Кораблестроение и военно-морская теория Германии в 1920-1945 годах Часть 1
28 июня 1919 года в истории первой мировой войны была поставлена точка: представители Германии подписали Версальский мирный договор. В части пятой документа – «Постановлении о морской мощи» – побежденным запрещалось иметь подводные лодки, торпедные катера и авиацию, в том числе морскую. Еще совсем недавно один из самых мощных военно-морских флотов мира подлежал значительному сокращению, впредь ему предписывалась только оборонительная роль. Германии оставили восемь устаревших линейных кораблей [1] и столько же легких крейсеров, 32 миноносца, а также некоторое количество тральщиков [2] и вспомогательных судов. Срок службы для кораблей основных классов устанавливался от момента спуска на воду: 20 лет – для линейных кораблей, 15 лет – для крейсеров и миноносцев. Строившиеся для замены их корабли ограничивались по водоизмещению: линейные корабли – не свыше 10000 т, крейсеры – 6000 т, эскадренные миноносцы – 800 т, миноносцы – 200 т. При этом калибр орудий вводимых в строй боевых единиц не должен был превышать калибра орудий заменяемых кораблей. В счет потопленных Германией судов союзников ее обязали передать странам Антанты все свои торговые суда грузоподъемностью свыше 1600 т, половину судов грузоподъемностью свыше 1000 т, четвертую часть рыболовных судов, пятую часть своего речного флота. Кроме того, Германия должна была в течение пяти лет построить для союзников торговые суда суммарной грузоподъемностью 1 млн. т.
В таких жестких условиях и при ограниченных политических, экономических и военных возможностях Германии началась переоценка теории и практики использования ее военно-морских сил. Возрождению флота способствовали действия тральных сил по уничтожению минных заграждений Северного и Балтийского морей, проводившиеся по требованию стран-победительниц.
В 1920 году было создано Морское управление Министерства вооруженных сил (рейхсвера), первым начальником которого стал адмирал Пауль Бенке. При нем с модернизации устаревших кораблей и повышения престижа военно-морской службы началось реальное восстановление военно-морской мощи Германии. В связи с большим количеством желающих служить на флоте появилась возможность тщательного отбора кандидатов практически на все должности. Начались теоретические поиски соответствия экономических возможностей Германии ее политическим и военным задачам на море, тщательно анализировались боевые действия флотов в период мировой войны, решались вопросы использования военно-морских сил в новых политических условиях.
По взглядам, существовавшим накануне первой мировой войны,
«разбитый на море противник, которому нечего надеяться на господство на море, может как последнее средство начать крейсерскую войну против расположенных далеко от главного театра военных действий колоний…» [3]
Реально оценивая шансы Германии в борьбе на море, ее военно-морские теоретики практически единодушно при обосновании стратегических планов строительства, развития и использования флота в боевых действиях делали упор именно на крейсерскую войну.
Основными противниками в возможной войне до середины двадцатых годов считалась соседняя Польша, имевшая к тому времени вооруженные силы, которые превышали по численности рейхсвер, и Франция. Исходя из этого, было разработано несколько планов оборонительных действий, где флоту ставилась основная задача – взаимодействовать с сухопутными войсками, оборонять собственные и нарушать вражеские морские коммуникации, используя, главным образом, легкие силы и минные заграждения. Такие планы отрабатывались во время флотских учений в 19.23-м и в 1924 годах. В высших военно-политических кругах Берлина отчетливо понимали: союзные действия Польши и Франции, даже при нейтралитете Великобритании, в вооруженном столкновении с Германией могут привести страну к новой катастрофе. Возможность такой ситуации положили в основу работы по усилению военно-морских сил.
