Пахари войны. Прицепные плужные траншеекопатели Советского Союза
Умение окапываться важнейшее для бойца. На оценку «отлично» боец должен отрыть саперной лопатой одиночный окоп для стрельбы лежа за 18 минут. Оценка «удовлетворительно» допускает затраты времени до получаса и более. Одиночный окоп полного профиля требует час с лишним. На траншею времени необходимо еще больше. Вместе с тем, успех проведения военных операций в значительной мере обеспечивается своевременным, даже минимальным, фортификационным оборудованием позиций, в том числе устройством окопов, траншей и ходов сообщения. Так, траншея глубиной 0,5-0,6 метра позволяет вести стрельбу с колена и существенно повышает устойчивость пехоты в обороне. При отсутствии средств механизации и ручном выполнении земляных работ командованию воинских частей приходилось привлекать большое количество личного состава войск. В годы Великой Отечественной войны на устройство силами стрелковой дивизии РККА сети траншей с ходами сообщения общей протяженностью 160-170 км требовалось 16-18 суток.
Одновременно с этим даже простейшие средства механизации позволяют существенно сократить сроки инженерного оборудования местности. Одним из крайне простых и одновременно эффективных средств механизации на протяжении многих лет являлись плужные траншеекопатели. Профиль окопа или траншеи вырезался в земле лемехом плуга, отваливающие поверхности которого поднимали и отбрасывали вырезанный грунт.
Традиционным назначением плужных траншеекопателей в народном хозяйстве являлись мелиоративные работы – сооружение оросительных и осушительных канав. В этой связи в открытой печати они, как правило, именовались канаво- или каналокопателями.
В силу специфики форма канала, оросительного или осушительного, должна была отличаться от армейской траншеи, поэтому в канавокопателях для народного хозяйства предусмотрели более пологие склоны. Однако производство специальных траншеекопателей только для военных целей было до известной степени расточительно, поэтому еще в довоенный период предусматривалось использование народнохозяйственных конструкций на строительстве оборонительных сооружений.
Конструкция плужного траншеекопателя оказалась удивительно простой и рациональной. Основные модели, получившие тогда распространение, оставались в эксплуатации еще около полувека. Достаточно упомянуть народохозяйственные Д-267 и КМ-1400 Мозырского завода мелиоративных машин.
Плужные траншеекопатели были двух основных типов – навесные и прицепные.
Прицепной плуг буксировался трактором. Помимо лемеха и отвала, он включал тяговую и подъемную рамы, подъемный механизм, сцепное устройство, а также колесный или гусеничный ход.
В довоенный период были испытаны и приняты на вооружение инженерных войск прицепные плужные траншеекопатели на тракторной тяге КВ-1 и КВ-3, которые начали поставляться в войска на укомплектование дивизионных и корпусных саперных батальонов. В послевоенный период появились новые модели плужных траншеекопателей. Прошли испытания военные модели ПЛТ-60, ПЛТ-100, ПЛТ-110, различавшиеся габаритами лемеха и отвалов. Цифра в названии означала округленную глубину отрываемой траншеи в сантиметрах.
Плужный траншеекопатель ПЛТ-60 был создан в 1949 году и задумывался для работы в сцепе с трактором С-80. ПЛТ-60 предназначался для отрыва траншей и ходов сообщения. Отрытые траншеи можно было углубить до полного профиля или использовать для ведения огня с колена при спешном оборудовании местности.
Диапазон рабочих передач С-80 обеспечивал полное использование силы тяги трактора и отрыв траншей заданной глубины с шириной по дну в грунтах различного состава и влажности при скорости от 1,5 до 2,5 км/ч. По итогам испытаний в 1953 году приказом министера обороны № 0037 ПЛТ-60 приняли на вооружение инженерных войск. ПЛТ-100 позволял рыть траншеи с шириной по дну 0,3 и по верху 0,9 метра. Скорость отрывки траншей ПЛТ-100 была сопоставима с ПЛТ-60. В дальнейшем, с участием ОКБ-1 Киевского совнархоза разработали траншеекопатель ПЛТ-110. Изначально он предназначался для использования со специальным тягачом особой мощности ТОМ, но серийно такой тягач не строился, поэтому допускалась буксировка трактором С-80 или С-100, а на трудных для разработки грунтах с применением двойной тяги.
В отличие от прицепного плуга, тяговая рама навесного плуга крепилась к раме трактора, выполнявшей функцию подъемной рамы. Соответственно, собственного хода такой плуг не имел. Недостатком навесного плуга были значительные перегрузки трактора весом оборудования, поэтому он получил ограниченное распространение.
Можно отметить созданный в первые послевоенные годы навесной траншеекопатель Рощановского (с гидравлическим механизмом заглубления), разработанный для инженерных войск. В народном хозяйстве после войны использовался навесной плуг КОР-500. Позднее, в 1970-1980-е годы распространение получили каналокопатели Д-716 и МК-12 завода Андижанирмаш, иногда встречающиеся и поныне. Штатно Д-716 навешивался на трактор Т-100. Д-716 мог за час прокопать канал протяженностью до 2,74 км. МК-12 отличался несколько меньшими размерами и мог использоваться как с трактором Т-100, так и Т-4 Алтайского завода. За час МК-12 мог прокопать канал протяженностью до 2,9 км.
Практически все отечественные плужные траншеекопатели с учетом использования с трактором завода проектировались в Челябинске. В довоенные годы применялись тракторы С-60 или С-65. В послевоенные годы это были С-80, Т-100 и т.п. В качестве исключения можно указать прицепной плуг КПУ-2000А для рытья каналов глубиной 0,33-0,34 метра, штатно использовавшийся с трактором ДТ-54.
Как военные, так и народнохозяйственные плужные траншеекопатели регулярно испытывались в Научно-исследовательском инженерном институте имени Д. М. Карбышева. Основной объем испытаний траншеекопателей проходил в районе подмосковного Нахабино.
С появлением на вооружении Советской Армии высокопроизводительных колесных и гусеничных землеройных машин значение старых плужных траншеекопателей существенно снизилось. Сейчас они представляют скорее исторический интерес, поскольку их место заняли современные инженерные машины.
источник: A. Михайлов «Пахари войны» «Моделист-конструктор» 2018-03, стр.26-28