Интересная статья из винтажного журнала, которая, думаю, заинтересует коллег.
Исследователи Арктики много раз совершали дрейфы на судах во льдах Полярного бассейна. Не всегда эти дрейфы оканчивались благополучно — много судов было сжато и раздавлено льдами. В тяжелой обстановке дрейфа исследователи не могли производить свои наблюдения с достаточной полнотой. Материал научных исследований, полученный на основании дрейфа целого ряда судов — «Жанетта», «Фрам», «Св. Анна», «Карлук», «Мод» и др., — не мог лечь в основу изучения Ледовитого океана, омывающего берега СССР, потому что был неточен и противоречив.
Героическая зимовка папанинцев впервые дала полноценный и точный научный материал, превосходящий по своей полноте все собранное ранее. Изучение и освоение советской Арктики будет продолжаться с таким же упорством. Одна из форм этого освоения — создание дрейфующих станций в различных частях Ледовитого океана, в том числе в районах Северного полюса. Это важно для получения непрерывных метеорологических сводок. Здесь, на Северном полюсе, находится, как говорят метеорологи, «кухня погоды» для всего нашего полушария. Дрейф через Северный полюс необходим также и для того, чтобы изучить будущую трансарктическую трассу в Америку.
Для таких станций надо создать абсолютно безопасные, не боящиеся никакого сжатия сооружения, которые могли бы дрейфовать во льдах в течение нескольких лет подряд.
Одна из форм, гарантирующих безопасность во время давления и сжатия льдов, — шар. Попробуем представить себе, как будет выглядеть такая шаровидная дрейфующая станция.
Шар может быть изготовлен из стали, из легких сплавов, наконец — из дерева. Для большей гарантии швы шара заделываются заклепками или сваркой. Внутри шара для увеличения прочности; пропускаются шпангоуты. По всей поверхности шара расположен ряд герметических люков, которые могут открываться и закрываться.
Шар не должен погружаться в воду выше центра. Только при таких условиях он при сжатии льдов всегда будет вытесняться кверху.
Диаметр шара зависит от количества пассажиров и от намеченной продолжительности дрейфа. Так, например, шар диаметром 10—12 м может взять до 100 т груза. В его помещениях могут культурно жить десять человек, имея запас продовольствия и топлива на три-четыре года.
Возникает вопрос: как обеспечить устойчивость такого прибора? Ведь шар будет перекатываться по воде и во льдах. При таких условиях жить и работать в нем невозможно. Если даже шар будет загружен так, чтобы центр тяжести находился внизу, то все равно его может перевернуть, когда он попадет в торосы или в трещины льда.
Решить эту задачу можно по-разному. Достаточно, например, в этом шаре устроить полусферу, или, точнее, внутренний шар, у которого отсечена верхняя часть на высоте примерно 2/3 диаметра, наподобие (головки сыра со срезанной верхушкой. Внешний шар будет для этой полусферы как бы скорлупой, оболочкой, по которой полусфера под влиянием своей тяжести может свободно скользить, всегда сохраняя горизонтальное положение своей палубы.
Герметические люки по оболочке шара разбросаны с таким расчетом, что, как бы ни повернулась внешняя оболочка, всегда некоторые из люков окажутся над палубой полусферы. Таким образом, люди, находящиеся в шаре, всегда имеют свободный выход на поверхность.
Внутри полусферы в несколько этажей оборудованы различные помещения. На ее палубе можно уместить самолет со складными крыльями (такая конструкция самолетов применяется сейчас за границей на подводных лодках). В случае надобности этот самолет можно вынести через люк для разведочных и научных полетов. Здесь же, на палубе, — аэросани типа амфибии, которые могут проходить по воде и по торосам, несколько нарт, ездовые собаки, прожекторы, ветряки, небольшой моторный бот, палатки закрытого типа, инструменты.
В следующем этаже, под палубой, размещены лаборатории для научных работ, оборудованные всеми точными приборами для того, чтобы тут же обрабатывать все добытые научные материалы. В этом же этаже — каюта для отдыха, салон для обеда, кухня, ванна и, наконец, небольшая мастерская, оборудованная станками для ремонта точных приборов.
Еще ниже этажом размещены котлы для отопления, работающие на нефти. В самом низу полусферы размещены все грузы — склад продовольствия и материалов.
Собранный на заводе шар грузится на ледокол, доставляющий его через доступные районы Ледовитого океана к полярным льдам. Там выбирают льдину, на которую и выгружают шар. Пока дрейф будет проходить в благоприятных условиях, экипаж шара разбивает на льдине лагерь, устанавливает ветряки, которые пополняют электрической энергией аккумуляторы шара. Во. все время дрейфа станция поддерживает связь с материком по радио. Как только появляется опасность раскалывания льдины, весь лагерь свертывается, экипаж переходит в шар, и люки его герметически закрываются.
Если даже льдина расколется и шар попадет в воду, ему не грозит никакая опасность. Он просто будет плавать на поверхности воды. Находясь во вращающейся внутри шара полусфере, экипаж не будет испытывать почти никакой качки даже во время самого сильного шторма.
Что бы ни происходило за стенами шара — шторм, снежная буря или нескончаемая морозная ночь, — внутри шара всегда будет светло, тепло и уютно. Спокойно, не подвергаясь никаким опасностям, экипаж дрейфующей станции сможет продолжать свои наблюдения и обработку собранных материалов.
источник: П. ГРОХОВСКИЙ; Рисунки А. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО и С. ЛОДЫГИНА «Окно в будущее. Полярный шар» «Техника-молодежи» 07/1938