1

Немецкий берег Боденского озера со временем стал важным местом для новаторской деятельности в области авиации. Речь идет не только о графе Цеппелине, основавшем свое первое акционерное общество по строительству дирижаблей. То, что берега Боденского озера имеют большое значение в истории авиации свидетельствует тот факт, что в годы Первой Мировой войны там находилась компания Клаудиуса Дорнье, который после подписания Перемирия и вступления в силу Версальского договора перевел ее в Альтенрайн (Altenrhein) на швейцарский берег.

В 1912 году в пригороде Фридериксхафена Манцелле (Manzell) группа акционеров приняла дальнейшие меры по расширению бизнеса и открыла филиал Flugzeugbau Friedrichshafen G.m.b.H., задачей которого стали разработка и серийное производство летательных аппаратов тяжелее воздуха. Поскольку водная поверхность в пределах досягаемости, то в первую очередь это должны были быть поплавковые гидросамолеты и летающие лодки.

Еще до войны на одной из первых машин данной компании швейцарец Гзель (Gsell) с противоположного берега озера установил мировой рекорд продолжительности полета с пассажиром на борту.

Вскоре после организации авиастроительной компании Friedrichshafen ее главным конструктором стал доктор-инженер Роланд Эйзенлор (Dr.-Ing. Roland Eisenlohr) [1]. Во время войны мощностей в Манцелле было уже недостаточно и поэтому производство морских самолетов было переведено на балтийское побережье в Варнемюнде (Warnemünde). 

В годы Первой Мировой войны в Манцелле компанией Flugzeugbau Friedrichshafen строились не только морские самолеты: по лицензии компаний Hanseatische Flugzeug-Werke и Daimler Motoren-Gesellschaft изготавливались крупные двухмоторные бомбардировщики G.I – G.IV.

В 1916 году Роланд Эйзенлор спроектировал одноместный истребитель-биплан, получивший внутрифирменной обозначение FF.46 и в какой-то мере являвшийся развитием созданного в июне того же года поплавкового истребителя FF.43 [2]. В сентябре 1916 года компанией Friedrichshafen проект истребителя был отправлен для согласования в Инспекцию военной авиации (Idflieg — Inspektion der Fliegertruppen), которая помимо прочего отвечала за выбор и приобретение новых самолетов и вооружения. В это время Idflieg планировала в ближайшее время провести конкурс на одноместный истребитель, который должен был заменить машины устаревших типов, например Albatros D.II. 

Опытный истребитель Friedrichshafen FF.46 (D.I). Германия


схемы опытного истребителя Friedrichshafen FF.46 

Инспекция военной авиации одобрила проект компании Friedrichshafen и выдала заказ на постройку трех прототипов, получивших заводские номера с 2404/17 по 2406/17. В феврале 1917 года машины должны были быть доставлены на аэродром Адлерсхоф для проведения тщательных сравнительных испытаний, регулярно проводившихся там экспертами инспекции.

Первый прототип опытного истребителя FF.46 (зав.н. 2404/17) был готов к концу апреля 1917 года и после кратких заводских испытаний в Манцелле был отправлен в Idflieg. Эксперты (и пилот) инспекции обнаружили, что FF.46 в сравнении со своим конкурентом Albatros D.III не имеет никаких преимуществ и по многим параметрам даже отстает. Кроме того, компания-производитель не уложилась в сроки поставки.

Опытный истребитель Friedrichshafen FF.46 (D.I). Германия
верхние и боковые поверхности прототипов опытного истребителя FF.46 окрашивались в темно-зеленый цвет с дополнением в виде пятен или полос темного коричнево-фиолетового цвета. Таким же образом была окрашена нижняя передняя часть фюзеляжа. Нижние стороны крыльев, горизонтального оперения, хвостовой части фюзеляжа и ступицы колес шасси были окрашены в яркий синезеленый цвет

Из-за плохого обзора вперед и по бокам на втором прототипе опытного истребителя FF.46 (зав.н. 2405/17) вертикальные стойки, соединявшие центроплан верхнего крыла и фюзеляж, были заменены V-образными. Однако это не помогло, и машина была окончательно отклонена. Больше в Адлерсхоф второй прототип FF.46 не направлялся.

