Линкор «Новороссийск» в Крыму взорвали итальянцы. Cенсационное признание
Линкор Черноморского флота «Новороссийск», который при загадочных обстоятельствах взорвался в 1955 году в порту Севастополя, вызвав смерть 614 человек, был подорван боевыми пловцами с Десятой флотилии ВМФ фашистской Италии.
Об этом в интервью итальянскому изданию 4Arts заявил ветеран спецподразделения боевых пловцов "Гамма" 10-й флотилии Уго д’Еспозито."Люди с Десятой флотилии не хотели, чтобы этот корабль [до 1949 года" Новороссийск "был итальянским линкором" Джулио Чезаре "- ИП] перешел к русским, и уничтожили его. Они сделали все возможное", — сказал Уго д’Еспозито.
Он не уточнил, каким именно образом была проведена диверсия.Итальянское издание называет признание д’Еспозито о подрыве "Новороссийска" самым сенсационным частью в интервью ветерана: "Оно прямо подтверждает вероятную гипотезу о причине взрыва на корабле".
До сих пор никто из боевых пловцов 10-й флотилии не признавал причастности итальянцев к уничтожению "Новороссийска".
Уго д’Еспозито — ветеран подразделения специального назначения "Гамма" 10-й флотилии. Фото: 4arts.it
Журналисты подчеркивают, что взрыв на "Новороссийске" произошел в годовщину так называемого "Марша на Рим" — массовых демонстраций фашистских организаций в октябре 1922 года, в результате которых король Италии назначил премьер-министром лидера фашистов Бенито Муссолини.
"Новороссийск" — линейный корабль Черноморского флота ВМФ СССР. Построенный в Генуе в 1914 году, участвовал в обеих мировых войнах в составе итальянского ВМФ под названием "Джулио Чезаре". Переданный Советскому Союзу в 1949 году в счет репараций.
28 октября 1955 линкор находился в Северной бухте Севастополя. В 1:31 под его днищем произошел взрыв, эквивалентный 1-2 тоннам тротила. Взрыв насквозь пробил корпус судна, вырвав в подводной части дыру размером 150 квадратных метров. За три часа "Новороссийск" затонул.
Линкор "Новороссийск" в Севастополе, начало 1950-х. Фото: it.wikipedia.org
Из-за промедления командующего Черноморским флотом вице-адмирала Виктора Пархоменко эвакуация экипажа и аварийных команд не началась вовремя. Собственно от взрыва погибло 150-200 моряков, остальные утонули или задохнулись внутри затонувшего корабля. Водолазы, обследовавшие судно, слышали стук изнутри корпуса еще четыре дня.
Характер пробоин свидетельствовал, что взрыв произошел снаружи. Правительственная комиссия определила, что причиной катастрофы стал взрыв немецких мин, оставшихся в бухте со времен Второй мировой. Однако подобные мины, которые вылаливали ранее, были небоеспособными.
Среди возможных причин взрыва одной из наиболее вероятных называлась атака боевых пловцов с управляемой торпедой.
Управляемая торпеда SLC, которую в десятый флотилии называли "поросенок". Длина — около 6 метров. Боевые пловцы руководили ею, сидя верхом. Слева — место пилота, справа — ассистента. Между ними — цистерна для быстрого погружения. Сзади — контейнер с запасным дыхательным аппаратом.
Судно доставляло торпеду и диверсионную группу в акваторию порта, далее боевые пловцы двигались верхом на электромоторе торпеды. Сначала над водой, при приближении к цели — под водой. Прикрепив торпеду к днищу корабля, диверсанты возвращались на материнский корабль или высаживались на берег
В 1955 году наиболее подготовленными к такой акции были спецподразделения Италии и Великобритании. Один из ветеранов десятой флотилии адмирал Джино Биринделли, отрицал причастность ветеранов к взрыву на "Новороссийске".
10-флотилия штурмовых средств (Decima Flottiglia MAS) — отряд морских диверсантов в составе ВМФ Италии, созданный в 1941 году. Состоял из надводного подразделения (катера с взрывчаткой) и подводного (управляемые торпеды). Также имел спецподразделение "Гамма", куда входили боевые пловцы.
Спецназовец подразделения "Гамма" 10-й флотилии. 1943
"Гамма" считается первым подводным подразделением специального назначения в мире. В 1920-30-х годах итальянские инженеры разработали оригинальные костюмы и дыхательные аппараты, предоставив водолазам возможность двигаться под водой быстро и автономно.
Управляемые торпеды Италия использовала с Первой мировой войны, тоже став первой в этом новом способе войны на море. Изобретение аквалангов и спецкостюмов позволило боевым пловцам двигаться на управляемых торпедах ПОД водой, что облегчало доставку взрывчатки под вражеский корабль.
Во время Второй мировой войны диверсанты 10-й флотилии приняли участие в десяти с лишним операциям, потопив в разных частях Средиземного моря 5 британских военных кораблей (из них два линкора класса "Куин Элизабет") и 20 торговых судов. В 1942 году надводные подразделения флотилии принимали участие в боевых действиях под Севастополем.
10-флотилия считается наиболее эффективным боевым подразделением в составе итальянского военно-морского флота времен Второй мировой войны.
В 1943 году, когда Италия присоединилась к союзникам, часть диверсантов приняла участие в боевых действиях на стороне США и Великобритании. Другая часть 10-й флотилии (где был и Уго д’Еспозито) продолжила воевать на стороне немцев, которые позволили подразделении. сражаться под итальянским флагом. Ее возглавил сторонник Муссолини, капитан 2-го ранга Юнио Боргезе.
Рим, март 1944 года. Бойцы 10-й флотилии капитана Боргезе перед отправкой в бой против американцев, которые захватили плацдарм на итальянском берегу
10-флотилия имела репутацию преданных фашистскому режиму воинов, поэтому ее использовали в том числе для борьбы с итальянскими и югославскими партизанами. Сам Боргезе, отсидев четыре года в тюрьме "за сотрудничество", стал в послевоенной Италии ультра-правым политиком.
После окончания войны подразделение было ликвидировано. Часть ветеранов флотилии помогла правительству Италии создать новое спецподразделение из подводных операций, который существует в составе итальянского ВМФ и сегодня.
В 2006 году адмиралтейство Италии признало ветеранов десятой флотилии участниками Второй мировой войны, предоставив ветеранской объединению боевое знамя.