Первая Балканская война на море: противники пробуют силы

14
Первая Балканская война на море: противники пробуют силы

Первая Балканская война на море: противники пробуют силы

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

Содержание:

Балканские войны 1912–1913 годов стали одними из первых конфликтов ХХ века, в которых активно использовались военно-морские силы. Главными противниками на море стали флоты Греции и Османской империи, оснащённые преимущественно кораблями иностранной постройки.

Тень турецкого величия

В 1870-е годы османский флот считался третьим в мире и вторым на Средиземном море (после французского), но после Русско-турецкой войны 1877–1878 годов пришёл в упадок из-за скудного финансирования и низкого технологического уровня турецкой промышленности. Лишь в самом начале XX века туркам удалось собрать средства на заказ за границей двух лёгких бронепалубных крейсеров. «Гамидие» был построен в Англии, «Меджидие» — фирмой Крампа в США (как и построенный у того же Крампа «Варяг», он отличался ненадёжностью котлов).

Несколько позже в Германии и Франции были построены несколько небольших кораблей — минных крейсеров, миноносцев и канонерских лодок. Кроме того, с 1898 по 1903 год в Италии был кардинально модернизирован старый броненосный фрегат «Месудие» (9190 т): он получил новую силовую установку, две башни, в которых размещалось по одной 234-мм пушке, и двенадцать новых 152-мм пушек в казематах.

Броненосец «Месудие» после модернизации 1898–1903 годов. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Броненосец «Месудие» после модернизации 1898–1903 годов. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Наследство греческого мецената

Греция, получившая независимость в 1820-е годы, очень гордилась своими морскими традициями, но денег на флот у неё было ещё меньше. К началу XX века самыми крупными греческими кораблями были три броненосца береговой обороны «Псара», «Гидра» и «Спецай», построенные в конце 1880-х годов. Лишь в 1900 году был учреждён особый фонд для воссоздания флота, после чего в 1906–1907 годах в Англии и Германии были заказаны восемь эскадренных миноносцев — классических «30-узловых» истребителей водоизмещением в 350–380 т.

Броненосцы береговой обороны типа «Псара». Brassey's Naval Annual, 1902

Броненосцы береговой обороны типа «Псара». Brassey’s Naval Annual, 1902

В войне против турок 1897 года греки потерпели поражение, однако не перестали мечтать об освобождении островов Эгейского моря и присоединении прибрежных территорий Румелии и Анатолии. На османские территории претендовали и другие соседи Турции – Болгария, Сербия и Черногория. Отношения между этими странами представляли собой клубок противоречий, но к весне 1912 года им всё же удалось создать Балканский союз, единственной целью которого была война с Турцией. Самой мощной армией в этом союзе была болгарская, наиболее сильным флотом обладала Греция.

Схема эсминца «Этос» — одного из четырёх, купленных греками в Англии перед самой войной. tsusima.su

Схема эсминца «Этос» — одного из четырёх, купленных греками в Англии перед самой войной. tsusima.su

В последний момент грекам удалось серьёзно усилить свой флот: они купили в Германии два турбинных «больших миноносца» V-5 и V-6, вступившие в строй как «Керавнос» и «Неа Генеа», а в Англии — четыре новейших эсминца водоизмещением в 1175 т, строившихся по аргентинскому заказу. То ли по недосмотру, то ли из соображений экономии 533-мм торпеды для них куплены не были. В итоге «Этос», «Иеракс», «Пантер» и «Леон», прибыв в Грецию в октябре 1912 года, числились разведывательными кораблями: четыре 102-мм орудия и скорость в 32 узла позволяли им играть роль сверхлёгких крейсеров.

Эсминец «Пантер» в составе греческого флота. На фото видно, что торпедные аппараты не установлены. «Okrety Wojenne», №18

Эсминец «Пантер» в составе греческого флота. На фото видно, что торпедные аппараты не установлены. «Okrety Wojenne», №18

Кроме того, во Франции удалось приобрести две подлодки, «Дельфин» и «Ксифас»; правда, в разразившейся войне они сыграли минимальную роль — выяснилось, что купить субмарины проще, чем подготовить квалифицированные экипажи для них.

