4

Уважаемые коллеги, выкладываю следующую «рыбную» часть моей АИ «Мы наш, мы новый, флот построим…» На этот раз речь пойдет о кораблях и немного об экономике. Хочу поблагодарить уважаемого коллегу Из майкудука, подсказавшего мне некоторые интересные мысли. Приятного чтения.

Заседание «Охотско-Камчатского акционерного рыбопромышленного общества» 1894 год. Председатель правления, купец I гильдии и рыбопромышленник, Константин Лаврович Лавров.

– Господа, по итогам путины 1893 года чистая прибыль нашего предприятия составила 1,2 млн. руб. Капитализация «Охотско-Камчатского акционерного рыбопромыслового общества» составила 3 млн. рублей. Построены рыбоконсервные заводы в Усть-Каменске и Аваче, заложены заводы в Олюторском заливе, бухте Тарья и Николаевске. Построенные заводы в прошлом году вышли на мощность 2000 ящиков в сутки, что составляет 96 тыс. однофунтовых банок жестяночных консервов. Обществом приобретено 65 парусных кунгасов и одна паровая рыбопромысловая шхуна. Нам принадлежит 96 рыбопромысловых участков, из них 45 речных и 51 морской участок. Удалось наладить сбыт рыбы, приготовляемой «сухим» способом, в Японию. Всего таким способом в Японию отправлено более 100 тыс. пудов рыбы. За два года добыто 72 тыс. морских котиков. Наша продукция наконец-то вышла на лондонскую биржу. Так, за один ящик «лососевых» консервов в среднем давали, 16 руб., что при сопоставимых затратах вместе с транспортными расходами в 10,5 руб. за ящик дает нам чистую прибыль в 5,5 руб. При вступлении в строй заводов в Николаевске, Тарье и Олюторском заливе общая механизация заводов составит 130 л.с., а мы сможем выйти на производство 150 тыс. ящиков консервов в год, что даст нам около миллиона рублей прибыли. Общая численность работающих на наше предприятие составит 312 русских подданных и 375 иностранных, в основном китайцев и японцев. Нами привлечено 18 иностранных специалистов, как правило норвежцев и датчан, а также двух японцев. Кроме этого мы заключили договор с нашей армией и флотом. Так, военные готовы брать 8 тыс. пудов свежей рыбы и 10 тыс. ящиков консервов в год. Все это требует от нас расширения производства и прежде всего увеличения вылова рыбы.

– Все это хорошо, но мы знаем и о возникших у общества проблемах.

– Да, и прежде всего это происходит со стороны японцев, которые недовольны нашей экономической политикой. За прошлый год участились перестрелки с японцами на рыбопромысловых участках, которые они традиционно считают «своими». Как вы знаете, в Авачинской бухте неизвестные сожгли 9 кунгасов, вытащенные на берег для просушки. Еще 8 кунгасов пропали без вести. У Командорских островов не редки столкновения нашей зверобойной шхуны «Морж» с американским браконьерами. Наша продукция, направленная для продажи в Америку и Канаду, не нашла там сбыта. Это всего лишь трудности, которые волей-неволей нам придется преодолевать. Сейчас, например, мы ведем переговоры с китайской армией на поставку им рыбных консервов. Подвижки в этом направлении есть. Несмотря на определенное противодействие, нам надо двигаться вперед.

– Господа я хочу предоставить вам разработку лейтенанта флота в отставке И.Ф. Кочнева. Он долгое время ходил на рыбопромышленных шхунах и у него есть интересные мысли по поводу наших судов. Прошу вас, Иван Федорович.

– Все чрезвычайно просто, господа. Паровые шхуны, которые вы строите на наших и иностранных верфях, довольно дороги – средняя цена колеблется от 60 до 80 тыс. рублей. Парусные кунгасы, наоборот, дешевы, но зависят от многих факторов, в том числе и от ветра. Будучи на Хоккайдо, я обратил внимание на паровой кунгас японского рыбопромышленника Ситомацу, в Японии их называют кавасаки. Если совместить японское кавасаки, дальневосточный кунгас и  паровой движитель, может получится очень неплохое, недорогое рыбопромысловое судёнышко для ваших промыслов. Вот посмотрите, я тут набросал небольшой рисунок. Как видим суденышко имеет ломаные в поперечном сечении обводы, наклонный форштевень, транцевую корму и относительно плоское дно, что позволяет иметь сравнительно небольшую осадку. Водоизмещение подобного судна не должна превышать 10-12 тонн. При мощности парового движителя в 15-25 л.с. это обеспечит кунгасу 6-7 узлов скорости.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть VIII.  Рыбак в поход собрался…

Парусно-паровые кунгасы (22 ед.)

