Один из вариантов развития танковой техники для Хонведшега

2

Годы выпуска 1939-1940
боевая масса 8,5 т
двигатель Bussing- NAG L8V/36TR, карбюраторный, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения макс. мощность 155 л.с.
макс. скорость 50 км/ч
запас хода 220 км
бронирование
лоб 13 мм
корпус 13 мм
маска пушки 20 мм
вооружение
20 мм самозарядное противотанковое ружье 36M
8 мм пулемет 34/37M
боекомплект
20 мм патронов 208
8 мм патронов 2400
средства связи радиостанция R/5
экипаж 3 чел.
выпущено 80 танков.

В отличие от шведского прототипа, вооруженного 20 мм автоматической пушкой «Мадсен», в башне «Толди» установили 20 мм самозарядное противотанковое ружье швейцарской фирмы «Solothurn», производившееся в Венгрии по лицензии под обозначением 36М и немецким двигателем  Bussing- NAG L8V/36TR, карбюраторный, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения макс. мощность 155 л.с. На оснащение венгерской армии танки “Toldi” поступили в 1940 году. Ими оснащались 1-я и 2-я моторизованная, а также 1-я кавалерийская бригада. Каждая из бригад получила по роте (18 машин) лёгких танков. Поскольку “Toldi” являлись самыми современными танками венгерской армии в сентябре 1940 года они участвовали в оккупации Трансильвании, а в апреле 1941 года их активно использовали в боях на территории Югославии, однако здесь никакого существенного противодействия им оказано не было. Механическая надежность танка была невысока, а вооружение слишком слабо (ружье «Solotnurn» на дистанции 300 м пробивало лишь 14 мм броневую плиту. В результате, танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной машины. Так назрела необходимость вновь модифицировать танк. Улучшению подвергли 80 серийных машин варианта “Toldi II”. Доработки заключались в перевооружении танков 40-мм пушками 42М с длиной ствола 45 калибров и усилении бронирования маски пушки до 35 мм. Пулемет был заменен на модифицированный 34М/37М, причем часть ствола была прикрыта бронированным кожухом. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена до 20 мм, а толщина бронелистов рубки механика-водителя теперь составляла 35 мм. Кормовая ниша башни была расширена, что позволило увеличить боекомплект к пушке до 87 выстрелов и 3200 патронов. В дополнение к этому, по опыту немецких танкостроителей, на кормовую часть башни навешивался ящик со снаряжением. После таких улучшений масса танка возросла с 8500 до 9350 кг, что незамедлило сказаться на ходовых качествах. Так, скорость снизилась до 45 км\ч, а запас хода составил лишь 190 км.

Одновременно было предложено на удлиненном шасси выпустить средний танк, к модернизации были привлечены все имеющиеся кадры, в результате чего произошел отказ от покупки среднего танка фирмы Шкода требующий большого объема доработок и имеющий в проекте одинаковое вооружение с “Toldi II”. В течении 1941-1942 гг. было собрано 110 танков этого типа – 68 заводом Ganz и 42 заводом MAVAG. Вступив в войну с СССР 27 июня 1941 года венгерское руководство надеялось (разумеется при помощи немцев) “оттяпать” приличный кусок советской территории. Для этого были выделены значительные силы собранные в так называемый “подвижный корпус”. Помимо танкеток 35М\37М и бронемашин “Csaba” в состав этого соединения включили 95 танков “Toldi”. Венгры рассчитывали выполнить “задачу минимум” и спокойно жить дальше, однако немецкое командование настояло (это мягко говоря) на дальнейшем участии в начавшем буксовать блицкриге. В итоге, венгерские танки к ноябрю 1941 года вышли к реке Донец, пройдя около 1000 км. За это время “Toldi” успел показать себя не с самой лучшей стороны. Из 62 отправленных в ремонт машин только 25 вышли из строя по боевым причинам. Остальные имели поломки трансмиссии, оказавшейся крайне ненадежной. Некоторые из танков прошли всего по 100 км, прежде чем их отправили в ремонт. Отчасти в этом были виноваты сами механики водители, не имевшие достаточного опыта. Также дала о себе знать слабость вооружения. Хотя встречи с советскими танками были нечастыми очень быстро выяснилось, что 20-мм ПТР следует заменить более мощным орудием. Даже 40-мм пушки 42М с длиной ствола 45 калибров против слабо бронированных танков типа Т-26 и БТ-7 была недостаточно эффективна, а подбить Т-34 и КВ могла только в борт и корму с близкого растояния. В итоге многие танки “Toldi” зимой 1941 года отправились на родину где прошли ремонт. Оставшиеся танки попали в Сталинградский котел. При разгроме группировки противника в феврале 1943 года несколько машин стали трофеями Красной Армии и были эвакуированы в тыл. В 1941 году испытывались, доводились и были приняты на вооружение в 1942 году следующие машины на базе удлиненного на один каток шасси:

