0

Интересная статья из винтажного журнала, которая, думаю, заинтересует коллег.

Буревестник

Вы его увидите на голубом небе совсем не таким, Каким он выглядит на земле. Правда, е земли он покажется невероятно большим; своими крыльями он закроет кусок неба, а его огромные рули напомнят крылья обычного самолета.

Небывалый по величине в мире, почти в два раза больше самых больших сухопутных аэропланов, гигантский агитсамолет «Максим Горький» построен всей Страной Советов на общественные средства. Трудящиеся собирали рубли, рубли отвердевали сталью и алюминием.

«Максим Горький»

Теперь он, как и живой Максим Горький, будет бороться за пролетарскую социалистическую культуру.

Повинуясь воле летчика, воздушный корабль будет летать над огромной Страной советов– и разбрасывать с борта видимые и невидимые зерна этой культуры–листовки, музыкальные звуки, смелые большевистские мысли…

Ну и до чего же он громадный, если подойти к нему близко! Крылья, в которых размещены каюты, бензиновые баки, разные служебные помещения, – эти крылья широки, как улица. По крыльям могли бы двигаться свободно в два ряда автомобили.

А колеса… Они высотой в два метра. Резиновая покрышка их, туго накаченная, шириной почти в метр. Какие-то краники, медные трубки опутывают ногу шасси. Это – приспособления, необходимые для торможения колес. Иначе гигантский самолет потребовал бы больших посадочных площадей.

«Максим Горький»

Между колесами расстояние в 12 м. Между ними можно поставить вместе с крыльями самолет АНТ-1.

Если посмотреть по направлению к хвосту, то можно увидеть тоже какие-то трубки, внутри которых проходят канатики с маленьким грузиком конической формы. Это – радиоантенна, которая выпускается во время полета. Грузик натягивает канатик, иначе он, откидываемый воздушным потоком, может запутаться в хвосте самолета.

Поднимем голову: на передней кромке крыльев расположены шесть моторов. А там, на спине фюзеляжа, на общей моторной раме стоят еще два мотора, снабженные также винтами.

«Максим Горький»

Грандиозная мощность моторов – около 7 тыс. л.с. – позволяет самолету-гиганту нести не себе в воздухе почти 7 т полезного груза, не включая большего запаса горючего, рассчитанного на полет в 2 тыс. км без посадки со скоростью 220–240 км в час.

Но поднимемся по широкому с удобными перилами трапу во внутрь корабля. Во время полета лестница, как и трап морского судна, убирается и служит полом буфетного помещения.

«Глаза» великана

Проследуем на самый нос самолета.

Мы в великолепном полуовальном сплошь застекленном салоне. Это самое лучшее место для обозрения во время полета развертывающегося горизонта. Здесь сидят в мягких креслах культурные работники, журналисты, члены редколлегии. Они разбирают принятые с земли телеграммы, пишут листовки, брошюры.

Здесь же в салоне приготовлено место и для штурмана. Штурман на «Максиме Горьком» отвечает за точное выполнение маршрута, за безопасность выбранного пути. Перед ним помимо обычных приборов имеется аэронавигационный радиоприемник. Этот приемник позволяет штурману держать курс на работающий радиомаяк, который посылает узкие лучи радиоволны в определенном направлении. Самолет все время находится в зоне этого луча. Как только корабль отклоняются от зоны луча, радиосвязь нарушается, – штурман снова «нащупывает» луч и корректирует курс корабля.

Но что это за круглое тело у ног штурмана, на которое упирается стол?

Это «глаз» воздушного великана, мощный прожектор-искатель в 1800 тыс. свечей. Такого прожектора в воздухе еще не бывало. С тысячеметровой высоты он отчетливо освещает рельеф местности. Другие два прожектора, посадочные, посылают также яркие снопы света…

Механический летчик

К салону примыкает пилотская кабина. В нее ,мы входим через двухстворчатую дверь.

