Операция «Бразиль»: схватка на острове Сухо

15

Операция «Бразиль»: схватка на острове Сухо

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

Содержание:

Бой за остров Сухо стал одним из заметных успехов советского флота в Великой Отечественной войне. Противник не смог добиться поставленных целей и понёс серьёзные потери. Как водится, у советской победы сразу же обнаружилось много «отцов», а немецкое поражение оказалось «сиротой». Все последующие описания боя с обеих сторон лишь запутали ситуацию, в которой мы попытаемся разобраться.

Оборона острова Сухо и его гарнизон

До середины лета 1942 года никакого гарнизона на Сухо не имелось: искусственный каменный островок с маяком был слишком мал, чтобы иметь какое-то военное значение. Укрепление острова началось лишь после того, как командование Ладожской военной флотилии получило сообщение об усилении вражеских морских сил на Ладоге и о подготовке немцами наступательных операций.

В связи с этим были установлены береговые батареи на мысу Кареджи, Остермановском мысу и мысу Шурягский Нос. На Сухо разместили отдельную батарею №473 Осиновецкой военно-морской базы — три 100-мм морских орудия Б-24БМ. Батарея ставилась как временная, на деревянных брусчатых основаниях. Интересно, что немцы (видимо, по данным воздушной разведки) оценивали орудия как 130-мм.

Первый маяк Сухо в 1834 году. forum.aroundspb.ru

Первый маяк Сухо в 1834 году. forum.aroundspb.ru

Работы на Сухо начались в июле, к 1 сентября были возведены три орудийных дворика, а к 1 октября – оборудованы три ниши для снарядов на 80 выстрелов каждая, землянка на 36 человек, а также установлены зенитные пулемёты. Кроме того, была возведена дальномерная вышка – бревенчатый каркас высотой 4 м с трёхметровым морским дальномером. Началось строительство запасного командного пункта батареи и двух орудийных погребов на 240 выстрелов каждый.

Все сооружения возводились деревянными, каркасной конструкции, бревенчатые перекрытия сверху отсыпались камнем. Работы вёл взвод строительного батальона Ново-Ладожского участка строительства №55 инженерного отдела КБФ, с 15 августа им руководил военинженер 3-го ранга В. С. Мельницкий. Таким образом, к моменту немецкой атаки строительство оборонительных сооружений на острове закончено не было. Командующий Ладожской флотилией В. С. Чероков писал:

«Не успели установить проволочные заграждения ни на берегу, ни в воде, подходы к острову и урезы берега не были минированы, не хватило времени, чтобы построить капониры для личного оружия <…> Надо было одновременно со строительством батареи форсировать инженерное оборудование острова. Если бы были построены капониры, надёжные укрытия, заграждения, вражескому десанту было бы куда труднее высадиться на остров».

Остров Сухо, современная фотография. forum.aroundspb.ru

Остров Сухо, современная фотография. forum.aroundspb.ru

К концу октября строительный взвод (30–40 человек) оставался на острове, составляя около половины его гарнизона. Однако даже если он имел какое-то оружие, его боевые возможности были близки к нулю. Кроме него здесь находился личный состав батареи под командованием лейтенанта Гусева (судя по вместимости землянки — 36 человек), маячная команда, радисты и персонал наблюдательного поста Службы наблюдения и связи. Всего к 22 октября на острове находилось около 90 человек — для маленького клочка земли это было очень много.

Немецкая флотилия выходит в озеро

Операция «против маяка Сухо и расположенной там радиостанции» (так её задача формулировалась в немецких документах) началась с выхода паромов из баз в 16 часов 21 октября. Немецкая флотилия состояла из двух частей и выходила из разных мест: первая боевая группа вышла в 17.30 из Тайвалахти (ныне – Ровное, сюда паромы перебазировались 4 сентября из Сортанлахти), вторая группа – в 17.15 из Кякисалми (Кексгольм). Встретиться они должны были в 12 каб западнее Верккосаари.

