Данный тект принадлежит перу -OSF-Джо с форума сайта www.aviaskins.com
Заинтересовался темой о МиГ-3 в ВВС Великобритании. Много лазил по сети и в результате, на сайте http://www.inoperevod/ наткнулся на воспоминания механика одной интересной эскадрильи. Всё изложенное было записано внучкой главного героя Сюзанной, в 1992г. Так что, делайте скидку на возраст.
…Сразу после Рождества (1940г.прим. переводчика) на нашу базу прибыла целая группа офицеров контрразведки (МИ-5). Они вызывали нас, и меня в том числе, по одному и вели долгие беседы о соблюдении секретности. После чего мы подписывали кучу бумаг о неразглашении. Это немного удивляло и напрягало. Хоть все и понимали, что идёт война с гуннами, но что и кому мы могли рассказать? И самое главное — что? Ведь гунны наверняка были в курсе ТТХ наших "Hurricane"(Хоукер Харрикейн (англ. Hawker Hurricane) — британский одноместный истребитель. прим переводчика). К чему такие строгости?
А в середине января (1941г.прим. переводчика), на наш аэродром прибыла большая колонна трейлеров, грузовиков, несколько автобусов и пара-тройка легковых машин. На трейлерах находились большие ящики, в грузовиках тоже ящики, но поменьше. И нам не составило особого труда догадаться, что внутри больших ящиков — самолеты. В тех, что поменьше, скорей всего оборудование и запасные части. Так впоследствии и оказалось. Все ж мы были не новичками в Королевских ВВС.
Из автобусов начали выходить люди. Все были в гражданском, за исключением нескольких военных полицейских. И тут, о боже, из одного из автобусов вылез медведь! Да! Это был настоящий медведь! Вернее, медвежонок! Он деловито обошел вокруг автобуса и уселся в снег рядом с колесом.
У нас прямо челюсти упали на землю. Но вновь прибывшие не обращали особого внимания на медвежонка и всем своим видом показывали, что типа так и надо.
Мы подошли ближе, прислушиваясь к разговорам прибывших. Они говорили явно не по-английски. Вроде какие-то славяне. Поляки? Мы уже видели нескольких польских летчиков. Впечатление они о себе оставили более чем посредственное. Много гонора, любят выпить и после чего хвастаться, но как пилоты… Так себе…
Тут Pilot Officer(лейтенант. прим. переводчика) Смирнофф, случайно оказавшийся рядом с нами, произнес:
-Русские!
Все вокруг так и ахнули! Русские? Комми?!!
Но Смирнофф подтвердил, что так оно и есть. Это явно русская речь. Ну ещё бы он ошибался, будучи потомком эмигрантов из большевицкой России и прекрасно говоря по-русски.
Мы и не заметили, что из легковых машин выбралась группа военных и направлялась в сторону вновь прибывших. Впереди шел Главнокомандующий истребительной авиацией Великобритании Chief Air Marshal (Генерал-полковник. прим. переводчика) сэр Мэтью Дадилинг. Вместе с ним шёл и командир нашей базы Group Captain (Полковник. прим. переводчика) сэр Стенли Кубрик. Они о чём-то оживлённо переговаривались.
Подойдя к группе прибывших и поздоровавшись с ними, сэр Дадилинг что-то коротко приказал. Наш командир базы махнул рукой и колонна грузовиков двинулась в сторону недавно построенных на краю летного поля ангаров и нескольких бараков.
Остальные пассажиры колонны двинулись следом пешком. Наверное решили размяться после долгой поездки. Медведь также потрусил следом. Судя по всему, он был отлично тренирован!
Один из приезжих достал из своего вещевого мешка какой-то странный музыкальный инструмент. Такая штука, треугольной формы, с грифом и тремя струнами. Что-то типа мандолины.
И начал тренькать какую-то мелодию. Потом запел. Песню подхватили другие.
Смирнофф сказал :"Вalalaika!"
Клянусь, у него на глаза навернулись слёзы!
Так, приезжие двинулись в свою сторону, а мы продолжили заниматься своими делами.
