Широко известна «крылатая фраза» авиаконструктора А. Н. Туполева (хотя иногда ее приписывают А. С. Яковлеву и даже О. К. Антонову): «Некрасивые самолеты не летают» (вариант: «Хорошо летают только красивые самолеты»). Ее часто цитируют, когда хотят похвалить тот или иной красивый, по мнению цитирующего, летательный аппарат, либо – наоборот, поругать некрасивый. Между тем, если вдуматься, смысла в этой фразе нет никакого.
Во-первых, красота – понятие относительное и целиком зависящее от эстетических предпочтений оценщика. Как говорится, одному нравится поп, другому – попадья, а третьему — арбуз или свиной хрящик. А во-вторых, эстетика и аэродинамика – понятия, никак между собой не связанные. И далеко не всегда то, что кажется красивым, одновременно имеет высокие летные качества. Или – наоборот.
А вспомнил я об этом сегодня, потому что ровно 80 лет назад, 21 декабря 1936 года, впервые поднялся в воздух прототип самолета «Юнкерс» Ju.88, который мало кто считает эталоном красоты и изящества. Однако эта машина стала одним из лучших и наиболее успешных бомбардировщиков Второй мировой войны. В 1940 году у нас в НИИ ВВС проходил испытания закупленный в Германии экземпляр Ju.88. И в отчете об этих испытаниях есть довольно необычная для подобных документов фраза:
«Самолет выглядит уродливо, но при этом хорошо летает и легко управляется».
Как видно, довлело над нашими инженерами и испытателями туполевское заблуждение (хотя сам Туполев уже сидел в «шарашке»), а его несоответствие с реальностью вызвало у них когнитивный диссонанс.
Между тем, дальнейшим развитием Ju.88 стал принятый на вооружение в 1943 году «головастик» Ju.188, выглядевший еще более нелепо и неказисто, но при этом обладавший еще более высокими летно-тактическими характеристиками. В общем, красота в авиации – дело далеко не главное.