Не догонишь! Как российские летчики угнали свой самолет у талибов
В 1996 году в Объединенных Арабских Эмиратах приземлился самолет, летевший из Афганистана. Экипаж был русским. Эти люди провели год в плену у талибов*. Они не были спасены в результате спецоперации. Экипаж спас себя и самолет из рук боевиков самостоятельно.
В 1995 году в Афганистане шла гражданская война — одна из длинной серии. Страна погрязла в анархии, вооруженные группировки создавались и дробились, города переходили из рук в руки. Всем сторонам требовалось оружие.
3 августа 1995 года из столицы Албании Тираны вылетел самолет Ил-76. Он принадлежал казанской компании «Аэростан», и экипаж тоже был российским.
Рейс был откровенно не рядовым. Грузом «Ила» были патроны. Самолет держал курс на Баграм — аэропорт севернее Кабула, а получателем груза были отряды Ахмад Шах Масуда, лидера Северного альянса, противостоящего религиозным радикалам из движения «Талибан»*. Летчики отлично знали, что везли, — и это был не первый такой рейс.
Командир воздушного судна (КВС) Владимир Шарпатов был очень опытным пилотом с 30-летним стажем. До Афганистана он возил медикаменты и оборудование в интересах международной коалиции для операции «Буря в пустыне». Второй пилот Газинур Хайруллин — бывший военный летчик, майор; он ушел в гражданскую авиацию в 1992 году, когда армия бывшего Советского Союза распалась и ловить там стало нечего. Самолет у них был новенький — эксплуатировался с декабря 1994 года.
Такой полет был уже третьим, первые два прошли благополучно. Но на сей раз «Ил» встретили в воздухе.
Ил-76 пролетал над Кандагаром. Этот город на юге Афганистана контролировался талибами. Однако считалось, что на 10-километровой высоте достать самолет трудно. До сих пор над Афганистаном летали спокойно.
Но тут выяснилось, что талибы смогли восстановить несколько старых МиГов и найти к ним экипажи. С земли потребовали приземлиться для досмотра груза, а когда летчики отказались, в воздух поднялся истребитель. Самолет сел в аэропорту Кандагар.
Летчики прекрасно понимали, что они влипли. Такой трофей был для талибов ценным активом сам по себе — даже не говоря о патронах.
Начались допросы. Чего-то реально интересного Шарпатов и его товарищи рассказать не могли, и вопросы были в основном риторическими, вроде «Зачем Россия вмешивается в дела Афганистана». В Афганистан выехал менеджер авиакомпании Мунир Файзуллин.
Авиаторы сидели в тюрьме, переоборудованной из склада. Условия были спартанскими: пара камер, дворик. Из радостей жизни — радиоприемник. Непривычная пища, болезни.
Разнообразие вносили разве что местные жители — для них неверные были экзотикой. Сами летчики потом сравнивали свою тюрьму с человеческим зоопарком: поглазеть на них приезжали даже из других городов. Под постоянным давлением, в тяжелых условиях люди начали ссориться. Обстановка накалялась.
В один не очень прекрасный день авиаторов повезли неизвестно куда. Пилоты решили, что их собираются расстреливать, и уже собирались бунтовать. К счастью, оказалось, что их хотят просто перевезти в другой город — на Кандагар наступали противники талибов, и те не хотели рисковать.
Новая тюрьма оказалась еще хуже старой: бетон, дыра в крыше вместо окна, нет даже кроватей.
Российское государство пыталось вытащить экипаж, но это было крайне проблематично. В Афганистан приехали, кроме менеджера авиакомпании, врачи и МЧСовцы из России, и с разрешения талибов передали узникам немного еды и элементарных предметов быта. Один из тюремщиков заинтересовался экзотической для афганцев пищей. Он попросил… бекона. Затем ревностный верующий тщательно вытер рот, чтобы никто не узнал, что он ел свинину.
