Могучая Светлана
1925-й год. Вроде совсем недавно завершилась Гражданская война, стана ещё в разрухе, а флот, лишённый после Кронштадтского мятежа, всякого доверия новой власти, по сути уже не существует. Кадры разогнаны. Корабельный состав практически отсутствует – даже каким-то чудом уцелевшие корабли в основном ржавеют на «долгосрочном хранении» почти без вооружения, реквизированного для сухопутных фронтов Гражданской войны. Береговая структура развалена. Матчасть благополучно растащена.
Кажется, на ВМС Советской России можно ставить крест по полному отсутствию таковых.
Но, именно тогда на свет появился первый проект достройки крейсеров типа «Светлана». Причём на первый взгляд, проект очень странный. Он предусматривал вооружение корабля вместо проектных 15 130 мм пушек, восемью могучими 203 мм орудиями.
На самом деле, ничего странного в этом проекте нет. Хотя Советской России тогда было совершенно не до каких-то морских амбиций, РККА очень нуждалась в поддержке своих операций в приморских районах корабельной артиллерией. Причём не абы какой, а по возможности, максимально мощной.
Простое сравнение вооружения, заложенного в проекте 1913 года и фигурирующего в проекте года 1925-го, самым наглядным образом демонстрируют то, чего хотела РККА. Именно РККА, а не флот!
Вот простая табличка:
|
Пр. 1913 г. |
Пр. 1925 г. |
Орудий в бортовом залпе |
8х130 |
7х203 |
Масса снаряда (кг) |
Фугас обр. 11 г. 36,86 |
Фугас обр. 13 г. 139,2 (112,2) |
Скорострельность (выстр/мин) |
5(8) |
4 |
Масса минутного залпа на ствол (кг) |
184(295) |
557 (449) |
Масса залпа на борт (кг) |
295 |
974 (785) |
Масса минутного залпа на борт (кг) |
1474(2350) |
3898 (3141) |
В скобках пр. 1913 г. расчёт при максимальной скорострельности 8 выстр./мин. (5 выстр/мин. нормальная скорострельность).
В скобках пр. 1925 г. расчёт при использовании вместо нормального, тяжёлого фугасного снаряда, снаряда лёгкого 112,2 кг. обр. 1915 г.
Что касается веса вооружения. Масса одной 130 мм артустановки 17,16 т. Одной 203 мм установки – 40 т. Соответственно вес 15 130 мм АУ 264 т., а 8 203 мм АУ 320 т. Перегруз в 56 тонн – фигня полная. Тоже самое касается и довольно существенного увеличения веса боекомплекта (55290 кг против 111360 или 89760 кг при использовании лёгких 112 кг снарядов). Разница 56 или 35 тонн при БК в 100 снарядов на ствол, хотя у РИ «Светлан» БК мог быть гораздо больше и, соответственно тяжелее. Таким образом, суммарный перегруз 112 или 91 т. Для корабля водоизмещения «Светланы» вполне приемлемый. Зато мощь артогня у пр. 1925 года намного больше. Как и дальнобойность. При одинаковом максимальном УВН +30 гр. 203/50 пушка имела дальнобойность на 2 км больше. И совершенно ясно, что для РККА артподдержка 203 мм пушек гораздо предпочтительнее, чем 130 мм орудий.
Крейсер "Красный Крым" экс «Светлана»
При проектировании «Светлан», калибр орудий определял флот. И естественно, что он ориентировался на борьбу с миноносцами, малыми и просто крейсерами – для чего, прежде всего, требовались скорострельность и приличный боекомплект. В 1925-ом, калибр орудий был ориентирован, сугубо на поддержку сухопутных войск.
Но, в 1925-ом, промышленность ещё была не в состоянии реализовать этот проект. Да и потом, чтоб максимально снизить издержки, два крейсера достраивали по первоначальному проекту, со 130 мм артиллерией.
Крейсер "Червона Украина" экс «Адмирал Нахимов»
Но! Едва у страны появилась возможность, третий крейсер достроили уже по существенно изменённому проекту с мощными 180 мм пушками («Красный Кавказ»).
Крейсер "Красный Кавказ" экс "Адмирал Лазарев"
Да и новые крейсера пр. 26 строились со 180 мм артиллерией ГК, годной и для боя с крейсерами хоть лёгкими, хоть тяжёлыми и для поддержки армии в прибрежных районах.
В данной АИ, к достройке «Светлан» приступили чуть позже, но это была не возня со штучными кораблями, а реализация продуманной программы, целью которой было введение в состав флота целой группы крейсеров.
На Балтике и Чёрном море, надлежало сформировать по бригаде. Состав каждой: два крейсера артиллерийской поддержки – «Светланы», достроенные по проекту 1925 года, плюс дивизион эсминцев. Чуть позже, (при наличии средств) в том же ключе надлежало достроить ещё два однотипных крейсера, доведя их количество в бригадах до трёх с тем, чтоб два из трёх всегда были готовы к походу и выполнению боевых задач.