В декабре 1921 года на верфи Вильгельмсгафена был заложен новый легкий крейсер «Эмден» (водоизмещение 5600 т, 8×150-мм, 3×88-мм, 4×37-мм орудий, 4 торпедных аппарата). С 1922 года с помощью германских специалистов в разных странах началось проектирование и строительство торпедных катеров, подводных лодок, создание новых типов торпед. В 1923 году утвердили проект строительства шести миноносцев типа «Мёве» [4] (924 т, 3×105-мм, 4×20-мм, 6 ТА). Тогда же закончилась публикация двухтомного труда инспектора боевой подготовки ВМС контр-адмирала Эриха Редера – «Крейсерская война в зарубежных водах» [5]. Проанализировав и обобщив опыт борьбы германского флота на коммуникациях Великобритании в период первой мировой войны, Редер попытался учесть ошибки теоретических взглядов и практической деятельности своих идейных предшественников, касающиёся блокадных операций. Выводы, сделанные адмиралом, состояли в необходимости подрыва жизненно важных коммуникаций потенциальных противников. В качестве одного из решающих средств для реализации этой задачи рекомендовались смелые и решительные операции боевых и вспомогательных крейсеров [6]. Несколько позднее тему стратегических задач германского военно-морского флота по личному указанию начальника Морского управления адмирала Ганса Ценкера разработал и опубликовал контр-адмирал Вольфганг Вегенер. Его книга «Морская стратегия мировой войны» [7] благодаря радикальности изложенных в ней взглядов на, проблемы строительства и использования флота имела большую популярность среди младшего и среднего офицерского состава флота. Однако высшее командование книгу не приняло из-за более конкретной, чем у Редера, направленности против Великобритании, что грозило в тот период тяжелыми политическими последствиями для Германии. Большинство офицеров находило взгляды Вегенера на военно-морскую стратегию достойными внимания, но не связанными с проблемой строительства малого военно-морского флота [8]. Тем не менее наряду со взглядами Редера, ставшего в 1928 году во главе флота, идеи Вегенера постоянно находили отклик в оперативных планах военно-морского командования.
Воссоздавая доктрину крейсерской войны, Редер тщательно изучил богатый опыт недавних боевых действий германских рейдеров. Кратковременность успеха самостоятельных крейсерских операций была доказана еще в конце XIX века американским военно-морским теоретиком А. Т. Мэхэном и английским исследователем Ф. Коломбом. Это подтвердил и опыт мировой войны. Опираясь на выводы, сделанные в разное время сухопутными стратегами К. Клаузевицем, А. Шлиффеном, Э. Людендорфом о преимуществах «абсолютной» («тотальной») и «молниеносной» войн, Редер, разрабатывая планы использования флота, предполагал достичь необходимых политических целей в кратчайшие сроки.
С приходом к власти А. Гитлера доктрина крейсерской войны приобретает еще большую наступательную направленность благодаря получившим во второй половине тридцатых годов широкое распространение и признание у военно-морского командования идеям Вегенера. Признается возможным выиграть войну на море более слабым флотом при определенных географических условиях (базирование на порты Атлантического побережья). Необходимость воспитания «национального характера», волевых качеств личного состава военно-морских сил выдвигается в качестве одного из главных условий воссоздания морской мощи государства.
В двадцатых годах из-за сложной внутриполитической обстановки, которая влияла на ежегодное утверждение бюджета ВМФ, строительство военных кораблей в Германии было сопряжено с немалыми трудностями. Тем не менее, уже в 1927 году специалисты вплотную подошли к решению практического вопроса о строительстве тяжелого надводного корабля. К этому времени введенный в строй легкий крейсер «Эмден» завершил свое первое кругосветное плавание в качестве учебного корабля. Строились шесть миноносцев типа «Вольф» [9] (933 т, 3×127-мм или 3×105-мм, 4×20-мм и 6 ТА), три легких крейсера типа «Кёнигсберг» (6650 т, 9×150-мм, 6×88-мм, 8×37-мм, 12 ТА, 2 самолета), минный заградитель «Бруммер» (2410 т, 4×105-мм, 2×88-мм, 4×37-мм, 450 мин). 8 декабря 1927 года в газете «Франкфуртер Цайтунг» впервые появилось сообщение о проекте строительства нового корабля – так называемого броненосца «А» [10]. Специалисты, решая дилемму, вызванную необходимостью удовлетворить жестким ограничениям Версальского договора: строить мощный, но тихоходный монитор для береговой обороны или не столь сильный по вооружению и бронированию корабль, но обладающий большой дальностью плавания и значительной скоростью – склонились ко второму варианту. Существенную роль при этом сыграла универсальность проектируемого корабля. Как позднее отметил вице-адмирал Курт Ассманн [11],
«эти корабли должны были использоваться в случае военного конфликта с Францией в Восточной Атлантике… Предполагалось привлечь, таким образом, значительные силы французского военного флота к этому району и тем самым освободить в какой-то мере северные пути в Атлантике для собственного судоходства» [12].
