Когда концерн Schneider создавал военные самолеты. Часть 2 Многоместный боевой самолет Schneider 10 M
В 1924 году руководителем конструкторского бюро авиастроительной компании концерна Schneider был назначен Эжен Лепер (Eugène Lepère). Этот инженер был известен своими авиационными достижениями в Соединенных Штатах, где он начал работать в 1917 году. Первым его достижением на новом месте был Schneider 10 M – двухмоторный многоместный (экипаж состоял из трех человек) свободнонесущий моноплан. Импульсом к созданию самолета стала программа разработки многоместного боевого самолета, запущенная в 1923 году и породившая семь прототипов. Schneider 10 M был заказан в двух экземплярах, но скорее всего был построен лишь один самолет.
Самолет был изготовлен почти полностью из альфериума (Alférium) – высокопрочного легкого сплава, изготовленного на заводе концерна в Ле-Крезо. В качестве обшивки Schneider 10 M были применены листы 3/10 из этого же сплава – как гладкие, так и с небольшим гофром, волны которого были размещены на расстоянии друг от друга, – приклепанные снаружи. Самолет имел двухбалочную компоновку с центральной фюзеляжной гондолой. К передним частям балок крепились два 450-сильных двигателя Lorraine и закрытые большими «штанами» обтекателей основные стойки шасси, а к задним частям крепилось хвостовое оперение. Самолеты подобной компоновки были довольно распространенным явлением во Франции 1920-х годов, поскольку, во-первых, значительно увеличивался сектор обстрела хвостового стрелка, а во-вторых упрощалась конструкция монопланного горизонтального оперения.
В системе управления 10 M воздействия на отклоняемые поверхности передавались при помощи тяг. Вооружение должно было состоять из шести пулеметов, из которых четыре должны были размещаться в двух турелях. Конструкция 10 M вызвала беспокойство некоторых аэродинамиков: кабина и башни были открытыми, поскольку в те годы еще не было достаточно прочного и легкого прозрачного материала, чтобы сделать эффективное остекление.
Первый полет Schneider 10 M состоялся в марте 1925 года – после того, как он был представлен на парижском авиасалоне, состоявшемся в конце 1924 года.
Полеты на самолете выполнялись бывшим пилотом STAé старшиной Клеманом Муттонье (adjudant Clément Moutonnier) до тех пор, пока во время одной из посадок машина не разбилась. Хотя повреждения удалось устранить, а сам самолет модифицировать, серьезная проблема флаттера осталась. Она была связана с недостаточной жесткостью крыла и, вероятно, плохой балансировкой рулей. Помимо флаттера самолет страдал от чрезмерного веса, лишившего 10 M каких-либо шансов на проведение испытаний государственными техническими службами.
Авиационный справочник «Джейн» (издание 1923 года) сопроводил статью про Schneider 10 M ядовитым комментарием:
«Машина достаточно красивая и, несмотря на свои огромные размеры, по-видимому, обладает достоинствами такими как чистота линий и хороший обзор у всех членов экипажа. Если и есть опасения, что размеры являются большим недостатком, то они позволяют избежать скручивания центроплана крыла, сохраняя машину в полном порядке».
Победителем конкурса стал классический биплан LeO 7, который хотя и не был особенно успешен – построено было всего 32 экземпляра, – применялся в военной и в морской авиации.
В декабре 1926 года авиационное отделение концерна Schneider было выделено в отдельную компанию Société pour la construction d’avions métalliques (AVIMETA) с уставным капиталом в два миллиона франков.
Под руководством Эжена Лепера и Луи Дулассаля (в 1928 году возглавил компанию после откомандирования Лепера) новый филиал концерна Schneider разместился в Париже на улице Монталиве (rue Montalivet). Завод компании находился в Курбевуа (Courbevoie), пригород Парижа, на аллее дю Миди. Но среди построенных компанией AVIMETA десяти прототипов боевыми самолетами были лишь 88 и 121.
крупный план обшивки W-образного двигателя Lorraine, установленного на первом прототипе Schneider 10 M; рифленый лист был не гофрированным, а скорее со складками (фотография библиотеки Музея авиации и космонавтики)
первый прототип Schneider 10 M; пилот сидит в кабине ближе к левому борту (фотография библиотеки Музея авиации и космонавтики)
Schneider 10 M был представлен на парижском авиасалоне; конец 1924 года. На снимке хорошо показаны большие рули направления и маленькие кили вертикального оперения. 400-сильные двигатели Lorraine 12 Db были расположены достаточно низко под плоскими обтекателями. Ниже показан рисунок Schneider 10 M в изометрии, впервые представленный в журнале «les Ailes» (фотография библиотеки Музея авиации и космонавтики)
первый прототип Schneider 10 M после модификации: кили стали больше, рули направления уменьшились, капоты двигателей стали облегающими. На балках не было необходимости использовать гофр – форма трубы являлась жесткой сама по себе, – и поэтому они были гладкими. Гофрирование листов металла (как показано на рисунке ниже) являлось средством повышения прочности без утяжеления конструкции (фотография библиотеки Музея авиации и космонавтики)
плоский лист оставался гибким и должен был быть укреплен ребрами жесткости. На рисунке сверху-слева показаны элементы жесткости и перпендикулярно им установленное ребро жесткости в виде уголка (в качестве прмера). Рисунок справа-снизу показывает как гофрирование заменяет ребра жесткости предыдущего рисунка. В данном случае достаточно лишь перпендикулярного ребра жесткости. Тем не менее, у гофрированных листов помимо плохой аэродинамики были другие проблемы производства и применения, связанные с … отсутствием гибкости! (графика Лорана Девулона [Laurent Devoulon])
конструкция из плоских листов, приклепанных в стиле Эйфелевой башни, после испытаний на прочность (фотография библиотеки Музея авиации и космонавтики)
первый прототип Schneider 10 M с двигателями Lorraine после модификации. Двигатели были размещены выше в гофрированных обтекателях, одетых на ряды цилиндров (фотография библиотеки Музея авиации и космонавтики)
Schneider 10 M в полете. Данный снимок является единственным в своем роде. Это первый вариант самолета (фотография библиотеки Музея авиации и космонавтики)
кабина пилота Schneider 10 M. Управлявшее элеронами колесо было установлено на G-образной перекладине, перемещение которой туда и обратно выше ног пилота управляло перемещениями рулей высоты – как на самолете Deperdussin образца 1910 года (MAE)
схемы опытного многоместного боевого самолета Schneider 10 M
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*
Тип: Schneider 10M
Назначение: многоместный боевой самолет
Экипаж: 3 человека
Силовая установка: два двенадцатицилиндровых V-образных двигателя жидкостного охлаждения, Lorraine-Dietrich 12Db развивавших мощность 400 л.с. и вращавших двухлопастные винты
Размеры:
размах крыльев 18,50 м
длина 11,76 м
высота 3,52 м
площадь крыла 57 м²
Вес:
пустого 2900 кг
общий 4100 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 220 км/ч
теоретический потолок 7000 м
максимальная дальность полета 900 км
Количество изготовленных: 2 экземпляра
* — данные были заявлены компанией производителем и потому не являются надежными
источник: JEAN LIROIT, MICHEL BORGET et MICHEL BÉNICHOU «QUAND LE GROUPE SCHNEIDER FAISAIT DE L'AVIATION DE GUERRE» «Le Fana de l'Aviation» 2000-02 (363)