Личинка «Акации». Опытная САУ СУ-152Г (Объект 108)

11

Личинка "Акации". Опытная САУ СУ-152Г (Объект 108)

Рассказ об опытной САУ СУ-152Г (Объект 108), одном из экспонатов Технического центра парка «Патриот»

Во время Второй мировой войны развитие самоходной артиллерии шло весьма запутанным путём. Первоначально самоходные артиллерийские установки (САУ) были задуманы как способ механизировать буксируемую артиллерию. Позднее вектор развития сместился к созданию штурмовых машин и истребителей танков. В некоторых странах выбирали броню, защищающую от пуль, в то время как в других государств использовали броню, которая могла защитить от снарядов. Приоритеты каждое государство устанавливало самостоятельно, и достигнутые результаты значительно различались.

Нынешнее состояние СУ-152Г

Нынешнее состояние СУ-152Г

Итоги Второй мировой войны оказались для каждой нации уникальными, так же как и способ анализа приобретённого в боях опыта. Это в полной мере относилось и к Советскому Союзу. Первоначально планы развития самоходной артиллерии в послевоенные годы мало чем отличались от проектов конца Великой Отечественной войны. Однако вскоре приоритеты изменились. Важнейшим направлением стала разработка скоростных «самоходных лафетов», которые создавались в Свердловске. Среди них была и экспериментальная САУ СУ-152Г (Объект 108), которую сегодня можно увидеть в Техническом центре парка «Патриот».

До наших дней она дожила в неплохом состоянии

До наших дней она дожила в неплохом состоянии

До конца 1945 года главной задачей Отдела №3 КБ УЗТМ под руководством Л.И. Горлицкого было создание самоходных артиллерийских установок на базе средних танков. Первоначально использовалось шасси Т-34, но к осени 1944 года приоритетной платформой стал Т-44. На этой основе была разработана СУ-101 (Уралмаш-1), которая считалась самой защищенной средней САУ времен Второй мировой войны. Также планировалось создать зенитную самоходную установку с двойной установкой из 57-мм автоматических пушек, а также два варианта полуоткрытых САУ. Один вариант был вооружен 122-мм пушкой Д-25с, а другой — гаубицой-пушкой МЛ-20см, аналогичной той, что использовалась на Объекте 704. Лобовая броня всех этих установок была столь же мощной, как у СУ-101.

У СУ-100П исходной было практически такое же шасси

У СУ-100П исходной было практически такое же шасси

Эти планы так и остались нереализованными, так как в конце 1945 года УЗТМ начал возвращаться к производству мирной продукции. Поэтому работы по созданию средних САУ были переданы на завод №174 в Омске, где новые боевые машины стали разрабатывать на основе Т-54. Однако в Свердловске работы над САУ не были прекращены. Другое дело, что они пошли совершенно другим путём. Если раньше приоритетом было использование готовой танковой базы, то теперь в Свердловске сначала разрабатывали собственное шасси. Этот подход казался более обоснованным.

К вопросу об углах горизонтальной наводки. При необходимости СУ-152Г могла вести огонь и с такими углами поворота орудия

К вопросу об углах горизонтальной наводки. При необходимости СУ-152Г могла вести огонь и с такими углами поворота орудия

Советские военные заинтересовались другой концепцией самоходной артиллерийской установки под влиянием двух зарубежных образцов. В 1944 году на испытания были доставлены GMC T70, так назывались ранние версии GMC M18. Несмотря на то, что испытания выявили множество недостатков, концепция быстродвижущейся САУ с защитой от пуль привлекла внимание. Интерес усилился летом 1945 года, когда были захвачены немецкие танковые истребители Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt). Хотя и эта САУ имела ряд недостатков, сама идея самоходной пушки показалась привлекательной.

Общее построение шасси у всех свердловских САУ было одинаковым, а вот по мелочам хватало отличий

Общее построение шасси у всех свердловских САУ было одинаковым, а вот по мелочам хватало отличий

Летом 1945 года документы по Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) были переданы в Отдел №3 конструкторского бюро УЗТМ. Одна из GMC T70 также оказалась в Свердловске. Тем не менее, обе самоходные установки в своём первоначальном виде не соответствовали требованиям. Немецкая конструкция оказалась слишком медлительной, а простое размещение готового орудия оказалось ненужным. Американская модель тоже не подошла, так как она больше напоминала танк. Необходима была быстроходная самоходная артиллерийская установка, разработанная специально. При этом руководство Красной Армии не интересовала машина, задуманная исключительно как истребитель танков, им было нужно нечто более универсальное.