Водоизмещение – 12 тонн. Размерения – 19,5×3,4×0,8 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность — 25 л.с. Скорость – 6,0 узлов. Дальность хода – 170 миль на 5 узлах. Вооружение: 1×7,62-мм пулемет, минно-тральное оборудование.

– Ваши кунгасы будут деревянными?

– Изначально я думал об этом, но все же пришел к выводу, что металлические будут лучше соответствовать требованиям надежности и безопасности.

– И во сколь же нам обойдется данное чудо?

– По моим подсчетам, никак не меньше 4-х тыс. рублей, но не больше 8-ми.

– Однако!!! Не слишком ли дорого, господа?

– На этот вопрос, позвольте, отвечу Вам я, а не капитан. Несомненно, паровые кунгасы дороже парусных, но и эффективность их выше. Например, паровые кунгасы могут быстрее доставлять выловленную рыбу на предприятия, кроме того они не зависят от ветра и могут преследовать косяки рыб там, где спасуют парусники. Это не значит, что мы должны сразу перейти на паровые кунгасы, но я считаю, что мы должны иметь из расчета 1 паровой, металлический кунгас на 5-6 парусных, деревянных. Для начала я предлагаю заложить парочку подобных кунгасов. В Хабаровске только что вступила в строй Амурская судостроительная верфь Морского министерства. Они сейчас рады любому заказу. А в Иркутске на паровозостроительном заводе можно заказать паровые движители, выйдет дешевле. К тому же нашими паровыми кунгасами заинтересовалось военно-морское ведомство. Они не против поспособствовать строительству. Если испытания пройдут удачно, флот готов договариваться об открытии нам беспроцентного кредита, с целью дальнейшего использования наших кунгасов в случае возникновения какой-либо надобности.

– А что с основным государственным кредитом?

– Нами израсходовано из основного кредита всего лишь 50 тыс. рублей. Итого на нашем счету ещё 450 тыс. рублей, это не считая наших средств.

– Что ж, изрядно. Я думаю, мы сможем согласится с предложением господина Лаврова и выделить средства на увеличение рыболовного флота. А что с остальными кораблями?

– В Норвегии строятся и скоро войдут в строй две зверобойные шхуны ледового типа. Обе ледокольные паровые шхуны обошлись нам в 80 тыс. руб. каждая, это притом, что норвежцы согласились снизить стоимость шхун на 25%, в обмен на передачу нам техдокументации на строительство.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть VIII.  Рыбак в поход собрался…

Зверобойные шхуны «Аргунь» и «Амгунь»

Водоизмещение – 550 тонн. Размерения – 41,5×8,0×3,2 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 600 л.с. Скорость – 9,0 узлов. Дальность хода – 2800 миль на 6 узлах. Запас топлива – 72 тонны угля, Вооружение: 2×1×63,5 мм, 2×1×7,62-мм пулемета, минно-тральное оборудование.

– Добро, а что с предложением министерства финансов?

– Министерство финансов готово построить четыре шхуны и передать их нам, вместе с функциями по охране рыбных участков и борьбы с контрабандистами. За это мы должны принять на суда 12 чиновников от министерства финансов. Впрочем, оплату их содержания министерство финансов нам гарантирует. Кстати, напоминаю, что прибыль от продажи на аукционах имущества пойманных нами контрабандистов и браконьеров за этот год составила 122 тыс. рублей. Неплохая прибавка к основной деятельности!

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть VIII.  Рыбак в поход собрался…

Рыбоохранные и пограничные крейсера  «Якут» и «Тунгус»

Водоизмещение – 248 тонн. Размерения – 38,5×6,0×2,5 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 800 л.с. Скорость – 16,0 узлов. Дальность хода – 2200 миль на 8 узлах. Запас топлива – 44,0 тонны угля, Вооружение: 2×1×63,5 мм, 2×1×7,62-мм пулемета, минно-тральное оборудование, 20 мин.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть VIII.  Рыбак в поход собрался…

Рыбоохранные и пограничные крейсера  «Охотск» и «Усть-Камчатск»

Водоизмещение – 320 тонн. Размерения – 42,0×6,0×2,7 м. СУ – 1ПМ, 2ПК. Мощность – 700 л.с. Скорость – 14,0 узлов. Дальность хода – 1800 миль на 8 узлах. Запас топлива – 40,0 тонн угля, Вооружение: 2×1×63,5 мм, 2×1×7,62-мм пулемета, минно-тральное оборудование, 18 мин.

