Опытный истребитель Friedrichshafen FF.46 (D.I). Германия
Немецкий берег Боденского озера со временем стал важным местом для новаторской деятельности в области авиации. Речь идет не только о графе Цеппелине, основавшем свое первое акционерное общество по строительству дирижаблей. То, что берега Боденского озера имеют большое значение в истории авиации свидетельствует тот факт, что в годы Первой Мировой войны там находилась компания Клаудиуса Дорнье, который после подписания Перемирия и вступления в силу Версальского договора перевел ее в Альтенрайн (Altenrhein) на швейцарский берег.
В 1912 году в пригороде Фридериксхафена Манцелле (Manzell) группа акционеров приняла дальнейшие меры по расширению бизнеса и открыла филиал Flugzeugbau Friedrichshafen G.m.b.H., задачей которого стали разработка и серийное производство летательных аппаратов тяжелее воздуха. Поскольку водная поверхность в пределах досягаемости, то в первую очередь это должны были быть поплавковые гидросамолеты и летающие лодки.
Еще до войны на одной из первых машин данной компании швейцарец Гзель (Gsell) с противоположного берега озера установил мировой рекорд продолжительности полета с пассажиром на борту.
Вскоре после организации авиастроительной компании Friedrichshafen ее главным конструктором стал доктор-инженер Роланд Эйзенлор (Dr.-Ing. Roland Eisenlohr) [1]. Во время войны мощностей в Манцелле было уже недостаточно и поэтому производство морских самолетов было переведено на балтийское побережье в Варнемюнде (Warnemünde).
В годы Первой Мировой войны в Манцелле компанией Flugzeugbau Friedrichshafen строились не только морские самолеты: по лицензии компаний Hanseatische Flugzeug-Werke и Daimler Motoren-Gesellschaft изготавливались крупные двухмоторные бомбардировщики G.I – G.IV.
В 1916 году Роланд Эйзенлор спроектировал одноместный истребитель-биплан, получивший внутрифирменной обозначение FF.46 и в какой-то мере являвшийся развитием созданного в июне того же года поплавкового истребителя FF.43 [2]. В сентябре 1916 года компанией Friedrichshafen проект истребителя был отправлен для согласования в Инспекцию военной авиации (Idflieg — Inspektion der Fliegertruppen), которая помимо прочего отвечала за выбор и приобретение новых самолетов и вооружения. В это время Idflieg планировала в ближайшее время провести конкурс на одноместный истребитель, который должен был заменить машины устаревших типов, например Albatros D.II.
схемы опытного истребителя Friedrichshafen FF.46
Инспекция военной авиации одобрила проект компании Friedrichshafen и выдала заказ на постройку трех прототипов, получивших заводские номера с 2404/17 по 2406/17. В феврале 1917 года машины должны были быть доставлены на аэродром Адлерсхоф для проведения тщательных сравнительных испытаний, регулярно проводившихся там экспертами инспекции.
Первый прототип опытного истребителя FF.46 (зав.н. 2404/17) был готов к концу апреля 1917 года и после кратких заводских испытаний в Манцелле был отправлен в Idflieg. Эксперты (и пилот) инспекции обнаружили, что FF.46 в сравнении со своим конкурентом Albatros D.III не имеет никаких преимуществ и по многим параметрам даже отстает. Кроме того, компания-производитель не уложилась в сроки поставки.
верхние и боковые поверхности прототипов опытного истребителя FF.46 окрашивались в темно-зеленый цвет с дополнением в виде пятен или полос темного коричнево-фиолетового цвета. Таким же образом была окрашена нижняя передняя часть фюзеляжа. Нижние стороны крыльев, горизонтального оперения, хвостовой части фюзеляжа и ступицы колес шасси были окрашены в яркий синезеленый цвет
Из-за плохого обзора вперед и по бокам на втором прототипе опытного истребителя FF.46 (зав.н. 2405/17) вертикальные стойки, соединявшие центроплан верхнего крыла и фюзеляж, были заменены V-образными. Однако это не помогло, и машина была окончательно отклонена. Больше в Адлерсхоф второй прототип FF.46 не направлялся.