Ходовая часть делалась с оглядкой на Т-54, но с рядом нюансов

Ходовая часть делалась с оглядкой на Т-54, но с рядом нюансов

В результате была создана многофункциональная платформа с уникальной конструкцией. В концептуальном плане она напоминала Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt), то есть с двигателем и трансмиссией, расположенными спереди, и механиком-водителем слева от мотора, а боевым отделением сзади. Однако на этом аналогии заканчивались. Немецкая разработка выглядела устаревшей по сравнению с конструкцией, разработанной в Свердловске. Предполагалось, что мобильность этой платформы с боевой массой 15 тонн будет сопоставима с GMC T70. В отличие от американской военной техники, высокая мобильность платформы достигалась без компромиссов по другим параметрам.

В целом ходовая часть свердловской "цветочной" серии мало отличается от конфигурации конца 40-х годов

В целом ходовая часть свердловской «цветочной» серии мало отличается от конфигурации конца 40-х годов

Кардинальное отличие разработки в Свердловске заключалось в том, что она проектировалась как универсальная платформа. Хотя у немцев также планировалось оснащение части их «оруженосцев» несколькими вариантами артиллерии, до уровня разработки Отдела №3 КБ УЗТМ они не дотягивали. Предполагалось установить 100-мм пушку Д-10, 152-мм гаубицу Д-1, 122-мм пушку Д-25 и 85-мм зенитную пушку. Позднее в этот список добавили и тяжелый бронетранспортер. После пересмотра проекта, 152-мм пушка М-53 заменит Д-25, а от 85-мм зенитной пушки решили отказаться. В дальнейшем это шасси неоднократно использовалось как основа для различных специализированных машин.

Светотехника также являлась полем для экспериментов. Встроенные габаритные фонари были исходной идеей

Светотехника также являлась полем для экспериментов. Встроенные габаритные фонари были исходной идеей

Официальное начало работ над семейством боевых машин с новым шасси датируется 9 апреля 1947 года. Ведущей разработкой стала СУ-100П (Объект 105), за которой следовали прочие проекты в рамках этой тематики. Среди утвержденных вариантов для производства была и САУ Объект 108, известная также как СУ-152Г. Это новшество в системе вооружений Советской Армии. Ранее было предложено размещение 122-мм гаубицы М-30 на легком шасси и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 на более тяжелом шасси, но в данном случае получилось что-то среднее.

Это же касалось и фары в защитном колпаке. Он был нужен,чтобы стекло не разбило при выстреле

Это же касалось и фары в защитном колпаке. Он был нужен,чтобы стекло не разбило при выстреле

Приоритетный статус СУ-100П существенно повлиял на развитие ситуации с остальными САУ, в том числе и с СУ-152Г. Вначале, осенью 1948 года, состоялись испытания СУ-100П, после чего началось производство гаубичной версии САУ. Лишь к лету 1949 года испытания начались для СУ-152Г. Из-за большего веса орудия и более тяжелого боекомплекта, СУ-152Г оказалась тяжелее, чем СУ-100П, с массой 23,77 тонны по сравнению с 21,6 тонны у СУ-100П. Тем не менее, это практически не повлияло на их скоростные характеристики.

Впереди находился большой трансмиссионный люк, а справа силовая установка

Впереди находился большой трансмиссионный люк, а справа силовая установка

На второй этап заводских испытаний СУ-100П и СУ-152Г вышли одновременно — 2 июня 1949 года. Всего до 17 июня, когда был завершен этап заводских испытаний, гаубичная САУ преодолела 865 километров пробега. Также было произведено 139 выстрелов. В целом машина показала себя неплохо, но требовалась доработка шасси. В это время вокруг программы разработки новых САУ шли большие реформы, которые самым прямым образом коснулись свердловской разработки. Сверху была дана команда сократить программу, оставив в работе только СУ-100П. При этом сократили не только СУ-152Г, но и более мощную СУ-152П с орудием М-53.

Воздуховывод и выхлопная система на правом борту

Воздуховывод и выхлопная система на правом борту

Такая «экономия» в дальнейшем сыграла злую шутку. Разработка СУ-100П существенно затянулась, в результате чего принятая на вооружение САУ была фактически устаревшей. В результате крошечная серия — это всё, что удалось получить по итогу. На замену СУ-152П в 1957 году стали разрабатывать Объект 120, она же «Таран». Впрочем, и эта боевая машина оказалась опытной, поскольку пушечные истребители танков уже не являлись приоритетными. Тем не менее, работы не прошли зря. Шасси оказалось полезным с точки зрения ракетной тематики. На его базе создали Объект 123 (пусковая установка 2К11 «Круг»), которая, в свою очередь, стала основой для создания С23 «Акация». Вот так, обходными путями, СУ-152Г переродилась в САУ, которая активно воюет и в наши дни.

