Содержание:
Поражения, нанесенные советскими войсками противнику в районе Кенигсберга, привели к увеличению перевозок морем, по которому неприятель эвакуировал беженцев, остатки своих разбитых войск и доставлял подкрепления обороняющимся. Основные потоки этих перевозок проходились на два порта – Пиллау и Хель.
Причем первый из них уже с февраля 1945 года постоянно находился под ударами армейской и флотской авиации, потопившей значительное количество транспортных, военных и вспомогательных судов. По окончании боев специально сформированная комиссия по определению результативности боевых действий ВВС КБФ насчитала в порту Пиллау 124 потопленных корабля и судна. При этом учитывались только видимые обломки, дно порта не исследовалось.
Второй город по состоянию на 1945 год портом в полном смысле этого слова не являлся, так как в его гавань могли заходить только малые корабли, быстроходные десантные баржи (БДБ) и катера. Именно они обеспечивали перегрузку грузов и переброску людей на большие корабли и суда (или с них на берег), стоявшие на внешнем рейде.
Именно там формировались конвои, которые в дальнейшем шли на запад. При этом до апреля рейд порта Хель подвергался ударам авиации относительно редко, хотя самолеты-разведчики ВВС КБФ практически каждый день фиксировали наличие в данном районе до 40 единиц боевых кораблей и транспортных судов противника.
Скорее всего, основной причиной такого «невнимания» к Хельскому порту являлся приказ ВВС КБФ содействовать частям Красной Армии, один из пунктов которого содержал требование блокирования с моря Кенисберга и Земландской группировки противника, поскольку, как считали в штабе ВВС КБФ, именно через Пиллау проходил основной поток их снабжения. Соответственно, по Пиллау и наносила удары флотская авиации.
Район же Хель, вероятно, рассматривался как промежуточная якорная стоянка, и его роль в снабжении немецких войск недооценивалась.
Другой причиной невнимания к указанному району являлись метеоусловия. За весь март 1945 года только в течение 11 дней пикирующие бомбардировщики и штурмовики ВВС КБФ поднимались в воздух для ударов по кораблям и портам противника. В большинстве остальных дней, как писали в Оперсводках штаба,
«ВВС КБФ… из-за неблагоприятных метеорологических условий, боевых действий не вели».
В апреле 1945 года погода стала улучшаться и наличие большого количества целей у порта Хель, как об этом докладывала авиаразведка, требовало массированного удара несколькими полками ВВС КБФ, командование которого решило нанести его 11 апреля.
Впрочем, и до этого дня штурмовики 9-й штурмовой авиационной Ропшинской Краснознаменной, ордена Ушакова I ст. дивизии (далее 9-я ШАД) нанесли там ряд чувствительных ударов по немецким кораблям и судам.
Из Журнала боевых действий ВВС КБФ
11 апреля 1945 года.
06.30. Командующий ВВС КБФ приказал командирам 8, 9, 11 АД к 10.00 часам 11 апреля быть готовым 9 и 8 АД всем составом, а 11 дивизия самолетами, имеющими подвесную систему (подвесные топливные баки. – Авт.), к массированным ударам по транспортам и боевым кораблям в порту Хель. Напряжение 3 вылета. Время удара дополнительно.
В итоге, этот приказ привел к развернувшейся 11 апреля драме у косы Хель, первым участником которой стала указанная выше 9-я ШАД, в состав которой входило три полка: 7-й гвардейский пикировочно-штурмовой авиационный Tаллинский Краснознаменный (далее 7-й ГШАП), 35-й штурмовой авиационный Tаллинский Краснознаменный (далее 35-й ШАП) и 12-й истребительный авиационный Краснознаменный (далее 12-й ИАП).
На 8 ч утра 11 апреля в боевом составе авиадивизии числилось 113 самолетов: в 7-м ГШАП – 32 Ил-2, в 35-м ШАП – 35 Ил-2 (в обоих исправных по 27), в 12-м ИАП – 31 Як-9 (исправно 23) и по 7 Як-1 и Як-7 (все исправны), в управлении авиадивизии – 1 Як-3 (исправен).
Основным аэродромом базирования самолетов перечисленных авиаполков 9-й авиадивизии являлся Эльбинг.
Из журнала боевых действий 9-й ШАД
02.40. Командующий ВВС КБФ приказал командиру 9 ШАРКОУД к 10.00 11.04 привести в готовность все средства для совместных ударов по кораблям противника в Данцигской бухте совместно с 11 ШАД, 8 МTАД. Время удара дополнительно.
<…>
11.00. Командир дивизии приказал к-ру 35 ШАTКП произвести массированный удар 20 Ил-2 в 12.00-12.06 в районе порта Хель по кораблям противника.
Командиру 7 ГПШАКП в 12.06-12.12 произвести массированный удар 16 Ил-2 по кораблям противника в районе порта Хель.
К-ру 12 ИАКП сопровождением прикрыть удар штурмовиков Ил-2 35 ШАTКП и 7 ГИШАКП из расчета 4 Як-9 на полк и 4 Як-9 группа воздушного боя.
Вторым участником драмы у косы Хель стали два полка из состава 8-й минно-торпедной авиационной Гатчинской Краснознаменной дивизии (далее 8-я MTАД).
Удары по неприятельским кораблям должны были наносить пикирующие бомбардировщики Пе-2 из состава 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного Tаллинского Краснознаменного полка (далее 12-й ГПБАП). Их истребительное прикрытие обеспечивал 14-й гвардейский истребительный авиационный Клайпедский дважды Краснознаменный полк (далее 14-й ГИАП).
На 8 ч утра 11 апреля в составе 12-го ГПБАП числилось 52 Пе-2 (исправно 38), а 14-й ГИАП насчитывал 33 Як-9 (исправно 26). Самолеты обоих полков базировались на аэродроме Грабштейн.
Из журнала боевых действий 8 МТАД
00.05. Командиру 12 ГПАTП. Командир дивизии приказал: 11.04.45 к 08.30 всем составом полка быть готовым к боевым действиям по боевым кораблям и транспортам противника в районе косы Хель. Прикрытие Як-9 14 ГИАКП. Начштаба 8 АД.
00.08. Командиру 14 ГИАКП. Командир дивизии приказал: 11.04.45 к 08.30 всем составом полка быть готовым прикрывать Пе-2 12 ГПАTП, наносящих бомбоудар по боевым кораблям и транспортам противника в районе косы Хель.
<…>
08.30. Командиру 12 ГАП. Командир 8 дивизии приказал: 11.04.45 27 Пе-2 под прикрытием 14 ГИАП во взаимодействии с Слепенковым и Манжосовым нанести бомбоудар с пикирования по тр противника в районе косы Хель.
Задача: потопить 2 тр. Время удара 12.04-12.07, до Вашего удара за 2 м бьет Слепенков после Вашего удара бьет Манжосов. – Результат бомбоудара фотографировать. Для прикрытия разведчика 4 Як-9 21 ИАКП. Повторный удар 17.04-17.07.
Начальник штаба 8 MTАГКД.
08.52. Командиру 14 ГИАП. Командир 8 MTАГКД приказал: Непосредственным сопровождением прикрыть боевые действия 12 ГИАП. Время удара 12.04. Задача бить по тр в районе м. Хела.
Начальник штаба 8 MTАГКД.
Tретьим участником массированного удара должны были стать полки 11-й штурмовой Новороссийской дважды Краснознаменной авиационной дивизии (далее 11-я ШАД). На утро 11 апреля в ее состав входило три полка: 8-й гвардейский штурмовой авиационный Феодосийский дважды Краснознаменный полк (далее 8-й ГШАП), 47-й штурмовой авиационный Феодосийский Краснознаменный полк (далее 47-й ШАП) и 9-й истребительный авиационный Клайпедский Краснознаменный полк (далее 9-й ИАП).
На 8 ч утра 11 апреля в боевом составе 11-й ШАД насчитывалось 109 самолетов: в 8-м ГШАП числилось 33 штурмовика Ил-2 (исправных 27), в 47-м ШАП – 31 штурмовик Ил-2 (исправных 24), в 9-м ИАП – 43 истребителя Як-9 (исправных 39) и 1 – ЛаГГ-3 (исправен). Еще один Ил-2 (исправен) числился за управлением авиадивизии. Самолеты 11-й ШАД базировались на аэродромах Паланга-1 и Паланга-2.