По бокам кабины стоят кресла, расположенные на такой высоте, что пилоту открывается хороший обзор вперед и в стороны. Ряд приборов – циферблатов со стрелками, рычагов, выключателей – окружает летчика. Сюда сходятся все нити управления гигантским воздушным кораблем. Под сидением летчика опять какие–то тормоза, педали, рычаги, а сзади пилота – кнопка. С помощью ее летчик зажигает или тушит прожектор.

Летчику достаточно также двинуть рычажком, как приводится в действие сложной электрический механизм, который поднимает или опускает гигантские плоскости на хвосте самолета – так называемый стабилизатор. Стабилизатор «Максима Горького» так велик, что человеческих усилий не хватит для того, чтобы его двигать.

Приборы в пилотской кабине – искусственный горизонт, указатели поворота, направления полета, скорости, скольжения самолета в дополнении с магнитным компасом и высотометром – дают летчику полную возможность вести гигантский корабль в облаках, тумане, темной ночью, при неблагоприятных метеорологических условиях, т. е. когда летчик ведет самолет, не видя земли, пользуясь только показаниями приборов.

Но один из самых замечательных приборов на «Максиме Горьком» это автопилот. Автопилот–это прибор для автоматического самолетовождения. Автопилот представляет собой как бы механического летчика. Он облегчает работу летчика в пути.

Нам с земли воздушная стихия кажется мак будто однообразной, ровной. А на самом деле в воздушном пространстве есть и «бугры» и «ямы», «подъемы» и «спуски».

Автоматическое пилотирование – огромное достижение современной техники. Малейший уклон самолета контролируется чувствительным прибором.

Представьте, «Максим Горький» оторвался от Московского аэродрома. Пилот выровнял машину и положил курс на Ленинград. Он проверил моторы, включил автопилот. Он спокоен. У него есть время заняться другими приборами. Он может поговорить по телефону, написать записку. Автопилот настолько надежен и точен, что летчик может даже сойти со своего места.

«Голос с неба»

Пойдемте дальше…

К пилотскому отсеку примыкает довольно большое помещение радиопередающего центра. Эта радиостанция оборудована не менее богато, чем земная. Виден аншлаг – «Микрофон включен». На стене висит укрепленный кронштейном мощный длинноволновый передатчик большого радиуса действия – на 2 тыс. км. Рядом с ним установлен второй передатчик – коротковолновый. С правой стороны от прохода помещается мощный выпрямитель для питания током обеих радиостанций, тут же расположен усилитель для громкоговорителя – «голоса с неба».

Снизу крыльев «Максима Горького» видны отверстия мощных рупоров громкоговорящей установки. Из рупора понесутся на землю мощные звуки речей, музыки. С тысячеметровой высоты звуки будут отчетливо слышны на площади в 10–12 км².

Воздушная АТС

Средний проход ведет в следующее помещение. В нем две кабины. Одна комнатка для машинистки. Против этой комнатки стоит лестничка, которая ведет в кабину главного инженера корабля. Опять краники, приборные доски. Над головой инженера целлулоидный фонарь, из которого открывается хороший обзор.

Естественно, эксплуатация восьми моторов на самолете «Максим Горький» требует индивидуального обслуживания каждого мотора. Механики, находящиеся в крыльевых кабинах, контролируют работу вверенных им моторов. Главный же инженер корабля контролирует работу механиков и всех восьми моторов.

Но зайдемте еще в одну маленькую комнатку, расположенную за стеной радиопередающей станции. В ней помещается АТС – автоматическая телефонная станция. АТС на самолете устанавливается впервые в мире. АТС нужна на воздушном «Максиме Горьком» для внутренней связи экипажа и пассажиров.

Прямоугольный ящик АТС подвешен на пружинном амортизаторе. Занятый номер телефон-автомат отмечает сигналом. На летящем самолете очень шумно от гула моторов, поэтому в помещении АТС находится усилитель. Речь, несущаяся из телефонных трубок на «Максиме Горьком», будет слышна гораздо ясней, чем в обычных земных аппаратах. Переспрашивать по телефону вряд ли придется.