Паромы типа «Зибель» в походе. Ладога, август 1942 года. На переднем плане — лёгкий паром №12, позднее погибший у острова Сухо. sotasampo.fi

Паромы типа «Зибель» в походе. Ладога, август 1942 года. На переднем плане — лёгкий паром №12, позднее погибший у острова Сухо. sotasampo.fi

В озеро вышли 11 артиллерийских паромов типа «Зибель» — 7 тяжёлых (№№ 11, 13, 15, 17, 21, 23 и 25) и 4 лёгких (№№ 12, 14, 22 и 26). Здесь же были и три транспортных парома — Т-2, Т-4 и Т-6 с десантом (около 70 человек), штабной и госпитальный паромы, а также семь десантно-штурмовых катеров, из которых пять были выделены для перевозки десанта. Таким образом, всего паромов было 16. Группа катеров-заградителей типа «КМ» на этот раз в операции не участвовала из-за плохого состояния катеров.

Непосредственное командование операцией осуществлял подполковник Вахтель, находившийся на штабном пароме. Остальное немецкое руководство (подполковник Зибель от ВВС и командир группы «Норд» от ВМС) оставалось в Сортанлахти. Около 21 часа недалеко от острова Коневец к немецким кораблям присоединился итальянский торпедный катер MAS-508.

Десантный паром «Зибель». Тяжёлый вариант с 88-мм орудиями. waralbum.ru

Десантный паром «Зибель». Тяжёлый вариант с 88-мм орудиями. waralbum.ru

В качестве десантников на остров должны были высаживаться артиллеристы 144-го зенитного дивизиона. Из состава орудийных расчётов паромов были сформированы две ударные группы (Коха и Малера), непосредственно для подрыва маяка в состав десанта была включена сапёрно-диверсионная группа из состава диверсионного отделения абвера по Финляндии и Эстонии (K.O.F. II) под руководством зондерфюрера Вернера Шварце. Судя по всему, группа состояла из бывших советских военнопленных, её состав и численность неизвестны.

Помимо паромов, в группу входили 18-метровые пехотно-десантные катера, шедшие на буксире. Каждый такой катер мог взять на борт 40 солдат с вооружением и снаряжением. Два катера должны были перевозить штурмовые группы, на третьем высаживались диверсанты зондерфюрера Шварце. Два катера были взяты как резервные, ещё два – как ремонтно-технические.

Лёгкий вариант с 20-мм автоматами — «Зибель» №26, брошенный после боя на камнях южнее острова Сухо и позднее введённый в строй как ДК-51. forum.aroundspb.ru

Лёгкий вариант с 20-мм автоматами — «Зибель» №26, брошенный после боя на камнях южнее острова Сухо и позднее введённый в строй как ДК-51. forum.aroundspb.ru

Общий план операции был прост: на рассвете паромы должны были подойти к острову и обстрелять его, затем штурмовые катера высаживали десант, он занимал остров и уничтожал либо брал в плен его гарнизон. Затем следовало взорвать намеченные объекты и ориентировочно через пару часов двинуться в обратный путь.

«Зибели» атакуют на рассвете

Согласно советским документам, около 7 часов утра, ещё до восхода солнца, на катере МО-171 старшего лейтенанта В. И. Ковалевского, находившемся в дозоре восточнее острова Сухо, услышали шум моторов. Затем с катера в предрассветной мгле увидели на горизонте эскадру противника в виде чёрной полосы, двигавшуюся с громким и необычным шумом – его издавали три десятка авиационных двигателей на паромах. В 7:10 противника на пределе видимости обнаружил и наблюдательный пункт острова; дистанция до врага была определена в 30 каб (5500 м).

Бой у острова Сухо, немецкая схема. forum.aroundspb.ru

Бой у острова Сухо, немецкая схема. forum.aroundspb.ru

В 07:15 (6:15 по Берлину) немецкие паромы открыли огонь по острову из 88-мм орудий, при этом расстояние (по данным противника) составляло 7500 м. Первым же залпом на Сухо были снесены антенна радиостанции и наблюдательная вышка. По воспоминаниям лейтенанта Гусева,

«от попадания снаряда противника возник пожар на дальномерной вышке, а поскольку вышка была целиком из дерева, то огонь быстро распространялся, ликвидировать его было некому, так как дальномерщики были ранены».

Одним из следующих залпов был уничтожен находившийся на маяке пост Службы наблюдения и связи, при этом погибли начальник поста старшина 2-й статьи Семён Лысый и телефонист 473-й батареи Семён Андреев. На маячной башне был разрушен фонарь и вспыхнул баллон с ацетиленом – пламя было видно далеко и выглядело эффектно, однако серьёзного ущерба маяку не причинило. Всего маяк получил 13 попаданий снарядов, но кладка выдержала, и он уцелел.

