Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Сегодня, 26 июня, годовщина состоявшейся в 1794 году битвы при Флерюсе, в которой французы впервые в мире применили разведывательный воздушный шар. Командир сформированной за два месяца до этого первой аэростатной роты капитан Жан-Мари-Жозеф Кутель и бригадный генерал Антонин Морло в течение пяти часов находились на высоте 200 метров в гондоле водородного аэростата-шарльера, наблюдая за перемещениями вражеских войск. Полученные сведения они передавали, бросая на землю записки с грузами. Эти записки немедленно доставлялись командующему французской армией генералу Журдану, который благодаря им имел оперативную и подробную информацию о действиях противника, скрытых от глаз наземных наблюдателей.
Генерал Журдан в битве при Флерюсе, картина Жана Батиста Маузе. Вдали виден парящий в небе воздушный шар, являющийся непременным атрибутом всех гравюр и живописных полотен, посвященных этому событию. Далее – еще несколько рисунков XIX века на ту же тему.
Кутель и Морло в гондоле аэростата перед началом Флерюсского сражения.
После Флерюса во Франции сформировали вторую воздухоплавательную роту, прикомандировав ее к Рейнской армии генерала Пишегрю. Подразделения воздушной разведки принимали участие в осадах Шарлеруа, Вюрцбурга, Майнца, Рейхштадта, Штутгарта и Аугсбурга, а также – в Египетской экспедиции. Польза от аэростатов была несомненной, однако 28 января 1799 года первая авиарота почему-то была расформирована, а 17 ноября 1801 года указом военного министра Бертье ликвидировали и вторую, а ее персонал перевели в артиллерию. И в дальнейшем, вплоть до завершения наполеоновской эпохи, во Франции не предпринималось никаких попыток возродить военное воздухоплавание.
Я пытался выяснить у своих знакомых, всерьез интересующихся наполеоникой, чем было вызвано такое пренебрежение, но никто из них не смог дать вразумительного ответа. Похоже, что Бонапарт был попросту равнодушен к воздухоплаванию и не осознавал его значения, несмотря на анекдоты о том, что он якобы намеревался использовать армию воздушных шаров для форсирования Ла-Манша.
А если взглянуть на тему шире, то создается впечатление, что великий полководец был человеком довольно косным, недалеким и консервативным во всем том, что касалось научных инноваций. Известна история о том, как он обозвал шарлатаном и выгнал Роберта Фултона, предложившего ему проект подводной лодки. Успешно испытанный Фултоном в 1803 году пароход, который мог двигаться против течения, тоже не вызвал никакого интереса у будущего императора. Да и вообще, за почти полтора десятилетия правления Наполеона сложно вспомнить хотя бы одно серьезное техническое нововведение, внедренное во Франции, за исключением жаккардовского станка для производства узорчатых тканей.
Французских военных водухоплавателей конца XVIII века называли аэростатьерами. Слева – аэростатьеры в форме образца 1794 года удерживают баллон, справа – солдаты и офицеры 1-й и 2-й воздухоплавательных рот в обмундировании образца 1798–1801 годов.