Самым ценным приобретением оказался купленный в Италии только что построенный броненосный крейсер, получивший имя «Георгиос Аверов» — в честь известного александрийского банкира и мецената. Аверов умер в 1900 году, завещав своё наследство Фонду национального флота, из которого и была оплачена треть стоимости корабля.

Георгиос Аверов. averoph.wordpress.com

Георгиос Аверов. averoph.wordpress.com

Это был типичный корабль преддредноутного типа, причём и четыре 234-мм, и восемь 190-мм орудий располагались в двухорудийных башнях. Толщина брони пояса и башен достигала 203 мм, скорость составляла 22,5 узла. Крейсер обошёлся Греции в 23 650 000 драхм — около 950 000 фунтов стерлингов. Для сравнения, за все четыре «аргентинских» эсминца было заплачено 740 000 фунтов — огромные деньги для маленькой бедной страны.

Империя готовится к схватке

Турки тоже пополняли свой флот. Весной 1910 года им удалось купить в Германии четыре турбинных миноносца, примерно аналогичные греческим, а также два старых броненосца — «Курфюрст Фридрих-Вильгельм» и «Вайсенбург», переименованные в «Хайраддин Барбаросса» и «Тургут-Рейс». Оба броненосца, построенные в начале 1890-х годов, обошлись в 18 млн марок, четыре новых миноносца в сумме оказались немногим дешевле — 17 млн.

Схема броненосца типа «Бранденбург». Taschenbuch der Deutschen und der fremden Kriegsflotten, 1902

Схема броненосца типа «Бранденбург». Taschenbuch der Deutschen und der fremden Kriegsflotten, 1902

По тогдашнему курсу (20 марок за фунт) оба броненосца обошлись туркам в 900 000 фунтов — то есть, немного дешевле одного «Аверова». Миноносцы германской постройки оказались дороже более сильных английских эсминцев — 212 500 фунтов против 185 000 за один корабль. Правда, «немцы» несли полноценное торпедное вооружение; один из них, «Муавенет-и Миллие», 13 мая 1915 года тремя торпедами потопил у входа в Дарданеллы британский броненосец «Голиаф».

Эсминец типа «Муавенет-и Миллие». Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Эсминец типа «Муавенет-и Миллие». Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Несмотря на паровую машину и устаревшую схему вооружения, «Георгиос Аверов» по размерам превосходил любой из кораблей османского флота. Вес его минутного залпа (около 5700 кг) примерно соответствовал весу минутного залпа всех двенадцати 280-мм орудий обоих турецких броненосцев (с учётом табличной скорострельности орудий). В реальности артиллеристы обеих сторон стреляли заметно медленнее, а у броненосцев скорость заряжания снижалась в зависимости от угла возвышения орудий.

Толщина пояса германских броненосцев достигала 400 мм, но это была старая броня «компаунд», по прочности в полтора-два раза уступавшая новейшей цементированной броне греческого крейсера. Впрочем, дистанция, на которой велись морские бои Балканских войн, редко превышала 25–30 каб, поэтому все корабли легко пробивали броню друг друга.

Новые английские пушки Армстронга имели бо́льшую кучность, чем старые германские орудия, вдобавок стволы последних уже были расстреляны. Оснащение «Аверова» новыми средствами управления огнём обеспечивали грекам дополнительный перевес (турецкие броненосцы не имели даже современных дальномеров). Наконец, греческий крейсер имел заведомо более высокую скорость (22,5 узла), в то время как старые броненосцы даже в лучшие времена давали не более 16,5 узла.

