Опытный разведчик, пикирующий бомбардировщик и штурмовик CANSA FC.20 (MM.403). Италия

15
Опытный разведчик, пикирующий бомбардировщик и штурмовик CANSA FC.20 (MM.403). Италия

Опытный разведчик, пикирующий бомбардировщик и штурмовик CANSA FC.20 (MM.403). Италия

В двадцатые и тридцатые годы XX века и даже в годы участия Италии во Второй Мировой войне в этой стране существовало большое количество авиастроительных компаний, которые как правило были филиалами гораздо более крупных концернов. Благодаря деятельности лоббистов концерны были тесно связаны с политическими кругами. Результатом этой связи была коррумпированная среда и финансируемые государством проекты, которые военные летчики либо и не хотели заказывать, либо считали, должен иметь другое назначение.

Одним из примеров подобной политики служит двухмоторный боевой самолет FC.20 компании CANSA. Данная компания была основана в 1913 году в Камери (регион Пьемонт, провинция Новара, Северная Италия) под наименованием Aeronautica Gabardini, но с 1 июля 1937 года она стала частью концерна FIAT и с тех пор создаваемые ею самолеты имели обозначение FC (FIAT CANSA).

В том же году, когда компания CANSA стала частью концерна FIAT, в генеральном штабе ВВС Италии (SMRA – Stabo Maggiore Regia Aeronautica) пришли к мнению о необходимости двухмоторного самолета-разведчика и наблюдателя с высокими летными характеристиками. На это задание ответили пять компаний, и в конкурсе победу одержал Ca.331 компании Caproni-Bergamaschi. Однако в руководстве концерна FIAT не желали потерять государственный заказ, и благодаря связям в генеральном штабе ВВС смогли продавить заказ на разработку (остальные три компании изготавливать прототипы не стали).

Разработка нового самолета была передана руководством концерна новому главному конструктору филиала CANSA инженеру Джованни Моссо, который ранее работал под руководством Челестино Розателли и участвовал в создании двухмоторного многоцелевого самолета CR.25. Этот опыт в значительной степени повлиял на формы создаваемого FC.20. Для того, чтобы быстрее выполнить проектные работы по FC.20 Джованни Моссо решил использовать базовую конструкцию крыла CR.25, включая моторные гондолы и саму силовую установку (двигатели FIAT A.74 RC.38), а также убирающиеся основные стойки шасси.

Еще на стадии разработки по рекомендации проектного комитета (Comitato Progetti) соответствующее управление министерства авиации заказало и профинансировало постройку двух прототипов, которым были присвоены номера военного регистра (Matricole Militari) MM.403 и MM.404. 15 октября 1938 года руководство компании CANSA подтвердило получение заказа. Работы по изготовлению двух прототипов FC.20 шли довольно медленно даже несмотря на то, что Джованни Моссо проделал большую работу об облегчению и упрощению этого процесса.

В отличие от своего конкурента Ca.331, фюзеляж которого представлял собой цельнометаллический монокок, FC.20 имел более консервативную конструкцию. Основа его фюзеляжа была сварена из стальных марганцовистых труб, а в качестве обшивки были использованы дюралюминий (до задней кромки крыла) и полотно (крыло и хвостовое оперение были цельнометаллическими, включая и обшивку; полотном покрывались лишь подвижные элементы: элероны, закрылки, рули высоты и направления).

В начале апреля 1941 года первый прототип FC.20 (MM.403) был собран и выведен на аэродром Камери (к этому времени Ca.331 летал уже 9 месяцев). 12 апреля прототип FC.20 совершил свой пробный подлет. Первый официальный полет состоялся 22 числа того же месяца. Затем прототип был протестирован в испытательном центре Regia Aeronautica, Гуидония. Однако испытания проходили без серьезного интереса со стороны итальянских ВВС, поскольку командование Regia Aeronautica с самого начала рассматривало кандидатом на роль самолета-разведчика и наблюдателя Caproni Ca.313 (по этой причине были приостановлены испытания Ca.331 на скорость).

02 – FC.20 MM.403 летом 1941 года во время первых испытаний. Самолет не имел камуфляжа и вместо национальных опознавательных знаков нес трехцветные полосы – обычные окраску и маркировку прототипов компании CANSA

Приход на должность начальника генштаба ВВС генерала Фугье дал немного надежды программе FC.20. Королевские ВВС Италии больше не нуждались в самолете-наблюдателе, и приоритеты командования сместились в область штурмовиков, способных наносить точечные удары по малоразмерным целям, и, возможно, пикирующих бомбардировщиков. Следствием изменения концепции были отправка первого прототипа МM.403 на завод в Камери и приостановление работ над вторым прототипом МM.404.

После краткого рассмотрения ситуации было решено, что второй прототип МM.404 будет доработан в варианте FC.20bis и получит новую носовую часть фюзеляжа, а первый прототип МM.403 будет преобразован в бомбардировщик FC.20ter. Основными отличиями FC.20ter от FC.20 были:

• подфюзеляжная подвеска 500-кг бомбы;
• установка в нижней части фюзеляжа стрелковой позиции с подвижным 7,7-мм пулеметом;
• установка тормозных решеток под консолями крыла;
• корректировка рулей высоты (внутренняя статическая балансировка вместо внешней);
• удаление фюзеляжного топливного бака;
• установка убирающейся хвостовой стойки шасси.