На следующий день меня вызвали в штаб. Там капитан из МИ-5 снова взял с меня кучу подписок и сообщил, что я, и несколько моих товарищей из нашей группы, как наиболее подготовленные кадры, будем работать с РУССКИМИ!!! Лично я, как моторист, буду знакомиться с русскими моторами. Мой френд, Чарли Стоун, будет работать с электрооборудованием. И вообще, нас, англичан, будет около 35-40 человек. И наша задача научиться обслуживать и ремонтировать русские самолеты.
Теперь-то я понял, почему развили такую бурную деятельность офицеры МИ-5 на нашей базе. Ещё бы. Узнай боши о русских самолетах, скандала бы точно не избежать.
Ещё раз напомнив про секретность, капитан сказал, что самолеты называются "MIG". Их всего десять. Два MIG-1 и восемь MIG-3. Остальную информацию до нас доведет Pilot Officer Смирнофф. Его, как знающего русский язык, прикрепили в помощь нашей группе.
Выйдя из штаба, я сразу направился в сторону новых ангаров. Не терпелось узнать подробности.
Удача шла мне навстречу! У первого же ангара я увидел Смирноффа! И, естественно, сразу же набросился на него с вопросами!
-Эй, эй, техник-сержат! Полегче! Я и сам ещё не много знаю!- Смирнофф слегка опешил от моего натиска.
-Извините, сэр,- я откозырял,- но, сами понимаете…
-Понимаю, понимаю,- Смирнофф улыбнулся,- что знаю — расскажу, спрашивайте, сержант.
-Это название самолета, сэр! Что оно означает?
-MIG? В переводе с русского, это означает что-то типа split second, moment, blink, twink.
Ну, доля секунды, мерцание, вспышка, моргание. Т.е. ты моргнул, а самолет уже исчез в небе. Так что, парни ещё вчера приклеили ему название — ТВИНК! Ничего странного, сержант. Ведь скорость 400 миль в час!
-Ого! Вы это серьезно, сэр?
-Более чем, более чем, сержант. А потолок — 40000 футов, при дальности 530 миль.
-Да, подходяще. А вооружение?
-Два скорострельных пулемета под капотом, винтовочного калибра… Там такое название, что даже мне трудно его произнести.. Э-эээ… ShKAS… И три пулемета .50, судя по всему — Браунинга. (Смирнофф ошибался, пулеметы были советские БС и БК, 12.7мм. прим. переводчика), один под капотом и два под крыльями. Русские говорят, что вместо пулеметов можно подвесить авиапушки 20мм. И ещё можно вешать подвесные баки или бомбы, реактивные снаряды! . С баками можно перелететь океан и наведаться в гости к янки! Представляете, сержант?
-Да это здорово, сэр! Нам бы побольше таких самолетов и гунны умоются кровью!
-Хорошо бы, сержант, но… Я вчера вечером присутствовал на совещании в штабе по этому поводу. Маршал Дадилинг довел до нас следующую информацию. Наше правительство хотело закупить у русских два полка "Twinks". Примерно 75-80 самолётов. Но русские связаны с немцами каким-то пактом и не могут поставлять оружие врагам Германии. Так что, был найден компромисс. Нам передают, якобы для летных испытаний, десяток "Twinks". А мы… Мы будем на них воевать. А дальше будет видно. Может ещё партию-вторую пропихнут мимо этого пакта. Политики решают…
-Но, сэр! Что могут сделать десять самолетов? — я почесал затылок.
-Немало, сержант. Скорость, высота, дальность. Идеальный разведчик или перехватчик вражеских разведчиков.
-Ну, это да.
-Ладно, сержант. У вас наверно достаточно своих дел, да и мне надо идти, продолжать знакомство с русскими. И напоминаю вам о секретности! Враг подслушивает! Боши не должны узнать о русском оружии! Вам всё ясно, сержант?
-Так точно, сэр!- я ещё раз откозырял и мы разошлись.
Я пошел в ангар, знакомится с русскими. Там меня представили Главному русскому, которого все называли Mikhalych. Надо сказать, что почти все русские неплохо говорили по-английски. Их наверное специально так подбирали.
Mikhalych повел меня к главному русскому мотористу. Того звали Stepanych.
-Вот, тебе лайми прислали стажера,- Mikhalyc подтолкнул меня вперед.
— Zaebis,- сказал Stepanych,- Значить, тебя зовут Джим? Дима по нашему? Zaebis!
