Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVIII. Уж послали, так послали…
Уважаемые коллеги, наконец-то долгожданное начало выкладки боевых кораблей. Впрочем, особо боевыми их назвать нельзя. Ну, уж об этом судить Вам. В этой и последующих частях я специально отступил от канона и не буду прослеживать судьбу кораблей позднее 8 февраля (26 января) 1904 года, начала русско-японской войны, так как еще сам не знаю точную судьбу своих же кораблей. Кто-то войдет в АИ, кто-то не войдет. Кому-то то из кораблей будет суждено погибнуть. А кто-то вернется с победой. Но вот кто из кораблей это будет, станет известно по результатам Ваших комментариев и моего видения АИ. Впрочем, я заболтался, приятного чтения.
Их называли «испуганными кораблями». Даже само их название говорило за себя. Изначально они должны были стать самыми мирными кораблями, но один-единственный раз одев военную форму, они уже не снимали её до конца службы. Но по порядку. В середине 70-х годов отношения между Турцией и Россией обострились донельзя. В конце концов, все это вылилось в русско-турецкую войну 1877–1878 годов. Успешная для России война могла заметно усилить её влияние в Черноморском регионе, а впоследствии и в регионе Средиземного моря. А это в свою очередь никак не могло устроить Великобританию. В России, опираясь на опыт не столь давней Крымской войны, хорошо понимали опасность вступления Великобритании на стороне Турции. Под шпицем царила тихая паника. Чем больше одерживали победы русские войска в Болгарии, тем больше наши адмиралы ожидали появление английской эскадры на рейде Кронштадта. Придумывались самые фантастические планы, на случай высадки английских десантов близ Петербурга. Все, что могло иметь хоть малейшую боевую ценность, тут же шло в дело. На свою беду владелец компании «Балтийско-финляндское пароходство», купец В.Н. Шумов, заказал на Путиловской верфи два парохода, которые должны были стать основой его будущего благополучия. Это были обычные парусно-паровые паромы для перевозки людей и грузов между портами Балтийского моря. Один пароход предназначался для линии Санкт-Петербург – Ревель – Либава, другой – для линии Санкт-Петербург – Выборг – Гельсингфорс – Або. Собственно говоря, один корабль был уже спущен на воду и полностью готов к плаванию, второй еще находился у достроечной стенки и был готов на 85%. Военно-морское ведомство тут же выкупило оба корабля за 466 тыс. руб. Так что купец в накладе не остался. На корабли установили по два 6″ и по четыре 9-фн. орудия образца 1867 года. Оба корабля имели парусное вооружение гафельной шхуны. К недостаткам корабля можно отнести отсутствие двойного дна и небольшую (12 узлов) скорость.
В 1878 году оба корабля под именами «Фобос» и «Деймос» были приняты в строй. Очевидно, имена отражали то состояние, которое русские адмиралы испытывали перед английским флотом. Изначально корабли позиционировались как корабли охраны Финского залива. В их задачу входила разведка, уничтожение вражеских миноносок и легких крейсеров противника. Но главной задачей почиталось противодействие английским десантам. Уничтожение высадочных плавсредств англичан и обстрел берегов Финского залива. Впрочем, повоевать им не удалось – был подписан Сан-Стефанский мир и кризис разрешился сам собой. Надобность в кораблях отпала, и их даже пытались продать, но покупателей не нашлось. В конце концов, их позиционировали как крейсера II ранга и перевели в разряд учебных судов. С 1880 по 1895 год крейсера «Фобос» и «Деймос» совершили несколько практических плаваний в основном в Данию и Швецию.
В 1897 в связи усложняющейся обстановкой на Дальнем Востоке, оба крейсера прошли коренную модернизацию. Так, 152-мм орудия были заменены на 120-мм скорострелки производства «РОМаЗ». А вместо 107-мм орудий установили 87-мм скорострелки Барановского. Изменения коснулись и силовой установки. Были установлены новые более производительные и легкие котлы и паровая машина. В результате произведенной модернизации водоизмещение упало с 1330 до 1280 тонн, так вес силовой установки уменьшился с 233 до 205 тонн. При этом мощность увеличилась с 1400 до 1550 л.с., что позволило крейсерам достигать скорости 13,5 и 13,8 узлов.