Вражеским артогнём на острове были выведены из строя зенитный пулемёт ДШК и счетверённый М-4, оставшийся М-1 получил повреждения. Погиб командир пулемётного отделения старшина 1-й статьи Иван Зверев.

Тем временем огонь по вражеским кораблям с дистанции в 25 каб открыл находившийся неподалёку в дозоре тральщик ТЩ-100 (командир – старший лейтенант П. К. Каргин). С небольшим запозданием начали отвечать и 100-мм орудия батареи Сухо. Артиллеристы стреляли весьма неплохо: уже в 7:25 им удалось добиться первых попаданий (согласно советскому отчёту, к западу от Сухо были потоплены десантное судно и катер противника).

К 7:40 немецкие корабли приблизились к острову с запада на дистанцию в пару километров, продолжая вести огонь. Первым шёл паром №22, за ним следовали десантные катера, на которые уже были пересажены штурмовые группы. Тем временем в 7:48 остров атаковали девять Ju.88A из 1-й бомбардировочной эскадры (KG1) – интересно, что защитники Сухо сообщали только о двух «Юнкерсах», все бомбы которых упали в воду.

В 7:50, сразу же после окончания налёта, все три десантных катера отдали буксиры, обогнули паром №22 и быстро двинулись к острову, до которого оставалось около километра. Одновременно катера вели огонь из пулемётов и 20-мм автоматов.

Современный план острова Сухо как объекта культурного наследия. forum.aroundspb.ru

Современный план острова Сухо как объекта культурного наследия. forum.aroundspb.ru

Первые неудачи десанта

Около 8 часов по Москве паромы №12 и №22 внезапно сели на камни в 1200–1300 м от Сухо, причём первый — севернее острова, а второй — южнее.

В 8:04 паром №22 был подожжён двумя прямыми попаданиями из орудия №1, располагавшегося в восточной части острова. Один 100-мм снаряд попал в рулевую рубку, другой – в носовой «фирлинг» (счетверённый зенитный автомат) левого борта. В результате, как отмечено в немецком отчёте, паром

«под воздействием огня противника потерял управляемость»;

только убитыми его экипаж потерял около 10 человек. Ответный огонь из 37-мм орудия пришлось прекратить, чтобы не попасть по своим десантникам на острове. Остальные паромы двинулись вперёд, чтобы попытаться стащить пострадавших с мели.

Тем временем в 7:55 катера с группой Коха достигли Сухо, и десантники начали выпрыгивать на берег в западной части острова, возле орудия №2 (по советским данным, это произошло в 8:08). Здесь им удалось занять два «бункера» – видимо, так немцы обозначали укрытия, устроенные в камнях вместо окопов.

Под огнём пулемётов и 20-мм автоматов с катеров расчёты орудий №2 и №3 покинули свои позиции и отошли к зданию маяка. У орудия №1 оставались три человека, оно продолжало вести огонь, насколько позволял сектор обстрела. Личный состав батареи во главе со старшим лейтенантом Гусевым укрылся в цокольном здании маяка (размером 12,8 * 12,6 м) и открыл огонь по врагу из ручного оружия. На этот момент у Гусева имелось не более 40 бойцов: как минимум 20 человек гарнизона уже были убиты, ранены или пленены, а боеспособность военных строителей (часть из которых составляли девушки) являлась весьма сомнительной, даже если у них имелись винтовки. Строители укрылись в землянках и потерь в этом бою не понесли.

Схватка на каменном пятачке

Немцев на острове первоначально высадилось не более 40 человек (катера с группой Малера и диверсантами Шварце сели на мель, не добравшись до берега). Лишь минут через 15 им удалось сняться с камней и пристать к острову, при этом катер группы Шварце опять сел на мель. К этому времени защитники острова уже пришли в себя, заняли оборону за кирпичными стенами, и высадившиеся немцы оказались под плотным автоматно-пулемётным огнём. По советским данным, всего на острове высадилось до 70 немецких десантников.

Схема боя за остров Сухо. Ладога родная. Воспоминания ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии. Л.: Лениздат, 1969

Схема боя за остров Сухо. Ладога родная. Воспоминания ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии. Л.: Лениздат, 1969

Вражеские корабли перестали обстреливать остров, чтобы не попасть по своим, и перенесли огонь на ТЩ-100 и МО-171. По утверждениям артиллеристов тральщика, в 8:05 им удалось удачным попаданием утопить десантный катер.