-Будешь учиться, Димон! Заодно и русский язык подучишь. В жизни пригодится, это я тебе говорю!- Stepanych заржал.
-Я готов, сэр!- я встал по стойке "смирно".
-Да расслабься, Димон. — Stepanych хмыкнул,- мы тут все рабочие-пролетарии и званий не имеем. Так что, тянуться не обязательно. А вот учиться — обязательно.
И пошли чередой дни учёбы.
Мне было легче, чем другим нашим мотористам. Все ж до войны я прослушал три курса в Йеле, на факультете двигателей внутреннего сгорания. А принцип работы моторов везде одинаковый. Только если небольшие технические отличия. Если мне что-то было не понятно, я шел к Stepanych. Но у того был свой, оригинальный метод обучения, типа не "факай" мне мозги, учи матчасть и разбирайся сам, так быстрей дойдет!
Так что, после сборки самолетов, мы проверяли моторы, газовали их на специальной площадке и передавали дальше. А дальше… Дальше самолеты тащили в малярку. Дело в том, что все аппараты были окрашены в однотонный зеленый цвет сверху и в голубой — снизу. Никаких знаков, цифр или букв на них не было. В малярке их перекрашивали в цвета RAF и наносили опознавательные знаки и коды. После чего самолет облетывался русским пилотом и передавался в "squadron Twink".
Да, у нас появился постоянный летный состав и название squadronа. Его командиром стал Squadron Leader (майор прим. переводчика) Уильям Шолто Дуглас. Он лично облётывал каждый самолет и только после этого допускал его к полетам. У самого Шолто был "Twink-3" с кодом WS-D. И он показывал на нем чудеса пилотажа.
Как-то, одним из вечеров, встретился в пабе с Чарли Стоуном. Как я говорил, он занимался электрикой. Ну, радио настраивал. Машины все были радиофицированы, но… Приемо-передатчики стояли только на трёх самолетах. На остальных же — только приёмники. Да и качество… Чарли говорил, что в эфире стоял сплошной треск и свист. И разобрать что-то в этой какафонии звуков было практически не возможно. Вот они и пытались как-то поправить это дело. Стоун сказал, что они ждут американские радиостанции. Якобы их снимут с "Airacobra", которые передали нам "кузены" (Белл П-39 Аэрокобра (англ. Bell P-39 Airacobra) — американский истребитель. прим. переводчика). Все "Twinks" будут оснащены приемо-передатчиками. Ну, это правильно. Что за разведчик без надёжной связи? Тек же он сказал, что будут ставить американские радиополукомпасы. Они, якобы, получше наших будут. А русские их совсем не ставили.
Полеты были напряженные. Дуглас как с цепи сорвался. Он гонял свою эскадрилью и днем, и ночью. Он явно что-то знал и к чему-то готовил своих людей. Я слышал, как он объяснял пилотам тактику применения "Twink":
— Запомните, джентельмены, никаких собачьих свалок! Вы разведчики! Ваше дело разведка. Иногда перехват. Поэтому, залог успешного выполнения задачи и сохранения ваших жизней один — высота! Высота, высота и ещё раз высота! Упали сверху на врага, отстрелялись и снова на высоту! Никаких виражей! Только удар с высоты, на скорости. Попал — не попал, всё, уход на высоту! Противник всегда должен быть ниже вас! Вам всё ясно, джентельмены?
Некоторые пилоты пытались возражать в том духе, что типа мы истребители и должны драться с гуннами, а не прятаться в лучах солнца. На что Шолто резонно отвечал, что хорошие разведданные стоят десятка-полтора сбитых бошей. В конце-концов с ним все согласились…
И нам работы добавилось. После нашего обучения, почти все русские уехали в свою заснеженную Россию. И медведя забрали, suki. А мы к нему привыкли.
Осталось несколько человек для связи. Все заботы о самолетах легли на наши плечи.
Аварий не было. Все-таки Дуглас подобрал себе опытных пилотов. Но матчасть в таком режиме начала быстро изнашиваться. И снова всё это наши заботы. Мы ремонтировали моторы, проводили профилактику. А летчики всё летали и учились. По нескольку вылетов в день. И в ночь.
