Опытные катапультируемые гидросамолеты-разведчики Dewoitine HD-730/731. Франция
В конце 1930-х годов, когда усилилась политическая напряженность в Европе, командование французских военно-воздушные сил с ужасом обнаружило, что несмотря на большое количество прототипов и значительную численность боевых подразделений, у них совершенно не было современной и эффективной военной авиации. Ответом на возникшую ситуацию было ускорение разработки новых боевых машин и стремления как можно скорее запустить результаты разработки в серийное производство и переоснастить ими военно-воздушные силы.
Помимо французских ВВС проблемы испытывала и авиация военно-морских сил, которой, в частности, не хватало современного поплавкового гидросамолета, который должен был действовать с катапульт, установленных на перворанговых кораблях (крейсера и линкоры). Основными задачами этих гидросамолетов должны были стать патрулирование, ведение наблюдения, обнаружение вражеских кораблей и корректировка огня по ним артиллерии корабля-носителя. Второстепенными задачами этих поплавковых гидросамолетов должны были стать бомбардировка небольших береговых целей, связь и курьерская служба между кораблем-носителем и берегом.
В целях создания новой машины министерство авиации разработало спецификацию, получившую обозначение A50, и под ее в январе 1936 года разослало ее французским авиастроительным компаниям. В конкурсе проектов победу одержало Национальное общество самолётостроения южной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautique du Midi – SNCAM), в состав которого вошел ряд национализированных компаний, самой крупной из которых была Constructions aéronautiques Émile Dewoitine (Dewoitine). Конструкторское бюро объединения SNCAM, расположенное в Нёйи-сюр-Сен (Neuilly-sur-Seine), департамент О-де-Сен, взялось за работу. Несмотря на то, что работы велись национальным объединением, новая машина получила обозначение, связанное с существовавшей ранее компанией, – HD-730 (Hydravion Dewoitine).
HD-730 был цельнометаллическим самолетом-монопланом с крылом схемы «обратная чайка» и двухкилевым хвостовым оперением. Шасси самолета состояло из двух цельнометаллических поплавков, соединенных с крылом в его изломах посредством профилированных пилонов. Силовая установка состояла из одного 240-сильного шестицилиндрового рядного двигателя воздушного охлаждения Renault 6Q-03, благодаря которому самолет напоминал не боевую, а спортивную машину. Экипаж самолета состоял из двух человек, размещенных в застекленной кабине друг за другом. Вооружение состояло из одного стрелявшего вперед фиксированного 7,5-мм пулемёта Darne и одного подвижного пулемета Darne, размещенного в задней кабине и стрелявшего назад. Боезапас составлял по 300 патронов на ствол. На подкрыльевых пилонах можно было разместить восемь 10-кг бомб. Консоли крыла можно было складывать так, чтобы они поднимались за местами крепления поплавков и затем еще раз складывались, располагаясь горизонтально над фюзеляжем и соединяя законцовки над кабиной экипажа.
Первый подскок состоялся 26 декабря 1939 года на озере Бер (Berre), Мариньян, а первый настоящий полет – 6 января 1940 года. Уже первые испытания показали, что выбранный двигатель не обладает достаточной мощностью и что в конструкции машины требуется много изменить, чтобы улучшить её гидродинамические свойства. После внесения изменений (смещение поплавков вперед, увеличение угла поперечного V внешних консолей крыла и т.д.) испытания продолжились с апреля 1940 года, и в мае того же года к испытаниям присоединился второй прототип. Испытания были завершены после капитуляции Франции. Оба прототипа сначала были сданы на хранение в Мазарге (Mazargues), пригороде Марселя.
В объединении SNCAM с самого начала знали о недостаточной мощности силовой установки, и поэтому в самом начале 1938 года было предложено изготовить упрощенную версию HD-731, отличавшуюся 320-сильным (235 кВт) шестицилиндровым двигателем Béarn 6D, меньшими габаритными размерами и упрощенным складыванием консолей крыла. Осенью 1939 года работы начались в Баньер-де-Бигор (Bagnères-de-Bigorre), и в апреле 1940 года командование авиации французского флота не дожидаясь их результатов заказало 40 серийных машин. Однако капитуляция Франции не дала завершить эти работы.
В начале 1941 года, когда выяснились условия для дальнейшего развития Франции в неоккупированной части страны, работы над прототипом HD-731 продолжились, и 4 марта 1941 года машина впервые поднялась в воздух с озера Бер. Однако даже более мощный двигатель не смог улучшить не очень удачную машину. Национальное общество самолётостроения юго-западной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Est – SNCASE), в которое влилось объединение SNCAM, с целью получить от итальянских надзорных органов разрешение на испытания объявило гидросамолет
«колониальной машиной гражданской службы связи».
Испытания сопровождались проблемами, для исправления которых пришлось увеличить площадь хвостового оперения; максимальная скорости не достигла расчетных 318 км/ч и не превышала 264 км/ч. В этих условиях уже не имело смысла продолжать разработку, а самолет был отправлен на хранение в Витроле (Vitrolles).
В июне 1941 года оба прототипа HD-730 были возвращены на завод в Мариньяне, чтобы машины после программы модернизации приняли участие в летных испытаниях. Оба самолета получили двигатели Béarn 6D, но на дату продолжения испытаний – 9 сентября 1941 года – в небо смог подняться только второй прототип HD-730.02. Испытания гидросамолета сопровождались постоянными проблемами. Так, например, двигатель постоянно перегревался, а курсовая устойчивость была недостаточной и требовала установки третьего киля. В декабре 1941 года итальянские надзорные органы прекратили испытания, и два HD-730 были отправлены на хранение в Витроль вместе с прототипом HD-731.
После окончания оккупации Франции восстановить удалось только второй прототип HD-730, но уже в июне 1946 года все машины были отправлены на слом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Dewoitine HD-730/731
Назначение: катапультируемый гидросамолет-разведчик
Статус: опытный
Компания-производитель: Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Midi (SNCAM), Нёйи-сюр-Сен и Баньер-де-Бигор
Экипаж: 2 чел.
HD-730 | HD-731 | |
Силовая установка: | ||
тип двигателя | Renault 6Q-03 | Béarn 6D |
мощность, л.с. | 1×200 | 1×320 |
общая мощность, л.с. | 220 | 320 |
Размеры: | ||
размах крыла, м | 12,60 | 10,16 |
длина, м | 9,35 | 9,54 |
высота, м | 3,10 | |
площадь крыла, м² | 22,00 | 18,16 |
Масса: | ||
пустого, кг | 1174 | |
взлетная, кг | 1840 | 1750 |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость, км/ч | 230 | 264 |
крейсерская скорость, км/ч | 215 | |
практический потолок, м | 5100 | |
дальность полета, км | 1350 | |
Количество изготовленных, экз. | 2 | 1 |
источники:
текст – VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 DEWOITINE HD-730/731» «L+K» 8/84, стр.29/309
часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/sww2/hd730.html