средний танк 43M “Toldi III”,

зенитная самоходка 36\40.M “Nimrod” и

бронетранспортер 43M “Lehel”. Все машины получили отечественный мотор Ganz VII VGT 107 мощностью 150 л.с. На среднем танке 43M “Toldi III” была установлена 75-мм пушки 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. На САУ 36\40.M “Nimrod” устанавливалась 40-мм пушка Bofors в открытой башне, сначала машина разрабатывалась как истребитель танков где проявила себя плохо, в тоже время она стала отличным средством ПВО мехсоединений. На БТР 43M “Lehel” в средней части было оборудовано десантное отделение приспособленное для перевозки 8-10 солдат или 3-4 раненых на носилках. Для защиты от пуль и осколков вместо демонтированной башни устанавливались бронелисты, образовывавшие небольшую открытую сверху надстройку. Бронирование было противопульным и не превышало 13 мм. Штатное вооружение отсутствовало. В течении 1942-43 годов было выпущено 360 танков 43M “Toldi III”, 100 САУ 36\40.M “Nimrod” и всего 14 БТР 43M “Lehel”. После Сталинграда венгерская армия выдала задание на проектирование САУ непосредственного сопровождения пехоты и противотанковую САУ. В качестве противотанковой САУ было принято решение переоборудовать 66 уцелевших Toldi первых модификаций,

установив по образу немецких САУ «Мардер» вместо башни в открытой сверху и сзади рубке противотанковую пушку. На САУ сопровождения Zrinyi в закрытой рубке устанавливалось 105-мм орудие 40\43.М L20, эффективное не только против укреплений, но и против легких и средних танков, толщина брони была – 75 мм, по схеме она напоминала немецкую StuG III но имела большие углы наклона бронелистов. Кроме того на ее основе проектировалась противотанковая САУ с немецкой танковой пушкой 75-мм KwK 42 L\70 (устанавливалась на PzKpfw V Пантера), вместо башни была установлена низкая бронированная рубка, полностью закрытая со всех сторон, в которой устанавливалась 75-мм длинноствольная пушка,

она была изготовлена в единственном экземпляре в следствии отсутствия поставок пушек (немцам самим не хватало, а наладить собственное производство не удалось). На модификации танка 44M “Toldi IIIА” была установлена длинноствольной 75-мм пушки MAVAG 43.M L43 по аналогии с немецким танком Pz.IV Ausf.F2\Ausf.G. До разрушения авиацией союзников в 1944 году танковой промышленности Венгрии удалось произвести 50 танков 44M “Toldi IIIА”(сказалась нехватка пушек MAVAG 43.M L43), 100 танков 43M “Toldi III”, 60 САУ Zrinyi и 30 САУ 36\40.M “Nimrod”. Начиная с 1943 года исправные танки “Toldi” первых модификаций и произведенные БТР 43M “Lehel” начали переоборудовать в противотанковые САУ установкой вместо башни в открытой сверху и сзади рубке немецкую 75-мм противотанковую пушку (в следствии нехватки устанавливали и 50-мм пушки ), но процесс не был завершен к началу боев за Будапешт и в районе озера Балатон – во время которых бронетанковая техника Хонведшега была полностью уничтожена.

Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account