27 марта 1928 года Рейхстаг утвердил бюджет ВМС на новый финансовый год, в соответствии с которым 5 февраля 1929 года в Киле был заложен броненосец «А». Стремясь обеспечить планомерное развитие флота, Морское управление в 1931 году узаконило «План строительства кораблей для замены устаревших», которым предусматривалось строительство еще четырех броненосцев. Второй корабль, «В», включили в государственный бюджет на 1931 год, а броненосец «С» – на 1932 год [13]. 15 ноября 1932 года министр вооруженных сил Германии (рейхсвера) утвердил пятилетний план расширенного строительства легких сил флота: эскадренных миноносцев и миноносцев. К 1938 году, в соответствии с планом, намечалось иметь в составе флота запрещенные Версальским договором торпедные катера, подводные лодки и морскую авиацию.
Выводы, сделанные высшим военным командованием после завершения маневров флота в Северном море в 1932 году, касались направленности подготовки ВМС Германии к «малой» (локальной) войне и определяли потенциального противника – Францию или СССР [14].
Ко времени назначения А. Гитлера рейхсканцлером (январь 1933 года) в составе военно-морского флота находились три старых линейных корабля, пять легких крейсеров, 12 новейших миноносцев, четыре старых миноносца [15], торпедный катер, два минных заградителя, несколько старых тральщиков и эскортных кораблей (катерные тральщики типа «R»), учебные и вспомогательные суда. В постройке в разной степени готовности находились три броненосца и несколько эскортных кораблей типа «R». Однако фюрер сразу дал понять командованию флотом, что он не будет форсировать строительство военно-морских сил, так как намерен убедить Великобританию в своих миролюбивых по отношению к ней политических планах [16]. Действительно, стратегические взгляды Гитлера, впервые изложенные им в своей книге «Майн кампф» («Моя борьба»), были изначально направлены против Франции и стран Восточной Европы, включая СССР, при стремлении к союзу с Великобританией. Только в мае 1938 года фюрер впервые заявил о том, что рассматривает Великобританию как потенциального противника в будущей войне. До этого момента основное внимание в развитии вооруженных сил уделялось германским политическим руководством сухопутным войскам и авиации. Качественный и количественный состав ВМС Германии определялся особенностями возможных боевых действий против СССР и Польши как, главным образом, сухопутных государств и Франции – сильной морской державы.
Принятый к исполнению «Строительный и финансовый план ВМС на период 1934-1938 гг.» позволил несколько увеличить объем кораблестроения. Такую возможность – рост германского ВМФ до 35% суммарного тоннажа кораблей ВМФ Великобритании – давал заключенный 18 июня 1935 года англо-германский морской договор. В соответствии с ним в дополнение к имеющимся трем новым броненосцам, двум старым линейным кораблям, шести легким крейсерам, 12 миноносцам, двум минным заградителям, 16 эскортным кораблям и восьми торпедным катерам Германия могла построить дополнительно четыре – шесть линейных кораблей, два авианосца, пять тяжелых крейсеров, четыре – пять легких крейсеров, 23-28 эскадренных миноносцев й миноносцев, а также до 300 подводных лодок.