Броненосный крейсер «Георгиос Аверов». Brassey's Naval Annual, 1915

Броненосный крейсер «Георгиос Аверов». Brassey’s Naval Annual, 1915

Начало войны

Первой кусок «османского наследства» сумела отхватить Италия: в ходе Итало-турецкой войны 1911–1912 годов она захватила Триполитанию и Киренаику, а затем, пользуясь полным господством на море своего флота, заняла Додеканесские острова. Эта война подтолкнула к действиям остальных желающих поживиться — поводом для выступления стал отказ Высокой Порты принять болгарский ультиматум о предоставлении автономии Македонии. 18 октября 1912 года Болгария и Сербия объявили войну Османской империи, 19 октября к ним присоединилась Греция.

Общий ход Первой и Второй Балканских войн. Советская военная энциклопедия. Том 1. М.: Воениздат, 1976

Общий ход Первой и Второй Балканских войн. Советская военная энциклопедия. Том 1. М.: Воениздат, 1976

Турки не успели пополнить свою армию на Балканах, она оказалась между двух огней и была быстро разгромлена. Уже к 9 ноября греки заняли Салоники и вместе с болгарами захватили всю Македонию и Восточную Фракию. Сербам достался Новобазарский санджак, а основная часть османской армии отступила на хорошо укреплённые Чаталждинские позиции, от которых до Константинополя оставалось всего 40 км.

Все попытки болгарской армии прорвать эти позиции провалились, болгары понесли огромные потери. Фронт стабилизировался, и 4 декабря Османская империя подписала перемирие с Болгарией, Сербией и Черногорией. Греки отказалась к нему присоединиться — сухопутного фронта с турками у них не было, но они активно занимались захватом Эгейских островов. Таким образом, морская война продолжилась.

Ещё до начала войны почти все турецкие войска были сняты с островов Эгейского моря, более-менее крупные гарнизоны оставались лишь на Лесбосе и Хиосе. Такое решение можно объяснить деморализацией военного руководства Османской империи, первоначально отказавшегося от всякой борьбы на море.

Острова у входа в Дарданеллы. naval-history.net

Острова у входа в Дарданеллы. naval-history.net

Греки не преминули воспользоваться этим: уже 20 октября их корабли высадили десант на остров Тенедос (Бозджаада), лежащий у входа в Дарданеллы. На следующий день был высажен десант на Лемносе с его великолепной гаванью в бухте Мудрос. Крошечные турецкие гарнизоны оказали неожиданно упорное сопротивление: бои на Лемносе продолжались до 27 октября, на Тенедосе — до 6 ноября. Тогда же был занят лежащий ещё ближе к Дарданеллам остров Имврос (Гёкчеада). Османский флот так и не оказал островам никакой поддержки — в это время почти все боеготовые корабли были заняты огневой поддержкой приморских флангов сухопутных войск и находились в Чёрном и Мраморном морях.

Османский флот выходит в море

Лишь 30 ноября, в преддверии перемирия с Болгарией, османский флот был переведён в Дарданеллы для действий против греков. 7 декабря 1912 года командующий флотом нерешительный Тахир-бей был снят с должности и заменён албаем (контр-адмиралом) Рамизом Наман-беем, тесно связанным с партией «младотурок». Последний сразу же начал реорганизацию флота: были созданы дивизион броненосцев, два дивизиона эсминцев, дивизион вспомогательных кораблей и крейсерская оперативная группа для независимых действий. Во главе этих соединений встали молодые и энергичные офицеры, также в основном связанные с «младотурками». Но для подъёма боевого духа моряков требовалось вывести флот в море, одержать победу или хотя бы не потерпеть поражения.

Высшие османские морские офицеры на палубе флагманского броненосца «Хайраддин Барбаросса». Второй слева — командующий флотом Тахир-бей, напротив него — командир броненосца Энвер Хакки-бей. 1912 год. Dirk Nottelmann. Die Brandenburg-classe

Высшие османские морские офицеры на палубе флагманского броненосца «Хайраддин Барбаросса». Второй слева — командующий флотом Тахир-бей, напротив него — командир броненосца Энвер Хакки-бей. 1912 год. Dirk Nottelmann. Die Brandenburg-classe

16 декабря 1912 года османский флот начал разработанную штабом Наман-бея операцию против острова Имврос. Дивизион броненосцев и два дивизиона миноносцев выдвинулись из Дарданелл, а дивизион вспомогательных кораблей перешёл к Кум-Кале, чтобы при необходимости оказать помощь повреждённым кораблям или отбуксировать их в безопасное место.

