Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония
В конце 1930-х годов командование авиации императорского военно-морского флота Японии пришло к выводу о необходимости иметь на вооружении тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, способный решать задачи стратегического характера. Первая попытка создать самолет такого типа привела к появлению бомбардировщика Nakajima G5N Shinzan, но машина оказалась неудачной, и Кайгун Коку Хомбу на какое-то время вернулся к концепции двухмоторного бомбардировщика.
Совершенствуя этот тип самолета, флот выдал задания 16-Shi и 17-Shi, требовавшие создания бомбардировщиков со скоростью полета 590 км/ч и дальностью 7400 км, призванных заменить Mitsubishi G4M. Появившиеся по этим заданиям проекты морского экспериментального бомбардировщика 16-Shi Mitsubishi G7M1 и морского экспериментального бомбардировщика 17-Shi Kawanishi K-100 (G9K1) представляли собой двухмоторные самолеты, но по мнению флота они не обеспечивали выполнения высоких требований задания.
схемы бомбардировщика Nakajima G8N1 Renzan
Однако к концу 1943 года после анализа предварительных проектов и расчетных параметров и разработчикам, и заказчику стало ясно, что двухмоторный самолет не в состоянии удовлетворить данные требования. Такой вывод был прогнозируемым, поэтому, не дожидаясь закрытия программ G7M1 и G9K1, еще в феврале 1943 года воздушный штаб флота передал фирме Накадзима предварительные конструктивные требования 18-Shi на четырехмоторный бомбардировщик дальнего действия К этому командование флота подтолкнули также поступавшие с фронтов донесения о высокой эффективности американских четырехмоторных бомбардировщиков В-29 и В-24.
элементы конструкции фюзеляжа и крыла бомбардировщика Nakajima G8N1 Renzan
В результате флот в феврале 1943 г предложил Hакадзиме спроектировать четырехмоторный бомбардировщик морской экспериментальный тип 18-Shi. В окончательном виде задание на разработку нового бомбардировщика, получившего обозначение G8N1 Renzan (連山 — горная гряда), было оформлено 14 сентября 1943 года. Оно предусматривало создание обладающей мощным оборонительным вооружением с круговым обстрелом и хорошо защищенной машины, которая развивала бы максимальную скорость 592 км/ч, поднималась бы на высоту 8000 м 20 минут, обладала бы дальностью полета с полной бомбовой нагрузкой в 4000 кг 3700 км и 7400 км без бомб.
элементы конструкции крыла и силовой установки бомбардировщика Nakajima G8N1 Renzan
Для выполнения этих требований Hакадзима избрала схему среднеплана с крылом, имевшим ламинарный профиль и большое удлинение при сравнительно малой площади. Двигатели были выбраны 2000-сильные Nakajima NK9K-L Homare 24 с турбонагнетателями Хитачи 92 оснащенные вентилятором для принудительного охлаждения.
компоновка носовой части бомбардировщика Nakajima G8N1 Renzan
Оборонительное вооружение должно было состоять из оснащенных парами 20-мм пушек Type 99 верхней, нижней и хвостовой башен с механизированным наведением, также носовой турели с двумя 13-мм пулеметами Type 2 и по одному 13-мм пулемету Type 2 в бортовых окнах.
схемы секторов обстрела бомбардировщика Nakajima G8N1 Renzan
Конструкция самолета была упрощена для облегчения серийного производства. Планировалось при успехе разработки выпустить до сентября 1945 г 48 G8N1, включая 16 опытных и предсерийных машин. Но на практике все свелось к постройке еще трех прототипов, которые были завершены в октябре 1944 и частично марте и июне 1945 года. Такая задержка была вызвана постоянными налетами американской авиации, дефицитом легких сплавов.
бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan
Первый опытный самолет был готов в октябре 1944 г и впервые облетан 23 числа того же месяца. Hесмотря на некоторые проблемы с турбонагнетателями, летные испытания проходили хорошо, хотя и прерывались налетами авиации союзников. Так, третий опытный G8N1 был уничтожен после налета палубной авиации США.
бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan перед испытательным полетом
Рзко ухудшившаяся стратегическая ситуация Японии вынудила изменить приоритеты и перейти у оборонительной тактике. Теперь уже было не до стратегических бомбардировщиков, и авиационная промышленность была переориентирована на проекты поршневых и реактивных истребителей и ударных самолетов. На бумаге еще оставались планы создания варианта G8N2 Renzan-Kai Model 22 с двигателями Mitsubishi MK.9A мощностью 2000 л.с. для использования в качестве носителей специальных штурмовых самолетов Ohka 43 и от цельностального варианта G8N3. Однако в сложившейся новой обстановке места Renzan-ам уже не было и от их серийного производства пришлось отказаться.
захваченный американцами бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan
После Второй мировой войны четвертый прототип самолета G8N1 Renzan был перевезен в США, где его подвергли тщательным испытаниям. Их результаты удивили американцев. Продемонстрированные японским бомбардировщиком характеристики были гораздо выше, чем у американских "одноклассников" Boeing В-17 Flying Fortress и Consolidated В-24 Liberator и лишь незначительно уступали показателям стратегического бомбардировщика Boeing В-29 Superfortress. Уже после завершения боевых действий союзники присвоили G8N1 кодовое имя "Rita".
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Описание: четырехмоторный тяжелый бомбардировщик. Цельнометаллическая конструкция с покрытыми полотном поверхностями управления
Экипаж: 10 человек
Силовая установка: четыре 18-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения Nakajima NK9K-L Homare 24, развивавших мощность 2000 л.с. на взлете, 1800 л.с. на высоте 8000 метров и вращавших четырехлопастные металлические винты постоянной скорости
Размеры:
размах крыла — 32,54 м
длина — 22,935 м
высота — 7,2 м
площадь крыла — 111 м²
Вес:
пустого — 17 400 кг
взлетный — 26 800 кг
максимальный — 32 150 кг
удельная нагрузка на крыло 239,3 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 3,4 кг/л.с.
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 5000 метров 590 км/ч
крейсерская скорость на высоте 4000 метров 390 км/ч
время подъема на высоту 8000 метров 17,6 мин
потолок 10200 м
дальность полета
нормальная 4000 км
максимальная 7500 км
Вооружение:
стрелковое 6×20-мм пушек Type 99 установленных попарно в верхней, нижней и хвостовой механизированных башнях и 4×12,7 мм пулемета Type 2 — спарка в механизированной носовой башне и по одному в бортовых окнах
бомбовая нагрузка
нормальная — 1000 кг
максимальная — 4000 кг
ПРИЛОЖЕНИЕ
Испытательный полет опытного бомбардировщика Nakajima G8N1 Renzan
источники:
- R.L. Francillin "Japanese Aircraft of the Pacific War"
- http://pro-samolet.ru/samolet-japan/samoleti-imperatorskogo-flota/81-bombardirovshiki-nazemnogo-bazirovanija/361-japan-bombardirovhik-nakajima-g8n1-renzan
- http://www.airwar.ru/enc/bww2/g8n.html