В 1899 года «Фобос» и «Деймос», с понижением до крейсеров III ранга, были переведены на Дальний Восток.
Крейсера III ранга «Фобос» и «Деймос»
Водоизмещение – 1280 тонн. Размерения – 72,0×9,5×4,2 м. СУ – 1ПМ, 4ПК. Мощность – 1550 л.с. Скорость – 13,5 узла. Дальность хода – 7200 миль на 8 узлах. Запас топлива – 300 тонн угля. Вооружение: 2×120/45-мм, 4×87-мм, 4×47-мм. Площадь парусов – 878 м².
В связи с обострившимися в ходе русско-турецкой войны (1877–1878 гг.) отношениями с Великобританией, в США была послана специальная миссия под руководством двух капитан-лейтенантов, Л.П. Семечкина и К.К. Гриппенберга. Главной задачей миссии было приобретение кораблей, которые можно было бы перестроить в крейсера, для нанесения максимального ущерба английской торговле. Миссией было приобретено несколько кораблей. Уже вдогонку, в 1878 году из Петербурга поступили ТТЗ на покупку еще одного корабля, который по задумке адмиралов должен быть
«быстроходным, не ниже 15 узлов, иметь максимально малое водоизмещение при максимальном запасе топлива, иметь наиболее экономичные котлы и экипаж не превышающий 100 чел».
Найти уже готовый корабль с подобными характеристиками не представлялось возможным. Пришлось разослать техническое задание на филадельфийскую верфь Крампа, бостонскую верфь и Нью-Йоркскую верфь Уэбба. Победил в конце концов Крамп. Так российский флот обзавелся в девичестве клипером, а далее последовательно, крейсером II и III ранга «Забиякой».
В 1899 году крейсер III ранга «Забияка» был капитально отремонтирован на Владивостокском судостроительном и судоремонтном заводе. Заменили котлы, поставили новое оборудование для пожаротушения. Крейсер получил маломощную (50 миль) радиотелеграфную станцию. Но главное – модернизация коснулась вооружения крейсера. «Забияка» получил 6 новых скорострельных 107-мм орудий производства «РОМАЗ». Полное вооружение крейсера составляло: 6×1×107-мм орудий, 4×1×47-мм и 2×7,62-мм пулемета. Скорости отремонтированному кораблю добавить не удалось, она так и не превышала 13 узлов.
В 1880 году со стапелей сошла императорская яхта «Ливадия». Но семейству Романовых категорически не понравился её слишком революционный дизайн – корпус яхты был выполнен в форме эллипса. Неудачную «Ливадию» перевели в Николаев, а вскоре сняли с неё все механизмы и перевели в блокшив. Вопрос с царской яхтой на Черном море оставался открытым. В 1886 году управляющий морским министерством Иван Алексеевич Шестаков предложил вариант яхты-крейсера, имеющей «артиллерию и скорость соответствующие крейсерскому рангу». На суд императора Александра III были представлены два эскизных проекта, водоизмещением 1500 и 3000 тонн. После годичного рассмотрения государь повелел строить оба корабля. Но в процессе достройки симпатии Александра III склонились к яхте-крейсеру большего водоизмещения, будущей яхте «Полярная звезда». Почти все финансирование уходило на этот корабль. Безымянный корабль не спеша достраивался в Кронштадтской верфи. В процессе строительства проект несколько раз перерабатывался. В результате яхта-крейсер, лишилась императорского салона и обрела двухвальную энергетическую установку. На корабле были установлены три мачты с парусным оснащением баркентины. В 1890 году крейсер, обретший несколько лихое и бесшабашное имя «Корсар», вошел в состав Российского императорского флота в качестве крейсера II ранга и посыльного судна Балтийского флота. С 1890 по 1894 года «Корсар» совершил два практических плавания. А с 1894 по 1896 служил в качестве посольского корабля в Дании. В 1896 году отозвали в Кронштадт на модернизацию, которая коснулась в основном вооружения. Старые 9-фунтовые орудия заменили на новые, более скорострельные 107-мм орудия Барановского. В 1898 году «Корсару» был понижен статус, теперь он стал крейсером III ранга и был отправлен нести службу на Дальний Восток.