В 1935 году на стапелях и у достроечной стенки находились два линейных корабля типа «Гнейзенау» [17] (32000 т, 9×280-мм, 12×150-мм, 14—105-мм, 16×37-мм, 10×20-мм, 6 ТА, 4 самолета), два тяжелых крейсера типа «Адмирал Хиппер» (13900 т, 8×203-мм, 12×105-мм, 12×37-мм, 8×20-мм, 12 ТА, 3 самолета), 16 эскадренных миноносцев типа «Леберехт Маас» (2200 т, 5×127-мм, 4×37-мм, 6×20-мм, 8 ТА, 60 мин), 20 подводных лодок водоизмещением 250 т, шесть 500-тонных, две – водоизмещением 750 т, а также тральщики, торпедные катера, эскортные корабли и вспомогательные суда. Бюджет ВМС Германии на 1935-й финансовый год предусматривал выделение средств на строительство линейного корабля «F» [18], авианосца «А» [19], тяжелого крейсера «J» [20], шести эскадренных миноносцев новой серии [21], 12 тральщиков и вспомогательных судов.
Оценивая состояние ВМС Германии в 1937 году, начальник штаба Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) капитан 1 ранга (впоследствии известный адмирал) И. С. Исаков писал, что
«сверхлинкоры и большие подлодки абсолютно не нужны для войны против нас. Это отлично понимают в Англии» [22].
Разведданные, поступавшие в штаб КБФ, говорили о том, что одной из важнейших задач германского флота при возникновении войны на Балтийском море будет обеспечение перевозок войск и, как подчеркнул И. С. Исаков,
«подвоз шведской руды, финского леса…»
Для выполнения этих задач
«германский флот… будет стремиться заблокировать Красный флот в Финском заливе… уничтожить его атаками легких сил и авиации…» [23]
Ход исторических событий в дальнейшем полностью подтвердил выводы, сделанные советским воен-но-морским командованием и разведкой еще в 1937 году.
Согласно «Строительному и финансовому плану ВМС на период 1937-1941 гг.» средства выделялись на строительство, главным образом, легких сил германского флота: 48 эскадренных миноносцев и миноносцев, 85 тральщиков, 66 катеров-тральщиков, 64 торпедных катера. Дополнительные ассигнования позволили в 1936 году начать строительство второго линейного корабля «G» (типа «Бисмарк») [24], второго авианосца «В», двух тяжелых крейсеров «К» и «L» [25]. Продолжалась постройка подводных лодок, которых насчитывалось в составе флота к концу 1937 года уже 36 единиц.
Рост ВМС Великобритании позволял Германии – в соответствии с договором 1935 года – наращивать собственные морские вооружения. Именно в это время происходит переоценка Гитлером своей политики в отношении Англии. Уже на состоявшихся осенью 1938 года учениях германского флота отрабатывались планы боевых действий при условии союза Германии с Италией против Великобритании и Франции [26].
В сентябре 1938 года специальная военно-морская комиссия под руководством капитана цур зее [27] Хельмута Хейе разработала рекомендации по увеличению объема кораблестроения, которые учитывали соотношение экономических возможностей Германии и ее главного противника на море – Великобритании. После рассмотрения высшим военно-морским командованием документов комиссии по вопросам строительства и боевого применения военно-морских сил были последовательно разработаны кораблестроительные программы: «План ‘X’» и «План ‘Y’» (последний имел несколько вариантов) [28]. Исходя из стратегических задач Германии на море, Редер зимой 1938-1939 годов представил Гитлеру эти две программы усиления флота. Первый план, заключавшийся в постройке, главным образом, подводных лодок и броненосцев-рейдеров был сравнительно дешев и быстр в реализации, но не гарантировал достижения высоких военно-политических целей. Второй план предусматривал создание немногочисленного, но обладающего ударной силой флота, сбалансированного по корабельному составу и способного выполнять разнообразные задачи. Редер доложил фюреру, что в случае принятия второго плана флот не будет готов к войне, если она начнется в первые годы выполнения кораблестроительной программы. Однако Гитлер, которому понравился именно второй план, впоследствии получивший окончательное название «План ‘Z’» прямо заявил – что до 1946 г. для достижения политических целей флот ему не понадобится [29].
