«Мы наш, мы новый, флот построим…» «Императоры океанов, цари всея морей». Часть 3
Уважаемые коллеги,
Прошу прощения, что так долго задержал третью часть. Изначально в ней предполагалась, что речь пойдет о двух броненосцах. Статья была уже давно готова, но в последний момент я решил полностью изменить второй броненосец. За ним потянулось изменение всей статьи. Она разрослась до невероятных размеров и я понял, что броненосцы придется разделить. Таким образом, у меня из 4-х статей про броненосцы из цикла «Мы, наш, мы новый…» получилось 5 шт.
Это будет не совсем обычная статья. Прочитав её, Вы обнаружите ТТХ, но не увидите рисунка корабля, выполненной в моей манере. Как так? – спросите Вы. Все дело в том, что я, при трезвом размышлении, решил ничего не менять в броненосце «Андрей Первозванный». Я итак изрядно «поуродовал» российские броненосцы. Единственное, что я сделал, это пользуясь тем, что у меня несколько более «продвинутая» производственная база, слегка улучшил характеристики «Андрей Первозванного» и добавил ему «дружка» в виде «Иоанна Златоуста». А также немного сдвинул сроки строительства, так, чтобы эти «опоздавшие» броненосцы успели на РЯВ. Приятного чтения.
К 1899 году над головой морского министра Р.В. Хорошихина, сгустились тучи. Причем опасность исходила, не столько от придворной камарильи, которой Роман Владимирович, регулярно давал по жадным ручонкам, когда те тянули их в сторону флотского пирога, сколько от усложнившейся международной обстановки. Демарши Хорошихина, по изменению статус проливов Босфор и Дарданеллы, занятие Бендер-Аббаса, под русскую ВМБ, завуалированные угрозы Суэцкому каналу, в случае если англичане будут противодействовать русскому флоту, все это вызывало серьезное раздражение Лондона. Не проходило дня, чтобы Николай II получал доносы от ближайшего окружения или ноты протеста от британского посла на действия морского министра. Летом между вице-адмиралом Хорошихиным и Николаем II состоялся разговор, причем по инициативе самого морского министра. Роман Владимирович поведал императору о своем желании самому уйти в отставку, но просил лишь о небольшой отсрочке, дабы подготовить себе приемника. Николай II согласился с доводами министра. Выбор Хорошихина пал на своего давнишнего приятеля и единомышленника, начальника ГМШ, вице-адмирала, Ивана Михайловича Дикова. Английские шпионы при дворе Николая II, уже докладывали, что «дни морского министра сочтены и его вот-вот погонят в отставку». Однако вопреки всем досужим домыслам Роман Владимирович продержался еще год. Как ни странно, но на этот год его спасли сами англичане. Как раз на 1898-1900 гг. пришлось самое тесное сотрудничество морского ведомства и компании «Виккерс» одного из главных акционеров Новоадмиралтейского судостроительного завода, а также сэра Базиля Захароффа. «Виккерс» задействовал, все рычаги своего немалого влияния, что бы по максимуму получить заказы в России. Но даже всего влияния «Виккерса» не хватило, что бы изменить политику Великобритании. А Англия уже взяла курс на создание для России, конфликтной ситуации на Дальнем Востоке. И здесь умный, деятельный морской министр явно мешал мутному Альбиону. В 1900 году Р.В. Хорошихин написал в своем дневнике – «единственной моей задачей на посту морского министра, было создание такого флота для России, который бы исключал нападение любого неприятельского флота во внутренних российских водах». И Роман Владимирович деятельно к этому стремился.
В 1896 году американцы спустили три броненосца типа «Индиана» с промежуточным калибром. В 1898 году разразился Фашодский кризис. Англичане с оглядкой на французскую кораблестроительную программу, срочно ассигновали средства на постройку серии крупных броненосцев с промежуточным калибром. Фашодский кризис прошел, а заказ остался. В 1899 году Япония заказала на верфях Армстронга броненосцы типа «Хидаки» и «Атаго» (18800 т, 18,5 уз, 2х2х305-мм, 6х2х203-мм, 14х120-мм). В основе лежал переработанный проект броненосцев типа «Кинг Эдуард VII». Роман Владимирович и сам подумывал над броненосцами с усиленным калибром.