Как правило, штурмовики дивизии наносили удары по немецким кораблям и судам в районе Пиллау, но сегодня их целью стал район Хель.
Из журнала боевых действий 11-й ШАД
07.50. Командующий ВВС КБФ приказал: Командиру 11 АД всем составом АД уничтожать боевые корабли противника в районе м. Хел. Самолеты Ил-2 с подвесными баками и истребители после удара возвращаются на свой аэродром; самолеты Ил-2, не имеющие подвесных бачков, после удара посадку производят на аэродроме Мюльзен, дозаправляются и перелетают на свой аэродром. Время удара ориентировочно – 11.00.
Время 07.55. НШ АД передал НШ 8, 47, 9 АП. Командиру АД приказал всем составом готовиться для уничтожения кораблей противника в районе мыса Хел. Время удара ориентировочно 11.00
Время 08.30. Командующий ВВС КБФ приказал: Командиру 11 ШАД 30 Ил-2 во взаимодействии с 8 MTАД и 9 ШАД нанести удар по TРTР и боевым кораблям противника в районе мыса Хел. Время удара 8 МТАД, 12.00-12.04, 9 ШАД – 12.04—12.07, 11 ШАД – 12.07—12.10. Посадка самолетов с подвесными бачками на аэродроме Паланга, без подвесных бачков – на аэродроме Мюльзен.
Надо отметить, что командир 11-й ШАД полковник Д.И. Манжосов весьма ответственно отнесся к изменениям цели для своей авиадивизии и, вызвав командиров полков, разъяснил им поставленную задачу.
Журнала боевых действий 11-й ШАД
08.50. Командир АД вызвал на КП АД командиров 8, 47 и 9 АП и поставил им боевую задачу:
2 Противник эвакуирует свои войска с косы Хел.
3 8 MTАД, наносит удар по TРTР противника у мыса Хел в 12.00—12.04 11.04.45,
9 ШАД наносит удар в период 12.04—12.07.
4 11 ШАД во взаимодействии с 8 MTАД, и 9 ШАД уничтожает TРTР противника в районе мыса Хел. Первый удар наносит в 12.07—12.10 11.04.45.
Приказываю: Командиру 47 ШАП – 12 Ил-2, из них 3 самолета с подвесными бачками, наносят удар по TРTР противника в районе мыса Хел в 12.07 с задачей потопить один TР. Полк идет ведущим.
Командиру 8 ГШАП – 19 Ил-2, из них 7 Ил-2 с подвесными бачками, нанести удар по TРTР противника в районе мыса Хел в 12.08 с задачей потопить один TР. Удар нанести за 47 ШАП.
Командиру 9 ИАКП – 24 Як-9 прикрыть БШУ 8 и 47 ШАП по TРTР противника в районе мыса Хел. Взлет всех авиаполков по сигналу с КП АД. Бомбовая зарядка – 70 процентов ФАБ-250, 30 процентов ФАБ-100.
Посадка самолетов Ил-2 с подвесными бачками и самолетов Як-9 на аэродроме Паланга, посадка самолетов Ил-2 без подвесных бачков – на аэродром Мюльзен. Запасные аэродромы – Эльбинг и 1 ВА (аэродромы 1-й ВА ВВС КА. – Авт.). Командирам авиаполков точно выдержать заданное время удара. Повторный удар 11 ШАД в 17.07—17.10 с аэродрома Мюльзен.
Но, прежде чем начать описание удара, необходимо сделать небольшое отступление.
Оценивая донесения пилотов, стоит помнить, что к концу дня 11 апреля в районе косы Хель погибли и получили повреждения более десятка кораблей и судов противника. Понятно, что в условиях, когда значительное их количество пострадало от бомб и некоторые подвергались повторным ударам, полностью исключить ошибки в оценке результатов ударов не представляется возможным.
Нужно также заметить, что в статье разобраны только те корабли и суда, по которым авторы смогли найти упоминания в документах. В силу объективных причин (утрата немецких документов в конце войны и т.д.) сказать, что на текущий момент известны все немецкие потери, невозможно. Часть погибших и поврежденных 11 апреля в районе Хель неприятельских кораблей и судов не установлена и по сей день.
Итак, первыми на взлет пошли штурмовики 11-й ШАД. В 11 ч 08 мин стартовали 12 Ил-2 47-го ШАП (ведущий – Герой Советского Союза капитан H. T. Попов [1]), следом за ними в 11 ч 10 мин – 18 Ил-2 (из них один вернулся по техническим причинам [2]) 8-го ГШАП (ведущий – гвардии капитана К.В. Благодаров [3]). За штурмовиками, в 11 ч 15 мин, взлетели истребители – 22 Як-9 9-го ИАП (ведущий – майор М.И. Плешков), и последними, в 11 ч 18 мин, – пара разведчиков Як-9 9-го ИАП (ведущий – лейтенант М.И. Бурцев).
Почти одновременно с ними, между 11 ч 09 мин и 11 ч 18 мин, взлетели 25 Пе-2 12-го ГПБАП (ведущий – гвардии майор С. В. Попов), за ними 18 Як-9 14-го ГИАП (ведущий – Герой Советского Союза гвардии подполковник А. А. Мироненко [4]). За пикирующими бомбардировщиками на взлет для фиксации результатов удара пошел самолет-разведчик Пе-2 № 39 под прикрытием четырех Як-9 21-го ИАП [5].
Последними стартовали самолеты 9-й ШАД. В 11 ч 35 мин пошли на взлет 20 Ил-2 35-го ШАП (ведущий – капитан П. А. Третьяков), за ними истребители непосредственного прикрытия 4 Як-9 12-го ИАП (ведущий – старший лейтенант И. А. Шкурко).
После штурмовиков 35-го ШАП, первыми наносивших удар, в 11 ч 40 мин взлетели 12 Ил-2 7-го ГШАП (ведущий – Герой Советского Союза гвардии капитан А. Е. Гургенидзе [6]) и их непосредственное прикрытие – 4 Як-9 12-го ИАП (ведущий – капитан П.Р. Гонтарь).
Следом за штурмовиками, в 11 ч 47 мин, взлетела группа воздушного боя из четырех Як-9 12-го ИАП (ведущий – майор Д. И. Парфенов), и последними стартовали два Як-9 (ведущий – Герой Советского Союза подполковник Я. З. Слепенков [7]) с целью контроля удара.
Первыми до цели добрались штурмовики 35-го ШАП. Вот как об этом говорилось в донесении его командира:
«В 12.02 с Н=1100-400 м, одним заходом с пикирования, БК=260°, последовательно звеньями в правом пеленге нанесли бомбоштурмовой удар по 2 ММ, 2 СКР, 4 ТР в 3 км юго-восточнее мыса Хель».
Результаты удара, согласно рапорту ведущего общей группы капитана П.А. Tретьякова, выглядели следующим образом:
«Наблюдали прямые попадания авиабомб ФАБ-250 и 100 в ММ, СКР (неразборчиво. – Авт.) и ТР, на которых возникли большие взрывы».
Всего было израсходовано: 2 ФАБ-250, 72 ФАБ-100, 44 РС-82, 2020 ВЯ, 5700 ШКАС, 150 БС.
По итогам боевого вылета группы капитана П. А. Третьякова штаб ВВС КБФ в «Оперативной сводке № 202 штаба ВВС КБФ от 11 апреля 1945 года» записал на боевой счет 35-го ШАП потопление транспорта в 6000 т, одного сторожевого корабля и повреждение миноносца.
Немецкие зенитчики смогли повредить пять штурмовиков 35-го ШАП, из которых четыре добрались до аэродрома базирования и были отремонтированы, а пятый произвел вынужденную посадку на аэродроме Данциг, в результате чего самолет был разбит. К счастью его пилот лейтенант Л. А. Кучеренко был только легко ранен, а воздушный стрелок старшина Игнатьев вообще не пострадал.
По снимкам фотоконтроля группы можно сделать вывод, что штурмовики 35-го ШАП, как минимум, повредили учебный корабль TS-10, а возможно, и нанесли ему смертельный удар. Подтверждение этому можно найти в приведенном ниже рапорте 12 ГПБАП.