Кинотеатр

Пересечем коридор, ведущий в крылья, и пойдем дальше вдоль фюзеляжа к хвосту. Мы попадаем в буфет.

Уютная большая комната. Ее стены обиты шелково–шерстяной материей серо–коричневого цвета с белыми прожилками. По низу стены проходит панель из тисненого под свиную кожу дерматина. Вдоль стены – большая буфетная стойка. По бокам комнаты укреплены по четыре мягких кресла с подлокотниками из орехового дерева, покрытые суровым тиком. Между кресел стоят полированные столики. На белоснежных скатертях резко выделяются приборы и легкие, на шарнирах, настольные с шелковыми абажурами лампы. Через небольшие окна в потолке льется дневной свет. Вечером окна задергиваются шелковыми занавесками. Тогда вспыхивают электрические плафоны, озаряя комнату ровным матовым светом.

Минуем буфет, еще одну комфортабельно обставленную комнату для пассажиров, – мы в кинопроекционной. На стене висит моталка для перематывания киноленты, по углам стоят невысокие шкафы, служащие одновременно и столиками. Это фильмостаты, шкафы для хранения кинолент.

Бросается в глаза стол для кинопроектора, поставленный вопреки всем правилам: симметрии наискосок. Это – не каприз. Это не желание искать каких–то «футуристических» положений. Нужно было кинопроекционный аппарат поставить таким образом, чтобы лучи через дверь, вделанную в борту самолета, отражались не на крыле, а на экране.

Экран площадью в 27 м² раскидывается во время стоянки самолета на специальной раме.

Под окном в помещении кинопроекционной находится маленький прибор серебристо–серого цвета. Это усилитель для звуковой установки, заставляющий говорить «немых участников» кинокартины. Звук, идущий с экрана «Максима Горького», превосходит по качеству звучание многих кинофильмов столичных театрах.

150 слов в минуту

Сзади кинорубки проходит коридор. По бокам его – справа уборная, слева – рубка диктора. Рубка диктора – самое тихое помещение на самолете. Она изолирована звуконепроницаемой перегородкой.

Над столом диктора на амортизаторах висит мраморный микрофон, а над ним световой сигнал – микрофон включен. Диктор рассказывает с летящего самолета людям на земле о впечатлениях полета, о том, что он видит с борта, передает на землю и одновременно пассажирам свежие, только что принятые радиограммы.

Но что помещается в этой комнате в хвосте фюзеляжа? Почему она так далеко расположена? Чтобы избавиться от помех? От гула моторов?

Да. Здесь помещается приемный радиоцентр. Радиоприемники этой станции принимают земные станции, коротковолновые, широковещательные, любительские. Здесь работает и прибор, записывающий радиопередачу на ленту по принципу азбуки Морзе. Скорость приемки – 150 слов в минуту, считая слово «Париж» за среднее слово. Здесь работает знакомый всем радиолюбительский приемник ЭЧС-3.

Таким образом, радист может принимать на адрес летящего «Максима Горького» широковещательные программы союзных и европейских станций и транслировать их как Пассажирам, так и через «голос с неба» на землю.

… А дальше, в глубине богатырского корпуса, если открыть люк, виден длинный, постепенно сужающийся коридор. В ажурном рисунке переплелись мощные металлические трубы, лонжероны, нервюры, шпангоуты.

В этом коридоре и сложен киноэкран. В нем помещается пушка для пиротехнических световых эффектов.

Воздушный агитатор

Мы прошли вдоль самолета, но на этом не заканчивается еще наше путешествие. Нам остается пройти как бы поперек его, вдоль толстых крыльев, в которых находится также много служебных помещений и кают.

Из довольно широкого коридора, пересекающего гигантский самолет поперек, открывается на внутренности крыльев необыкновенное зрелище. Величественно покоятся огромные бензиновые баки, окрашенные в желтый цвет. Они опутаны сетью бензиновых трубок. На потолке – тоже трубки, провода, уложенные стройными рядами. Они проходят между стрингерами, нервюрами и убегают куда–то вдаль, на самый конец крыла.