Согласно «Плану «Z”» к 1948 году ВМС Германии должны были насчитывать десять линейных кораблей и линейных крейсеров с артиллерией главного калибра 380-406 мм, 12 броненосцев водоизмещением 20000 т (в окончательном варианте плана их заменили тремя линейными крейсерами водоизмещением 29000 т – в добавление к первым кораблям этого класса) с 380-мм артиллерией, три броненосца типа «Дойчланд», четыре авианосца, пять тяжелых крейсеров, 22 легких крейсера, 22 разведывательных крейсера, 68 эскадренных миноносцев, 90 миноносцев, 249 подводных лодок, 10 минных заградителей, 75 торпедных катеров, 227 эскортных кораблей, тральщиков, а также вспомогательные суда. Наличие таких сил позволяло военно-морскому командованию пересмотреть перспективы ведения войны на море, главным образом против Великобритании. Они сводились к следующим задачам:
• действия легких сил флота, авиации и подводных лодок в прибрежной зоне Британских островов (активные минные постановки и нарушение коммуникаций);
• действия подводных лодок по нарушению торгового судоходства на дальних подступах к Британским островам – в морской зоне и действия в Северном море для сковывания сил противника «резервного» флота в составе четырех линейных кораблей типа «Бисмарк» и «Гнейзенау»;
• действия броненосцев, крейсеров и вспомогательных крейсеров против торгового судоходства на океанских коммуникациях, вызывающие отвлечение для их защиты главных сил противника;
• уничтожение разобщенных, из-за действий германского флота, главных сил противника специальными боевыми группами. В состав одной такой группы должны были входить три линейных корабля, авианосец и охранение из крейсеров и эскадренных миноносцев.
Как представлялось германскому командованию, уничтоженный флот и прерванные коммуникации Великобритании стали бы весомыми причинами для ее капитуляции. Зачисление в состав планируемых боевых групп авианосцев свидетельствует о понимании военно-морским командованием Германии неразрывной связи борьбы за господство на море и борьбы за господство в воздухе, хотя бы в районе действия палубной авиации и в пределах дальности стрельбы артиллерии кораблей. Прорабатывались вопросы оперативного взаимодействия разнородных сил флота, что подтвердилось в первый период второй мировой войны совместными (легкими силами, подводными лодками и авиацией) постановками минных заграждений у берегов Великобритании, а позднее – совместными действиями по поиску, наведению своих сил и нанесению ударов по конвоям союзников.
Разработка и совершенствование вопросов тактического взаимодействия разнородных сил флота сдерживались, главным образом, несовершенством радиотехнических средств и отсутствием опыта их использования.
В начале 1939 года главное командование ВМС Германии подтвердило необходимость строительства в первую очередь тех сил, которые при любом состоянии флота и положении страны способны нанести противнику наибольший военный, экономический и политический урон, – линейных кораблей и подводных лодок. На втором месте по срочности постройки находились тяжелые крейсеры и только вслед за ними и – из-за амбиций главнокомандующего ВВС Г. Геринга – авианосцы. В ходе последующих проработок, связанных с передачей части фондов сырья, военных материалов и людских ресурсов сухопутной армии и ВВС, «План ‘Z’» стал постепенно приобретать вид первоначально отвергнутого Гитлером варианта кораблестроительной программы с упором на подводные лодки и крупные надводные корабли. В таких условиях ни о каких эффективных наступательных операциях военно-морских сил, кроме как крейсерских, не могло идти речи.
[1] Введены в строй в 1904-1908 годах.
[2] Тральщики типа «1915» продолжали строиться до 1920 года.
[3] Фосс М. Морская война/Пер. с нем. СПб., 1906. С. 101.
