Опытный пикирующий бомбардировщик Henschel Hs 132. Германия
Военная доктрина, разработанная в нацистской Германии, характеризовалась тем, что с самого начала военно-воздушные силы должны были действовать в тесном взаимодействии с сухопутными войсками и наносить удары по военным целям; также военная доктрина предусматривала нанесение карательных ударов и по гражданским целям (результатами данной доктрины стали разрушения Герники, Мадрида, Варшавы, Ковентри и множества других городов). Особое внимание в доктрине уделялось пикирующим бомбардировщикам, которые точечными ударами должны были поражать особо важные объекты противника. Созданные в соответствии с этой концепцией пикировщики Junkers Ju 87, которые на начальном этапе Второй Мировой войны показали очень высокую эффективность. В небе Польши и Франции «штуки» благодаря завоеванному господству в воздухе, могли безнаказанно сеять смерть и разрушения. На начальном этапе Великой Отечественной войны пикирующие бомбардировщики Ju 87 действовали в своей привычной манере, но вскоре ситуация изменилась, и уже в 1943 году «штуки» могли подняться в воздух только при наличии значительного истребительного сопровождения. Однако даже большое число немецких истребителей не обеспечивало «штукам» защиты, и как следствие Ju 87 были выведены с первой линии, а их пилоты пересели на штурмовики Fw 190F.
Несмотря на более высокую скорость и более мощное стрелковое вооружение Fw 190F не в полной мере отвечала требованиям немецких ВВС. «Фоки» несли меньшую бомбовую нагрузку и не могли отвесно пикировать, и сухопутным войскам нацистской Германии серьезно не хватало поддержки пикирующих бомбардировщиков, как в «славные» времена покорения Польши и Франции. Поэтому, когда в апреле 1944 года компания Henschel Flugzeugwerke A.G. (Henschel) представила командованию люфтваффе проект реактивного пикирующего бомбардировщика. Благодаря своей высокой скорости самолет компании Henschel смог бы успешно уходить от истребительной авиации противника, а небольшие размеры представляли бы защиту от зенитного огня с земли. В мае 1944 году техническое управление Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) одобрило проект компании Henschel и дало зеленый свет работам по данной программе. Ведомство Геринга заказало компании разработку и изготовление шести прототипов реактивного пикирующего бомбардировщика, получившего обозначение Hs 132.
При проектировании пикирующего бомбардировщика Hs 132 конструкторы исходили из нескольких аспектов. В первую очередь они постарались создать очень маленький, аэродинамически чистый и технологически простой самолет. Конструкторы выбрали схему среднеплана с двухкилевым хвостовым оперением, стабилизатор которого имел большой угол поперечного V. Силовая установка – турбореактивный двигатель – должен был размещаться на верхней части фюзеляжа с выходом раскаленных газов между килями хвостового оперения. Фюзеляж и хвостовое оперение должны были быть дюралюминиевыми. Поскольку в 1944 году немецкая промышленность уже начинала испытывать дефицит в ряде материалов, то крыло должно было изготавливаться из дерева. Конструкторы компании попытались решить проблему перегрузок пилота в пикировании и потому разместили пилота лежащим на животе в относительно небольшой кабине. Разумеется, такая позиция была очень неудобной, но она позволяла без проблем выдержать перегрузку порядка 10-11g, не вызывая опасного оттока крови из головного мозга (сам Hs 132 был рассчитан на перегрузки 12g). Помимо повышенной способности выдерживать перегрузки такое размещение пилота позволяло уменьшить до минимума поперечное сечение пикировщика.
Аэродинамическая концепция пикирующего бомбардировщика Hs 132 напоминала «народный истребитель» Heinkel Не 162 Volksjäger, но машина компании Henschel была разработана немного раньше и, конечно, имела более оригинальную концепцию. Заказанные самолеты должны были быть изготовлены в двух вариантах: Hs 132A и Hs 132B.
В варианте Hs 132A должны были быть изготовлены два прототипа. В соответствии со спецификацией технического управления RLM Hs 132A должен был быть пикирующим бомбардировщиком с силовой установкой в виде одного ТРД BMW 003A-1 с тягой 7,84 кН (800 кгс). Единственным его вооружением Hs 132A должна была стать подвешенная под фюзеляжем и слегка утопленная в него бомба SC 500 или SD 500 массой 500 кг. Вариант Hs 132B должен был стать штурмовиком, оснащенным двигателем Jumo 004B-2 с тягой 8,62 кН (880 кгс) с вооружением из двух фиксированных 20-мм пушек MG 151/20 с боезапасом по 250 снарядов на ствол.
В перспективе планировалось изготавливать вариант HS 132C, который должен был иметь вооружение из двух пушек MG 151/20 и двух 30-мм пушек MK 103 и который должен был оснащаться ТРД Heinkel-Hirth 011A-1 с тягой 12,74 кН (1300 кгс). Бомбовое вооружение с четырьмя пушками должно было составлять 500 кг бомб, а в случае демонтажа 30-мм пушек – 1000 кг бомб. В целях облегчения значительных перегрузок вариант Hs 132D должен был получить крыло большей площади.
Весной 1945 года была завершена постройка только первого прототипа Hs 132V-1, который также как и прототип V-2 (завершен на 80%) представлял собой версию A. Прототип Hs 132V-1 был уже готов к своему первому полету, когда советские войска победоносно завершили Берлинскую наступательную операцию и захватили заводы компании Henschel в берлинских пригородах Шёнефельд и Йоханнисталь с двумя прототипами Hs 132V-1 и Hs 132V-2. Кроме того, в руки советских войск попал завершенный примерно на 75% соответствующий версии B третий прототип Hs 132V-3. Таким образом, одна из последних надежд гитлеровских люфтваффе даже не взлетела и не проверила свои качества в боевых условиях.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Henschel Hs 132A
Назначение: пикирующий бомбардировщик
Статус: прототип
Компания-производитель: Henschel Flugzeugwerke A.G.
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: ТРД BMW 003A-1 с тягой 7,84 кН (800 кгс)
Размеры:
размах крыла 7,20 м
длина 8,90 м
высота 2,26 м
площадь крыла 14,80 м²
Масса (данные расчетные):
пустого 1850 кг
взлетная 3400 кг
Летные характеристики (данные расчетные):
максимальная скорость на высоте 6000 метров
• без бомбы 780 км/ч
• с бомбой 700 км/ч
практический потолок 10500 кг
дальность полета
• на высоте 4000 метров 780 км
• на высоте 6000 метров 1120 км
Вооружение: одна 500-кг бомба
Количество изготовленных: 1 экз. (+2 недостроенных, один из которых в варианте Hs 132B)
источник: VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES: STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 HENSCHEL Hs 132» «L+K» 22/79, стр.871