Чтобы спасти уникальный самолет Ил-14П от «депортации», петербуржец ежемесячно отдает половину пенсии.
Красавец Ил-14 с надписью «Советский Союз» на борту гордо возвышается над крылатыми собратьями на площадке петербургского аэродрома в Горедово. Александр Поддубныи любовно оглядывает свое детище. Эта любовь человека и советского самолета началась в 1993 году. Тогда летчик Александр Поддубный прилетел из якутского города Мирный на своем Ан-26 в Улан-Удэ за вертолетными лопастями. На стоянке заброшенных самолетов он и увидел Ил-14П — классику аэродинамики, красоты и техники пилотирования. Единственное воздушное судно, способное летать на одном двигателе. Да что там — один из всего лишь восьмидесяти лайнеров, выпущенных в ГДР!
— Увидел на стоянке Ил-14. Там командир был со странным хобби: как субботник — резал самолеты. Я думал, неужели и «илюшу» порежут? — вспоминает Александр. — Накопив денег — по тем временам сумасшедшие 4,2 миллиона рублей, я приобрел Ил-14 для своего аэроклуба. Самый счастливый день в моей жизни — 3 октября 1993 года, когда мы перегнали лайнер в наш аэроклуб.
Так «бурятский» Ил-14 стал кормильцем аэроклуба. На нем перевозили в Якутию грузы из Новосибирска, Омска, доставляли в отдаленные районы региона промтовары, продукты, лекарства. Денег хватало и на содержание парка самолетов, и на зарплаты сотрудников. Но годы шли, времена менялись. В какой-то момент поползли слухи, что аэроклуб ДОСААФ заниматься бизнесом не имеет права. На этом его история завершилась. Благо права на самолет Поддубный успел выкупить.
Пока Александр размышлял, что делать дальше, поступило приглашение из аэропорта Ржевка в Ленинградской области. Здесь решили создать музей действующих самолётов. Единственный летающий в России Ил-14 мог стать украшением этой эскадрильи. В октябре 2003-го Поддубный сел на свой «Советский Союз» и махнул в Санкт-Петербург.
— И вот все эти годы у меня не жизнь, а борьба, — вздыхает летчик. — Поначалу мы летали, участвовали в праздниках. А в 2007-м Ржевку закрыли, территорию аэродрома отдали под стоянку иномарок. Большинство аэроклубов разбежалось, а мне лететь было некуда.
В итоге самолет оказался в окружении подержанных европейских автомобилей, с которыми егЬ: роднило лишь немецкое происхождение. Перед Александром Поддубным в очерёдной раз встал вопрос: как спасти самолет?
И вновь все уперлось в бюрократию. В том же 2007-м пришлось экстренно регистрироваться в организации под названием «Авиация общего назначения». Это, как скажут пессимисты, и стало роковой ошибкой.
Махни он рукой нараритетный самолет, не знал бы сейчас проблем. Но советский летчик такого себе позволить не мог. Регистрация в «Авиации общего назначения», не только подарила возможность покинуть автомобильный плен, но и связала пенсионера обязанностью платить транспортный налог.
— Налог на самолет — 125 рублей на одну лошадиную силу. А мощность одного двигателя — 1900. Мне выставили счет на 475 тысяч, рублей в год, — возмущается Александр Поддубный.
Александр продолжал заниматься документацией. Нужно было получить бумаги, что площадка, на которой стоит Ил, — аэродром, иначе вылет бы просто не разрешили. Пришлось заплатить и за то, чтобы убрать машины со взлетки… А в это время долги, штрафы и пени росли.
— На Ржевке налоговая ничего бы не могла с самолетом сделать — он был бы плотно заставлен автомобилями на вечной стоянке. Мне приходили квитанции на оплату и все. Но как только в ноябре 2012 года я переместил самолет в Горелово, на меня тут же подали в суд, — разводит руками Поддубный. — А откуда у меня деньги? Я пенсионер.
В итоге судебные приставы арестовали воздушное судно. К счастью, на помощь пришли частные компании, оплатив налог за два года. Об Александре и его Ил-14 «Советский Союз» на время забыли. Но в 2013-м вспомнили вновь. Аресты, суды… На сегодня долг пенсионера составляет около двух с половиной миллионов рублей.
— По суду, не предупреждая, сняли с моих сберкнижек все деньги. И я теперь ежемесячно из пятнадцати тысяч рублей пенсии 45 процентов отдаю налоговой, — вздыхает пенсионер.
Самолет — уникальный, говорят специалисты. Без него освоение Арктики не случилось бы. До создания Ан-27 в 90-х годах только эти самолеты могли летать на Север. Легенда, одним словом! Впрочем, об облете Арктики Александр Поддубный не думает. Предел его мечтании — найти соратников, влюбленных в небо, которые помогут поставить Ил-14 на крыло. Сам по себе лайнер серьезного ремонта не требует.
-За месяц его можно привести в идеальное состояние, и он сможет участвовать в выставках, авиашоу, — говорит наш герой, сидя за штурвалом верного друга. — Хочу красиво завершить летную карьеру. Это же «Советский Союз»!
источник: Наталья ЛАМБОЦКАЯ "Небо. Самолет. Дедушка" КОНТАКТ-ШАНС №29 • 07.07.-13.07.2014