Следом за 35-м ШАП, почти одновременно вышли в атаку пикирующие бомбардировщики Пе-2 12-го ГПБАП и штурмовики 11-й ШАД.
Из боевого донесения № 10 штаба 12-го ГПБАП
4. В 12.07-12.09 25 самолетов Пе-2 с пикирования Нвв = 3000 м Нбр = 2100 м, БК=170 – 200° нанесли бомбардировочный удар по 2 TРTР на месте. Расход бомб ФАБ-250 64 штуки.
Экипажи наблюдали одно прямое попадание бомбы ФАБ-250 по TР водоизмещением 6000 т и два разрыва бомб в непосредственной близости от транспорта водоизмещением 5000 – 7000 т, на TРTР возникли пожары.
При подходе к цели экипажи наблюдали горящий 1 TР после бомбоштурмового удара самолетов Ил-2.
Результат удара был сфотографирован Пе-2 № 39. При изучении фотоснимка в альбоме 12-го ГПБАП разобрать, что за транспорт получил попадания, не представляется возможным, но ясно одно: неприятельское судно пострадало от бомб «пешек».
Выжившие немецкие моряки с теплохода «Moltkefels» утверждали, что после 12 ч со стороны солнца их атаковали бомбардировщики. Вокруг судна встали многометровые взрывы, но прямых попаданий не было. Впрочем, пикирующие бомбардировщики вечером с лихвой исправят эту неудачную атаку.
Пикировщики от зенитного огня не получили повреждений и благополучно вернулись на свой аэродром. Самолет-разведчик Пе-2 сел на аэродром Эльбинг, но позже вернулся на Грабштейн.
По итогам боевого вылета группы пикирующих бомбардировщиков 12-го ГПБАП гвардии майора С.В. Попова штаб ВВС КБФ в «Оперативной сводке № 202 штаба ВВС КБФ от 11 апреля 1945 года» записал на боевой счет 12-го ГПБАП потопление транспорта в 6000 т.
Как уже отмечалось выше, одновременно с пикирующими бомбардировщиками Пе-2 из состава 12го ГПБАП в атаку пошли штурмовики
11-й ШАД. Первыми атаковали пилоты 8-го ГШАП.
Из журнала боевых действий 11-й ШАД
12.07-12.10 Н = 1100-100 м с планирования 11 Ил-2 и топмачтовым методом h = 25 м 6 Ил-2 одним заходом БК-135° в районе 2 – 3 км севернее мыса Хелл атаковали корабли противника в составе 6 ТР, 8 СКР и ТЩ и до 50 плавединиц мелких судов.
6 Ил-2 капитана Благодарова атаковали 2 ТР водоизмещением по 4000 тонн каждый (длина до 100 м, ширина 12-14 м, однотрубные, двухмачтовые, труба посередине).
6 Ил-2 старшего лейтенанта Махова топмачтовым методом атаковали 1 ТР водоизмещением до 8000 тонн (длина около 140 м, ширина – 20 м, однотрубный, двухмачтовый, на каждой мачте по 4 стрелы. Окраска – белая) и 1 СКР.
5 Ил-2 младшего лейтенанта Лаврика атаковали 1 ТЩ и 1 ТР водоизмещением до 3000 тонн (длина около 90 м, ширина – 15 м, однотрубный, двухмачтовый, по 2 стрелы у каждой мачты, труба и надстройка посредине, окраска черная).
Израсходовано боезапаса: 23 ФАБ-250, 12 ФАБ-100, 1350 ВЯ, 3500 ШКАС, 115 БС 36 РС-82.
На выводе из атаки экипажи наблюдали прямое попадание 1 ФАБ-250 капитана Благодарова в транспорт 4000 тонн и 2 ФАБ-250 младшего лейтенанта Доценко в другой транспорт 4000 тонн. Одна ФАБ-250 летчика Махова попала в тр до 8000 тонн. Одна ФАБ-250 попала в тщ – тщ взорвался и затонул. На транспорте и скр наблюдали сильные взрывы и пожары.
По итогам боевого вылета группы гвардии капитана К.В. Благодарова штаб ВВС КБФ в «Оперативной сводке № 202 штаба ВВС КБФ от 11 апреля 1945 года» записал на боевой счет 8-го ГШАП потопление двух транспортов в 4000 и 3000 т. Кроме того, на счет полка пошло повреждение транспорта в 8000 т и сторожевого корабля.
Из снимков фотоконтроля можно понять, что под удар попал опять TS-10, который почему-то назван
«транспортом в 4000 тонн».
Остальные корабли различить невозможно.
В ходе атаки штурмовиков 8-го ГШАП зенитным огнем с немецких кораблей один Ил-2 был сбит. Из аварийного акта:
«При подходе к цели группы штурмовиков были встречены сильным огнем ЗА и МЗА, подавляя огонь ЗА и МЗА, атаковали ТРТР противника. Самолет лейтенанта Стрункина на выходе из атаки был подбит огнем ЗА, произвел посадку на воду в Данцигской бухте. Судьба экипажа неизвестна».
Пилот штурмовика, гвардии лейтенант Евгений Васильевич Стрункин, попал в плен, а воздушный стрелок, гвардии младший сержант Николай Петрович Ефимов, пропал без вести.
Помимо одного безвозвратно потерянного от зенитного огня штурмовика еще два получили повреждения, но были восстановлены.
Планы посадить штурмовики на аэродром Мюльзен и перевооружить для повторной атаки не выдержали столкновения с реальностью. Из-за проблем с топливом на аэродром Мюльзен сели только шесть Ил-2 во главе с гвардии капитаном К. В. Благодаровым, еще пять Ил-2, ведомые гвардии старшим лейтенантом А. Г. Маховым, – на аэродром Эльбинг. Tри Ил-2 из группы младшего лейтенанта П. Д. Лаврика приземлились на аэродром Грабштейн, и только одному штурмовику удалось вернуться на аэродром базирования Паланга.
Следом за 8-м ГШАП противника атаковали штурмовики 47-го ШАП.
Из журнала боевых действий 11-й ШАД
12.08 одним заходом с планирования h = 950-150 БК-160° атаковали 2 ТР и 1 СКР из состава 8 ТР и до 30 других плавединиц, стоящих в 2 – 3 км юго-восточнее м. Хелла.
Израсходовано боезапаса: 18 ФАБ-250, 8 ФАБ-100, 37 РС-82, 1570 ВЯ, 3620 – ШКАС, 470 – БС.
Экипажи наблюдали два прямых попадания ФАБ-250 в 1 ТР 7000 тонн и одно попадание ФАБ-250 в 1 ТР 4000 тонн. На отходе наблюдали три сильных взрыва и пожары на атакованных транспортах и 1 СКР.
По итогам боевого вылета группы штурмовиков Героя Советского Союза капитана Г. Т. Попова штаб ВВС КБФ в «Оперативной сводке № 202 штаба ВВС КБФ от 11 апреля 1945 года» записал на боевой счет 47-го ШАП потопление транспорта в 3000 т и повреждение тральщика.
В ходе атаки кораблей немецкие зенитчики никого не сбили, но при отходе полк потерял два самолета вместе с экипажами. Из аварийного акта:
«…на обратном маршруте группа 6 Ил-2 при наличии сплошного тумана и низкой облачности были вынуждены идти ближе к берегу Данцигской бухты, в результате в 5 км южнее горы Шенбаум (?) самолеты Ил-2 на Н=100 м попали под сильный заградительный огонь ЗА и МЗА противника. Экипажи производили противозенитный маневр».
Однако этот маневр не помог. В результате зенитного огня с земли
«…прямым попаданием ЗА сбит младший лейтенант Абакумов, самолет вошел в штопор и упал в реку Висла».
Экипаж в составе пилота, младшего лейтенанта Дмитрия Степановича Абакумова, и воздушного стрелка, младшего сержанта Петра Кузьмича Миненко, пропал без вести.
Второй потерянный штурмовик повторил судьбу первого:
«Самолет лейтенанта Шапина был подбит снарядом 3А, самолет пошел со снижением курсом 110° падения не наблюдал, экипаж с задания не возвратился».
Его экипаж, пилот лейтенант Андрей Леонидович Шапин и воздушный стрелок младший сержант Владимир Иванович Комаров, пропал без вести.
Кроме двух потерянных штурмовиков еще четыре получили повреждения зенитным огнем, но в итоге были отремонтированы механиками.