В начале лета пришел конвой из России. Нам доставили новые моторы. Плюс по одному запасному на каждый самолет. Правда перед этим их завезли на завод "Rolls Royce", где на них поставили турбонагнетатели, как говорили заводские механики, от какого-то "Грифона". ХЗ, что это за "Грифон" такой, но мощность заметно возросла.
Так же привезли множество запчастей и расходников. Наступили горячие деньки. Шолто постоянно пинал механиков — давай, давай. Мы пахали как лоси! Но в рекордные сроки заменили моторы на всех самолетах! С радиооборудованием тоже всё было о'кей!
Нам очень пригодился русский язык. Который мы все более-менее выучили. Yop tivoju mat, Pijets — слова смысл которых мы может и не понимали до конца, но видели, что русские при их помощи творили чудеса. Нам они тоже помогали. Особенно, когда надо было поднять что-то тяжелое или перетащить что-то неподъемное. А ещё у русских была волшебная кувалда и лом, которыми они могли выполнить любой ремонт, но нам их не доверяли. Говорили, что мол квалификация у нас низкая, поломаем ещё вдруг, учиться надо. Но мы обошлись и без этих чудо-инструментов! Правда, потом сделали себе такие же. Пусть будут. Универсальный инструмент!
В общем, мы справились. К середине лета все самолеты имели новые моторы, новые радиостанции и прошли вдумчивое обслуживание.
Подготовка летчиков тоже была на высоком уровне.
И вот Приказ!
Наш "squadron Twink" придают 15-й авиагруппе и перебрасывают в Исландию!
Задача — разведка, поиск субмарин гуннов, борьба с их морскими авиаразведчиками!
Вот это поворот!!!
Нас погрузили в транспортные "Douglas" (Дуглас DC-3, американский транспортный 2-х моторный самолёт. прим. переводчика), "Twinks" прицепили подвесные баки и пошли своим ходом. Скоро мы очутились в Исландии, в чистом поле, около деревеньки Keflavik. Одно только название -База! Тут ничего не было. Кроме нескольких бараков и кое-как укатанной грунтовой ВПП. И мы начали обживаться. Растащили самолеты, выгрузили свой багаж… Всё как обычно.
Через пару дней Дуглас повел четверку "Twinks" на первое задание. Они никого не нашли и никого не встретили.
Потом всё как-то наладилось. Самолеты летали, мы их ремонтировали. Обычная военная рутина.
В один из дней в конце сентября Squadron Leader Уильям Шолто Дуглас вернулся на своём "Twink-3" с победой. Где-то над Атлантикой он подловил "Кондор" (Focke-Wulf Fw.200 Condor, немецкий 4-х моторный дальний многоцелевой самолёт. прим. переводчика) и отправил его на дно! Мы с удовольствием отметили это событие вечером в пабе! Подняв кружки за нашего командира.
Потом ещё были победы.
Flying Officer Мюррей завалил He.111 (Heinkel He.111 — 2-х моторный средний бомбардировщик. прим. переводчика).
Flight Lieutenant Бэкингэм -двух, в течении трех дней, He.111 и какую-то летающую каракатицу, с виду He.111, но на поплавках (судя по всему, это был He.115 прим. переводчика).
Но та, первая победа, самая важная. Парни поверили в "Twink"!
Были и потери. Не вернулся из вылета Pilot Officer Браун. Что с ним случилось, так и осталось тайной. Он ушел на разведку и поиск бошевского линкора "Admiral Hipper" ("Адмирал Хиппер" — тяжёлый крейсер ВМС Германии, водоизмещение — 18 210 т, скорость хода-32 узла,
При посадке разбил свой "Twink-1" Pilot Officer Ричмонд. Наехал колесом на какое-то препятствие. Колесо лопнуло и "Twink" потащило в сторону. Он сошел с полосы и упорол в овраг. Пилот отделался ссадинами и ушибами. "Twink" восстановлению не подлежал. Растащили на запчасти. А остальное покорёжили кувалдой, а после сожгли. Секретность, чо!
