Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
В предутренней мгле над просторами колхозных полей величественно плывет самолет…
Он летит низко над землей, широко распластав свои огромные крылья. Из хвостовой части косым дождем стремительно падают какие-то круглые тельца. Они погружаются в землю, и раздается глухой треск, напоминающий трескотню ружейных залпов. Мелкие комья земли слегка взлетают вверх.
Неужто самолет бомбит мирные и тихие. еще невспаханные колхозные поля?
Этого не может быть: самолет советский. На борту его надпись: «Новоколхозная МТС» и номер машины.
Вот он пролетел мимо и скрылся за перелеском. Вы подходите к месту, где должны были упасть загадочные шарики… и вашему удивлению нет границ! Как раз вдоль трассы самолета по земле проходит ровная глубоко вспаханная полоса шириной в 50 м.
— Так вот оно что – самолет пашет землю!
Да! И не только пашет. Те чудесные , шарики, которые, взрываясь в почве, взрыхляют ее, одновременно производят и удобрение почвы.
Каким образом?
Пройдемся на аэродром Новоколхозной МТС.
Речь идет о будущем, а в машинном парке МТС будущего несомненно большое место займет авиамашина. Самолет в качестве сельскохозяйственной машины будет выполнять самые разнообразные работы в колхозах и совхозах…
Перед нами самолет, обладающий большой полезной грузоподъемностью. Весь фюзеляж и межкрыльевые пространства наполнены грузом. Убрано все лишнее и ненужное. Нет громоздких бензиновых баков для запасов горючего. К чему они? Ведь каждый рейс самолета над полем продолжается не более 10–15 минут. И за это время машина вполне успевает рассеять на огромной площади в 100–200 га весь свой 10-тонный груз. Если учесть время, необходимое на взлет, посадку и погрузку самолета, то вспашка и удобрение 100–200 га земли (в зависимости от количества вносимых удобрений) будут выполнены в течение получаса. Какие наземные сельскохозяйственные машины могут показать такую поистине гигантскую производительность?
Что же представляет собой груз, который так аккуратно выполняет столь огромную работу?
Это – прессованные шарики, сделанные из удобрительной массы. Внутри шарика имеется пороховое ядро.
От этого ядра наружу выходит узкий канал. Канал заполняется медленно горящим веществом.
Шарики из грузового ящика фюзеляжа скатываются в особые камеры, из которых с помощью подающего механизма направляются в выхлопные патрубки мотора. Эти патрубки устроены в виде целой батареи труб с диаметром, чуть большим диаметра шариков. Здесь под влиянием высокой температуры выхлопных газов происходит, воспламенение медленно горящего вещества шариков. Дальнейшее понятно: шарики падают на землю и, углубляясь в нее, разрываются. Величина углубления их в почву легко регулируется высотой полета, и самолет все время строго держится на заданной высоте. Самолет имеет регулирующее устройство, позволяющее разбрасывать шарики равномерно с большей или меньшей густотой.
Итак, земля хорошо вспахана и удобрена. Остается произвести сев. Эту работу опять-таки выполняет самолет. Теперь он нагружается посевным материалом. Под крыльями привешиваются особые посевные камеры. Сюда по каналам подается зерно, и отсюда силой сжатого воздуха оно выбрасывается вниз. Семена падают на землю проливным дождем и углубляются в почву. Заделка семян в почву необходима по агрономическим соображениям, а также для того, чтобы семена не стали добычей птиц.
Воздух в посевную камеру нагнетается с помощью насоса. Равномерность и густота посева регулируются величиной давления сжатого воздуха.
Посев с самолета во много раз повышает производительность сельскохозяйственного труда. Самолет большой грузоподъемности сможет за один рейс, т. е. в течение 10–15 минут, засеять 60-100 га.
Так самолет может стать мощной, высокопроизводительной сельскохозяйственной машиной, выполняющей в удивительно короткий срок самые трудоемкие и сложные работы.
источник: П. ГРОХОВСКИЙ, Рисунки: С. ЗЕЛИХМАНА, А. КАТКОВСКОГО и Н. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО «Окно в будущее. Самолет над полем» «Техника-молодежи» 01-1939