Статья с канала АвтоИстория на яндекс-дзене.
Содержание:
В то время как в Европе еще полыхал пожар войны, американские автопроизводители уже задумывались о том каким будет послевоенный автомобиль. В США никогда не действовали налоги на объем двигателя, поэтому о создании микролитражной машины никто из «большой тройки» даже не помышлял. Однако в стране уже появились беженцы и просто обедневшие люди, которым требовался недорогой, компактный автомобиль. Так на американском рынке, впервые со времен Ford Model T, появился новый ультрадешевый, но при этом полноценный автомобиль.
По стопам Ford T
Появившийся в 1946 году Crosley CC был детищем довольно известной в США фирмы Crosley. Однако известна она была не как автомобильная компания, а как производитель неплохих радиоприемников и другой бытовой техники. Впрочем, основателю фирмы Пауэлу Кросли, автомобильная тема была не чужда. Еще до войны в 1939 году он освоил мелкосерийное производство миниатюрного 2-дверного автомобильчика.
Первый Crosley был очень простым. Он оснащался 12-сильным, 2-цилиндровым мотором воздушного охлаждения, рессорной подвеской и барабанными тормозами с тросовым приводом. Главным достоинством Crosley была его цена. Всего за 299 долларов покупатель получал полноценный 2-местный автомобиль с расходом в 4,5 л на 100 км и максимальной скоростью 85 км/ч. Нельзя сказать, что Crosley образца 1939 года пользовался каким-то серьезным успехом, однако до 1942 года фирме удалось реализовать 6 тысяч машин.
С началом войны компания Пауэла Кросли подключилась к военным заказам. С 1942 по 1945 год автомобильное подразделение Crosley занималось производством верхневального 4-цилиндрового двигателя Cobra для боевых катеров и амфибий. Центральной особенностью этого мотора стал его блок изготовленный из нержавеющей листовой стали методом штамповки с последующим нанесением слоя расплавленной бронзы. Миниатюрные поршни, как и картер, изготавливались из алюминия, отчего весил агрегат всего 63 кг. При этом мотор выдавал вполне внушительные 28 л.с., и это при объеме 724 см³.
Новый Crosley
Послевоенный Crosley CC являлся квинтэссенцией довоенного шасси и сверхлегкого мотора Cobra. Крутящий момент от двигателя через 3-ступенчатую «механику» и карданную передачу передавался к ведущим колесам заднего моста. На рамной основе расположился 2-дверный цельнометаллический 4-местный кузов своеобразного дизайна с округлыми формами, очень высокой подоконной линией, узко посаженными фарами и сеткой вместо решетки радиатора.
Зато оснащение было вполне приемлемое. Crosley CC оборудовался радиоприемником, отопителем и указателем поворотов. В такой конфигурации автомобиль массой 550 кг мог разогнаться до 90 км/ч. Расход при этом не превышал 5-7 л бензина на 100 км.
Первыми поступили в продажу кабриолет и седан. Цены на автомобили стартовали с отметки $325 за кабриолет, и $350 за седан. На тот момент это были самые дешевые 4-местные автомобили в Америке. Годом позднее в модельный ряд дополнили автомобили с кузовами универсал, пикап и фургон.
Следующий 1948 год стал наиболее успешным для марки — тогда удалось реализовать 29 тысяч машин, а 1949-й ознаменовался выходом модернизированной модели Crosley CD с дисковыми тормозами на передней оси, новым 28-сильным мотором с чугунным блоком цилиндров и обновленным кузовом с более привлекательным внешним видом. В августе того же года на основе базовой модели выпустили спортивный родстер Crosley Hot Shot с обтекаемым 2-местным кузовом и увеличенной колесной базой. Такой автомобиль мог развивать 130 км/ч.
Несмотря на появление различных модификаций к началу 1950-х интерес к микролитражкам Crosley начал заметно падать. Благополучие американских граждан выросло и дешевые, но примитивные автомобили, стали им не интересны. Вкладываться в разработку новой «полноценной» модели Пауэл Кросли не пожелал, и свернул свое автомобильное дело. Последний Crosley покинул завод в июле 1952 года. За послевоенную историю марки было выпущено 71250 автомобилей. Для страны где в почете машины с мотором V8 объемом не менее 5 литров — это своеобразный рекорд!