В начале 1897 года к морскому министру наведались представители «Виккерса». После покупки большого пакета акций Новоадмиралтейского судостроительного завода (НАСЗ) «Виккерс» провел на нем серьезную модернизацию. Был значительно обновлен станочный парк, установлено новое оборудование, перестроены стапеля и эллинги. К тому же «Виккерсу» в наследство от Адмиралтейского завода, Галерного островка и Франко-Русского завода, достался высококвалифицированный персонал. В 1896 году реконструкция НАСЗ в основном закончилась, завод стал крупнейшим и лучшим предприятием судостроительной промышленности России. Одновременно на НАСЗ можно было строить до 8 броненосцев или броненосных крейсеров. Четыре корабля в постройке и четыре в достройке у причальной стенки достроечного бассейна, оборудованного всем необходимыми механизмами и приспособлениями. Первыми кораблями, заложенными в 1896 году, на НАСЗ стали броненосные крейсера «Богатырь» и «Витязь». После спуска крейсеров на воду в 1898 году их место заняли броненосные крейсера «Держава» и «Россия». Но «Виккерс» и НАСЗ жаждали большего. На «Виккерсе» здраво рассудили, что «если морской министр не идет на НАСЗ, значит НАСЗ должны прийти к морскому министру». Но в России как-то не принято идти в гости без подарка. Но как быть, если Хорошихин взяток не берет. Усвоив эту нехитрую мысль, мудрые представители «Виккерса» и НАСЗ пришли к Роману Владимировичу с подарком в виде проекта нового броненосца. Собственно говоря, ничего нового в нем не было. Это был перепев с того же «Кинг Эдуард VII». По первоначальному проекту водоизмещение броненосца должно было составлять – 17500 тонн, скорость – 19 узлов, а вооружение состояло из 2х2х305-мм, 4х2х203-мм орудий вместо 4х234-мм, как на прототипе, а так же 12х152-мм орудий и 14х87-мм орудий. Тем не менее, рассмотрев проект, Роман Владимирович нашел его интересным и в целом согласился, пожелав лишь довести количество 203-мм орудий до 12 шт. Изначально предполагалось увеличить количество двухорудийных восьмидюймовых башен до шести единиц, но водоизмещение при этом выползло за 18 тыс. тонн. После некоторого согласования в МТК проект вновь был переработан. Водоизмещение оставили в 18 тыс. Но две двухорудийные башни заменили на шесть одиночных 203-мм. в казематах, доведя количество 8" до 14 штук. При этом было принято принципиально новое решение по артиллерии. Решено было отказаться от комбинации из 152-мм и 87-мм орудий, а в качестве среднего и противоминного калибра применить единый 120-мм калибр. Всеми работами по переделке проекта занимался помощник старшего судостроителя Яков Васильевич Афанасьев. Несмотря на то, что «Виккерс» оглядывался на английский проект «Кинг Эдуарда VII», проект русского броненосца получился вполне себе оригинальным, сочетая в себе черты русского и английского кораблестроения. Дело оставалось за малым уговорить царя и министерство финансов на выделение средств. И тут руководство «Виккерс» и НАСЗ имевшие в России прочные связи, в том числе и в финансовых круга, немало поспособствовали.
Осенью 1897 года состоялась торжественная закладка двух новых броненосцев получивших имена «Андрея Первозванного» и «Иоанна Златоуста». Размерения «Андрея…» и «Иоанна…» составили — 140,2х24,4х8,5 м. Несмотря за строгости к весовой дисциплине на НАСЗ перегруза в 280 тонн избежать не удалось. В качестве СУ использовались 4-цилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения и 24 котла Бельвиля. Главный броневой пояс простирался на всю длину корпуса, а его толщина составляла 229-мм истончаясь к оконечностям до 76-мм. Толщины верхнего броневого пояса находились в пределах 127…102 мм. Вооружение главного калибра броненосца состояло из четырех 305/45-мм орудий производства Обуховского завода. Четыре двухорудийные башни выполнил Металлический завод при технической поддержке «Виккерс» и НАСЗ. 120/50-мм поставил Русско-Онежский механический и артиллерийский завод Барановского.
Эскадренные броненосцы «Андрей Первозванный» и «Иоанн Златоуст»
Водоизмещение: 18 300 тонн, Размерения (ДхШхО): 140,2х24,4х8,5 м., СУ: 2ПМ, 24ПК, 18 200 л.с., Макс. скор. – 18,5 узла, Дальность – 6000 миль (на 10 узлах). Броня: нижний пояс – 76…229…76 мм, верхний пояс – 102…127 мм, палуба – 51 мм, башни ГК – 229 мм, барбеты – 203 мм, каземат – 127 мм, рубка – 203 и 76 мм. Вооружение: 2х2х305-мм/45 мм, 4х2х203-мм, 6х203-мм, 12х120-мм/45, 4х7,62-мм. пул., 2х457-мм. ТА. Запас топлива – 1500 т. угля и 700 тонн нефти
Осенью 1900 года оба корабля вышли на сдаточные испытания. И «Андрей Первозванный» и «Иоанн Златоуст» показали хорошие результаты. Оба корабля вышли на проектную мощность и при форсированном режиме уверенно держали скорость 19,3 и 19,2 узла соответственно. При естественной тяги броненосцы в течении 6-часовых испытаний двигались со скоростью 18,5 узлов. При 12-часовых испытаний рекомендованную скорость снизили до 18 узлов.
После вступления в строй «Андрея Первозванного» решено было оставить на Балтике. А «Иоанн Златоуст» с связи с ухудшающими отношениями с Японией, совершил в 1901 году переход в Порт-Артур.
Как всегда, жду Ваших замечаний, дополнений, уточнений и комментариев.
Продолжение, уже точно, скоро, следует…