Броненосцы должны были держаться южнее Имвроса, по возможности оставаясь под защитой береговых батарей в Кум-Кале (на южной стороне пролива) и форта Седд-уль-Бахир возле мыса Хеллес (на северной стороне).

Корабли начали выходить с якорной стоянки между Нарой и Чанак-кале в 7 часов утра, а в 8:00 дивизион броненосцев подошёл к мысу Седд-уль-Бахир в следующем порядке: миноносец «Шиврихисар», броненосцы «Хайраддирн Барбаросса» (флагман), «Тургут-Рейс», «Месудие» и «Асар-и Тевфик». 1-й минный дивизион сначала шёл перед броненосцами, а после выхода из пролива переместился севернее, прикрывая главные силы от возможной минной атаки со стороны Имвроса. 2-й дивизион двигался по левому борту.

Вскоре на горизонте появилась греческая эскадра под руководством командующего флотом контр-адмирала Павлоса Контуриотиса — броненосный крейсер «Георгиос Аверов», броненосцы береговой обороны «Спецай», «Гидра» и «Псара». В течение предшествующих двух суток греки патрулировали вблизи Дарданелл, ожидая турок, и поэтому были готовы к бою. Началось сражение, которое турки именуют «боем у мыса Хеллес». В западной историографии его принято называть «боем у мыса Элли», по греческому названию этого места — при том, что в описании Дарданелльской операции 1915 года он всегда именуется мысом Хеллес (Геллес).

Контр-адмирал Павлос Контуриотис. Demetra Vaka, In the heart of German intrigue. Boston & New York, 1918

Контр-адмирал Павлос Контуриотис. Demetra Vaka, In the heart of German intrigue. Boston & New York, 1918

Обнаружив противника, греческая колонна развернулась на север, а турецкая эскадра — на северо-запад. По греческим данным, это произошло в 9:20, по турецким — в 9:35.Теперь противники шли параллельными курсами, постепенно сближаясь. Турецкие корабли исполняли данное им ранее предписание по возможности держаться под прикрытием артиллерии Кум-Кале и Седд-уль-Бахира.

Примерно в это время ко 2-му минному дивизиону присоединился крейсер «Меджидие»: он шёл по левому борту колонны и с некоторым отставанием, чтобы обезопасить броненосцы от возможной атаки подлодки с юга. Старый эсминец «Самсун» и миноносец «Акхисар» двигались впереди в качестве дозора — не имея радиооборудования, они могли общаться с остальными кораблями только семафором. Турецкая колонна двигалась заметно медленнее греческой, так как «Асар-и Тевфик» не мог дать ход более 8 узлов из-за проблем с котлом.

Крейсер «Меджидие». Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Крейсер «Меджидие». Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Дальнейший ход боя все источники описывают крайне туманно. Наиболее известна греческая версия событий — разойдясь по множеству публикаций, со временем она превратилась в апокрифическую. Но эта версия сильно расходится с турецкой — вплоть до времени и прокладки маршрута движения противников. При этом даже в описаниях греческих авторов встречаются серьёзные расхождения. Ниже мы дадим картину так, как она виделась с османских кораблей, уточняя и дополняя её по греческим источникам.

«Палочка над Т»

В 9:40 турецкие броненосцы первыми открыли огонь с дистанции около 50 каб. Греческие корабли ответили огнём через три минуты. Поскольку старые греческие броненосцы береговой обороны могли держать ход не более 12 узлов, адмирал Контуриотис решил разделить свои корабли и на быстроходном «Аверове» в одиночку устроить вражеской эскадре манёвр «crossing T».