– И ещё. Шхуна нашего общества «Морж» показала прекрасные результаты. Мы собираемся построить еще четыре подобных паровые шхуны по измененному проекту. «Морж» оказался слишком велик. Его водоизмещение в 375 тонн признано избыточным. Новые шхуны будут меньше и быстрее. Водоизмещение не более 200 тонн, скорость около 9 узлов. Цена по сравнению с «Моржом» уменьшена на треть. После реконструкции, на Соломбальской верфи готовы взяться. У них большой опыт по части строительства рыбопромысловых судов.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть VIII.  Рыбак в поход собрался…

Паровые рыбопромысловые шхуны «Эвенк», «Юкагир», «Ительмен» и «Камчадал»

Водоизмещение – 180 тонн. Размерения – 28,0×5,8×1,8 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 320 л.с. Скорость – 9,0 узлов. Дальность хода – 1100 миль на 6 узлах. Запас топлива – 18,0 тонн угля, Вооружение: 1×47 мм, 1×7,62-мм пулемет, минно-тральное оборудование.

– Ну что ж, решено. А что там в Иокогаме с Томлисоном и Хоупом?

– Пока переговоры о покупке 3-х шхун ведутся успешно. Японцы не проявляют к разорившейся компании никакого интереса. Кроме того, они готовы достроить и продать еще две. Причем цена весьма невелика. Американцы готовы продать три шхуны всего за 80 тыс. руб., а две недостроенные за 45 тыс. руб. Если эта покупка состоится, мы станем компанией, эксплуатирующей самое большое количество паровых судов на Дальнем Востоке, что несомненно выведет нас в лидирующие позиции.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть VIII.  Рыбак в поход собрался…

Паровые рыбопромысловые шхуны «Зюйд», «Вест», «Норд», «Ост», «Компас»

Водоизмещение – 155 тонн. Размерения – 26,5×5,6×1,7 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 280 л.с. Скорость – 9,0 узлов. Дальность хода – 1600 миль на 6 узлах. Запас топлива – 12,5 тонн угля, Вооружение: 1×47 мм, 1×7,62-мм пулемет, минно-тральное оборудование.

– Один «Морж» требует как минимум 300 тонн угля в год. Если закупить столько паровых кораблей, это ж сколько угля для них потребуется?

– Пока флот нас выручает, но впоследствии придется переходить на местные сорта угля, они хоть и хуже, но и у нас чай не броненосцы.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть VIII.  Рыбак в поход собрался…

Рыбоохранный крейсер «Морж»

Водоизмещение – 375 тонн. Размерения – 30,5×6,2×3,2 м. СУ – 1ПМ, 2ПК. Мощность – 240 л.с. Скорость – 7,0 узлов. Дальность хода – 1200 миль на 6 узлах. Запас топлива – 24,0 тонны угля, Вооружение: 1×63,5 мм, 1×47 мм, 2×7,62-мм пулемета, минно-тральное оборудование.

– Есть еще один важный момент. Тут речь шла о том, что американский рынок для нас потерян. Это не совсем так. Нашему торговому агенту в Сан-Франциско удалось выяснить, что американцы готовы охотно брать свежих и консервированных крабов. На лондонской бирже цена за ящик крабовых консервов доходит до 40-50 рублей.  Необходимо часть наших судов перевести в краболовы. Это будет хорошее вложение капитала. И последнее. Как нам удалось выяснить, в Великобритании и США уже вовсю строят холодильные суда, – тут Константин Лаврович заглянул в бумажку и прочел почти по слогам, – ре-фри-же-ра-тор. Во, как. У нас же в России подобные суда закладываются в Одессе и Николаеве. Товарищество «Беллино-Фендерих» строит морозильный пароход по заказу «РОПиТа», для перевозки мяса с юга России в страны Средиземноморья. Имей мы такой пароход, мы могли бы замораживать рыбу прямо в море, что обеспечить сохранность продукта.

– Планов у вас, как я посмотрю, Константин Лаврович, громадье. И все же я не рекомендую столь быстро гнать коней. Продадим первую партию крабов в Америке, получим суда от министерства финансов. Закончим 1895 год с прибылью, а там помолясь можно и о вашем, как там бишь  его, рифри…, реври…, тьфу, морозильном судне, подумать.

– Вот и ладно.

В 1902 году «Охотско-Камчатское акционерное рыбопромысловое общество» обладало 106 деревянными парусными кунгасами, 22 паровыми кунгасами. На службе министерства финансов и общества состояло 16 паровых вооруженных промысловых шхун, с функциями рыбоохранных и пограничных крейсеров. В 1902 году Охотско-Камчатским обществом был приобретен рефрижератор «Аян».

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть VIII.  Рыбак в поход собрался…

Рефрижератор  «Аян»

Водоизмещение – 630 тонн. Размерения – 45,0×9,0×3,0 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 1350 л.с. Скорость – 12,5 узлов. Дальность хода – 2200 миль на 12 узлах.