С такого ракурса хорошо видно боевое отделение. Это было оптимальное решение с точки зрения установки системы

С такого ракурса хорошо видно боевое отделение. Это было оптимальное решение с точки зрения установки системы

Так сложилось, что из трех образцов САУ, которые испытывались летом 1949 года, сохранились СУ-152Г и СУ-152П. Что же касается СУ-100П, то та машина, которая ныне стоит в Техническом центре парка «Патриот», относится к более позднему периоду. В результате машины вроде однотипные, а на практике каждая из них немного отличается. Кроме того, унификация по шасси была со своими нюансами. Поскольку СУ-152П более тяжелая, то она имеет определенный список отличий. Такой подход был правильным, поскольку унификация не должна негативно влиять на характеристики машины.

Гаубица Д-1 в самоходном исполнении могла вести и огонь прямой наводкой, и более привычную навесную стрельбу

Гаубица Д-1 в самоходном исполнении могла вести и огонь прямой наводкой, и более привычную навесную стрельбу

Тот факт, что шасси разработки еще 1947 года, с различными изменениями, все еще находится на вооружении, лишний раз показывает его удачную конструкцию. Для начала, артиллерийская система находилось примерно в районе центра тяжести, что положительно сказывалось с точки зрения характеристик устойчивости как орудийной платформы. Кроме того, совсем не маленькая САУ имела довольно низкий силуэт — менее 2400 мм. Самое же главное, что оно получилось подвижным и отличалось плавностью хода. Чему способствовала торсионная подвеска.

По неизвестной причине рубка (орудийный щит) имела клепаную конструкцию

По неизвестной причине рубка (орудийный щит) имела клепаную конструкцию

То, что шасси разрабатывалось не на пустом месте, видно хорошо. Определенное сходство элементов с Т-54 налицо, хотя со своими нюансами. Тот же мотор В-54-105 (вариация на тему В-2) имел эксплуатационную мощность 400 л.с., что меньше, чем у В-2. Но для более легкой САУ этого вполне хватало, скорость порядка 65 км/ч по шоссе и сейчас неплохой показатель. Меньшая боевая масса повлияла на конструкцию ходовой части. То, что тут явно тагильские корни, заметно, но при этом тот же трак явно уже, отличаются и другие элементы.

В боевом отделении. Д-50/Д-1, в отличие от буксируемой системы, имела клиновой затвор

В боевом отделении. Д-50/Д-1, в отличие от буксируемой системы, имела клиновой затвор

Универсальными для шасси семейства СУ-100П являлись решения по размещению боекомплекта. Он находился в кормовой части корпуса, расчету обеспечивался удобный доступ. Всего боекомплект составлял 42 выстрела раздельного зажигания, это в раза больше, чем у немецкой САУ Hummel, являвшейся прямой одноклассницей. Надо сказать, что советская разработка превосходила по всем параметрам. Да и не только ее. На момент создания СУ-152Г была лучшей гаубичной САУ в мире. Во многом это получилось благодаря тому, что было решено не втискиваться в прокрустово ложе уже имеющейся базы, а создать новую.

Внутри было довольно просторно

Внутри было довольно просторно

От СУ-100П гаубичной САУ досталась и общая концепция боевого отделения. Доработанная версия 152-мм гаубицы Д-1 (Д-50/Д-1) размешалась на тумбе. Спереди, с боков и сверху она прикрывалась орудийным щитом, который почему-то был клепаной конструкции. Уже позже на СУ-100П орудийный щит стал сварным. Подобная конструкция орудийной установки обеспечивала большие углы горизонтальной наводки — до 75 градусов влево и вправо. Чтобы реализовать такие большие углы, боковины корпуса могли откидываться вбок. Вести навесной огонь в крайних положениях орудие уже не могло, но практика показывала, что часто приходилось вести стрельбу прямой наводкой. И тут большие углы горизонтальной наводки оказывались очень кстати.

Боезапас размещался в кормовом отсеке, вполне удобно для работы расчета

Боезапас размещался в кормовом отсеке, вполне удобно для работы расчета

Иронично, что в наше время актуальность подвижной полуоткрытой САУ с низким силуэтом проявилась с новой силой. Настолько, что похожие САУ строят самостоятельно, с использованием транспортера МТ-ЛБ. Будет ли что-то подобное серийно, совсем не факт. Тем не менее, любопытно то, что в настоящем оказалось актуальны идеи 75-летней давности.

По материалам: https://dzen.ru/a/ZzCM2EptxwVcShiS

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account