Увы, для штурмовиков 47-го ШАП повторилась история, произошедшая с их коллегами из 8-го ГШАП. Tоплива не хватило, и в результате только два Ил-2 сели на аэродром Мюльзен, еще пять – на аэродроме Хайлигенбайль, один – на аэродроме Мариенбург, и лишь два добрались до места базирования полка – Паланги.
Истребители 9-го ИАП, сопровождавшие штурмовики, оказались единственными, кто атаковал в этот день воздушного противника. В районе цели они встретили четыре FW-190, с которыми два Як-9 вели воздушный бой.
Атакой на виражах под ракурсом 2/4 с дистанции 100 – 50 м капитан А. Ф. Берестовский один из них сбил, и он упал в районе цели, а старший лейтенант Г. Г. Федоров атакой на вертикали, снизу, сзади, под ракурсом ¼, с дистанции 100 – 70 м сбил еще один, упавший в том же районе.
Немцам в ходе боя удалось повредить один советский истребитель, другой повредила зенитная артиллерия, но в итоге оба вернулись на свой аэродром и были отремонтированы.
Отметим, что истребители Як-9 9-го ИАП в итоге все сумели вернуться в Палангу, правда, трое садились на аэродромы, где сели штурмовики для уточнения их проблем после посадки.
Последними вышли в атаку штурмовики 7-го ГШАП.
Из оперативной сводки 7-го ГШАП № 8 за 11 апреля 1945 года
В 12.10-12.22 Н = 900-100 БК-180° по группам атаковали с малых высот TРTР, 1 ММ и СКР из общей группы до 40 единиц. В результате удара первой группы прямым попаданием бомб гвардии капитана Гургенидзе потоплен 1 ММ. В результате прямых попаданий бомб ФАБ-250 старшего лейтенанта Иванченко в 1 СКР вызван взрыв и пожар.
В результате прямого попадания бомб ФАБ-250 старшего лейтенанта Карлова потоплен 1 TР в 6000 тонн. Прямыми попаданиями бомб 1 ФАБ-250 Столярова и 1 ФАБ-100 Комазова потоплен 1 TР водоизмещением в 3000 тонн.
По итогам боевого вылета группы Героя Советского Союза гвардии капитана А.Е. Гургенидзе штаб ВВС КБФ в «Оперативной сводке № 202 штаба ВВС КБФ от 11 апреля 1945 года» записал на боевой счет полка потопление двух транспортов в 8000 и 3000 т, одного миноносца и двух сторожевых кораблей.
Потерь в самолетах группа не понесла, только один самолет получил повреждения от зенитного огня противника.
Судя по снимкам фотоконтроля, пилоты полка потопили охотник за подводными лодками UJ-1101 (транспорт в 3000 т, по мнению пилотов) и добили многострадальный учебный корабль TS-10 (миноносец, по мнению пилотов). Возможно, удалось бы установить и другие успехи пилотов 7-го ГШАП, но самолет-фотограф, который пилотировал гвардии младший лейтенант Н. К. Шиндиков, был поврежден снарядом малокалиберной зенитной артиллерии – досталось и фотоаппарату, в результате чего пленка была засвечена.
На текущий момент достоверно известно о гибели вследствие первой атаки советских пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков трех неприятельских боевых кораблей и повреждении еще одного. Кроме того, вероятно, в ходе этой атаки был потоплен моторный танкер. Разберем их судьбы по отдельности.
Учебно-торпедный корабль TS-10
Из перехвата радиограмм в ходе операции «Ультра» [8], известно, что в 12 ч 40 мин о нем доложили, что TS-10 (1) получил попадание бомбы на рейде Хель. Позднее в другой радиограмме, перехваченной в 8 ч 10 мин 12 апреля, было записано, что корабль потерян вследствие двух бомбовых попаданий.
Установить, кто нанес смертельный удар кораблю, сложно, так как он фигурирует на снимках фотоконтроля всех полков штурмовиков, принимавших участие в атаке. Отдельный вопрос, почему в документах противника отмечено два попадания, а в советских – одно. Вероятнее всего, корабль был поврежден 35-м ШАП и добит 7-м ГШАП, но эти данные еще требуют перепроверки.
Советская комиссия по определению результативности боевых действий так оценила состояние корабля:
«Тральщик типа М-1 водоизмещением 600 тонн, длина 70 м, ширина 8 м. Одна ФАБ-250 с замедлением попала в кормовую часть, пробила палубу и взорвалась в трюме. Взрывом разрушены кормовая часть с надстройками. ТЩ принял воду и с креном 10 градусов затонул».
Охотник за подводными лодками UJ-1101
Из перехвата немецких радиограмм в ходе операции «Ультра» известно: в 12 ч 30 мин об UJ-1101 (2) доложили, что он получил попадание бомбы в мостик и на тот момент еще держался на плаву.
Грустный итог попыток спасти данный корабль подвела советская комиссия по определению результативности боевых действий:
«Корабль спецназначения водоизмещением 3000 тонн, длина 70 м, ширина 10 м. Вооружен бомбометами и глубинными бомбами в количестве 200 штук, 5 20-мм пушек, 1 40-мм пушка, и 1 82-мм пушка. Попадание ФАБ-250 с замедлением между мостиком и трубой пробито две палубы, бомбы взорвались в котельном отделении у правого борта, пробив днище и разорвав правый борт. TP выбросился на мель, центральная и кормовая части TP залиты водой».
Исходя из снимков фотоконтроля, UJ-1101 потопили штурмовики 7-го ГШАП, и скорее всего, он числится на боевом счету полка как транспорт в 3000 т. Отметим, что в фотоальбоме полка его водоизмещение указано в 6000 т, но, видимо, в итоговых документах его уменьшили.
Охотник за подводными лодками UJ-1102
Относительно UJ-1102 (3) из перехвата немецких радиограмм в ходе операции «Ультра» известно следующее: в 12 ч 30 мин о нем было донесено, что корабль после атаки 50 штурмовиков на группу противолодочной обороны затонул восточнее Хель вследствие попадания бомбы. Сторожевому кораблю V-1708 и учебно-торпедному кораблю TS-11 удалось спасти 30 моряков из экипажа UJ-1102.
Из данных советской комиссии по определению результативности боевых действий:
«Корабль спецназначения водоизмещением 2000 тонн, длина 80 м, ширина 10 м. Одна ФАБ-250 с замедлением, пробив две палубы, взорвалась в котельном отделении; в результате взрыва пробито днище и правый борт. Корабль принял воду и лег на правый борт с креном 10 градусов».
По мнению авторов, UJ-1102, скорее всего, потопили штурмовики 11-й ШАД, но эти данные нуждаются в уточнении.
Торпедолов TFA-11
Этот маленький корабль, даже непонятно, как смог пережить указанные в радиограмме повреждения. Из перехвата радиограмм в ходе операции «Ультра» известно, что торпедолов TFA-11 (4) в 12 ч 58 мин получил два попадания бомбами, у него повреждена машина, но экипаж сумел устранить течи в корпусе, и держит корабль на плаву.
Танкер «Delapan»
Судьба это судна до конца не прояснена до сих пор. Оно, скорее всего, было потоплено в ходе первой атаки. Такой вывод о гибели моторного танкер «Delapan» (5) в это время можно сделать, исходя из заявок пилотов на потопленные и поврежденные корабли в ходе вечерней атаки. Единственный транспорт в 3000 т легко идентифицируется по фотоконтролю, все остальные суда крупнее.
По данным советской комиссии по определению результативности боевых действий, на момент ее работы судно выглядело так:
«Нефтеналивное судно «Деланан» водоизмещением 1500 тонн, длина 50 м, ширина 15 м. Прямое попадание ФАБ-250 в центральную часть; бомба пробила палубу и разрушила конструкцию судна. Судно выбросилось на берег и находится в полузатопленном состоянии».
Кто утопил это судно, пока сказать не представляется возможным…
Возможно, в ходе первой атаки ВВС КБФ получили повреждения и другие немецкие корабли и суда, но об этом мы расскажем чуть позже.
После нанесения первого удара командование ВВС КБФ по плану собиралось нанести второй удар по германским кораблям у Хеля, но в него пришлось внести коррективы вследствие проблем со штурмовиками 11-й ШАД. Остальные участники первого удара благополучно достигли своих аэродромов и перевооружались для повторного.
Проще всего было в 8-й МТАД. Дивизия еще утром получила приказ о нанесении двух ударов по немецким кораблям в районе косы Хель, который гласил:
«09.20. Командиру 8 МТаГкД. 11.04.45 нанести два удара по тр и боевым кораблям в порту мыса Хела. Первый удар с 12.04 до 12.07. Второй удар с 17.04 до 17.07. Командующий ВВС КБФ».
Исполняя его, пикирующие бомбардировщики Пе-2 12-го ГПБАП и истребители их сопровождения к 16 ч изготовились к повторному удару.
Полки 9-й ШАД, судя по журналу боевых действий, подготовились к повторной атаке приблизительно в то же время, что и пикирующие бомбардировщики.
Из журнала боевых действий 9-й ШАД
14.30. Командир дивизии приказал командирам 7 ГПШАКП, 35 ШАТКП, 12 ИАКП к 16.00 быть готовым к уничтожению кораблей противника повторным ударом в районе порта Хель. Состав сил по 20 Ил-2 от каждого штурмового полка, прикрытие по 4 Як-9 на 20 Ил-2 и группа воздушного боя 4 Як-9. Время удара для 35 ШАКП 17.00-17.02, для 7 ГПШАКП 17.02-17.04.
Выруливание в 16.10, взлет 16.20. Удар последовательно по 4 Ил-2.
Командир 11-й ШАД, несмотря на то, что его штурмовики сели на аэродромах далеко не по плану, тоже попытался принять участие во втором ударе, но командующий ВВС КБФ решил в итоге отказаться от участия этой дивизии в вечерней атаке.
Из журнала боевых действий 11-й ШАД
15.35. Командир дивизии приказал: повторный удар по кораблям противника в районе мыса Хелла произвести в 17.07. Командир 8 ГШАП – 8 Ил-2, командиру 47 ШАП – 12 Ил-2, командиру 9 ИАКП – 22 Як-9 прикрыть БШУ.
Организация удара согласно указаниям на первый удар. Посадка после удара на аэродроме Мюльзен, Запасные аэродромы Эльбинг, Повуден, Хайлигенбайль.
15.50. Командующий ВВС КБФ приказал: командиру 11 ШАД оставить дежурные группы Ил-2, остальной боевой состав приводить в порядок.
Но, как показали дальнейшие события, ударные самолеты из состава трех полков смогли нанести серьезный урон неприятелю.
Первыми в 16 ч 08 мин – 16 ч 18 мин стартовали для второго удара по противнику 27 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 (ведущий общей группы – гвардии майор С.В. Попов) из 12-го ГПБАП под прикрытием 20 истребителей Як-9 14-го ГИАКП (ведущий – Герой Советского Союза гвардии подполковник А. А. Мироненко).
Через десять минут стали взлетать самолеты 9-й ШАД: в 16 ч 27 мин поднялись в воздух 20 Ил-2 35-го ШАП (ведущий – подполковник И. Ф. Суслин) под прикрытием четырех истребителей Як-9 12-го ИАП (ведущий – майор С.Н. Алешин), в 16 ч 35 мин – 16 Ил-2 7-го ГШАП (ведущий – гвардии капитан В.Г. Гончаров) под прикрытием из четырех Як-9 12-го ИАП (ведущий – старший лейтенант М. С. Рассихин), и последними – в 16 ч 40 мин – аэродром покинули четыре Як-9 12-го ИАП группы воздушного боя и два Як-9 с фотоаппаратами (ведущий – майор С.С. Беляев) для контроля результатов удара.
Двум пикирующим бомбардировщикам 12-го ГБПАП и одному штурмовику из 35-го ШАП из-за технических проблем пришлось вернуться на свой аэродром, остальные ударные самолеты достигли цели, и первыми удар нанесли штурмовики 35-го ШАП.
Из журнала боевых действий 35-го ШАП
В 17.00 с Н=1100-100 м одним заходом БК-150° нанесли удар по 3 ТР, 2 СКР, 2 ТЩ в 3 км восточнее мыса Хель. Прямым попаданием 1 ФАБ-250 и 2 ФАБ-100 потоплен ТР водоизмещением 10 000 т. 4-х ФАБ-100 ТР водоизмещением 6000 т и 2-х ФАБ-250 СКР.
Расход: 4 ФАБ-250, 64 ФАБ-100, 52 РС, 1980 ВЯ, 4400 ШКАС, 700 УБТ.
По итогам боевого вылета группы подполковника И. Ф. Суслина штаб ВВС КБФ в «Оперативной сводке № 202 штаба ВВС КБФ от 11 апреля 1945 года» записал на боевой счет 35-го ШАП потопление транспорта в 5000 т и сторожевого корабля, кроме того, пилотам полка засчитали повреждение транспорта в 10 000 т.
Судя по снимкам фотоконтроля, под удар 35-го ШАП попал транспорт «Moltkefels» (по ЖБД 35-го ШАП и оперсводке – транспорт в 10 000 т). На фотографии видно, что после попадания бомб загорелась носовая часть транспорта – это соответствует немецкому описанию. Отметим, что с немцами согласны и пилоты истребителей прикрытия, увидевшие пожар на атакованном штурмовиками транспорте. Но о судьбе этого судна в статье будет рассказано чуть ниже.
Потери группы составили: один штурмовик сбит зенитным огнем и семь получили повреждения от зенитного огня, но благополучно добрались до аэродрома базирования.
Из аварийного акта на потерю самолета Ил-2:
«Сбит огнем ЗА противника над целью во время пикирования на цель. Прямое попадание ЗА – загорелся и на Н=50-100 м взорвался».
Его экипаж в составе пилота, младшего лейтенанта Виктора Ивановича Дубаненко, и воздушного стрелка, младшего сержанта Виктора Николаевича Горлова, пропал без вести.
Следом за 35-м ШАП в атаку вышли штурмовики 7-го ГШАП.
Из рапорта ведущего группы 7-го ГШАП гвардии капитана В. Г. Гончарова о выполнении боевого полета 11 апреля 1945 года
В 17.02-17.03 с Н = 900-150 м БК-150-160° шестерками и четверками с планирования, с малой высоты атаковали 5 ТР, 1 гос судно, 3 СКР, 2 буксир (всего до 40 единиц).
В результате удара первых двух групп экипажи наблюдали прямое попадание бомб ФАБ-250 моих и бомб гвардии капитана Абанина в 1 тр водоизмещением 10000 тонн, на транспорте вызван взрыв в носовой части. При отходе от цели наблюдал погружение ТР в воду.
В результате удара 3-й группы 6 Ил-2 старшего лейтенанта Карлова (ошибка. На самом деле С.Я. Одегов. – Авт.) экипажи наблюдали прямое попадание бомб стар[аршего] лейт[енанта] Бричко в госпитальное судно – вызван большой взрыв и пожар. В результате прямых попаданий бомб ФАБ-250 летчика Лямзина, 2 ФАБ-100 Шулайкиной и 1 ФАБ-250 Мусиенко потоплен ТР до 6000 тонн. Один СКР, один ТР повреждены от прямого попадания бомб ФАБ-100.
К этому донесению командир 7-го ГШАП дважды Герой Советского Союза гвардии подполковник А.Е. Мазурен-ко9 в своем рапорте добавил потопление СКР
«вследствие… прямого попадания (бомб. – Авт.) Кирилина и тарана младшего лейтенанта Комазова».
По итогам боевого вылета группы гвардии капитана В.Г. Гончарова штаб ВВС КБФ в «Оперативной сводке № 202 штаба ВВС КбФ от 11 апреля 1945 года» записал на боевой счет 7-го ГШАП потопление транспорта в 6000 т, 1 санитарного транспорта в 3000 т и одного сторожевого корабля.
Судя по снимкам фотоконтроля, под удар 7-го ГШАП следом за 35-м ШАП попал «Moltkefels» (на них он назван транспортом в 8000 т, в донесении – 10 000 т). Из снимка становится понятно, что на носу транспорта явно разгорается пожар. Это не противоречит и данным противника, и, скорее всего, некоторые дополнительные повреждения ему нанесли и штурмовики 7-го ГШАП. Но точку в судьбе этого судна поставили пикирующие бомбардировщики…
Однако не все пилоты 7-го ГШАП сосредоточили внимание на «Moltkefels», часть их атаковала, согласно их донесению, «транспорт в 6000 тонн», которым, скорее всего, являлся танкер «Altengamme».
Танкер «Altengamme»
Засчитанный 7-му ГШАП «потопленный транспорт в 6000 тонн» – это, скорее всего, тяжело поврежденный танкер «Altengamme» (6). Увы, штурмовик-фотограф этой шестерки Ил-2 погиб, и, к сожалению, это вызывает целый ряд проблем, например, не дает возможности подтвердить успех единственной в ВВС КБФ женщины-пилота-штурмовика – гвардии лейтенанта Лидии Ивановны Шулайкиной.
В тот день советские пилоты повредили два танкера «Altengamme» и «Adria»: первый попал под удар 7-го ГШАП, второй, вероятно, стал жертвой пилотов 12-го ГПБАП, так как на снимках фотоконтроля цели пикирующих бомбардировщиков, танкера, не видны следы повреждений или пожаров, а после атаки штурмовиков они наблюдались бы.
Факт повреждения «Altengamme» 11 апреля подтверждается перехватом радиограмм в рамках операции «Ультра» и документами SKL (отчета о ситуации по Балтике). Исходя из них, в танкер попало две авиабомбы. Это привело к его серьезным повреждениям, следствием которых стало попадание морской воды в танки с топливом. В результате оно оказалось непригодным для заправки германских боевых кораблей, что стало серьезным ударом по планам использования крейсеров, эсминцев и миноносцев противника для обстрела позиций советских войск у Пиллау.
Несмотря на серьезные повреждения, танкер сумел с конвоем отплыть на запад. Но повреждения, полученные 11 апреля, оказались для него фатальными.
По имеющимся данным, «Altengamme» был посажен на мель на рейде Засница. И если 11 апреля ему повезло уцелеть, то второго шанса пилоты-гвардейцы ему не дали.
5 мая 1945 года сидевшее на мели судно атаковала группа из десяти штурмовиков 7-го ГШАП (ведущий – дважды Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Е. Мазуренко [9]) под прикрытием шести Як-9 12-го ИАКП (ведущий – майор С.С. Беляев). Вследствие этого авиаудара танкер загорелся и перевернулся и в таком жалком состоянии был обнаружен комиссией по определению результативности ВВС КБФ.
Из документов комиссии по определению результативности ВВС КБФ
В танкер попало две бомбы ФАБ-250, несколько бомб ФАБ-50 и до двенадцати 23 мм снарядов авиационных пушек.
Одна бомба ФАБ-250 попала в верхнюю палубу, под мостик, ближе к левому борту, пробила две палубы (толщиной первая 10 мм, вторая 12 мм) и взорвалась. Взрывом разрушен набор и наружная обшивка левого борта толщиной 14-16 мм. В борту образовалась пробоина размером 7,5 × 5,8 м. Был разрушен также набор второго дна.
От центра взрыва в корму по поясам от нулевого до пятого образовался гофр со стрелой прогиба 22 мм. Скуловой стрингер и стрингер, находящийся рядом с ним, разорваны по высоте и смяты на всем протяжении пробоины так же, как и шпангоуты. Взрывом сорвано несколько книц и погнуты верхние отделочные угольники стрингера. Общий объем разрушений внутри судна составляет 12 × 8,5 м по высоте и 8,5 × 7,4 м по площади.
Вторая бомба ФАБ-250 попала в палубу спардека, пробила ее и верхнюю палубу и взорвалась в машинном отделении. Попаданием бомбы разрушены посты управления – мостик и ходовая рубка. Взрыв бомбы вызвал пожар и разрушение правого борта, аналогичные разрушениям, вызванным взрывом первой бомбы; в результате танкер лег на правый борт.
Попадание бомб ФАБ-50 нанесли танкеру незначительные повреждения. Взрывались эти бомбы мгновенно при соприкосновении с судном. Размер наибольшей пробоины обшивки судна от взрывов бомб ФАБ-50 равен 2,4 × 2 м.
Пробоины от попаданий 23-мм снарядов авиационных пушек равны 10 × 10 см. Эти попадания по существу танкеру никаких повреждений не нанесли.
Помимо информации о повреждениях танкера, это описание дает небольшую пищу для размышлений относительно эффективности действия тех или иных авиабомб по кораблям. Авиабомбы ФАБ-50 применялись довольно редко, и, скорее всего, речь идет о ФАБ-100, так что в танкер попали почти все основные виды бомб, применяемых советской морской авиацией.
Как видим, бомба ФАБ-250 наносила урон в разы больший, чем ФАБ-100, и могла вызвать очень серьезные разрушения.
Санитарный транспорт «Posen»
Санитарный транспорт в 3000 т на съемке фотоконтроля легко опознается как «Posen» (7). Затонувший у берега, он, по данным советской комиссии по определению результативности боевых действий, выглядел так:
«Санитарный транспорт водоизмещением 4000 тонн, длина 90 м, ширина 12 м. Два прямых попадания ФАБ-250 с замедлением. Первое попадание в центральную часть; бомба пробила палубу и взорвалась в котельном отделении; второе попадание в кормовую часть; бомба пробила палубу и взорвалась в кормовой части у днища транспорта».
Интересно, что в немецких документах упоминается четыре попадания авиабомб в судно, но советские пилоты и комиссия говорят только о двух.
Без потерь, к сожалению, не обошлось. Немецкие зенитчики и в этот раз подтвердили свой высокий уровень подготовки, сбив два Ил-2 из состава 7-го ГШАП.
Экипаж первого состоял из пилота, гвардии лейтенанта Владимира Александровича Бенберя, и воздушного стрелка, гвардии младшего сержанта Александра Михайловича Марченко, и, по данным из аварийного акта,
«предположительно был подбит огнем ЗА над целью, из атаки выходил в направлении Данциг».
Судя по документам полка, падение самолета никто не наблюдал.
Второй пилот, гвардии младший лейтенант Иван Арсеньтевич Комазов, и воздушный стрелок, гвардии младший сержант Иван Федорович Киркаленко, по данным из аварийного акта,
«на боевое задание шел последним (фотографировал) в группе 6 самолетов Ил-2 в строю правого пеленга. Предположительно, над целью был подбит огнем ЗА. По показанию летчика гвардии младшего лейтенанта Глазачева и воздушного стрелка гвардии младшего сержанта Сафронова с Н=300-400 метров горящим врезался в один из кораблей».
Про таран, увы, сказать ничего нельзя, он упоминается и в документах полка, и в наградном листе пилота, но никаких данных со стороны противника, способных пролить свет на вопрос, что произошло на самом деле, нет.
Помимо двух сбитых, еще семь штурмовиков получили повреждения от зенитного огня, но все благополучно вернулись на свой аэродром. Садившиеся последними истребители прикрытия 12-го ИАП в рапортах указали, что встреч с истребительной авиацией противника не имели.
Последний удар по немецким кораблям у косы Хель нанесли пикирующие бомбардировщики 12-го ГПБАП.
Из боевого донесения № 10 штаба 12-го ГПБАП за 11 апреля 1945 года
В 17.04-17.05 25 самолетов Пе-2 произвели бомбоудар с пикирования Нвв = 3000 м, Нбр = 2100 м, БК=180 – 200°; по 4 ТРТР на месте, строй ромба. Израсходовано при этом 88 ФАБ-250. Экипажи наблюдали два прямых попадания в центральную часть транспорта водоизмещением 8000 тонн, по два прямых попадания в 2 ТРТР водоизмещением 8-12 000 т. При отходе экипажи наблюдали 3 горящих транспорта.
При подходе экипажи наблюдали 4 горящих ТРТР, один из них большой ТР, 1 поменьше, подожженный самолетами Ил-2.
Самолеты над целью обстреляны огнем МЗА, средней интенсивности огнем ЗА.
Однако командир 8-й МТАД полковник М. А. Курочкин почти сразу урезал успехи своих подчиненных. В журнале боевых действий 8-й МТАД об этом сказано так:
«Экипажи наблюдали прямые попадания 3 ФАБ-250 в транспорт 12 000 тон в результате взрыва и пожара накренился на левый борт, два попадания в транспорт в 5000 тонн тр горит. Результат удара наблюдал командир дивизии с Як-9 в течение 20 минут. На основании личного наблюдения (командира 8-й МТАД. – Авт.) считаю сгоревшим (уничтоженным) 1 транспорт в 12 000 тонн, второй транспорт в 7000 тонн сильно поврежден».
