0

«Офицеры в современном смысле» то есть профессиональные военные, получившие высшее специальное образование в государственных военно-учебных заведениях существуют только в «современном мире».
В сословных обществах древности почетное право командовать военными отрядами приобреталось по праву рождения в благородном сословии; соответствующее воспитание и обучение являлось делом вторичным и без первого не имело значения…

Город Рим, как о том рассказывает собственная римская традиция, был основан группой лихих молодцов из города Альба-Лонга, возглавляемых братьями Ремом и Ромулом. В Альбе-Лонге правили цари из рода Энея, приплывшего из Трои и породнившегося с местным царем Латином.
У Энея было два сына. Старший, который родился от Креусы еще до разрушения Илиона, а потом сопровождал отца в бегстве и которого род Юлиев называл Юлом, возводя к нему свое имя, и младший- Асканий, рожденный от Лавинии, дочери царя Латина. Сам Тит Ливий не дерзал разбираться – кто же о столь далеких делах решится говорить с уверенностью? – Юл ли, Асканий ли основал Альба-Лонгу, только вторым царем после Энея стал Сильвий, сын Аскания. Десятым царем после него был Прока. «От него родились Нумитор и Амулий; Нумитору, старшему, отец завещал старинное царство рода Сильвиев. Но сила одержала верх над отцовской волей и над уваженьем к старшинству: оттеснив брата, воцарился Амулий. К преступлению прибавляя приступление, он истребил мужское потомство брата, а дочь его Рею Сильвию, под почетным предлогом – избрав в весталки – обрек на вечное девство». Тит Ливий Книги от основания Города. I. 3.
Однако, как рассказывает предание, царевна стала женой самого бога войны Марса, от него то и родились близнецы – Рем и Ромул.
Разгневанный Амулий приказал бросить младенцев в реку. «Но Тибр как раз волей богов разлился, покрыв берега стоячими водами, — нигде нельзя было подойти к руслу реки, и тем, кто принес детей, оставалось надеяться, что младенцы утонут, хотя бы и в тихих водах. И вот, кое-как исполнив царское поручение, они оставляют детей в ближайшей заводи – там, где теперь Руминальская смоковница (раньше, говорят, она называлась Ромуловой). Пустынны и безлюдны были тогда эти места. Рассказывают, что, когда вода схлынула, оставив лоток с детьми на суше, волчица с соседних холмов, бежавшая к водопою, повернулась на детский плач».
Книги от основания Города. I. 4.
Волчица накормила младенцев своим молоком, а потом их подобрал и взял на воспитание один из местных пастухов. Возмужавшие братья, выделявшиеся среди сверстников и телом и духом, стали предводителями шайки молодых поселян. «Захваченное делили меж пастухами, с которыми разделяли труды и потехи; и со дня на день отряд юношей становился все многочисленней».
Книги от основания Города. I. 4.

Молодые разбойники участвовали в постоянных потасовках из-за дележа пастбищ и угонов скота. В одной из таких стычек Рема схватили слуги Нумитора. Когда же стали расследовать дело, происхождение близнецов раскрылось. И они, объединившись с людьми своего деда, свергли узурпатора Амулия. Власть в Альба-Лонге была возвращена Нумитору, а братья со своей дружиной решили основать новый город в том самом месте, где их когда-то вскормила волчица.
«Но в эти замыслы вмешалось наследственное зло, жажда царской власти, и отсюда – недостойная распря, родившаяся из вполне мирного начала. Братья были близнецы, различие в летах не могло дать преимущества ни одному из них, и вот, чтобы боги, под чьим покровительством находились те места, птичьим знамением указали, кому наречь своим именем город, кому править новым государством, Ромул местом наблюдения за птицами избрал Палатин, а Рем – Авентин.
Рассказывают, что Рему первому явилось знамение – шесть коршунов, — и о знамении уже возвестили, когда Ромулу предстало двойное против этого число птиц. Каждого из братьев толпа приверженцев провозгласила царем: одни придавали больше значения первенству, другие — числу птиц. Началась перебранка, и взаимное озлобление привело к кровопролитию; в сумятице Рем получил смертельный удар.
Книги от основания Города. I. 4.