Крейсер III ранга «Корсар»
Водоизмещение – 1180 тонн. Размерения – 67,5×9,5×4,2 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 1250 л.с. Скорость – 14,0 узла. Дальность хода – 6800 миль на 10 узлах. Запас топлива – 250 тонн угля. Вооружение: 6×107/50-мм, 4×47-мм, 2×7,62-мм пулемета. Площадь парусов – 1145 м².
В 1887 шведское королевское семейство решило построить для себя новую королевскую яхту, а старую яхту «Дротт» передать наследнику шведского престола, будущему королю Швеции, Густаву VI, в подарок на его 16-летие, которое наступало в 1888 году. Новая яхта «Скандия» была заказана в Великобритании на верфи «Джон Эльдер и К°». Но в связи с рядом причин шведская королевская семья была вынуждена отказаться от покупки. Яхта, выставленная на торги за 28 тыс. фунтов стерлингов, долгое время никого не интересовала. Цена упала до 25 тыс. фунтов. Проблема была в том, что шведы хотели иметь и королевскую яхту и вооруженный корабль в одном флаконе. В результате корабль оказался слишком военизированным для мирных целей и слишком слабым как военное судно. В 1889 году яхтой заинтересовалось семейство Романовых. Задание на покупку яхты получил управляющий морским министерством России, вице-адмирал Николай Матвеевич Чихачев и военно-морской агент в Лондоне, капитан I ранга, Н.А. Зеленой. Покупка яхты, для царского семейства не состоялась, зато яхта была приобретена военно-морским ведомством в качестве разъездной яхты морского министра. Англичане были столь рады избавиться от яхты, что за свой счет заменили английские орудия на орудия русского образца. Роскошный царский салон превратился в адмиральский. В 1890 году крейсер II ранга «Альбатрос» начал службу в гордом Российском императорском флоте. В 1892 году только что вступивший в должность управляющим морским министерством Р.В. Хорошихин проводил ревизию доставшегося ему хозяйства. Коснулась ревизия и «Альбатроса»: он стал гидрографическим и посыльным судном. В 1894 году на корабле заменили вооружение, установив 4×1×87-мм скорострельных пушки Барановского и отправили, помолясь, на Дальний Восток.
Крейсер III ранга «Альбатрос»
Водоизмещение – 1050 тонн. Размерения – 67,5×8,0×4,1 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 1380 л.с. Скорость – 15,0 узла. Дальность хода – 6200 миль на 10 узлах. Запас топлива – 210 тонн угля. Вооружение: 4×1×87-мм, 2×7,62-мм пулемета. Площадь парусов – 775 м².
В 1898 году в связи с изменениями в Морском уставе, приказом командующего Тихоокеанской эскадры, крейсера были понижены до III ранга и сведены в учебный отряд под командованием капитана I ранга А.Р. Воронова. При этом «Забияка» и «Фобос» базировались во Владивостоке, а «Деймос», «Корсар» и «Альбатрос» – в Порт-Артуре. Задачи им были определены самые разные. Кем только не пришлось им потрудиться до русско-японской войны: гидрографическими и посыльными стационарами, выполнять патрульные и охранные функции на Дальнем Востоке. Служить стационарами в Корее, Японии и Китае. И даже выполнять роль посольских судов.
Как всегда, жду Ваших, замечаний, дополнений, уточнений и комментариев.
Продолжение следует… Теперь точно :))))))))))