Опытный истребитель Friedrichshafen FF.46 (D.I). Германия
второй прототип опытного истребителя Friedrichshafen FF.46 (зав.н. 2405/17), вид сбоку
Опытный истребитель Friedrichshafen FF.46 (D.I). Германия
второй прототип опытного истребителя Friedrichshafen FF.46 с V-образными центропланными стойками

Производство третьего заказанного прототипа не было завершено. В случае, если бы опытный истребитель FF.46 успешно прошел испытания, то он бы в Fliegertruppen получил бы обозначение «Friedrichshafen D.I». В том же 1917 году в Манцелле был изготовлен прототип квадроплана FF.54, но этот самолет также не пошел в серию и не стал истребителем «Friedrichshafen D.II».

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Опытный истребитель FF.46 имел классическую для тех лет цельнодеревянную конструкцию планера, разработанную Эйзенлором и применявшуюся в большинстве созданных в Манцелле самолетов.

Силовой набор фюзеляжа состоял из деревянных лонжеронов и шпангоутов, соединения между которыми были усилены диагональными связями из армированной стальной проволоки. В задней части фюзеляжа позади кабины пилота была добавлена округлая конструкция с переходом в подголовник. В передней части фюзеляжа были добавлены вспомогательные шпангоуты, формировавшие более обтекаемое поперечное сечение. Обшивка фюзеляжа была смешанной: двигатель покрывался алюминиевыми листами, в передней части вспомогательные шпангоуты покрывались фанерой, а в задней части использовалось полотно.

Двухлонжеронные крылья имели умеренную стреловидность; элероны устанавливались только на верхнем крыле. Установленное над фюзеляжем верхнее крыло имело узкий центроплан, в котором был размещен радиатор системы охлаждения двигателя. Верхнее крыло соединялось с фюзеляжем при помощи двух пар стоек. Консоли имевшего меньший размах нижнего крыла крепились непосредственно к нижним лонжеронам фюзеляжа. Крылья имели полотняную обшивку. Между собой крылья соединялись при помощи двух пар межкрыльевых стоек и системы проволочных расчалок. Стойки, в том числе и опоры шасси, были изготовлены из профилированных стальных труб. Элероны имели обычную для немецких самолетов тех лет конструкцию: силовой набор из сварных стальных тонкостенных труб разного диаметра.

В соответствии с требованиями Idflieg в качестве силовой установки на прототипах FF.46 использовался шестицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения Mercedes D.III, развивавший мощность 160 л.с. (116 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт.

Вооружение самолета должно было быть стандартным и состоять из двух синхронизированных 7,92-мм пулеметов LMG 08/15, стрелявших вперед и обслуживавшихся пилотом (казенные части должны быть в пределах досягаемости). Несмотря на то, что в конструкции самолета было предусмотрено место для размещения вооружения, пулеметы на изготовленные прототипы не устанавливались. Вооружение на самолетах должно было появиться в Адлерсхофе перед стрелковыми испытаниями; устанавливать пулеметы должны были техники аэродрома.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: истребитель

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: шестицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения Mercedes D.III, развивавший мощность 160 л.с. (116 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 9,00 м
длина 7,10 м
высота 2,70 м
площадь крыльев 25,80 м²

Вес:

пустого 686 кг
взлетный 905 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 170 км/ч
крейсерская скорость 155  км/ч
время набора высоты 1000 метров 4,8 мин
продолжительность полета 2,2 ч

Вооружекние: два синхронизированных 7,92-мм пулемета LMG 08/15

Компания-производитель: Flugzeugbau Friedrichshafen G.m.b.H., Манцелль; Friedrichshafen, Варнемюнде (филиал Zeppelin Werke G.m.b.H.)


  1. помимо конструкторской деятельности Роланд Эйзенлор был также известным в немецкоговорящих странах писателем
  2. буквенное сочетание FF использовалось для обозначения гидросамолетов и летающих лодок компании Flugzeugbau Friedrichshafen

источник: Miroslav Balous «Friedrichshafen FF.46 (D.I)» L+K 09-2012

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account