Наверно многие помнят пост коллеги Fonzeppelina — Летающий авианосец. Китай.
Но в скором будущем могут появиться настоящие «летающие авианосцы».
Компания MBDA занимается разработкой концепции использования в скором будущем беспилотных летательных аппаратов. Она полагает, что произойдет вынужденное перемещение дронов на авианосцы, точнее, на летающие авианосцы.
Не раз сообщалось о том, что дирижабли, которые разрабатываются для армии Соединенных Штатов Америки, пока предназначены исключительно для разведывательных целей. Однако руководство MBDA считает такое положение вещей временным. Главный изъян беспилотных летательных аппаратов на сегодняшний день состоит в ограниченном запасе топлива (энергии), из-за чего ЛА находится в воздушном пространстве в течение ограниченного времени и имеет малую дальность полета. Это требует замены дронов во время боевого дежурства в воздухе, и, пока отсутствует противник, дронам приходится барражировать впустую и расходовать моторесурс и топливо.
Как полагают в MBDA, существование всех этих недостатков как значимого фактора продлится до тех пор, пока беспилотники совершают вылеты с авианосцев или с земли. Если же разместить дрон на дирижабле, который парит на своем пределе, то с помощью его разведывательной аппаратуры возможно самостоятельное вычисление первичных координат цели, для уточнения местоположения которой к земле будет направлен дрон многоцелевого назначения, способный произвести доразведывание цели на малой высоте и нести небольшую (весом один килограмм) боеголовку. Применение второго, ударного варианта возможно будет только в том случае, если цель окажется чересчур малой для специального БПЛА или же этого потребует наземная ситуация, предполагающая безотлагательное вмешательство.
При наличии слишком большой цели (группы целей) наземный командный центр, который получает в режиме реального времени сведения от разведывательного дрона, решит, какое количество ударных беспилотников, оснащенных боеголовками, нужно отправлять. После нанесенного удара дрон сможет приземлиться на палубу дирижабля. При всем при этом разведывательный дрон может быть одноразовым: это даст возможность существенно снизить требования к его аэродинамике, а также к мощности двигателя. Таким образом, даже являясь одноразовым, разведывательный дрон будет конкурентоспособным по соотношению цены-эффективности.
На лицо преимущества такой схемы: беспилотникам не нужно барражировать в воздухе, курсировать будут только дирижабли, вообще не тратящие энергию. Если учитывать огромную площадь непосредственного наблюдения такого «летающего авианосца» с высот до шести-семи километров, то даже один такой летательный аппарат сможет контролировать 10-тки квадратных километров, при этом будет небольшой расход топлива.
Другой плюс состоит в резком сокращении веса топлива, которое беспилотному летательному аппарату нужно будет иметь на борту. Следовательно, это позволит значительно увеличить боевую нагрузку для аппарата, имеющего тот же размер и вес.
Третье и самое важное преимущество подобной схемы заключается в сокращении наземных баз, которые будут нужны для того, чтобы контролировать определенную территорию. Ведь известно, что их главным назначением является предоставление военно-воздушным силам, а по большей части именно беспилотным летательным аппаратам, возможности нанести удары с воздуха. Для этого и нужны базы, имеющие огромную взлетно-посадочную полосу. Однако если дирижабли будут располагаться в воздушном пространстве, то это приведет к значительному уменьшению необходимости создания густой сети наземных военных баз, а также количества топлива, которое требуется для снабжения БПЛА – ведь эти летательные аппараты будут осуществлять вылет лишь после того, как с помощью наблюдательной аппаратуры дирижабля будет обнаружен противник.
Многие зададутся вопросом, почему компания, которая занимается ракетами, взялась за разработку концепции из, на первый взгляд, чужой области. Между тем все очень просто: для беспилотников, имеющих ограниченный радиус действия и запас топлива, более подходящим будет дизайн именно крылатых ракет, а не нынешних дронов. На сегодняшний день беспилотники обладают низкой скоростью и имеют крылья большого удлинения, которое необходимо для того, чтобы достичь высокой топливной экономичности и продлить время непрерывного патрулирования. Базируясь же на дирижабле, новые дроны с небольшими крыльями смогут разгоняться до высокой скорости, поскольку не придется больше экономить каждую каплю топлива. Таким образом, все это приведет как к снижению уязвимости дронов от огня, производимого стрелковым оружием с земли, так и к возможности их применения против наземных сил, которые неплохо оснащены.
Именно разработкой таких более скоростных беспилотных летательных аппаратов, размывающих границу между ракетами и современными дронами, намерена заниматься компания MBDA до 2030 года.