Общая капитализация общества достигла 4,2 млн. рублей. Общество владело 6 рыбоконсервными и 2 крабоконсервными заводами.  Общество обладало 1 холодильным предприятием и более чем двумя десятками ледников, рассчитанными на длительное хранение 100 тыс. пудов рыбы. Обществу принадлежало около 50 вагонов-ледников, доставлявших продукцию по разным городам Российской империи. Общество имело около двух десятков магазинов по продаже дальневосточных деликатесов. Продукция общества высоко котировалась на Лондонской, Гонконгской и Московской товарных биржах. В рекордном 1903 году рыбаки общества выловили полмиллиона пудов рыбы, сто тысяч пудов краба и 65 тыс. котиков. Ежегодная прибыль общества от реализации конфискованных средств незаконного лова и контрабанды составляла 170 тыс. рублей. За 10 лет деятельности общество пережило 19 судов, 3 попытки насильственного банкротства и одну попытку смены руководства. В общей сложности на общество было наложено 62 судебных иска, значительная часть из которых была отозвана.

Министерство финансов. 1903 год. Санкт-Петербург.

Беседуют двое чиновников. С улицы слышны крики мальчишек-газетчиков: «Война с Японией!», «Боевые действия уже начаты!», «Первые залпы войны!».

– Вы думаете, и в самом деле война?

– Да что вы, милостивый сударь. Так-с, японцы шалят. Видите ли, господа из «Охотско-Камчатского общества» взялись крутенько. За 10 лет практически вычистили японцев с наших рыбных промыслов на Дальнем Востоке. Я доподлинно знаю, 195 рыбопромысловых участков теперь принадлежит Охотско-Камчатскому обществу и всего лишь 45 японцам. Вот японцы и сатанеют. В позапрошлом годе прибыли на промыслы огромной флотилией. Браконьерничали, стреляли. Убили чиновника из нашего министерства, отставника, прапорщика по морскому ведомству Богданова, да Вы помнить должны, мы еще деньги вдове по подписке собирали.

– Да-да, что-то такое припоминаю.

– Еще трех рыбаков. Так рыболовные шхуны и баркасы вооружать пришлось. Опять же пограничники по нашему ведомству помогли, форменная война с перестрелками была. Так вот в прошлом годе некий японский полковник образовал среди местных рыбаков патриотическое общество «Черная хризантема», и представьте себе, японское правительство предоставило обществу два устаревших миноносца. По их защитой целая орава японских рыбаков вторгалась в наши пределы. Господам из Охотска пришлось вызывать флот на подмогу. А уже в этом году на промысел вышла целая вооруженная флотилия. К рыбацким судам, которые и сами неплохо вооружены, добавились все пограничные и рыбоохранные крейсеры, два миноносца из Владивостока и минный крейсер. Японцы при такой поддержке опасаются лезть в наши территориальные воды. Так и любуются русские и японские морячки друг другом, через прицелы орудий. Да ноты дипломатические шлют.

– А как вы полагаете, война с Японией будет?

– Нет, вряд ли, кишка у японцев тонка, а коль сунутся – так мы готовы. Нет и ещё раз нет, японцы решительно побоятся задевать наши интересы на Дальнем Востоке.

После начала русско-японской войны флот мобилизовал 18 паровых кунгасов и 14 шхун. Они служили в качестве, тральщиков, посыльных и сторожевых судов, малых транспортов и разведчиков. Из них на минах и при столкновениях с японцами погибли 6 кунгасов и одна шхуна. 15 кораблей были затоплены при сдачи Порт-Артура. Японцы подняли их и включили в состав флота. Однако выяснилось, что при затоплении они несли флаг «Охотско-Камчатского акционерного рыбопромыслового общества». После войны Охотско-Камчатское общество потребовало вернуть, частную собственность, незаконно захваченную японцами. После международного скандала и нескольких международных судов японцы были вынуждены вернуть все имущество Охотско-Камчатской компании.

* * *

Уважаемые коллеги, очень бы хотелось еще раз, прошу прощения за настойчивость, узнать, как мне все эту мелочь, мобилизованную в славный Российский императорский флот, называть??? Сторожевые корабли, пограничные крейсера, охранные крейсера, сторожевые шхуны, корабли охраны территориальных вод, корабли охраны военно-морских баз?????? В целом с классификацией я разобрался, но эта вызывает у меня неподдельный интерес. Заранее благодарю всех откликнувшихся.

Прошу прощения за немного длинноватую статью. Как всегда, жду Ваших замечаний, уточнений, дополнений.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ…

Правда, правда!!! Чес-с-с… слово! Буксиром клянусь : ))))))))))

Подписаться
Уведомить о
guest

75 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account