схема CANSA FC.20 MM.403 в варианте пикирующего бомбардировщика

схема CANSA FC.20 MM.403 в варианте пикирующего бомбардировщика

Испытания «нового» FC.20ter (еще MM.403) начались в Гуидонии в конце октября 1941 года сразу же после первых полетов на заводском аэродроме в Камери. В январе был выполнен полет с 500 кг бомбой и затем в полете было испытано действие в пикировании тормозных решеток. К сожалению для компании CANSA даже модифицированный самолет не привлек внимания итальянских военных, и заказов на него не последовало.

летом 1942 года FC.20 MM.403 испытывался в варианте пикирующего бомбардировщика. Под фюзеляжем самолета подвешена 500-кг бомба

летом 1942 года FC.20 MM.403 испытывался в варианте пикирующего бомбардировщика. Под фюзеляжем самолета подвешена 500-кг бомба

После испытаний в Гуидонии прототип вновь вернулся на завод в Камери, где в очередной раз подвергся переделкам. На этот раз самолет должен был стать штурмовиком и уничтожать наземные цели мощной пушкой 37-мм пушки Breda Modello 39 37/54. Установленная на самолет 37-мм пушка была автоматической со скорострельностью 140 выстрелов в минуту, боезапасом в 42 снаряда и дальностью стрельбы 4000 метров. Первый полет штурмовика FC.20ter MM.403 состоялся 1 апреля 1942 года, а спустя тринадцать дней самолет уже вновь находился в Гуидонии.

FC.20 MM.403 в варианте штурмовика с 37-мм пушкой на земле (внизу) и в полете (вверху)

FC.20 MM.403 в варианте штурмовика с 37-мм пушкой на земле (внизу) и в полете (вверху)

Уже в мае FC.20ter MM.403 был возвращен на завод в Камери, чтобы сменить силовую установку. Самолет получил новые 14-цилиндровые радиальные 840-сильные (617 кВт) двигатели FIAT A.74 RC.38 и трехлопастные воздушные винты (один левого вращения, другой – правого) постоянной скорости диаметром 3,04 метра.

в окончательном варианте штурмовика FC.20A верхние и боковые поверхности самолета были выкрашены в темно-зеленый цвет, а нижние поверхности – в светло-серый; передние кромки крыла и поверхностей хвостового оперения также были темно-зелеными. Белые кресты были нанесены на внешние и внутренние поверхности двухкилевого хвостового оперения. Обтекатели втулок винтов были серыми. Крыльевые опознавательные знаки представляли собой черный контур, нанесенный прямо на камуфляж

в окончательном варианте штурмовика FC.20A верхние и боковые поверхности самолета были выкрашены в темно-зеленый цвет, а нижние поверхности – в светло-серый; передние кромки крыла и поверхностей хвостового оперения также были темно-зелеными. Белые кресты были нанесены на внешние и внутренние поверхности двухкилевого хвостового оперения. Обтекатели втулок винтов были серыми. Крыльевые опознавательные знаки представляли собой черный контур, нанесенный прямо на камуфляж

В это время самолету было присвоено новое обозначение – FC.20A (Assalto – штурмовик). Испытательные стрельбы показали ошибки при разработке пушечного лафета. Следствием этих ошибок, одной из которых были недостаточные размеры, были вибрации и трещины лобового остекления.

9 апреля 1943 года – время, когда Италия стремительно приближалась к своему поражению в войне, – самолет в очередной раз был возвращен на завод компании и переделан в вариант FC.20bis. В новом виде самолет воевал в составе 167-авиагруппы и закончил свою карьеру в качестве учебного самолета в составе 174-й эскадрильи.

Постройка MM.404 – второй, заказанный в 1938 году прототип, – была завершена в 1942 году в варианте FC.20bis. Свой первый полет эта до неузнаваемости переделанная машина совершила в мае того же года. Но это уже другая история.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: FIAT CANSA FC.20 (Ter/A)

Назначение: пикирующий бомбардировщик

Статус: опытный

Компания-производитель: CANSA/Costruzioni Aeronautiche Novaresi SA, Камери

Экипаж: 2-3 чел.

Силовая установка: два 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения FIAT A.74 RC.38, развивавших на взлете мощность 840 л.с. (617 кВт) и вращавших трехлопастные воздушные винты (один левого вращения, другой – правого) постоянной скорости диаметром 3,04 метра

Размеры:

размах крыла 15,80 м
длина (без пушки) 12,90 м
высота 4,03 м
площадь крыла 39,20 м²

Масса:

пустого 4600 кг
взлетная 6800 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 475 км/ч
крейсерская скорость 440 км/ч
практический потолок 7500 м
дальность полета 1000 км

Вооружение:

стрелковое – четыре пулемета Breda-SAFAT: один подвижный 7,7-мм пулемет в люковой установке в нижней части фюзеляжа, один подвижный 7,7-мм пулемет в верхней позиции и два фиксированных 12,7-мм пулемета в корневых частях крыла
бомбовое – 500-кг бомба

источник: MIROSLAV BALOUS Výkres PETR KOLMANN «CANSA FC.20 (Ter/A)» «L+K» 10/06, стр.72-73

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account