи подкосов.
Расположение четырех 650-сильных 12-цилиндровых V-образных двигателей Hispano-Suiza 12 Nbr с водяным охлаждением было необычным: три двигателя устанавливались на передней кромке крыла и вращали тянущие воздушные винты, в то время как четвертый двигатель, который вращал толкающий пропеллер, располагался за центральным передним двигателем. Благодаря толщине крыла ремонт двигателей можно было проводить во время полета. Общий запас топлива летающей лодки составлял 11684 литра и размещался в находившихся в корпусе 16 топливных баках. Самолет был полностью окрашен в алюминиевый цвет, кроме нижней части фюзеляжа и поплавков, которые были выкрашены в ржаво-коричневый цвет.
Первый полет летающая лодка Blériot 5190 совершила 3 августа 1933 года с поверхности реки Сена в Кодбек-ан-Ко (Caudebec-en-Caux); экипаж гидросамолета состоял из двух человек – главного летчика-испытателя компании Люсьена Босутро (Lucien Bossoutrot) и авиаконструктора Филиппо Цаппата. Сена не была идеальным полигоном для испытаний такого большого самолета, взлетная масса которого составляла 16200 кг, но Босутро смог поднять в воздух Blériot 5190 всего за 17 секунд. Во время этих испытаний гидросамолет летал без законцовок, из-за чего размах крыла превышал ширину ангара. После завершения строительства самолет прошел серию испытаний в Кодбек-ан-Ко и в Шербуре, которые заняли четыре с половиной месяца и были успешно завершены 6 января 1934 года.
19 ноября 1934 года летающая лодка была зарегистрирована компанией Air France, получив номер гражданской регистрации F-ANLE и собственное имя Santos Dumont. Наконец, в ноябре 1934 года был достигнут первый коммерческий успех, когда Blériot 5190 Santos Dumont под управлением Люсьена Босутро совершил первый пробный почтовый рейс из Парижа через Дакар в Натал. Трансатлантический перелет от Дакара к Наталу был совершен 27 ноября 1934 года и занял 16 часов 15 минут. В декабре был осуществлен еще один пробный перелет, за которым последовали девять запланированных перелетов через Южную Атлантику. Эти перелеты выполнялись раз в неделю в период с 4 февраля по 1 апреля 1935 года.
После трехмесячного перерыва перелеты через Южную Атлантику были возобновлены и продолжались по март 1936 года, когда после тридцатого пересечения Южной Атлантики летающая лодка была переведена на озеро Бер (Etang de Berre; к западу от Марселя) для проведения капитального ремонта. Через год в апреле 1937 года гидросамолет Santos Dumont вернулся на службу на авиалинии Дакар – Наталь. В июне 1937 года после 37 перелета летающая лодка Blériot 5190 была выведена из эксплуатации.
Еще в 1935 году французское министерство авиации заказало три дополнительных гидросамолета. Компания Blériot уже испытывала финансовые проблемы при изготовлении первой летающей лодки и для организации серийного производства взяла кредиты на огромные суммы. Впоследствии в начале 1936 года заказ был отменен без объяснения причин и без компенсации, что привело к банкротству компании Blériot. 1 августа следующего года Луи Блерио умер от сердечного приступа.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Blériot 5190 Santos Dumont
Назначение: почтовая летающая лодка
Статус: прототип
Экипаж: 4 человека
Силовая установка: четыре 12-цилиндровых V-образных двигателя водяного охлаждения Hispano-Suiza 12 Nbr, развивавших мощность по 650 л.с.
Размеры:
размах крыла 43,00 м
длина 26,00 м
высота 6,90 м
площадь крыла 222 м²
Масса:
пустого 11200 кг
полезной нагрузки 600 кг
с полной нагрузкой 22000 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 220 км/ч
крейсерская скорость 190 км/ч
практический потолок 5100 м
дальность полета 5000 км
источники: