Легкие крейсера проекта 91. СССР
Проектирование «легкого крейсера сопровождения» началось еще в конце 1940 года. По замыслу военных такие корабли должны были сопровождать соединения линейных кораблей и авианосцев, выполняя функции защиты крупных кораблей от атак эскадренных миноносцев и авиации противника.
После окончания войны, приостановленная было работа над проектом 91, возобновилось с максимальной энергией, чему способствовало почти полное отсутствие в составе Советского флота кораблей этого класса. К концу 40-х годов, помимо полностью потерявших боевую ценность «Червоны Украины» и «Красного Крыма», имелось лишь два относительно современных легких крейсера — трофейные «Адмирал Макаров» и «Адмирал Нахимов».
По опыту войны вооружение проектируемых крейсеров было усилено установкой третьего яруса башен в оконечностях и доведено до 20 130-мм орудий, из которых 16 могли участвовать в бортовом залпе. Вспомогательный калибр составляли 20 45-мм автоматов, расположенных в десяти двухорудийных стабилизированных установках. Была увеличена с 80 до 120 мм толщина броневого пояса, причем все эти нововведения обусловили увеличение стандартного водоизмещения до 10000 т, так что новые легкие крейсера уже не уступали по своим размерам имеющимся тяжелым.
В итоге Морское министерство СССР предложило усилить вооружение проектируемых крейсеров, установкой на них 12 универсальных 152-мм орудий, расположенных в трехорудийных башнях, что увеличивало боевые возможности проекта при столкновении с легкими крейсерами иностранных держав. Однако проработки такого варианта показали, что стандартное водоизмещение таких крейсеров превысит 15000 т, разработчики же 152-мм универсальных башен столкнулись с рядом трудностей, связанных с обеспечением необходимой скорости горизонтальной и вертикальной наводки орудий. В итоге ограничились заменой башен 130-мм калибра на новые установки СМ-2-1, тем более что как резонно отметил НИИ флота, борьбу с крупными надводными кораблями противника должны были взять на себя тяжелые крейсера нового поколения.
Постройка новых легких крейсеров началась с осени 1949 года на трех заводах, причем, несмотря на прогрессивную технологию изготовления цельносварных корпусов, велась с отставанием от графика, чему способствовало медленное изготовление башен новой конструкции ЛМЗ и Обуховским заводом.
В итоге, до инициируемого Н. С. Хрущевым постановления о прекращении строительства крупных надводных кораблей заводы успели сдать только десять корпусов. Находящиеся на стапелях крейсера «Адмирал Корнилов», «Адмирал Лазарев», «Щербаков», «Адмирал Истомин», как и уже спущенный Балтийским заводом «Адмирал Бутаков», были исключены из списков флота и сданы на слом.
1. Жданов 1949-1950-1953 Балт. з.
2. Александр Невский 1950-1951-1953 Адм. з.
3. Адмирал Ушаков 1950-1952-1954 Руссуд
4. Александр Суворов 1950-1952-1954 Адм. з.
5. Адмирал Сенявин 1950-1951-1953 Балт. з.
6. Дмитрий Пожарский 1951-5192-1954 Адм. з.
7. Михаил Кутузов 1951-1952-1954 Балт. з.
8. Богдан Хмельницкий 1952-1953-1954 Руссуд
9. Козьма Минин 1952-1953-1954 Адм. з.
10. Дмитрий Донской 1952-1953-1955 Адм. з.
Проектное водоизмещение: 10000 т (стандартное), 13100 т (полное).
Скорость: 34 узла, при мощности машин 110000 л.с.
Вооружение: 10х2 130-мм/58 орудий, 10х2 45-мм автоматов. 2х3 533-мм ТА.
Бронирование: борт – 120 мм, палуба 50 мм.
Размерения по КВЛ: 189,7х18,2 х5,7 м.