Попытку соединить Краснодарский край с Крымским полуостровом предприняли еще в послевоенные годы. Почему проект тогда «зарубили»?
В 2018 году должно завершиться строительство моста в Крым через Керченский пролив. Движение по мосту (он будет из двух параллельных путей – автомобильного и железнодорожного) обещают запустить в 2019 году. А ведь строить мост из Тамани в Керчь собирались еще в 1949 году. До 2002-го эскизы послевоенного проекта моста в Крым (фото 1-4) хранились в архивах под грифом «секретно». Его автором стал известный инженер Борис Петрович Константинов – создатель Крымского моста (простое совпадение?) в Москве. В обсуждении проекта в 1949-м участвовал лично Сталин. Мост протяженностью четыре километра должен был соединить косу Чушка (со стороны Краснодарского края) и берег Крыма. Мост планировался двухуровневым – сооружение для CCCР тех лет почти фантастическое. Стройка даже, как говорят, началась. Строители не только успели возвести по обоим берегам пролива временные сооружения, но и приступили к основному объекту.
– В связи со сложностью геологического строения дна пролива и слабых грунтов до утверждения проекта был построен бык – одна из десятков промежуточных опор моста. На его возведение ушла огромная сумма. В разговорах назывался миллиард рублей в масштабе послевоенных цен, – вспоминал ветеран войны и труда Григорий Сирота, который в конце 40-х был комсоргом в коллективе «2 К» (так называлась стройка моста через пролив).
Но после возведения первой опоры дело застопорилось. Сооружение моста оказалось слишком дорогим для опустошенной войной казны СССР. Вопрос о продолжении строительства обсуждался на Политбюро. Предстояло решить: строить в Крым мост или обойтись гораздо более дешевым вариантом – паромной переправой. Рассказывают, что инженеры пытались прорекламировать Сталину свое детище:
«Это будет Царь-мост!»
«Вождь народов» на рекламу не поддался, ответив:
«Ну царя мы еще в 1917 году свергли».
А узнав общую стоимость строительства моста (точная цифра так и осталась неизвестна), Сталин вынес вердикт:
«Будем строить переправу».
В 1954 году из порта Кавказ в порт Крым начали курсировать паромы. А мощный бык так и не построенного моста до сих пор торчит в воде возле крымского берега.
Мост ценой в Севастополь
– Реально ли было построить в 1949 году мост в Крым и сколько бы это стоило? – спросили мы у историка архитектуры Николая Васильева.
– Проект моста через Керченский пролив 1949 года, конечно, поражает масштабом. В условиях послевоенного СССР он не то чтобы был невозможен, но его реализация была бы сопоставима^ с восстановлением разрушенных войной областных и республиканских центров — Киева, Минска, Сталинграда, Воронежа, Белгорода… Инженерная задача и сейчас очень трудная, тогда же ее решение отняло бы огромные силы. По сложности это как первый раз построить метро или высотку. В конкретную сумму стройку сложно оценить, но, думаю, она была бы сопоставима с бюджетом восстановления всего Севастополя – главной базы Черноморского флота. Мог ли проект быть реализован? Конечно, мог. При условии совсем другого масштаба внимания руководства СССР к Крыму.
– Никита Хрущев, передавая Крым из состава РСФСР в состав Украинской Республики, руководствовался экономическими связями Украины и Крыма. Как Вы думаете, если бы в те годы существовал мост в Крым, мог бы Хрущев принять другое решение?
– Решение Хрущева о передаче Крыма УССР имело много причин. Но большая экономическая интеграция полуострова с Краснодарским краем, думаю, могла бы повлиять на решение Никиты Сергеевича, Правда, лишь в том случае, если бы мост построили быстро. Но реализация проекта 1949 года вряд ли бы закончилась раньше середины 1950-х. Да и при том небольшом количестве автотранспорта, что было в послевоенном СССР, мост не выглядит очень целесообразным. А железная дорога имела бы скорее военное, а не гражданское значение.
На плотину тоже не хватило
Во второй половине 70-х годов идея перемычки между Крымом и Кавказом возникла снова. Хотели построить плотину, которая ограничивала бы поступление более соленой воды из Черного моря, в Азовское для сохранения морской экологии. Дело в том, что после возведения Волго-Донского канала приток пресной воды в Азов сократился и рыбы в нем стало меньше. Плотина могла это поправить. По ее верху планировалось строительство двухпутной железной и четырехрядной автомобильной дорог.
Но и тогда проект свернули из-за дороговизны. В переводе на цены наших дней на него требовалось бы около 360 млн. евро. Проект Керченской перемычки выдержал все проверки экспертизы, но в правительственном протоколе было записано:
«Временно отложить».
Опоры проваливались в грунт
– На самом деле Сталин проект Царь-моста в Крым поначалу одобрил, – рассказав нам свою версию старший сотрудник крымского республиканского учреждения «Керченский историко-культурный заповедник» Владимир Санжаровец. – Но когда начали устанавливать первые опоры моста, Оказалось, что они проваливаются в грунт на дне. Сколько специалисты ни старались, укрепить подпорки не получалось, ведь таких технологий, как сейчас, тогда не было. Поэтому после нескольких месяцев мороки проект свернули.
Гитлер уже и флажки завез
Строительство моста через Керченский ,пролив было запланировано в 30-х годах. В СССР даже изготовили для него первые железные конструкции. Но война помешала выполнению планов.
Весной 1943 года Гитлер потребовал начать строительство моста (используя советские конструкции). Немцы собирались гнать по этой переправе в Германию нефть и зерно с Кавказа. Работы планировалось закончить до 1 августа 1944 года. Немцы уже готовились к пуску первого, поезда и даже завезли флажки со свастикой. Но наступление советских войск весной и летом 1944-го не позволило им довести стройку до конца. В итоге на берегах остались сотни тонн цемента и горы готовых к установке конструкций (и немецких, и советских — еще довоенных). Сталин приказал мост достроить. И его достроили ударно – за пять месяцев (фото 5). Именно по этому мосту возвращалась в Москву советская делегация с Ялтинской конференций. Но укрепить мост не успели. В феврале 1945-го в проливе начался необычно сильный для этих мест ледоход. Часть опор не выдержала, и мост рухнул. Восстанавливать его не стали.
источник: Елена Кривякина «Мост Сталина в Крым» «КОНТАКТ-ШАНС» 13/2016