ШЕСТЬ СОКОЛОВ РЕМА
» >

Считается общепризнанным мнение Варрона, что термин LEGIO происходит от LEGERE («собирать», «набирать») и означает «ополчение», и что легион столь же древен, как и сам Рим — это совокупность граждан- воинов. В доисторическую эпоху, когда легион состоял из трех контингентов по тысячи человек представленных от трех родовых племен т.н. «триб» Рима каждым из этих контингентов командовал трибун. Над ними был только Царь — верховный главнокомандующий войском.
« Позднее число трибунов удвоилось, хотя неизвестно когда и как, и шесть трибунов на весь легион стали стандартной цифрой на весь период Республики». Р. Канья «Легион»
Еше Теодор Моммзен, принимая во внимание аттическое слово τριττύς и умбрское trifo, задавался вопросом- не является ли троичная структура общины общей для всех народов индо-германской, как он называл ее по принятой тогда терминологии, расы? Обсуждение передового арийского учения о троичности Космоса выходит за рамки нашего реферата; мы ограничимся краткой передачей аутентичной римской традиции в изложении Тита Ливия:
После похищения соседских девок, неизбежной драки с их отцами и братьями, замирения и свадеб, Ромул разделил народ на тридцать курий и куриям дал имена сабинских женщин. Без сомнения их было гораздо больше тридцати, и по старшинству ли были выбраны из них те, кто передал куриям свои имена, по достоинству ли, собственному либо мужей, или по жребию, о том предание молчит.
В ту же пору были составлены и три цетурии всадников именовавшиеся, как и трибы: Рамны, названные так по Ромулу, Тиции — по Титу Тацию, и Луцеры, чье имя, как и происхождение, остается темным.
Книги от основания Города. I. 13.

И так: каждая триба делилась на десять курий, каждая курия — на десять родов, каждый род — на десять семейств. Вот эти-то 300 первоначальных римских родов, именовавшиеся ПАТРИЦИЯМИ и составляли граждан-воинов. Квиритов- сынов Марса Копьеметателя.
Слово «патриций» происходит от слова pater (отец). Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто имел законных отцов и сам, в свою очередь, мог иметь законных сыновей. Иначе говоря, патриции жили на основах отцовского права, при котором наследование имени и имущества идет по мужской линии и законными родственными связями являются только связи по отцу. Патрицианская семья была семьей резко выраженного патриархального типа; отец семейства (pater familias) обладал абсолютной властью над всеми домочадцами вплоть до права казнить или продать в рабство за границу.
Старейшин патрицианских родов, как о том рассказывает Плутарх, Ромул призвал себе в советники. Их собрание именовалось СЕНАТОМ.
Само слово «senatus» происходит от «senex» — старик.
Патрицианские роды сохраняли общинное землевладение и общее родовое имя. Это выступает в системе римских имен, которых у патрициев было три: личное имя (praenomen, собственно, «предимя»), родовое имя (nomen), и семейное имя (cognomen), например Луций Корнелий Сулла; а вот у Гая Мария, который был плебей, имя было только два.

Вторым сословием древнейшего Рима, резко отличавшимся от патрициев, были т.н. ПЛЕБЕИ. Относительно плебеев в аутентичной традиции нет полного единодушия. Известно, что в ранне-царский период этот позжепришлый люд, хотя и пользовался гражданской правоспособностью, т.е. мог заниматься торговлей и приобретать собственность (ius commercii), политических прав не имел. Плебеи не участвовали в куриатных собраниях патрициев, естественно не были представлены в Сенате и не служили в ополчении граждан.

Так было до военной реформы, которую традиция приписывает шестому римскому царю Сервию Туллию. Он разделил все свободное население Рима – и патрициев и плебеев – на 5 имущественных разрядов или классов. Имущественным положением определялся характер вооружения и место воинов в строю легиона ( ополчения). Самые богатые граждане первого класса служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное вооружение гоплита и стоять в первых рядах легионной фаланги. Граждане других классов соответственно имели облегченное вооружение, занимая место в задних рядах. Воины пятого класса являлись почти безоружными и в строй фаланги не входили. А неимущии граждане infra classem так называемые proletarii военному призыву не подлежали.

«Считается общепризнанным мнение Варрона, что термин LEGIO происходит от LEGERE («собирать», «набирать») и означает «ополчение», и что легион столь же древен, как и сам Рим — это совокупность граждан- воинов». В эпоху первых царей ( до Сервия Туллия) в разделенной на три части римской общине ополчение состояло из трех сотен (centuriae) всадников (celeries -быстрых), находившихся под начальством трех предводителей конных отрядов (triduni celerum), и из трех тысяч пехотинцев (milites), находившихся под начальством трех предводителей пехотных отрядов (triduni militum).
Таким образом, поскольку Легион являлся совокупным ополчением граждан, шесть трибунов командовали им изначально, а не со времен Республики как то предполагает доторе Канье.

