Опытные многоцелевые поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 140. Германия
Пришедшие к власти нацисты сознательно и последовательно проводили политику по форсированной гонке вооружений. С одной стороны действия руководства НДСАП были направлены на отказ от «оков Версаля» – окончательную ликвидацию ограничений, наложенных на Германию по результатам Первой Мировой войны, – а с другой стороны привели к необыкновенно быстрому росту немецкой авиационной промышленности.
Быстрому росту авиационной промышленности способствовал ряд действий, которые для обычных капиталистических стран были, мягко говоря, необычными и которые были вполне естественными для тоталитарного нацистского государства. Банки предоставляли авиационным компаниям неограниченные займы, свободная конкуренция была отменена и любые патентные права могли использоваться любым лицом без лицензионных сборов.
Появились новые авиастроительные компании, часто являвшиеся филиалами более крупных концернов и имевшие основную свою задачу в постройке самолетов традиционных производителей. Впрочем были и исключения. Одним из них была компания Hamburger Flugzeugbau GmbH (Hamburger), основанная в 1933 году в качестве филиала Blohm und Voss, планировала разрабатывать собственные конструкции и строить их под обозначением «Ha». Однако и она не избежала общей судьбы авиастроительных компаний второй линии и изготавливала запчасти для Ju 52/3m.
В полную силу конструкторское бюро компании Hamburger начало работать после возвращения из Японии гениального авиаконструктора д.т.н. Рихарда Фогта, которым были разработаны основные технические и технологические особенности цельнометаллических самолетов компании Hamburger. Основной особенностью машин этой компании был единственный трубчатый крыльевой лонжерон с диаметром, равным толщине аэродинамического профиля крыла.
Задолго до войны был создан прототип одномоторного пикирующего бомбардировщика Ha 137, но в те годы компания Hamburger специализировалась на гидросамолетах (с учетом того, что она являлась филиалом Blohm und Voss, в этом нет ничего удивительно). Затем компанией Hamburger была создана летающая лодка BV 138 – единственный построенный в больших количествах самолет, построенный филиалом гамбургской верфи.
Вслед за BV 138 последовали другие типы, среди которых шестимоторная летающая лодка BV 222 Viking была изготовлена небольшой серией. В 1937 году компания Hamburger сменила свое название на Abteilung Flugzeugbau der Schiffswerft Blohm und Voss и ее обозначение было изменено с «Ha» на «BV». Большинство разработанных компанией типов осталось только в прототипах, и поэтому ее производственные мощности использовались для лицензионных и субподрядных работ.
Среди машин, оставшихся в числе единичных прототипов, остался двухмоторный многоцелевой поплавковый гидросамолет Ha 140, который должен был выполнять задачи бомбардировщика, торпедоносца и разведчика. Этот гидросамолет был создан в 1935 году, когда к конкурсу на создание многоцелевого поплавкового гидросамолета были приглашены компании Hamburger и Heinkel.
В ответ на требования конкурса д.т.н. Рихард Фогт разработал гидросамолет Projekt 19, а в сентябре того же года он представил Имперскому министерству авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) предложил его оснащенный колесным шасси вариант – проект Projekt 19a. Проект был рассмотрен, и1 ноября из Берлина пришел заказ на постройку трех прототипов, получивших обозначение Ha 140.
Первый прототип Ha 140 V1 был оснащен двумя радиальными двигателями BMW 132K (изготавливавшиеся по лицензии Pratt & Whitney R-1690 Hornet), развивавшими на взлете по 800 л.с. (588 кВт) и по 830 л.с. (610 кВт) на высоте 1000 метров. Машина, получившая номер гражданской регистрации D-AUTO, совершил свой первый полет 30 сентября 1937 года и в конце года был передан в расположенный в Травемюнде центр по испытанию авиационной техники. Однако вскоре гидросамолет попал в аварию: был поврежден правый поплавок, и двигатель был вырван из моторной рамы. Машина была возвращена в Гамбург и ее место занял достроенный к этому времени второй прототип Ha 140 V2, которому был передан номер гражданской регистрации.
Гидросамолеты Ha 140 V1 и V2 были цельнометаллическими трехместными многоцелевыми самолетами с бомбоотсеком, расположенном в фюзеляже ниже крыла и вмещавшем одну 950-кг торпеду или четыре 250-кг бомбы. Проходивший сквозь фюзеляж трубчатый лонжерон крыла служил местом размещения пяти топливных баков.
Оборонительное вооружение гидросамолета состояло из двух подвижных 7,92-мм пулеметов MG 15. Один пулемет размещался в носовой башне, а второй был выдвижным и размещался под съемной крышкой на верхней части фюзеляжа. Носовая часть фюзеляжа отклонялась вниз, что улучшало пилоту обзор при выполнении торпедной атаки.
Усовершенствованный третий прототип Ha 140 V3 (D-AMME) имел слоты на передних кромках консолей крыла и ряд улучшений внутренней структуры планера. Заметным отличием Ha 140 V3 от первых двух прототипов было отсутствие передней пулеметной башни. Этот прототип прибыл Травемюнде лишь в мае 1939 года, когда его конкурент Heinkel Не 115 хорошо показал себя и был заказан в серийное производство. Запуск Не 115 в серийное производство означал, что Ha 140, лишенные серийных заказов, останутся в роли экспериментальных машин.
Судьба первых двух прототипов остается невыясненной, но информация, полученная в ходе испытаний Ha 140 V3, имеет большое значение. Сначала D-AMME летал с установленной на спине масштабной моделью хвостового оперения гигантской летающей лодки BV 222, а в 1940 году на гидросамолете был испытан патент доктора Фогта на регулировку угла атаки крыла во время полета. На Ha 140 V3 изменение угла атаки крыла осуществлялось поворотом консолей относительно трубчатого лонжерона с помощью электромоторов и винтовых передач.
Данные испытания, вероятно, были успешными, потому что в 1942 году RLM заказало компании Blohm und Voss разработку среднего транспортного самолета BV 144 с носовой стойкой шасси и изменяемым углом атаки крыла; данный самолет должен был применяться как в составе гражданской авиакомпании Lufthansa, так и состоять на вооружении немецких ВВС. Прототип BV 144 был построен в оккупированной Франции. Что же касается третьего прототипа Ha 140 V3, то после окончания испытаний по проверке прототипа его судьба неизвестна, и он, скорее всего, был отправлен на слом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Blohm und Voss (Hamburger) Ha 140 V1
Назначение: бомбардировщик, торпедоносец, разведчик
Статус: прототип
Компания-производитель: Hamburger Flugzeugbau GmbH, с 1937 года Abteilung Flugzeugbau der Schiffswerft Blohm und Voss, Гамбург
Экипаж: 3 чел.
Силовая установка: два девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения BMW 132K, развивавшими на взлете по 800 л.с. (588 кВт) и по 830 л.с. (610 кВт) на высоте 1000 метров
Размеры:
размах крыла 22,00 м
длина 16,75 м
высота 5,50 м
площадь крыла 92,00 м²
Масса:
пустого 6306 кг
взлетная 8510 кг
с перегрузкой 9235 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• на уровне моря 320 км/ч
• на высоте 3000 метров 333 км/ч
крейсерская скорость 295 км/ч
время набора высоты 5000 метров 39 мин.
практический потолок 5100 м
дальность полета 1150 км
Количество изготовленных: 3 экз.
источники:
текст – MIROSLAV BALOUS Výkres PETR KOLMANN «BLOHM und VOSS Ha 140» «L+K» 13/2002, стр.54/878
часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/sww2/ha140.html