Через пять минут после открытия огня, в 9:45, «Аверов» дал полный ход и оторвался далеко вперёд от греческих броненосцев, которые в свою очередь развернулись на обратный курс. Увидев этот манёвр, Рамиз-бей в 9:50 приказал своим кораблям поворачивать вправо и ложиться на обратный курс. Греки указывают, что флагманский «Барбаросса» начал поворот, и за ним стала поворачивать вся турецкая колонна, по пути рассыпаясь из-за плохого управления. В 9:55 греческий крейсер под прямым углом пересёк курс османской эскадры, поставив ей классическую «палочку над Т». Расстояние между флагманами составляло до 25 каб. В этот момент «Барбаросса» получил одно попадание тяжёлым снарядом в ют погибло пять человек из службы борьбы за живучесть.

Схема боя у мыса Хеллес (греческий вариант). senlachill.blogspot.ru

Схема боя у мыса Хеллес (греческий вариант). senlachill.blogspot.ru

Плохая сплаванность турецких кораблей привела к тому, что их строй в самом деле рассыпался: «Тургут-Рейс» последовал за «Барбароссой», а тихоходные «Месудие» и «Асар-и Тевфик» развернулись вправо по отдельности и двинулись почти параллельными курсами, оказавшись на правом траверзе «Барбароссы». Здесь они попали под огонь греческих броненосцев береговой обороны с дистанции чуть больше 20 каб.

Сам «Аверов» в 10:05 оказался за кормой «Барбароссы» и «Тургут-Рейса», причём так, что стрелять по нему могли только 280-мм орудия кормовых башен; дистанция между кораблями на тот момент составляла лишь около 15 каб. По утверждению греков, таким образом Контуриотис удачно поставил противника «в два огня». На самом деле в бою современных кораблей это не имело никакого значения, поскольку количество задействованных орудий у турок не менялось — остальные их пушки также могли стрелять по греческим броненосцам. Этот манёвр лишь позволил старым турецким броненосцам стрелять на оба борта.

Зато «Аверову», чтобы ввести в действие обе своих башни главного калибра, пришлось довернуть на юго-запад — теперь его курс постепенно расходился с курсом турецкой эскадры, двигавшейся на юг. Вдобавок Контуриотис подставил свой крейсер под огонь орудий Седд-уль-Бахир (батареи Кум-Кале не могли стрелять из-за большой дистанции и наличия перед противником своих кораблей).

Схема боя у мыса Хеллес (турецкий вариант). Dirk Nottelmann. Die Brandenburg-classe

Схема боя у мыса Хеллес (турецкий вариант). Dirk Nottelmann. Die Brandenburg-classe

Примерно в это время в купол кормовой башни «Барбароссы» попал ещё один тяжёлый снаряд, выведя её из строя. Броня пробита не была, но башня перестала поворачиваться. Осколочный снаряд меньшего калибра пробил небронированную часть борта, из-за чего в угольных ямах, расположенных выше броневой палубы, возник пожар. Сообщалось, что от этого попадания получили повреждения несколько котлов, однако данное утверждение выглядит малоправдоподобным, поскольку все котлы броненосца находились под броневой палубой. Не исключено, что таким образом турецкое командование пыталось скрыть неисправность машин (возможно, вызванную сотрясением от попаданий). Возможно, что третьего попадания не было вовсе, а уголь загорелся от осколков того снаряда, что попал в башню. Так или иначе, с этого момента скорость «Барбароссы» и «Тургут-Рейса» упала до 10 узлов.

В «Тургут-Рейс» и «Месудие» также попало несколько снарядов, на них имелись раненые, но в целом повреждения оказались незначительными — в основном на верхней палубе и у открыто стоящих орудий.

В 10:17 турецкая эскадра прекратила стрельбу, а в 10:25 развернулась на восток и ушла в Дарданеллы. Греческие корабли продолжали стрелять до 10:30, но дистанция выросла до 50 каб, и попаданий они не добились. К 11 часам три греческих броненосца опять вступили в кильватер «Аверову», и эскадра Контуриотиса ушла на запад.