второй прототип опытного истребителя Friedrichshafen FF.46 (зав.н. 2405/17), вид сбоку
второй прототип опытного истребителя Friedrichshafen FF.46 с V-образными центропланными стойками
Производство третьего заказанного прототипа не было завершено. В случае, если бы опытный истребитель FF.46 успешно прошел испытания, то он бы в Fliegertruppen получил бы обозначение «Friedrichshafen D.I». В том же 1917 году в Манцелле был изготовлен прототип квадроплана FF.54, но этот самолет также не пошел в серию и не стал истребителем «Friedrichshafen D.II».
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Опытный истребитель FF.46 имел классическую для тех лет цельнодеревянную конструкцию планера, разработанную Эйзенлором и применявшуюся в большинстве созданных в Манцелле самолетов.
Силовой набор фюзеляжа состоял из деревянных лонжеронов и шпангоутов, соединения между которыми были усилены диагональными связями из армированной стальной проволоки. В задней части фюзеляжа позади кабины пилота была добавлена округлая конструкция с переходом в подголовник. В передней части фюзеляжа были добавлены вспомогательные шпангоуты, формировавшие более обтекаемое поперечное сечение. Обшивка фюзеляжа была смешанной: двигатель покрывался алюминиевыми листами, в передней части вспомогательные шпангоуты покрывались фанерой, а в задней части использовалось полотно.
Двухлонжеронные крылья имели умеренную стреловидность; элероны устанавливались только на верхнем крыле. Установленное над фюзеляжем верхнее крыло имело узкий центроплан, в котором был размещен радиатор системы охлаждения двигателя. Верхнее крыло соединялось с фюзеляжем при помощи двух пар стоек. Консоли имевшего меньший размах нижнего крыла крепились непосредственно к нижним лонжеронам фюзеляжа. Крылья имели полотняную обшивку. Между собой крылья соединялись при помощи двух пар межкрыльевых стоек и системы проволочных расчалок. Стойки, в том числе и опоры шасси, были изготовлены из профилированных стальных труб. Элероны имели обычную для немецких самолетов тех лет конструкцию: силовой набор из сварных стальных тонкостенных труб разного диаметра.
В соответствии с требованиями Idflieg в качестве силовой установки на прототипах FF.46 использовался шестицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения Mercedes D.III, развивавший мощность 160 л.с. (116 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт.
Вооружение самолета должно было быть стандартным и состоять из двух синхронизированных 7,92-мм пулеметов LMG 08/15, стрелявших вперед и обслуживавшихся пилотом (казенные части должны быть в пределах досягаемости). Несмотря на то, что в конструкции самолета было предусмотрено место для размещения вооружения, пулеметы на изготовленные прототипы не устанавливались. Вооружение на самолетах должно было появиться в Адлерсхофе перед стрелковыми испытаниями; устанавливать пулеметы должны были техники аэродрома.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: истребитель
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: шестицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения Mercedes D.III, развивавший мощность 160 л.с. (116 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт
Размеры:
размах крыльев 9,00 м
длина 7,10 м
высота 2,70 м
площадь крыльев 25,80 м²
Вес:
пустого 686 кг
взлетный 905 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 170 км/ч
крейсерская скорость 155 км/ч
время набора высоты 1000 метров 4,8 мин
продолжительность полета 2,2 ч
Вооружекние: два синхронизированных 7,92-мм пулемета LMG 08/15
Компания-производитель: Flugzeugbau Friedrichshafen G.m.b.H., Манцелль; Friedrichshafen, Варнемюнде (филиал Zeppelin Werke G.m.b.H.)
- помимо конструкторской деятельности Роланд Эйзенлор был также известным в немецкоговорящих странах писателем
- буквенное сочетание FF использовалось для обозначения гидросамолетов и летающих лодок компании Flugzeugbau Friedrichshafen
источник: Miroslav Balous «Friedrichshafen FF.46 (D.I)» L+K 09-2012