Вторая реформа Легиона связана с именем римского полководца и государственного деятеля Марка Фурия Камилла удостоенного почетного титула «второго основателя Рима». Он занимался восстановлением Города после разгрома и сожжения его Галлами. Общее разорение народа и снаряжение войска оружием из вновь создаваемых государственных арсеналов привело к тому, что место солдата на поле боя стало определяться не богатством, а возрастом. Молодые были поставлены в первую линию ( hastati ), опытные воины в расцвете сил ( principles ) во вторую, а пожилые отцы семейств ( triarii ) в третью.

Формирование легионной конницы, однако, оставалось прерогативой т.н. НОБИЛИТЕТА.
Раннереспубликанский Рим не знал деления на «аристократию» и «купечество» в позднесредневековом понимании этих слов. Родовитые землевладельцы не брезговали торговыми операциями, а сильно разбогатевшие и наделенные выдающимися административными качествами и честолюбием плебеи добивались избрания на высшие государственные должности, годовое исполнение которых позволяло им обеспечить своему потомству ( по прямой мужской линии) вечное пребывание в сенаторском сословии.
Когда облагороженные своими курульными предками плебейские семьи соединились в одну корпорацию с патрицианскими семьями и, заняв в республике особое положение, приобрели в ней преобладающее влияние, римляне опять вернулись к своему исходному пункту: у них снова появилась правящая наследственная знать.
«Цезарь- племянник Мария». Эта фраза из фильма «Юлий Цезарь» (Голливуд, 2002) до сих пор не получила должной политической оценки. Чтобы эта фраза казалась естественной, недостаточно было просто «унести ветром» половину САСШ, прострелить горло Штрогейму, сломать нос Мозжухину и истребить в мировой воине всех выпускников классических гимназий; должна была произойти ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА КАПИТАЛИЗМА; стать само собой разумеющимся, что решающее значение имеет не кровь, а деньги. Племянник в традиционном значении этого слова- сын брата или сестры, и то, что Марий купил себе жену из рода Юлиев, конечно же не делает Юлия Цезаря его племянником. Эта фраза просто демонстрирует стереотипы мышления, тех кто, по мерзкому выражению Элвина Тоффлера, «продает всему миру культуру и поп-культуру».

« Замкнутый аристократический корпус собственно всадничества как бы задавал тон всей легионной коннице, составлявшейся из наиболее знатных и состоятельных граждан. Отсюда понятно, почему еще во время сицилийской войны всадники отказались исполнять приказания консула, когда он потребовал, чтобы они возводили окопы вместе с легионными солдатами ( 502 AUC / 252 до Р.Х.), и почему Катон в бытность главнокомандующим испанской армии нашел нужным обратиться к своей коннице со строгими порицаниями» Теодор Моммзен.
Эта «аристократическая конная гвардия» не пережила реформ Мария, после которых легионы республиканского Рима вообще не имели штатной кавалерии; конные отряды комплектовались из союзников.
Кавалерия гражданской войны это друзья, клиенты и особо преданные полководцу ветераны, а штатная легионная кавалерия вновь появилась лишь в созданной Августом регулярной Императорской армии.

Ко временам Солдатских Императоров абсолютное большинство древних патрицианских фамилий были выбиты на корню в гражданских войнах и политическом терроре. Императоры, соединившие в своей Божественной Персоне функции и консула и цензора, давно уже пополняли списки редеющего Сената своими фаворитами самого мутного происхождения и заслуг; когда Калигула зачислил в Сенат своего боевого коня, он со свойственным ему специфическим юмором просто утрировал существующий порядок вещей.
Разрешение императором Септимием Севером носить солдатам золотые перстни, является вовсе не проявлением «роскоши», проникавшей в отличавшуюся ранее суровой простотой армейскую среду, как о том писали лукавые римские публицисты, а символическим выражением ясного понимания Септимием Севером того, кто действительно является гражданином Империи.

В древнем Риме право носить на пальце золотое кольцо являлось почетной привилегией Всадников, не тех «всадников», которые впоследствии приобретали золотые кольца в результате удачных финансовых спекуляций, а тех Всадников, которые по праву происхождения от Отцов Основателей Города получали от общины для несения воинской службы 1800 боевых коней.
Когда умирал римский гражданин, городской глашатай обходил улицы провозглашая: « Смерть похитила воина…». Теперь в Риме смерть подметала мусор, а граждане, как Септимию Северу хотелось верить, стояли рядом с ним в одной фаланге.

автор текста Максим Дмитриевич Столповский. приватдоцент РГГУ.

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account