Хорошо летают не только красивые самолёты. Опоздавший на войну опытный дальний многоцелевой самолет SNCASE SE.100. Франция
В 1936 году французское министерство авиации выпустило спецификации на создание трехместного двухмоторного дальнего эскортного или тактического самолета. Среду условий спецификации были мощное вооружение и конструкция из нестратегических материалов, поставка которых во время боевых действий будет осуществляться без перебоев.
Среди прочих французских авиастроительных компаний спецификация была предоставлена компании Lioré-et-Olivier, в требованиях которой главный конструктор которой П. Э. Мерсье (P. E. Mercier) увидел возможность применить свою оригинальную концепцию современного боевого самолета. В том же 1936 году был разработан проект LeO.50, в детальной проработке которого принимал участие помощник Мерсье Жак Лекарм (Jacques Lecarm). Особенностью концепции LeO.50 стало использование короткого приземистого фюзеляжа, что позволило грамотно использовать заднюю часть самолета для ведения стрельбы из подвижного вооружения. Горизонтальное оперение располагалось относительно близко к центру тяжести. Необычными были элероны, ось вращения которых была отклонена относительно продольной оси самолета; благодаря этому техническому решению Мерсье надеялся обеспечить самолету высокую маневренность и возможность установить на заднюю кромку крыла необычно больших закрылков. К числу необычных особенностей машины следует отнести шасси самолета с одной основной стойкой, размещенной под передней частью фюзеляжа, и двумя небольшими дополнительными опорами, убиравшимися в нижние части килей двухкилевого вертикального оперения.
С целью проверки концепции в компании Lioré-et-Olivier планировали создать в уменьшенном масштабе упрощенный экспериментальный самолет LeO.48, но фактически этот самолет был изготовлен уже после того как начались испытания реальной машины. Конструкция LeO.50 была смешанной. Консоли крыла имели деревянный силовой набор, основу фюзеляжа составляла ферма, сваренная из стальных труб. В качестве обшивки самолета использовались полотно, фанера и частично листы дюралюминия.
Изготовление прототипа началось после национализации французской авиационной промышленности и включения компании Lioré-et-Olivier в состав Национального общества самолётостроения юго-восточной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Est – SNCASE; SNCA Sud-Est), типовое обозначение было изменено на SE.100. Сборка первого прототипа была начала в апреле 1938 года. Затем прототип был перевезен в Виллакубле, где 29 марта 1939 года он совершил свой первый полет. Летные испытания проводили заводские летчики Луи Рулан (Louis Rouland) и Жак Лекарм, т.е. одни из создателей машины. По французским меркам того времени доводка самолета шла очень быстро – и это несмотря на необычность общей концепции. Первый прототип не имел вооружения, но был рассчитан на установку батареи из четырех 20-мм автоматических пушек Hispano в носовой части фюзеляжа и одной такой же пушки на подвижном лафете в кабине, расположенной в задней его части. Силовая установка состояла из двух 14-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14N-20/21, вращавших трехлопастные винты в противоположных направлениях и развивавших мощность по 1080 л.с. (794 кВт) каждый. Экипаж состоял из трех человек.
После завершения летных испытаний общей продолжительностью 10 часов 10 минут прототип был доставлен в Мариньян, где продолжились испытания и незначительные доработки конструкции. После прибытия в Мариньян машина в полете развила максимальную скорость 560 км/ч, после замены зализов между крылом и фюзеляжем и установки более эффективных накладок на корневых частях винтов скорость удалось увеличить до 579 км/ч. Испытания прототипа продвигались неплохо, но 5 апреля 1940 года произошла авария. В полете на малой высоте по неизвестным причинам лопасти одного из пропеллеров изменили свое положение на реверсивное, и машина ударилась о землю. Летчик Луи Рулан и бортинженер погибли.
Обнадеживающие результаты испытаний перед катастрофой привели к заказу первой серии из 300 экземпляров. Конструктивные узлы для самолетов должны были поставлять заводы, входившие в национальное общество SNCASE, а окончательная сборка должна была осуществляться на заводе Citroen. Все заказанные самолеты должны были соответствовать окончательному предсерийному варианту, который был представлен вторым прототипом, достраивавшимся на момент крушения первого. Технологически он принципиально отличался цельнометаллическим крылом и более мощными 1140-сильными (840 кВт) двигателями Gnome-Rhône 14N-48/49, компенсировавшими сильно возросшую массу машины. Важным элементом было увеличение огневой мощности. В носовой части планировалось установить шесть пушек, в задней части должна была находиться установка с электропневматическим приводом и двумя спаренными пушками. Еще одна подвижная пушка должна была стрелять назад и вниз. Изменение компоновки внутреннего пространства фюзеляжа позволило установить дополнительные топливные баки или даже бомбоотсек вместо нижнего бака. Шасси второго прототипа осталось прежним, но планировалось установить второе основное колесо под задней частью фюзеляжа.
Изготовление второго прототипа не было завершено; самолет пришлось эвакуировать до прихода немцев, но затем его следы теряются. Как и в случае с другими французскими самолетами того времени предусматривалась возможность замены французских двигателей на американские. Вариантом с двигателями Pratt & Whitney Twin Wasp должен был стать SE.101. Двухместный штурмовик должен был получить обозначение SE.102. Вариант SE.105 должен был оснащаться более мощными 14-цилиндровыми двигателями 14R-4P5 мощностью по 1320 л.с. (970 кВт) каждый. Все эти проекты осталось на бумаге.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: SNCASE SE.100
Назначение: тяжелый истребитель
Статус: прототип
Компания-производитель: Société Nationale de Constructions Aéronautiques de Sud-Est (SNCASE), завод в Ла-Курневе
Экипаж: 3 человека
Силовая установка: два 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14N-20/21, вращавших в противоположных направлениях трехлопастные воздушные винты изменяемого шага и развивавших мощность по 1080 л.с. (794 кВт) каждый
Размеры:
размах крыла 15,70 м
длина 11,80 м
высота 4,28 м
площадь крыла 33,06 м²
Масса:
пустого самолета 5520 кг
взлетная 7500 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 6500 метров 579 км/ч
крейсерская скорость на высоте 5000 метров 500 км/ч
дальность полета 1300 км
Количество изготовленных: 2 экземпляра
источник: Text Václav Němeček Výkres Martin Salajka «Letadla 39-45: SUD-EST SE.100» «Letectví + kosmonautika» 6/98, str.42/390; 10/98, 28-29/948-949
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-opytnyi-dalnii-mnogocelevoi-boevoi-samolet-sncase-se100