[4] Иногда их называют миноносцами типа «Альбатрос» – по названию последнего корабля в серии.
[5] Raeder Е. Der Kreuzerkrieg in den auslandischen Gewassern. Bd. 1-2. Berlin, 1922—1923.
[6] 31 мая 1926 года после защиты в Нильском университете научной работы по действиям германских рейдеров в первой мировой войне вице-адмиралу Э. Редеру присвоили ученую степень доктора. – Pertek J. Od Reichsmarine do Bundesmarine 1918-1965. Pozpan, 1966. S. 373.
[7] Wegener W. Die Seestrategie des Weltkrieges. Berlin, 1926.
[8] Porten E. P. von der. The German Navy in World War II. London, 1970. P. 4—9.
[9] В советской военно-исторической литературе иногда именуются миноносцами типа «Ягуар» или типа «Ильтис».
[10] Pertеk J. Op. cit. S. 374.
[11] В 1933-1945 годах – начальник исторического отдела главного морского штаба ВМС Германии.
[12] Цит. по: Бензель Р. Морская политика Германии с 1933-го по 1939 год/Пер. с нем. № 529. Л.: ЦВМБ, 1963. С. 10.
[13] Броненосцы «А», «В», «С» – однотипные корабли (11700-12100 т, 6×280-мм, 8×150-мм, 6×105-мм, 8×37-мм, 10×20-мм, 8 ТА, 2 самолета), получили при спуске следующие названия «Дойчланд» (с 1940 года – «Лютцов»), «Адмирал Шеер» и «Адмирал Граф Шпее». В 1940 году их переклассифицировали в тяжелые крейсеры. В военно-исторической и популярной литературе иногда называются «карманными линкорами».
[14] Porten Е. P. von der. Op. cit. P. 10.
[15] Введены в строй в 1910-1912 годах.
[16] Бензель Р. Указ. соч. С. 33.
[17] В период строительства – так называемые «улучшенные» броненосцы «D» и «Е». По немецкой военно-морской классификации относились к линейным крейсерам.
[18] Будущий «Бисмарк» (41700т, 8×380-мм, 12×150-мм, 16×105-мм, 16×37-мм, 12×20-мм, 8 ТА, 6 самолетов).
[19] Впоследствии «Граф Цеппелин» (23200 т, 16×150-мм, 12×105-мм, 22×37-мм, 28×20-мм, 40-42 самолета).
[20] Позже названный «Принц Ойген» (типа «Адмирал Хиппер»).
[21] Типа «Дитер фон Редер» (2400 т, 5×127-мм, 3-4×37-мм, 2-10×20-мм, 8 ТА, 60 мин).
[22] РГАВМФ, ф. р-92, оп. 2. с. д. 352, л. 6.
[23] Там же, л. 16.
[24] На церемонии спуска на воду этого линейного корабля, получившего наименование «Тирпиц», – 1 апреля 1939 года – главнокомандующему ВМС Германии. Э. Редеру было присвоено звание гросс-адмирала.
[25] Будущие «Зейдлиц» и «Лютцов» (типа «Адмирал Хиппер»).
[26] Бензель Р. Указ. соч. С. 46-47.
[27] Соответствует званию капитана 1 ранга.
[28] Бензель Р. Указ. соч. С. 47. Porten Е. R. von der. Op. cit. P. 22.
[29] Руге Ф. Война на море 1939-1945/ Пер. с нем. М.: Воениздат, 1957. С.55, Гросс-адмирал Дениц/Пер. №630. Л.: ЦВМБ, 1967. С.4-5, Краузе Р. Е. Германский военно-морской флот под объединенным командованием во второй мировой войне/Пер. с нем. Л.: ЦВМБ, б/г. С.6, Бензель Р. Указ. соч. С.47.
источник: Е. Ю. Кобчиков «20-Й ВЕК: ВОЙНА НА МОРЕ Кораблестроение и военно-морская теория Германии в 1920-1945 годах» сборник «Гангут» вып.7, стр.97-107