Статья Антона Ляпина с сайта WARSPOT.
Япония, как и большинство государств, в преддверии Второй мировой войны хотела иметь на вооружении легкий разведывательный танк, который мог бы преодолевать водные препятствия. Эта идея возникла еще в 20-х годах, когда в Стране восходящего солнца был испытан плавающий полугусеничный бронеавтомобиль французского производства AMP. В 1928 году были построены два прототипа плавающих бронемашин по примеру «Виккерс-Волсли», но Японии нужен был именно танк-амфибия. Отсюда берет свое начало плачевная история танков серии SR.
По сути, серия танков SR, спроектированная инженерами фирмы «Мицубиси», была создана для отработки всевозможных нововведений, которые раньше не применялись в японском танкостроении. Основным требованием к подобным танкам со стороны армии было ограничение по массе – не более 4000 кг.
В 1934 году был построен первый прототип, получивший название SR-I «И-Го» (Suiriku-Ryoyo I). По сути, это была измененная под плавающий танк инженерная машина SS-Ki. Каждый борт экспериментального танка-амфибии состоял из: 4 тележек (8 сдвоенных опорных катков, которые блокировались попарно), 3 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колес с цевочным зацеплением и мелкозвенчатой гусеницей из стальных одногребневых траков.
Танк был оснащен 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 70 л.с. и механической трансмиссией. Движение в воде должно было обеспечиваться работой гусениц и киля, который устанавливался на кормовой части корпуса. Танк был достаточно высоким и делился на несколько отсеков, как корабль. В передней части располагался механик-водитель, над головой которого была цилиндрическая рубка со смотровой щелью. Среднюю часть занимало боевое отделение с одноместной конической башней, которая оснащалась 6,5-мм пулеметом. По бокам корпуса были смонтированы своеобразные поплавки, а от набегающей волны должны были защитить откидывающиеся щитки в носовой части.
Однако испытания показали, что если на суше максимальная скорость SR-I составляла 24 км/ч, то в воде, даже с учетом дополнительных доработок, она едва доходила до 9 км/ч. К тому же, на плаву машина была совершенно неуправляемой. Армия забраковала проект, и началась разработка новой модели.
Разработка второй модели была поручена инженерам фирмы «Ишикавадзима». Официально название танка звучало как SR-II «Ро-Го» (Suiriku-Ryoyo II). За основу был взят британский экспортный плавающий танк Vickers А4Е11/А4Е12. Требования военного командования на этот раз заключались в том, чтобы новый танк-амфибия весил не более 7000 кг, был оснащен 10-мм броней и имел на вооружении два пулемета калибра 6,5 мм.
В итоге инженеры «Ишикавадзимы» создали танк, который был совершенно не похож на своего предшественника. В первую очередь, отличалась ходовая часть – теперь она состояла из трех опорных катков с передним ведущим колесом и одним поддерживающим роликом. По сути, большинство элементов ходовой части были заимствованы у танка «Ха-Го». Корпус амфибии представлял собой клепано-сварную конструкцию из листов 10-мм стали. О том, каким двигателем он был оснащен, сведений не сохранилось, но предполагается, что это был 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Мицубиси» мощностью 110 л.с. По воде танк передвигался при помощи гребного винта в кормовой части.
В передней части танка справа располагался механик-водитель, слева – стрелок- пулеметчик, который вел огонь из 6,5-мм пулемета. Средняя часть была боевой, там размещалась шестигранная башня с командирским куполом. В ней также устанавливался пулемет калибра 6,5 мм. Такая конструкция была обусловлена желанием вместить в танк экипаж из трех человек и установить бортовые коробы, которые выполняли бы функцию дополнительных поплавков.
Испытания SR-II проводились в течение двух лет. В итоге он превзошел своего предшественника по скорости и управляемости, но военные опять забраковали проект, посчитав вооружение танка слишком слабым. Прототип был оставлен в Маньчжурии, где в августе 1945 г. его захватили советские войска. Советское командование не стало изучать трофейную амфибию, и SR-II «Ро-Го» отправили на слом.
Над третьей версией танка SR вновь работала «Мицубиси» – разработки начались одновременно с испытаниями танка SR-II в 1935 году. Главными требованиями стали лимит по массе в 7500 кг и усиление вооружения.
Вышедший на испытания в 1936 году танк мало чем отличался от второй версии. Корпус был полностью сварной, что обеспечивало большую герметичность в воде. В башне был установлен пулемет калибра 13,2 мм. Также была увеличена толщина брони, теперь она составляла 13 мм.
После всех доработок масса танка SR-III составила 7200 кг, но на его ходовых свойствах и плавучести это никак не сказалось. Однако танк все же не взяли на вооружение. Причиной стала масса, близкая к предельной, и слабость пулеметного вооружения. С последним конструкторы «Мицубиси» попытались справиться, установив 37-мм пушку, но это увеличило массу танка до 7500 кг.
Попытки продать третью серию флоту тоже провалились. У моряков уже были свои более успешные разработки, которые сухопутные войска отказывались принимать на вооружение.
Вся эта история – один из многочисленных примеров того, насколько несогласованными были действия военного командования Японии. Оно, словно живя устаревшими феодальными принципами, распыляло все силы и средства на параллельные проекты конкурирующих родов войск. Возможно, именно поэтому всю войну Страна восходящего солнца испытывала острую нехватку в технике и шла в бой на морально устаревших машинах образца 30-х годов.