К 8:20 немцы заняли позиции 2-го и 3-го орудий, в этом сходятся советские и немецкие отчёты. По советским данным, в окружённых орудийных двориках шёл рукопашный бой. После этого группа Коха атаковала маяк, заняв ещё два «бункера» перед ним и пытаясь забрасывать здание маяка гранатами. По отчётам немцев, где-то здесь ими были взяты шесть пленных. Советские документы утверждают, что пять из них к этому моменту были тяжело ранены, но особо отмечают, что один сдался сам.

Тем временем высадившаяся левее группа Малера начала продвигаться через позицию орудия №3 по северному краю острова к позиции орудия №1, также расчищая себе путь ручными гранатами (всего за бой немцы израсходовали 47 гранат). При этом десантники начали нести серьёзные потери, был тяжело ранен сам лейтенант Малер. Продвижение немцев остановилось.

В бой пришлось бросить диверсантов Шварце, но вряд ли от них было много толку. Выгруженная с катера взрывчатка, которой планировалось подорвать маяк, так и осталась на берегу в районе орудия №3 — позднее советские артиллеристы побросали её в воду. Попытка немцев прорваться к маяку через расположенное перед ним разрушенное и горящее здание казармы также не удалась.

Маяк на острове после боя. Ладога родная. Воспоминания ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии. Л.: Лениздат, 1969

Маяк на острове после боя. Ладога родная. Воспоминания ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии. Л.: Лениздат, 1969

Сигнал к отступлению

В это время со штабного парома взлетела красно-белая ракета – условный сигнал к отходу. По официальной немецкой версии, командующий высадкой, не видя уничтожения маяка и не получая по радио никаких донесений от штурмовых групп, забеспокоился и решил прекратить операцию.

Десантники отреагировали на сигнал мгновенно: они начали оттягиваться к берегу и грузиться обратно на катера. При этом сами катера продолжали обстреливать маяк из пулемётов и зенитных автоматов. Согласно немецкому отчёту, в 8:26 (по Москве) десант покинул остров, пробыв на нём всего полчаса. По советским данным, немцы начали покидать остров лишь в 9:02, а окончательно десант погрузился на катера и оставил Сухо только в 9:20. К этому моменту немцы уже потеряли 22 человека убитыми и около 40 ранеными, причём половина погибла на суше (тела пятерых из них были потом найдены на острове).

Безвозвратные потери гарнизона Сухо составили 15 человек: 7 убитыми (в основном от артиллерийского обстрела перед высадкой) и 6 захваченными в плен; двое из 23 раненых умерли уже после боя при эвакуации. Судьба пленных остаётся неизвестной по сей день: в немецких отчётах скользь упоминается об их допросе; судя по всему, затем они были переданы финнам.

Но это был не конец, а лишь начало боя. Сухопутная часть сражения кончилась, зато началась морская, а точнее – озёрная.

Источники и литература

      1. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. Выпуск III, часть 2 (1 сентября-31 декабря 1942 г). М.: Воениздат, 1949
      2. Боевая летопись Военно-морского флота. 1941-1942. М.: Воениздат, 1992
      3. Ладога родная. Воспоминания ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии. Л.: Лениздат, 1969
      4. В. М. Ковальчук. Ленинград и Большая Земля. Л.: Наука, 1975
      5. В. С. Чероков. Для тебя, Ленинград! М.: Воениздат, 1978
      6. В. С. Чероков. Противодесантная операция у о. Сухо // Оборона Прибалтики и Ленинграда 1941-1944. М.: Наука, 1990
      7. М. В. Зефиров, Н. Н Баженов, Д. М. Дегтев. Цель – корабли. Противостояние Люфтваффе и советского Балтийского флота. М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2008
      8. Юрг Майстер. Восточный фронт – война на море 194-1945 гг. М.: Эксмо, 2005
      9. Материалы форума «Окрестности Петербурга»: http://www.forum.aroundspb.ru
      10. Материалы форума «Фортовед»: http://fortoved.ru/forum
      11. Finnish Navy in World War II: http://kotisivut.fonet.fi/~aromaa/Navygallery/
      12. http://www.baltinfo.ru/

источник: https://warspot.ru/13830-operatsiya-brazil-shvatka-na-ostrove-suho

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account