Переговоры быстро зашли в тупик. Российские дипломаты, представители ООН — талибы не шли на компромисс и только позволили переписку и передачи. Они хотели собрать международную конференцию с участием представителей «Талибана» и требовали политического признания. Отказались даже от денег, а между тем им предлагали $2 млн.
Так что пилоты решили спасаться самостоятельно. Шарпатов предложил рискнуть.
Убегать пешком было бессмысленно. Обессилевшие после заключения летчики, не знающие местности, климата, с голыми руками, вдалеке от любой помощи — далеко бы они не ушли. Но оставался еще самолет.
Авиаторы поступили хитро. Они убедили своих тюремщиков, что самолет полезно иногда водить по взлетной полосе, чтобы он не застоялся и не сломался. Талибы, по своей страшной бедности, очень хотели сохранить исправный транспортный самолет. Так что «Ил» иногда водили по взлетке, не отрываясь от земли. Сначала в кабину пускали по одному-два человека, но все шло без эксцессов — и боевики разрешили подниматься на борт всему экипажу. Проблема в том, что вместе с летчиками на борт забирались вооруженные талибы.
После очередного раунда проваленных переговоров россияне из переговорной группы улетели домой, ждать новых указаний и придумывать новый способ вытащить пилотов. Экипаж остался один на один с талибами.
Однажды у самолета лопнуло колесо. Его сменили, и для обслуживания талибы разрешили собраться в кабине всему экипажу. Шарпатов рассчитал, что если удастся взлететь и быстро выскочить из воздушного пространства Афганистана, то угнаться за ним в родном воздушном пространстве истребители просто не успеют.
Оставалось рискнуть.
Летчики во время пробного запуска двигателя сказали талибам, что нужно сделать еще один пробный пуск через некоторое время. И тут расслабившийся командир охраны вывел своих боевиков из душного самолета отдохнуть. Внутри осталось только три охранника на семь пилотов. Зато с автоматами.
Но тут уже надо было решаться.
Самолет рванул на взлет. На земле талибы, поняв, что их провели, пытались выгнать на бетонку грузовики, но опоздали на считаные секунды. Напуганные стражники ворвались в кабину, размахивая автоматами. Бортинженер начал успокаивать их — и внезапно отстегнул магазин у ближайшего боевика.
В упор, в свалке талибам было тяжело пустить в ход свои калаши. Шарпатов вел «Ил», а шестеро его товарищей дрались с автоматчиками. Шарпатов использовал классический прием — резко дернул штурвал, и в самолете все повалились, а талибы упустили оружие. Шестеро пилотов с мужеством отчаяния отдубасили своих пленителей, отобрали автоматы и взяли на прицел. Один из талибов пытался разгрызть веревку, когда его вязали, но тут ему без сантиментов хрястнули в лоб прикладом, и сопротивление закончилось.
На земле талибы искали пилота истребителя, но пока до него добрались, пока тот успел взлететь, самолет уже уходил из воздушного пространства Афганистана, а лететь за ними в Иран истребитель талибов не стал — не дурной.
С иранцами связались быстро, и те пошли навстречу: «Ил» спокойно пропустили через воздушное пространство Исламской Республики. На земле проблему решили оперативно, и вскоре Ил-76 сел в ОАЭ.
На календаре было 16 августа 1996 года. С момента захвата самолета талибами прошел год и 13 дней.
Архивное видео с возвращением экипажа Ил-76 из афганского плена в Россию
Летчиков после этого полета наградили. Шарпатов и второй пилот Хайруллин стали Героями России. КВС летал, затем ушел на пенсию, занимался политикой в родной Тюмени. Хайруллин тоже долго оставался в авиации, а потом занимался общественной деятельностью. Остальные члены экипажа тоже остались в авиации.
А самолет, на котором они сбежали из плена, летает до сих пор. Летом 2024 года Ил-76, уходивший от талибов, все еще в небе.
*«Талибан» — запрещенная в России террористическая организация.
источник: https://www.mn.ru/long/zahvat-il-76-v-kandagare-kak-rossijskim-letchikam-udalos-bezhat-iz-plena