Итальянский след
1
Линейный корабль «Фрунзе»
Уважаемые коллеги! Моя очередная фантазия на морскую тему привела к следующему опусу. Поскольку некоторая неосведомленность (проще сказать не ученость) не позволяет произвести точные расчеты, привожу «почти» одни импровизации. Корпусная тема взята из «Джулио Чезаре», главные механизмы от «Измаила» вперемешку с новыми английскими, вооружение поначалу родное, но фантазия в конце перенаправилась на Флак-42. А уж малокалиберная артиллерия вовсе сильно модернизированный «пом-пом» только калибра 30 мм. Надеюсь сие произведение подвигнет кого-нибудь на более реалистичный и основательный путь.
Коренная модернизация 1927 – 1932 – 1938 годов
На «Особом совещании», созванном в НТКМ 10 марта 1927 года начальником ВМС РККА Р. А. Муклевичембыл, затронут вопрос о достройке черноморского линкора «Демократия», в дальнейшщем "Фрунзе" и модернизации балтийских линкоров «Марат» и «Октябрьская революция». Линкор «Парижская коммуна» перестраивался по минимальному проекту, а линкор «Фрунзе» сдали для разделки на металл.
Советским кораблестроителям предстояло создать на базе дредноута (Демократия) современный корабль, способный противостоять английским (типа Айрон Дюк, Орион), французским (типа Жан Бар, Нормандия) дредноутам, либо уйти от более мощного противника. Такая узко поставленная задача в принципе позволяла найти приемлемый компромисс между важнейшими характеристиками: скоростью, дальностью плавания, защитой и наступательной мощью. В известной степени возможности были ограничены — особенно в отношении защиты и главного калибра, давно не отвечавших требованиям времени. К тому же слабая противоторпедная защита при возросшей эффективности торпед и мин требовала на ее установку много веса и пространства, что ограничивало количество дополнительно устанавливаемой брони, вооружения и оборудования. Зато имелось и ощутимое преимущество — черноморские корабли не нуждались в большой дальности плавания, и за счет сокращения запасов топлива можно было улучшить другие характеристики. Замена башен с орудиями большего калибра, не имевшая прецедентов ни до, ни после, была невозможна по следующим причинам: 1) создание орудийных установок крупного калибра требует времени, соизмеримого с временем постройки всего линкора; 2) такая замена неизбежно сопровождается уменьшением числа орудий в башне; 3) технически такая замена осуществима только в случае, если она была предусмотрена в первоначальном проекте, как это имело место с немецкими линкорами типа «Гнейзенау» и японскими тяжелыми крейсерами типа «Могами» и «Тоне».
Проект модернизации был разработан в НТКМ.
Очень непросто обстояло дело с заменой главных механизмов, несмотря на то, что такое уже неоднократно делали англичане и японцы на своих крупных кораблях. Решался вопрос о буксировке корабля на Балтику и ремонте в Ленинграде. Но решили по-другому. Механизмы с недостроенного «Измаила» пароходами отправляли в Николаев. Не смотря на дороговизну, затраты составили около 4 млн. рублей с монтажом, такая работа себя оправдала. Ведь пока демонтировались «донорские» механизмы, в Николаеве, по сути, остался один корпус, который поставили в док для переделки носовой части.
За счет добавления новой секции общая длина увеличилась до 192 м, что давало большее отношение длины к ширине, необходимое для получения высокой скорости. Новую носовую часть как бы надели на старый корпус до середины носового барбета. Киль теперь проходил параллельно ватерлинии вплоть до старого таранного форштевня (который так и остался внутри корпуса вместе с наклонной частью старого киля), где с небольшим радиусом округления переходил в новый форштевень современной формы.
В кормовой части очертания каземата сохранились, хотя амбразуры орудий в нем заделали. В ходе модернизации (читай нового строительства) сняли все надстройки, башни, среднюю артиллерию, часть брони. Корпус полностью «выпотрошили», удлинили, установили в нем противоторпедную защиту, новые котлы и турбозубчатые агрегаты, усилили палубное бронирование и поставили новые надстройки.
В результате получился линкор, способный, по мнению проектировщиков, не без шансов на успех вести дуэль даже с «Английскими королевами». Что касается большинства кораблей других стран с 356 — 406-мм орудиями, то модернизированный корабль, благодаря большей скорости хода и повышенной дальнобойности орудий, мог вести с ними дуэль на дальней дистанции, а при необходимости — прервать бой и уйти.
В соответствии с требованиями повышения живучести для новой энергетической установки приняли эшелонное расположение котельных и турбинных отделений, снижающее риск потери хода от одного удачного попадания. На корабле поставили четырехвальные установки с новейшими турбозубчатыми агрегатами фирмы «Парсонс» и двенадцатью трехколлекторными котлами «усовершенствованный Ярроу» с давлением пара 22 атмосферы. Впрыск нефти в топку каждого котла осуществлялся через семь форсунок. Каждый турбоагрегат имел параллельно работающие на зубчатый редуктор одну ТВД и две ТНД (последние с турбинами заднего хода), два главных и вспомогательный конденсоры. У оконечностей броневой цитадели появились отделения дизель-генераторов, обеспечивавших подачу энергии при отсутствии пара в котлах.
Гребные винты были трехлопастными. Проектная мощность энергетической установки оценивалась в 60000 л.с., скорость— 25 узлов, а при форсировке — 73 300 л.с. и 27 узлов.
Изменение архитектуры
Полное водоизмещение составило 30657 т. Вес корпуса после модернизации возрос на 2827 т, из которых около 1000 т пришлись на дополнительную броню.
Полностью переделали надстройки. Носовая башенноподобная надстройка умеренной высоты с КДП наверху, две близко расположенные дымовые трубы и треногая грот-мачта, стали характерной особенностью нового корабля.
Поперечные переборки, из которых до нижней палубы доходило 17, до главной — 11 и до верхней — 6, имели до пяти дверей. Экипаж состоял из 36 офицеров и 1344 матросов.
Вооружение
После модернизации вооружение состояло из девяти орудий 305 в трех 3-орудийных башнях, двенадцати орудий 130 в палубной установке с башнеподобными щитами, восьми 76,2 зениток в одиночных установках со щитами и 12 пулеметов.
Ночную стрельбу, а также стрельбу 76,2-мм зениток обеспечивали небольшие директоры с 1,5-метровыми дальномерами, расположенные в башенках по бокам носовой надстройки.
В целом зенитное вооружение было слабым. Отсутствие хорошего универсального орудия заставляло конструкторов ставить на линкор раздельные батареи противоминного и зенитного калибра, ограничивая число стволов и того, и другого.
Проект модернизации башен был разработан КБ Ленинградского металлического завода им. Сталина (главный конструктор Д.Е.Бриль) в 1937 году. В результате ее проведения 305-мм трехорудийные башенные артиллерийские установки подверглись обширной модернизации, в результате которой увеличились предельные углы вертикального наведения до +40°, и примерно на 25% повысилась скорострельность. Предельная дальность стрельбы штатным снарядом возрастала до 161 кб.
С 1939 года фирмами «Рейнметал-Борзиг», «Круп» и «Ганомаг» поставлены комплекты 130 мм спаренных универсальных установок с системами управления огнем.