До середины крыла можно идти, не нагибая головы. На самом конце крыла укреплены сигнальные аэронавигационные огни, которые ночью определяют размеры воздушного исполина.

«Максим Горький»

Далеко за бензиновыми баками находятся парашютные посадочные ракеты.

… Летчик нажимает кнопку, ракета выскакивает из трубки, вытягивает за собой небольшой парашют и, ярко горящая, медленно спускается на землю. Парашют служит как бы абажуром, предохраняющим летчика от ослепления и направляющим отраженный свет на землю.

Ближе к фюзеляжу самолета в левом крыле находятся гардеробное помещение и умывальная комната, а напротив через коридор – типография и упаковочная.

8 тыс. оттисков за два часа может напечатать типографская машина «Максима Горького». Напечатанные листы бронируются, укладываются в кипы, широким веером летят с борта самолета на землю. Листовки проникают в самые отдаленные уголки Советского союза, обогащают трудящихся знаниями, помогают проводить в жизнь волю рабочего класса, исторические указания т. Сталина и решения партии и правительства.

Этот же коридор ведет в левое крыло. Открываем дверь в спальную четырехместную каюту, обставленную мягкими диванами. К спальной каюте примыкает фотолаборатория. В ней стоит шкаф для хранения химикатов, стол для обработки негативов. Над столом висит бак с водой.

Фотолаборатория обслуживает фотоснимками газету «Максима Горького». Колхозные поля, совхозы, фабрики, заводы, ударники – все пройдет перед объективом фотоаппарата. В помощь ему на «Максиме Горьком» работает «хроникальная съемочная камера» с достаточным запасом киноленты.

Летающая ЦЭС

Невольно возникает вопрос: откуда же берется электроэнергия для питания током кино, типографии, радиостанций, прожекторов, приборов, внутреннего освещения, управления отдельными органами самолета?

12 тыс. м электропроводов опутывают тело великана. По ним бежит ток из центральной электрической станции, находящейся в правом крыле.

Электростанция «Максима Горького», состоящая из двух бензиновых двигателей и динамомашины, вырабатывает постоянный и переменный ток.

Впервые в истории авиации применяется на самолете переменное напряжение в 120 В (до сих пор все самолеты в мире питались постоянным током максимального напряжения в 24 вольта). Поэтому пришлось обратить самое серьезное внимание на распределение  
этого тока в сети, на измерение контрольно-измерительных приборов, работающих безотказно в летных условиях.

В помощь большой ЦЭС на «Максиме Горьком» работает маленькая станция с аккумуляторами. В случае аварии большой ЦЭС аккумуляторы обеспечивают дежурное освещение и работу необходимых механизмов.

Электрическая энергия, вырабатываемая на «Максиме Горьком», может зажечь 620 лампочек или, другими словами, осветить поселок в 200 дворов.

* * *

Таков воздушный гигант. Много трудностей пришлось преодолеть строителям воздушного великана. Но слишком велико было желание сделать самолет, какого еще не видел мир. И это желание, конденсированная техническая мысль советских конструкторов и энтузиазм строителей создали этот заоблачный университет.

Все в нем новое. Все – советское. 7 тыс. л.с., сходящих с 8 винтов «Максима», оторвут его могучее тело от земли. Провожающие еще долго будут любоваться его темно-красными плоскостями огромными буквами «МГ» и пятиконечной звездой.

Не успеет воздушный гигант скрыться от взоров провожающих, как на его борту закипит рабочая жизнь. И поплывет он над нашей страной, разбрасывая с борта видимые и невидимые зерна социалистической культуры – листовки и музыкальные звуки, смелые большевистские мысли.

«Максим Горький»

источник: Н. БОБРОВ «Максим Горький» «Техника–молодежи» 05/1934

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account