Через десять минут после взлета звена, на "Twink-3" Pilot Officerа Оутса, забарахлил мотор. По команде ведущего он повернул на обратный курс. Мотор трясло все сильней, пошёл дым. Уже в виду аэродрома двигатель загорелся. Оутс покинул машину с парашютом и был счастлив. Ведь забарахли мотор минут на 10-15 позже и пришлось бы прыгать над морем. А водичка в Атлантике… Ну, вы поняли. А "Twink" взорвался при ударе о землю. Почти полные баки и полный БК. Там долго чего-то горело и взрывалось. Как всё утихло, мы пошли, с кувалдами, всё что там осталось покорёжили и ещё раз подожгли. Так, на всякий случай.
А один "Twink-3" просто сгорел на стоянке. Никто так и не понял, что это было? Ночью, полетов не было, стоянка была пустой. Часовые батальона охраны клялись и божились, что в расположении никого чужого не было. Приехала комиссия. Долго разбирались, но так и не нашли виновных. На всякий случай наказали начальника караула из батальона охраны и уехали. Я так думаю, что это было короткое замыкание… где-то.
А потом со мной случилась беда. Я подхватил воспаление легких. Всё ж ковыряние в моторах на исландском ветру не прошло даром. Меня отправили в госпиталь, на Остров. Там я провалялся почти месяц.
После выздоровления, меня отправили в другое подразделение RAF. На бомбардировщики. Я пытался возражать, но тут снова появился офицер МИ-5 и сказал, чтоб я не трындел, а выполнял приказ. И напомнил про подписки о неразглашении!
Так я попал в 37-й Squadron RAF, где крутил гайки на "Avro Lancaster" (Авро 683 Ланкастер (англ. Avro 683 Lancaster) — британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС. прим. переводчика) до конца войны.
Через неделю после моего убытия, Уильяма Шолто Дугласа вызвали в распоряжение Главнокомандующего истребительной авиацией. Надо сказать, что у Дугласа на счету было пять сбитых, да и несколько других пилотов, если и отставали, то не намного.
С запчастями стало совсем туго. Русские рубились с гуннами по-взрослому, где-то на просторах своих бескрайних tundra и tayga. И поставлять нам моторы и другое железо просто не могли. Им самим не хватало.
И тут появились американцы. Янки очень интересовал "Twink".
В общем, подготовили "Twinks" к перелету через океан. Подвесили баки. Перелет обещал быть долгим, с несколькими промежуточными посадками.
И они улетели. Лидером шёл американский Б-17. Летели они на какую-то авиабазу янки во Флориде. Полет протекал нормально, но в районе Бермудских островов связь была потеряна. После этого их никто не видел и не слышал. Погода на маршруте была хорошая. Как в воду канули… Ещё одна загадка…
Поэтому меня и не вернули в Исландию, а отправили на бомбовозы. Возвращаться было некуда…
Вот так закончилась история "squadronа Twink". Повторюсь, что squadron был насквозь секретный. О нас мало кто знал, даже номера у squadronа не было. Нас никогда не упоминали в сводках. А если и упоминали о наших делах, то там фигурировал "пилот Spitfirе"(Спитфайр (англ. Supermarine Spitfire) ономестный английский истребитель. прим. переводчика) или "Hurricane". Наши пилоты совершили множество вылетов. В основном это была разведка. Ведь именно наш пилот, Flight Lieutenant Уэбб, пилотируя "Twink-3", обнаружил во французском Бресте линкоры гуннов "Scharnhorst" и "Gneisenau" («Шарнхорст» — линкор ВМС Германии, водоизмещение — 38 900 т, скорость хода — 31 узел, артиллерия — 3×3 — 283-мм, 4×2 + 4×1 — 150-мм, «Гнайзенау» — линкор ВМС Германии, водоизмещение — 37 902 т, скорость хода — 30,7 узлов, артиллерия — 3х3 — 283-мм, 4×2 + 4×1 — 150-мм. прим. переводчика). После чего Командование бомбардировочной авиации нанесло по Бресту серию ударов. Повредило один линкор и сорвало их крейсерство в Северной Атлантике. Сколько было спасено жизней моряков торговых конвоев, даже не поддаётся подсчёту.
Благодаря высокой скорости и высоте, "Twink" могли выполнять задания по разведке, недоступные другим самолетам. Ну, а когда ситуация складывалась критически, в дело вступали мастерство наших пилотов и пулеметы "Twink". Почти два десятка сбитых гуннов — неплохой счёт для разведчиков!