По итогам боевого вылета группы гвардии майора С.В. Попова штаб ВВС КБФ в «Оперативной сводке № 202 штаба ВВС КБФ от 11 апреля 1945 года» было записано следующее:
«Экипажи наблюдали прямые попадания 3 ФАБ-250 в транспорт 12 000 тонн и полное его погружение. Второй 7000 тонн водоизмещения попаданием ФАБ-250 зажжен – сильно поврежден».
Никто из пикирующих бомбардировщиков в ходе атаке не получил даже повреждений, и все благополучно вернулись на аэродром базирования.
Исходя из снимков фотоконтроля, можно сказать: вероятнее всего, целями этой атаки стали транспорт «Moltkefels» и танкер «Adria».
Транспорт «Moltkefels»
В ходе первой атаки (около 12 ч) «Moltkefels» (8) избежал повреждений, но повторная, выполненная около 17 ч, атака привела к его гибели.
По данным противника, транспорт был атакован самолетами, сбросившими на него бомбы и обстрелявшим его пушечно-пулеметным огнем. Последний, хоть и привел к потерям в расчетах зенитных автоматов и среди пассажиров судна, особого ущерба судну не нанес. Смертельный урон нанесли ему все-таки авиабомбы – в «Moltkefels» их попало две, да вдобавок к ним взорвались два 12-тонных бензовоза, погруженных на него незадолго до второй атаки советских самолетов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что «Moltkefels» подвергся атаке штурмовиков 7-го ГШАП и 35-го ШАП, которые добились одного попадания бомбой (судя по всему, ФАБ-100) и предположительно подожгли бензовозы, стоящие на палубе (снимок 7-го ГШАП с горящим носом).
Смертельный удар по транспорту нанесли пикирующие бомбардировщики 12-го ГБПАП, поразив его одной бомбой в центр корпуса, что привело к его разрушению и затоплению машинного отделения.
Выбросившееся на берег вследствие полученных повреждений от ударов авиации судно, по данным советской комиссии по определению результативности боевых действий, выглядело так:
«Сухогрузный транспорт «Мольтке фельз» водоизмещением 10 000 тонн, длина 130 м, ширина 18 м, груженный танками и автомашинами. Прямым попаданием ФАБ-250 с замедлением в центральную часть ТР в непосредственной близости от трубы (труба сорвана), пробиты три палубы, бомба взорвалась в машинном отделении и вызвала пожар на ТР; пробито днище. Деревянные части и груз выгорели. ТР лежит на грунте, ватерлинии значительно возвышается над водой».
Танкер «Adria»
По донесению радиоперехвата в рамках операции «Ультра», в танкер «Adria» (9) 11 апреля попала одна авиабомба, причинившая ему довольно серьезные повреждения. Скорее всего, он стал жертвой пикирующих бомбардировщиков 12-го ГПБАП, которые сообщили о попадании бомбами в транспорты 7 – 12 000 т и которым в итоге штаб ВВС КБФ засчитал один поврежденный транспорт в 7000 т.
Помимо донесения пилотов, в наличии есть съемка фотоконтроля, на которой видно прямое попадание бомбой ФАБ-250 в танкер. Учитывая, что на судне не наблюдается повреждений и хорошо виден разрыв бомбы, можно сделать вывод, что под удар пикирующих бомбардировщиков попал именно «Adria».
Судно сумело уйти от косы Хель и встретило конец войны в поврежденном состоянии в Киле. В июне 1945 года его передали Англии, где оно эксплуатировалось под именем «Empire Tageos». В следующем году танкер сменил флаг на советский и имя на «Казбек», но уже в 1947 году его передали полякам, переименовавшим судно в «Karpaty». В Польше его эксплуатировали до сдачи на металлолом в 1958 году.
Судьбу трех кораблей, время и причину их повреждений пока установить не удалось, но авторы сочли необходимым немного рассказать и о них.
Теплоход «Askari»
В ходе атак 11 апреля 1945 года советской авиации теплоход «Askari» (10) получил повреждения, однако характер их авторам неизвестен.
Судя по фотографии корабля и съемке фотоконтроля 12-го ГБПАП, «Askari», возможно, пострадал от бомб пикирующих бомбардировщиков в ходе первого удара. Но пока нет документов, однозначно подтверждающих эту версию.
Несмотря на повреждения, судно 16 апреля 1945 года ушло в Копенгаген, где 7 июня того же года его передали Бельгии в составе торгового флота, где оно эксплуатировалось под именем «President Cattier».
Помимо «Askari» остаются неустановленными судьба и повреждения в ходе атак 11 апреля 1945 года двух больших немецких тральщиков. Судя по радиограммам, перехваченным в рамках операции «Ультра», оба корабля получили попадание авиабомб и пострадали довольно серьезно. Учитывая, что ни номеров, ни какой-либо другой информации по этим кораблям нет, скажем лишь, что внешне они походили на TS-10, собственно, переделанный в учебно-торпедный корабль из большого тральщика.
Тем временем командование германских ВМС к вечеру 11 апреля явно пребывало в растерянности. Судя по перехватам «Ультры», события текущего дня не предвещали ничего хорошего для кораблей и судов противника, находящихся в районе косы Хель. И эти опасения немецких адмиралов очень скоро оправдаются.
Пора подвести итоги. За день на удары по кораблям в районе косы Хель балтийские пикирующие бомбардировщики Пе-2 совершили 51 боевой вылет, штурмовики Ил-2 – 97. Пилотам пяти полков засчитали 23 потопленных и поврежденных корабля.
На сегодняшний день установлены гибель или повреждения не менее 12 неприятельских кораблей и судов, и этот список может увеличиться по мере нахождения новых немецких документов. Подобные результаты можно считать очень высокими. Это свидетельствует о том, что за годы войны ВВС КБФ сумели набрать необходимый опыт в нанесении ударов по кораблям противника.
Лучшим итогом удара советской авиации по германским кораблям и судам в районе косы Хель служит цитата из немецкого документа:
«Перегрузка на рейде Хелы, как это делалось прежде, больше невозможна, так как в этом случае стоит ждать тяжелых, недопустимых потерь».
В последующих боях пилоты ВВС КБФ ясно дадут понять, что именно так и будет.
Источники и литература
Филиал ЦА МО РФ (Архив ВМФ). Ф. 139. Оп. 013301. Д. 1 (Альбом результатов бомбо-ударов 12 ГБАП за 1945 год; Ф. 165. Оп. 1. Д. 95 (Листов 100. Журнал боевых действий частей 8-й МТАГКД; Ф. 275. Оп.16. Д. 101 (Журнал боевых действий 9-й штурмовой авиационной Ропшинской Краснознаменной ордена Ушакова дивизии ВВС КБФ. Начато 01.01.45 Окончено 09.05.45); Ф. 315 Оп. 2 Д. 21 (Журнал боевых действий 35-го ШАП 9-й ШАД КБФ Начат 14.05.44 г. Окончен 10.05.1945); Ф. 596. Оп.14. Д.16 (Боевой состав ВВС КБФ за 1945 год); Оп. 43. Д. 74 (Подтверждение результатов боевых действий ВВС КБФ. Начато 23 февраля 1944 года. Окончено 4 июля 1945 года); Оп. 44. Д. 37 (Журнал боевых действий ВВС КБФ. Начато 27.03.45 Окончено 22.10.45); Оп. 46. Д. 10. Д. 1. Т. 2. (С материалами боевых потерь. Начато 13.02.45. Окончено 02.06.45); Ф. 960. Оп. 1. Д. 47. Д. 53 (С материалами на потопление кораблей силами 11-й ШАД в 1945 году. Начато 28.03.45. Окончено 8.05.45).
Heinz Schon. Die Tragodie der Fluchtlingsschiffe. Gesunken in der Ostsee 1944/45 // Motorbuch Verlag. – Stuttgart, 2004.
Ludwig Dinklage, Hans Jurgen Witthoft. Die Deutsche Handelsflotte 1939 – 1945. Nikol Verlags-gesellschaft mbH & Co. KG. – Hamburg, 2001.