Кроме того, предполагалось восстановить в качестве минных, два крейсера типа «Богатырь», сделав их флагманами минных сил на Чёрном море и Балтике.
Теперь, о собственно крейсерах.
Для удобного размещения 203 мм артустановок, (радиус обслуживания более 5,5 м) пришлось скорректировать размещение оборудования и надстроек на верхней палубе, а переднюю надстройку с боевой и штурманской рубками сместить несколько назад. Пришлось внедрить прочные подкрепления под установки и повозиться с собственно артустановками. Пушек и установок не хватало, и если установки удалось либо отремонтировать, либо изготовить новые, то восстановить производство новых 203 мм стволов на изношенном и разукомплектованном оборудовании, оказалось сложнее. Какое-то время даже рассматривались варианты замены 203 мм пушек на 190 мм итальянские, либо на 180 мм отечественные, которые предлагал конструктор Чернявский (как будто их изготовление было менее проблематичным, чем старых 203 мм!). Но, плодить вместо давно устоявшихся новые калибры, чуждые как флоту, так и армии, посчитали глупостью и просто купили в Италии новейшее оборудование для производства самых современных лейнированных стволов калибром до 203 мм включительно.
Кстати, пушки те были довольно совершенны. Разработаны Виккерсом только в 1905-ом году (именно их, в количестве не менее десятка перекалибровывали на 180 мм, всяких экспериментов ради, когда в СССР увлеклись этим калибром). Палубные установки ещё того новее – первую испытали только в 1910-ом. Они были хорошо сбалансированы, имели удобные привода наведения и автоматическую эжекцию при открывании замка.
203 мм морская артустановка Виккерс (Англия)
Вот проблему погребов удалось решить лишь частично. Для тех орудий, в районах «дислокации» которых места для размещения полного БК не нашлось, увеличили с 13 до 15 человек расчёты, добавив номеров подачи боекомплекта. Кроме того, выполнять роль дополнительных номеров расчёта, подающих боеприпасы, у таких пушек, обязали расчёты орудия ГК противоположного борта и зенитных установок.
Таким образом, методой долгих тренировок удалось добиться, чтоб все орудия в бортовом залпе строгого выдерживали «паспортную» скорострельность. По крайней мере, на первой очереди БК и при полном штате номеров расчётов.
Хотя, по большому счёту, некоторое снижение скорострельности 203 мм пушек, работающих по береговым площадям, фактор очень мало значимый. Крейсера эти не для дуэлей с какиминить «Тренто» задуманы.
Поскольку использовать крейсера предполагалось для поддержки РККА в прибрежных районах, создавать сложную и мощную ПВО посчитали излишним – в расчёте на прикрытие истребителей ВВС. Поэтому вместо зениток среднего калибра, на крейсерах устанавливали лишь по паре 37 мм зенитных автоматов обр. 28 г. в виде модифицированного виккерсовского «пом-пома». Эти установки, помимо своей основной функции, могли гораздо успешнее однозарядок среднего калибра работать и по торпедным катерам, расстреливая их автоматическим огнём.
Вместо четырёх неподвижных подводных ТА, в центре корпуса, побортно, установили по одному поворотному двухтрубному 450 мм ТА. Поскольку торпедное вооружение считалось сугубо вспомогательным (многие специалисты прямо предлагали от него отказаться как заведомо ненужного, но классические представления о том, что крейсер, под что бы он ни затачивался, не мыслим без торпедного вооружение, сохранили ТА), запасных торпед не предусматривалось. Соответственно БК торпед по сравнению с пр. 13 г. был сокращён с 6 до 4 штук.
Зато специалисты признавали огромную опасность, которую представляли для крейсеров немецкие субмарины на Балтике. Поэтому, именно для балтийских крейсеров были разработаны бортовые наделки, с которыми, как ожидалось, у кораблей появится хоть какая-то ПТЗ. Кроме того, эти бортовые наделки-поплавки в какой-то мере удачно компенсировали перегруз крейсеров, уменьшили осадку и улучшили их остойчивость, что для столь мощно вооружённых кораблей, предназначенных для действий в прибрежных районах, было очень полезно. Таким образом, вслед за балтийскими, булями обзавелись и черноморские крейсера, которые моряки называли не иначе как канонерскими лодками-переростакми.
На первых же учениях, головной корабль показал весьма впечатляющие результаты, обрушив на прибрежный полигон всю свою мощь, разрушая всё до чего дотягивался фугасами и уничтожая всё живое шрапнелью (в БК 203 мм орудий входили кошмарные 116,8 кг шрапнельные снаряды).
Командование РККА было очень довольно «своими» новыми крейсерами – что в то время никого не удивляло, поскольку даже структурно флот считался лишь морскими силами РККА.
р.с. А ещё, если подумать, такие крейсера Черноморского флота, вполне могли разнести в пыль румынскую Констанцу летом 41-го, а Балтийского, оказать реальную помощь в защите ЦМП "Севастополям" и эффективно долбасить немцев на подступах к Ленинграду.