Греческий броненосец береговой обороны «Псара». В отличие от двух других броненосцев, он имел не две, а три мачты. mezeviris.gr

Греческий броненосец береговой обороны «Псара». В отличие от двух других броненосцев, он имел не две, а три мачты. mezeviris.gr

Возле входа в пролив оказавшиеся впереди «Месудие» и «Асар-и Тевфик» восстановили строй и легли в циркуляцию, чтобы дождаться двух других броненосцев и прикрыть их с тыла вместо 2-го дивизиона. К 12 часам вся эскадра достигла Седд-уль-Бахира, а в 13 часов подошла к месту своей обычной стоянки у Чанак-Кале. Здесь на госпитальное судно «Решит-паша» с кораблей были переданы 18 погибших и 40 раненых (в основном с «Барбароссы»).

Тем временем 1-й минный дивизион вернулся к острову Тенедос, где в 15:45 вступил в перестрелку с группой греческих эсминцев, пытавшихся подойти ко входу в Дарданеллы. Обе стороны обменялись несколькими залпами и разошлись.

Таким образом, командующий турецкой эскадрой прекратил бой и вернулся в Дарданеллы, не добившись решительного результата. 1-й минный дивизион имел возможность атаковать разделившиеся греческие корабли, но не воспользовался ею. Однако греки также не решились отправить свои эсминцы для атаки отходящих турецких кораблей. Более того, при отходе имел место инцидент, когда с «Аверова» была случайно выпущена торпеда, прошедшая мимо броненосцев.

Неопределённый итог

Всего «Хайраддин Барбаросса» выпустил 127 снарядов калибром 280 мм и 159 снарядов калибром 105 мм. «Тургут-Рейс» стрелял меньше: он израсходовал 123 снаряда калибром 280 мм и 64 — 105-мм. «Месудие» сделал 63 выстрела из 234-мм орудий и 414 выстрелов из 150-мм, «Асар-и Тевфик» выпустил 143 снаряда калибром 150 мм и 307 — калибром 120 мм. Количество снарядов, выпущенных турецкими береговыми батареями, неизвестно.

Сражение при Элли. Картина греческого художника Василейоса Хатциса, около 1913 года

Сражение при Элли. Картина греческого художника Василейоса Хатциса, около 1913 года

Турки видели несколько попаданий в греческий флагман. Они посчитали, что «Аверов» тяжело повреждён и будет ремонтироваться три или четыре месяца. На самом деле греческий броненосный крейсер получил в бою три попадания — с кораблей или береговых батарей. Ему сильно повезло: два снаряда прошли через кормовую трубу и окружавшие её воздухозаборники, не причинив большого ущерба. Третий снаряд попал в шлюпочную палубу и убил сигнальщика — это была единственная объявленная жертва на греческой стороне.

Не исключено, что потери греков были больше, но подробности с греческой стороны крайне скупы. Неизвестно даже количество снарядов, выпущенных греческими кораблями. В целом очевидно, что артиллеристы с обеих сторон стреляли крайне плохо (при том, что на «Аверове» стояли современные английские орудия).

Результат боя в целом оказался разочаровывающим, но османский флот, по крайней мере, показал готовность сражаться, что было особенно важно в момент внутренней политической нестабильности в империи. В конце концов, бой при мысе Хеллес стал первым морским сражением османского флота с 1877 года. Один из турецких морских офицеров заявил германскому военно-морскому атташе, что

«линкоры, купленные у Германии, доказали свою ценность в бою с греческим флотом».

Литература

      1. Балканская война 1912-1913 годов на море. Сборник. СПб.: ЛеКо, 2005
      2. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy 1828-1923. London, Conway Maritime Press, 1995
      3. Dirk Nottelmann. Die Brandenburg-classe. Hohepunkt des deutschen Panzerschiffbaus. Verlag E.S. Mittler & Sohn GmbH, 2002
      4. http://www.mezeviris.gr
      5. forum.nautilia.gr

источник: https://warspot.ru/12524-pervaya-balkanskaya-voyna-na-more-protivniki-probuyut-sily

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account