1. Skl Teil B, Tagliche Lageberichte 14.03.-21.04.1945 – NARA T-1022. roll 4082.
1. Skl, Anlagen zu KTB, 1945 – NARA T-1022, roll 3384.
Ultra interceptions, NA Kew, DEFE 3/557 and 558.
Примечания
[1] Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» старшему лейтенанту Георгию Тимофеевичу Попову было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 г.
[2] В разных документах количество штурмовиков 8-го ГШАП, вернувшихся по техническим причинам, либо один, либо два.
[3] Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 г. старшему лейтенанту Константину Владимировичу Благодарову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
[4] Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» подполковнику Александру Алексеевичу Мироненко было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 г.
[5] 21-й истребительный авиационный Краснознаменный полк. Входил в состав 8-й МТАД.
[6] В Журнале боевых действий 9-й ШАД ведущим записан гвардии старший лейтенант Карлов, но это ошибка – в отчетных документах ведущим группы записан гвардии капитан А. Е. Гургенидзе, Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Александру Ермолаевичу было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 г.
[7] Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» подполковнику Якову Захаровичу Слепенкову было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 г. На 11 апреля 1945 г. командовал 9-й ШАД.
[8] «Ультра» – кодовое название операции английской радиоразведки, перехватывавшей и декодировавшей немецкие радиосообщения. Для взлома немецкого шифрования при помощи механического устройства под названием «Enigma» использовались в том числе первые варианты вычислительных машин.
[9] Алексей Ефимович Мазуренко звания Герой Советского Союза удостаивался дважды. Первый раз Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 г. тогда еще младшему лейтенанту было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»; второй – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 г. уже гвардии подполковнику А.Е. Мазуренко было присвоено звание дважды Героя Советского Союза с вручением второй медали «Золотая Звезда».
(1) TS-10 – учебный торпедный корабль. Построен в 1944 г. в Везермюнде (закладывался как тральщик типа 40). Водоизмещение стандартное – 775 т; длина – 62,3 м, ширина – 8,9 м, осадка – 2,8 м; скорость – 17,2 уз; вооружение: одно 105-мм орудие, один 37- и несколько 20-мм зенитных автоматов и два однотрубных 533-мм торпедных аппарата, установленных в носу; экипаж: 2 офицера и 71 матрос.
(2) UJ-1101 – охотник за подводными лодками. Построен в 1937 г. в Гамбурге как рыболовный траулер «Alemania», номер в реестре BX-257, для частного владельца Н. Эбелинга. В 1939 г. реквизирован и стал охотником за подводными лодками UJ-111 (с 1941 г. – UJ-1101). Водоизмещение – 1000 т; вместимость – 487 брт; длина – 53,8 м, ширина – 8,3 м, осадка – 4,1 м; мощность паровой машины – 850 л.с., скорость – 12,5 уз.
(3) UJ-1102 – охотник за подводными лодками. Построен в 1936 г. в Везермюнде как рыболовный траулер «Westfalen» (номер в реестре PG-493) для компании «Nordsee» из Бремена. В 1939 г. реквизирован и стал охотником за подводными лодками UJ-112 (с 1941 г. – UJ-1102). Водоизмещение – 1100 т, вместимость – 464 брт; длина – 55,2 м, ширина – 8 м, осадка – 4,2 м; мощность паровой машины – 750 л.с.; скорость – 12 уз. Экипаж – 64 чел.
(4) Бывший польский тральщик «Czajka». Построен в 1936 г. в Модлине. В 1939 г. захвачен немцами в Хеле и стал постановщиком буев «Westerplatte»; с 16 декабря 1939 г. – опытовое судно, с 1943 г. – торпедолов TFA-11. После войны, в 1946 г., возвращен Польше, получил прежнее название и служил до 1960 г., когда стал плавказармой. Сдан на слом в 1970 г. Водоизмещение – 183 т; длина – 45 м, ширина – 5,5 м, осадка – 1,7 м; мощность двигателя – 1040 л.с.; скорость – 15 уз; вооружение: два 20-мм зенитных автомата.
(5) Танкер «Delapan» – построен в Великобритании в Мидлсборо, на заводе Sir Raylton Dixon & C°. Ltd. как монитор M-19 (типа М-15) для английского флота. В 1921 г. продан голландской компании на Антильских о-вах и переименован в «Delapan». С 1925 г. находился в чартере у немцев (использовался для бункеровки масла в Гамбурге, поскольку двигатели танкера были неисправны). В 1939 г. судно приобрела английская компания, но Германию оно не покинуло и после начала войны реквизировано и передано немецкой компании Rhenania-Ossag Mineralolwerke A.G. из Гамбурга. По данным немецкого историка Э. Тренера, в сентябре 1939 г. «Delapan» передали верфи ВМС в Киле в качестве наливного лихтера, а 3 марта 1941 г. – капитану порта Антверпен. В 1943 г. его арендовали Кригсмарине, причем двигатели судна были отремонтированы. С 11 июня 1943 г. служил в MARS (Marine Arsenal – арсенал ВМС) Киля, станция Хела. Водоизмещение – 1050 т, вместимость – 528 брт; длина – 51,8 м, ширина – 9,5 м, осадка – 3,66 м; два дизеля общей мощностью 640 л.с. позволяли судну развивать ход до 8 уз.
(6) Танкер «Altengamme» – построен в 1916 г. на верфи Readhead & Sons Ltd., Юж. Шилдс, как британский «Briarleaf». В 1927 г. переименован в «Lacuna», в 1938 г. – в «Dovrefjel», в 1939 г. – в «Naphtha Shipper»; с 13 августа 1940 г. – «Altengamme». После начала Второй мировой войны арестован на ремонте на немецкой верфи. С 7 октября 1939 г. – базовый танкер Кригсмарине с припиской к верфи в Вильгельмсхафене. С августа 1942 г. – базовый танкер верфи Кригсмарине в Тронхейме. Водоизмещение – 10 900 т, вместимость – 5897 брт; длина – 119,93 м, ширина – 15,57 м, осадка – 10,21 м; мощность машины – 2300 л.с.; скорость – 12,5 уз.
(7) Построен в 1925 г. в Любеке. Первоначальное именовался «Danzig». Принадлежал компании Mathias Reederei K.G., Гамбург. В 1942 г. переоборудован в санитарный транспорт и переименован в «Posen». Вместимость – 1062 брт; длина – 67,3 м, ширина – 10,6 м, осадка – 3,8 м; мощность паровой машины – 650 л.с.; скорость максимальная – 9,5 м.
(8) Транспорт «Moltkefels» – построен в 1940 г. в Вегесаке для компании DDG «Hansa», Бремен. В 1940 г. реквизирован в качестве транспорта для операции по захвату Норвегии, затем для «Зеелёве». Получил индекс А-3. С 1942 г. служил транспортом в Норвегии. Водоизмещение – 14 400 т, вместимость – 7863 брт; длина – 155,5 м, ширина – 18,6 м, осадка – 8,3 м; скорость – 16 уз; вооружение: 9 зенитных автоматов калибра 20- и 37-мм; экипаж – 44 чел.
(9) Танкер «Adria» – построен в 1927 г. на верфи «Deschimag Werk» AG «Weser», Бремен, для компании «Adria» Bremer Oltransport GmbH (Atlantic Tank Rhederei), Бремен (Германия). До войны неоднократно менял владельцев. С 19 октября 1939 г. вошел в состав Кригсмарине и был приписан к верфи в Вильгельмсхафене. С июля 1940 г. в отряде судов снабжения «Север».
(10) Теплоход «Askari» – построен на верфи «Kockums» в Мальмё, Швеция. Изначально строился для заказчика из Бельгии под именем «Atlantier». Окончательно достроен к 18 мая 1941 г. Вместимость – 4958 брт; длина – 134,47 м, ширина – 17,40 м, осадка – 6,46 м; экипаж – 42 чел. В 1941 – 1942 гг. служил транспортом в Финляндии и Норвегии. С 28 июля 1943 г. – корабль-цель торпедной школы в Мюрвике. С октября 1944 г. по март 1945 г. участвовал в перевозках в Курляндию.
источник: И. В. Борисенко, А. Д. Латкин «Коса Хель. 11 апреля 1945 года» сборник «Гангут» вып.102/2017, стр.67-96